Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанрах изобразительного искусства, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр портрета», «композиция»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-портретистов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
ситуациях, отзывчивы к красоте образа женщины-матери в искусстве
Методы и формы
обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины
Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, пропорция, композиция
Образовательные
ресурсы
Интернет-ресурсы: http://www.pedsovet.su, http://www.festival.1september.ru
Наглядно-демонстрационный материал
Мультимедийный ряд: репродукции картин: А. Дейнека «Мать», К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»), И. Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: песня «Красивая мама», сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского
Оборудование
Доска, компьютер. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка
Деятельность учащихся
Формы
организации совзаимодействия
Универсальные
учебные действия
Промежуточный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный
момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся
к уроку. Эвристическая беседа.
– Здравствуйте, ребята! Прослушайте
музыкальное произведение и скажите,
о ком пойдет речь на нашем уроке.
Звучит песня «Красивая мама»,
сл. С. Богословского, муз. Э. Колмановского.
Красивые мамы, на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо…
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает…
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама все это прощает.
Под грузом забот, не сгибаясь, упрямо,
Она выполняет свой долг терпеливо…
Красива по-своему каждая мама –
Любовью своей материнской красива.
Нас в детстве она забавляет игрушкой,
Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо…
Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,
Но будешь по-прежнему самой красивой!
Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к песне
о маме.
Слушают
музыку.
Отвечают
на вопросы
Фронтальная работа
Личностные: понимают
значение знаний для чело-
века и принимают его;
имеют желание учиться, проявляют эмоционально-
ценностное отношение
к музыкальному произведению о маме
Устные
ответы
II. Изучение нового материала
Словесноиллю-
стративный рассказ с элементами беседы
по теме «Образ женщины-матери сквозь века»
– Самое дорогое, родное, святое, что есть у человека, связано с мамой.
Земля, родина, природа, красота, любовь –
каждое из этих слов можно соединить
со словами «матушка», «мать», «материнство». Из века в век было вечным единство матери и ребенка. Об этом создают свои картины художники разных
народов.
Перед вами репродукции картин очень известных художников, запечатлевших на своих полотнах образ женщины.
Интересно воплощена эта тема в картине «Мать» художника А. А. Дейнеки (1899–1969).
Ее композиция удивительно проста:
на гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребенком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные, трепетные чувства к прильнувшему к ее плечу малышу.
Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой
фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребенка.
Картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»).
Слушают учителя, обсуждают, отвечают на вопросы.
Фронтальная работа.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета
«Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о женщине-матери в произведениях художников-портретистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную
задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;
согласовывать свои действия с партнером; активно
– И эта картина, написанная русским художником Козьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным в 1920 г., передает материнскую заботу и любовь. Молодая женщина с ребенком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, города, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий.
Но все это – лишь временный фон основного изображения женщины-матери.
Не случайно она повернулась спиной
к городу. Ее главная забота – это забота
о ребенке, о его настоящем и будущем.
– Ребята, скажите, похожа эта картина
на произведения изобразительного искусства, которые мы с вами видели до этого? Чем она похожа? (Образом: обнимая и ласково сжимая руку ребенка, мать так же оберегает свое дитя от жизненных невзгод.)
– По-новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой
Отечественной войны. Все знают плакат художника Ира́клия Моисе́евича Тоидзе «Родина-мать зовет!». В суровые годы военных испытаний прозвучал материнский призыв к защите Родины. Невозможно уйти от прямого, открытого взгляда женщины-матери.
Отвечают
на вопрос.
Фронтальная
работа.
слушать одноклассников
и учителя
Жест поднятой вверх руки многим напоминает известный образ Богоматери Оранты, молящейся за спасение человечества.
– Ребята, какой мы можем сделать вывод, посмотрев эти произведения искусства? (Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Образ женщины-матери являлся идеалом женской красоты.)
Отвечают
на вопрос
Фронтальная работа
Устные
ответы
III. Творческая практическая деятельность
Организация
рабочего места. Составление плана работы.
Рисование портрета на тему «Улыбка мамы»
– Задумайтесь и представьте себе лицо
своей мамы, бабушки. Загляните в ее глаза прямо сейчас, в своем воображении.
Переверните альбомный лист и подумайте: какой тип портрета мы с вами будем сегодня рисовать?
– Теперь нарисуйте маму или бабушку.
Главное не внешнее сходство. Главное – попытаться передать в рисунке свои
чувства.
– Придерживайтесь составленного плана работы:
1. Выбор положения листа (вертикально или горизонтально).
2. Компоновка изображения на листе.
3. Построение рисунка головы.
4. Пропорции лица. Проработка деталей.
5. Дополнительные элементы, работающие на образ.
6. Работа в цвете.
7. Обобщение
Составляют план работы над рисунком.
Работают
с красками
Индивидуальная работа
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; производят самоконтроль за выполнением работы.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
Наблюдение.
Выполнение рисунка
IV. Итог урока. Рефлексия
Выставка работ учащихся.
Обобщающая беседа
– Сегодня на уроке мы познакомились
с творчеством художников, воспевших красоту женщины.
– Что являлось и является главным идеалом красоты женщины в творчестве этих художников?
– Да, идеалом главным и неизменным
является идеал материнства. Красота женщины – это красота материнства.
– К какому идеалу стремились художники всех времен и народов?
– В чем особенность воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX в.?
Отвечают
на вопросы
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для чело-
века, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения из жизни с оценкой увиденного в произведениях искусства.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке
Устные
ответы