ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКОЕ НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2057»
ОГРН 1025003750628 ОКПО 06045146 ИНН 5030032182 КПП 775101001
143390, г. Москва, п. Кокошкино, пос. Кокошкино, Дачная ул., 3а
Тел. 8(495) 847-85-57 е-mail: [link] с видеопроектором.
МУЗЫКА
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В 3-ем КЛАССЕ
урока
Тема урока
страницы учебника
Разделы, темы.
Задачи урока.
Основные понятия.
Характеристика
учебной
деятельности учащихся
Дата проведения
1 модуль: В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (14 часов)
1
1
Концертные залы.
Формирование представлений о концертах как одной из наиболее распространённых форм публичных выступлений музыкантов. Знакомство с историей концертов и знаменитыми концертными залами России и зарубежных стран. Развитие культуры восприятия музыки и музыкально% исполнительской деятельности. Формирование у учащихся установки на посещение концертных залов.
Концерт. Концертный зал. Знаменитые концертные залы. Афиша и программа концерта. Правила поведения в концертном зале.
Слушать знакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей). Исполнять песни из программы для 2 класса.
1-ая
учебная неделя
2
2
Концерт хоровой музыки.
Развитие культуры восприятия музыки, вокальнохоровых умений и навыков учащихся. Воспитание интереса к хоровому пению. Музыкальноэтическое воспитание учащихся. Формирование у учащихся установки на посещение концертов хоровых коллективов. Хор. Виды хоровых коллективов. Известные российские хоры. Правила поведения хора на сцене. Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов.
Хор. Виды хоровых коллективов. Известные российские хоры. Правила поведения хора на сцене.
Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора). Исполнять в хоровом исполнении песню «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) — повторение.
2-ая
учебная неделя
3
3
Концерт хоровой музыки: гимн.
Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации, с историей гимнов нашей страны. Дальней% шее развитие культуры музыкального воспрития, вокально-хоровых умений и навыков учащихся. Патриотическое воспитание.
Гимн. Виды гимнов.
Слушать и исполнять Государственный гимн Российской Федерации (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна).
3-ая
учебная неделя
4
4
Концерт хоровой музыки: хор.
Знакомство учащихся с православным церков но=певческим искусством как одним из важных пластов традиционной отечественной музыкальной культуры. Дальнейшее развитие умений и навыков хорового пения. Воспитание уважительного отношения к религиозному искусству. Духовно-нравственное воспитание.
Церковный хор. Знаменный распев. Концерты церковных хоров.
Слушать знаменный распев; «Всенощное бдение» П.И. Чайковского (фрагмент). Исполнять обиходные церковные песнопения (например, фрагмент Символа Веры, тропарь Рождеству Христову, просительную ектению).
4-ая
учебная неделя
5
5
Концерт хоровой музыки: кантата.
Продолжение знакомства учащихся с различными жанрами хоровой музыки и её художественно-образным содержанием. Дальней% шее знакомство с творчеством композиторов П.И. Чайковского и Н.А. Римского=Корсакова. Дальнейшее формирование представлений учащихся о связи русской классической музыки с литературой и поэзией (на материале произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова). Развитие интереса к хоровой классической музыке как важной части культурного наследия России.
Хор как хоровое произведение. Хоры русских композиторов-классиков. Хоровые «краски».
Слушать и исполнять хор девушек из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (первую фразу); хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизации на темы «Девицы-красавицы», «Чудесный сон».
Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать на темы «Девица=красавица», «Чудесный сон».
5-ая
учебная неделя
6
6
Концерт камерной музыки.
Знакомство с кантатой как одним из жанров музыки. Развитие представлений о взаимосвязи музыки с историей нашей страны, с другими видами искусства. Патриотическое воспитание.
Кантата. Композитор С.С. Прокофьев. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины.
Слушать и исполнять кантату «Александр Невский С.С. Прокофьева (фрагменты различных частей); «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева). Исполнять русскую народную песню «Вспомним, братцы, Русь и славу»; песню «Родина моя» (муз. Ю. Гурьева, сл. С. Виноградовой).
6-ая
учебная неделя
7
7
Концерт камерной музыки: романс.
Дальнейшее знакомство учащихся с музыкальными жанрами. Развитие музыкального восприятия, художественно-эстетического вкуса и потребности в посещении концертов классической музыки в концертных залах. Формирование установки на посещение концертов камерной музыки.
Камерная музыка. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Малые музыкальные формы. Знаменитые музыканты-исполнители.
Слушать записи концертов камерной музыки (фрагменты): произведений камерной музыки в исполнении знаменитых музыкантов. Исполнять камерные вокальные произведе%ния композиторов-классиков для детей (повторение).
7-ая
учебная неделя
8
8
Концерт камерной музыки: пьеса.
Формирование у учащихся представлений о романсе. Знакомство с композиторами — авторами знаменитых романсов. Развитие музыкального восприятия и вокальных способностей учащихся.
Романс. Музыкальные «краски» и образы романсов.
Слушать романсы: «Белеет парус одинокий» (муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова, сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьева сл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино»(муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Исполнять мелодекламации текстов романсов.
8-ая
учебная неделя
9
9
Концерт камерной музыки: соната.
Формирование у учащихся представлений о пьесе как одном из жанров камерной инструментальной музыки. Развитие музыкально-исполнительских умений и навыков учащихся. Дальнейшее формирование представлений учащихся о связи русской классической музыки с народной культурой и историей нашей страны.
Пьеса. Композитор А. Лядов и его пьесы для фортепьяно.
Слушать пьесы из цикла «Бирюльки» А. Лядова; «Про старину» А. Лядова. Исполнять старинные русские народные песни (повторение). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкально-инструментальные импровизации на тему «Бирюльки» («Бирюлька-юла», «Бирюлька — пирамидка», «Бирюлька-самовар» и др.) на игрушечных музыкальных инструментах. Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арттерапии «Зеркало», «Юла» (повторение). Рисовать под музыку миниатюры на тему «Про старину».
9-ая
учебная неделя
10
10
Концерт симфонической музыки.
Знакомство учащихся с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование у них первоначальных представлений о сонатной форме. Развитие представлений о взаимосвязях художественно-образного содержания музыки и изобразительного искусства. Художественно-эстетическое воспитание.
Соната. Композитор Л.В. Бетховен и его сонаты.
Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена. Исполнять песню «Сурок» (муз. Л.В.Бетховена, русский текст Н. Райковского). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкальную картину на тему одной из картин М. Чюрлёниса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звёздная соната»); музыкальную импровизацию «Мелодия лунной ночи». Дополнительные виды учебной деятельности Знакомиться с картинами М. Чюрлёниса, в названиях которых встречается слово «соната». Обсуждать различные предположения (гипотезы) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях живописных полотен.
10-ая
учебная неделя
11
11
Концерт симфонической музыки: симфония.
Развитие представлений учащихся о симфонической музыке, симфоническом оркестре и его составе. Развитие культуры восприятия музыки и интереса к музыкально-исполнительской деятельности. Формирование у учащихся установки на посещение концертов симфонической музыки.
Симфоническая музыка. Симфонический оркестр. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Знаменитые симфонические оркестры.
Слушать «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена. Повторять исполнение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гимна РФ. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах имитацию игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»).
11-ая
учебная неделя
12
12
Концерт симфонической музыки: симфония.
Знакомство учащихся с симфонией как крупной музыкальной формой. Дальнейшее знакомство с образами природы в музыке. Развитие представлений учащихся о взаимосвязи классической и народной музыки, музыки, поэзии и других видов искусства. Развитие творческого воображения.
Симфония. Взаимосвязь симфонической и народной музыки. Музыкальные и поэтические образы природы.
Слушать симфонию №1 (Зимние грёзы) П. Чайковского. (фрагмент). Исполнять романс «Зимний вечер» (муз. М. Яковлева, сл. А. Пушкина); мелодекламацию стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»; русскую народную песню «Цвели цветики». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковые картины, ритмические и мелодические импровизации на темы: «Музыка зимы», «Зимние грёзы». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать фантазию на тему «Зимние грёзы».
12-ая
учебная неделя
13
13
Концерт симфонической музыки: симфоническая картина.
Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки и творчеством композитора А. Лядова.
Симфоническая картина. Сказочные музыкальные образы.
Слушать симфонические картины А. Лядова «Баба-яга» (фрагменты); «Волшебное озеро» (фрагменты). Исполнять песни о сказочных персонажах (например, игровую русскую народную песню «Баба-яга», «Песенка Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмическую импровизацию на тему «Баба-яга, костяная нога» (на любых на% родных музыкальных инструментах). Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнение арттерапии «Звуковые волны».
13-ая
учебная неделя
14
14
Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита.
Дальнейшее знакомство с жанрами симфонической музыки. Продолжение формирования у учащихся представлений о взаимосвязи русской классической и народной музыки Актуализация знаний о жанрах русских народных песен. Сравнение музыкальных «красок» (средств художественной выразительности) симфонической и народной музыки. Этнокультурное воспитание.
Симфоническая сюита. Музыкальные образы русской старины.
Слушать симфоническую сюиту А.К. Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра» (фрагменты). Исполнять русские народные песни «Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот»; повторять русские народные песни различных жанров (шуточные, колыбельные, хоровод ные, плясовые).
14-ая
учебная неделя
2 модуль: В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (13 часов)
15
1
Музыкальные театры.
Формирование у учащихся представлений о музыкальном театре и его устройстве. Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами разных стран. Формирование у учащихся установки на посещение музыкальных театров. Знакомство с основами театрального этикета, воспитание культуры поведения.
Музыкальный театр. Виды музыкальных театров. Знаменитые музыкальные театры. Правила поведения в театре.
Слушать фрагменты музыкальных спектаклей. Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки).
15-ая
учебная неделя
16
2
Опера.
Формирование у учащихся первоначальных представлений об опере как о крупном музыкально-сценическом произведении. Развитие представлений о взаимосвязи в оперном спектакле различных видов искусства. Формирование установки на посещение оперных спектаклей. Полихудожественное воспитание.
Опера. Виды искусства, объединённые в оперном спектакле. История возникновения оперы. Либретто.
Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору учителя). Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», хора «Девицы-красавицы» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)
16-ая
учебная неделя
17
3
Опера. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Создание у учащихся целостного представления об опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» как шедевре классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальны% ми «красками», с помощью которых они были созданы композитором. Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание.
Русская классическая опера. Реальные и фантастические музыкально-поэтические образы.
Слушать хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); старинные народные свадебные песни; песню Бояна, каватину Людмилы, арию Руслана, рондо Фарлафа, марш Черномора, музыку к танцам разных народов (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»). Представлять инсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора).
17-ая
учебная неделя
18
4
Опера. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
18-ая
учебная неделя
19
5
Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».
Создание у учащихся целостного представления об опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» как шедевре классической музыки. Знакомство с музыкальными «портретами» действующих лиц оперы и музыкальными «красками», с помощью которых они были созданы композитором. Нравственно-эстетическое и этнокультурное воспитание.
Русская классическая опера. Музыкальные образы древнерусской мифологии и традиционной народной культуры.
Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», арию Снегурочки (из Пролога), песни Леля, песню слепцов-гусляров, хоры «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли». Исполнять русские народные песни «Прощай, Масленица», «А мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание эскиза декорации к опере «Снегурочка»; музыкальную картину% импровизацию «Весенний лес в Стране берендеев»; озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина». Создавать пластические импровизации на темы: «Шествие царя Берендея», «Пляска скоморохов». Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арттерапии «Перекличка птиц» и «Лесное эхо» (повторение). Рисовать пейзаж «Ярилина долина».
19-ая
учебная неделя
20
6
Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».
20-ая
учебная неделя
21
7
Оперы для детей.
Знакомство учащихся с оперными спектаклями для детей и детским музыкальным театром им. Н. Сац. Развитие музыкально-слуховых представлений о современном музыкальном языке. Дальнейшее формирование установки на посещение оперных спектаклей. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.
Детский музыкальный театр. Оперы современных композиторов для детей.
Слушать фрагменты детских опер. Исполнять фрагмент оперы А. Зарубы «Репка». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Репке»). Инсценировать «Песенку весёлых козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репке»).
21-ая
учебная неделя
22
8
Балет. Б. Чайковский, опера «Лебединое озеро».
Формирование у учащихся первоначальных представлений о балете как крупном музыкально-сценическом произведении. Развитие представлений о взаимосвязи в балетном спектакле различных видов искусства. Формирование у учащихся целостного представления о балете П. Чайковского «Лебединое озеро» как шедевре классической музыки. Формирование представлений о музыкально-хореографических образах природы и сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.
Балет. Виды искусства, объединённые в балетном спектакле. История возникновения балета.
Музыкально-хореографические образы природы и сказочных героев.
Слушать фрагменты балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец». Исполнять характерные движения одного из старинных бальных (придворных) танцев, пластическую импровизацию «Музыкальные волны» под музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские темы или балета-фантазии.
22-ая
учебная неделя
23
9
Балет. Б. Чайковский, опера «Спящая красавица».
Формирование у учащихся целостного представления о балете П.И. Чайковского «Спящая красавица» как шедевре русской классической музыки. Дальнейшее формирование представлений о музыкально-хореографических образах сказочных героев. Художественно-эстетическое и полихудожественное воспитание.
Музыкально-хореографические образы красавицы, принца и других сказочных персонажей.
Слушать и исполнять начало мелодии (на звук «А») вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание рисунка «Красавица» или «Принц». Представлять музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к балету «Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и белая кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Фея Сирени и фея Карабос»; исполнять танцевальные движения вальса. Дополнительные виды учебной деятельности. Рисовать Красавицу и Принца.
23-ая
учебная неделя
24
10
И. Стравинский, балет «Петрушка».
Первоначальное знакомство с историей «Русских сезонов» в Париже. Формирование у учащихся целостного представления о балете И. Стравинского «Петрушка» как шедевре русской музыки ХХ века. Знакомство с музыкально-хореографическими образами народа и народных праздничных увеселений. Художественно-эстетическое и этнокультурное воспитание.
Музыкально-хореографические образы.
Слушать фрагменты балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Исполнять песни «Петрушка» (муз. И. Арсеевой, сл. Н. Френкеля); «Петрушка» (муз. И. Брамса, сл. неизвестного автора). Создавать танцевальную импровизацию под музыку «Русская» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Инсценировать «Народные гулянья на масляной» (по либретто оперы И.Ф. Стравинского «Петрушка») — проектная деятельность.
24-ая
учебная неделя
25
11
В детском музыкальном театре.
Продолжение знакомства учащихся с детским музыкальным театром. Развитие интереса к балетному искусству. Дальнейшее формирование представлений об особенностях современной музыки и хореографии.
Детский музыкальный театр. Детские оперные спектакли. Сказочные музыкально-хореографические образы.
Слушать фрагменты детских балетных спектаклей. Исполнять на звук «А» музыкальные темы из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (повторение). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкальные «портреты» персонажей детских балетных спектаклей с помощью любых музыкальных инструментов. Инсценировать одну из сцен балета С.С. Прокофьева «Золушка» (проектная деятельность). Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок; макет декорации для одного из детских балетов; гримировать одного из персонажей сказочного балета.
25-ая
учебная неделя
26
12
Оперетта.
Первоначальное знакомство учащихся с опереттой и с известными театрами оперетты. Сравнительный анализ оперетты с другими видами музыкально-сценического искусства. Знакомство с постановками оперетт в Детском музыкальном театре им. Н. Сац. Формирование интереса к жанру оперетты и установки на посещение театра оперетты. Музыкально-эстетическое и полихудожественное воспитание.
Оперетта. Театры оперетты. Детские оперетты. Сказочные образы в опереттах.
Слушать фрагменты известных оперетт (например, «Летучая мышь» (муз. И. Штрауса), «Принцесса цирка» и «Королева чардаша» (муз. И. Кальмана). Исполнять фрагмент одной из детских оперетт. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизацию на тему «Песенка Кота в сапогах» или «Танец Кота в сапогах» (любой музыкальный инструмент).Подготовить постановку фрагментов детской оперетты ( например, «Репка» П. Аедоницкого) (проектная деятельность).
26-ая
учебная неделя
27
13
Мюзикл.
Формирование у учащихся первоначальных представлений о мюзикле как крупном музыкально-сценическом произведении. Сравнительный анализ мюзикла с другими видами музыкально-сценического искусства. Развитие представлений о современном языке музыкально-сценического искусства.
Мюзикл и его происхождение. Мюзиклы зарубежных и российских композиторов. Детские мюзиклы.
Слушать фрагменты известных зарубежных мюзиклов («Ветсайдская история», «Кошки»), мюзиклов для детей. Исполнять фрагмент одного из детских мюзиклов. Участвовать в постановке фрагментов детского мюзикла (например, «Принц и нищий» А. Журбина) (проектная деятельность).
27-ая
учебная неделя
3 модуль: В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ (7 часов)
28
1
Музыкальные музеи.
Формирование у учащихся представлений о музыкальных музеях, их видах, экспонатах и музыкально-просветительной деятельности. Формирование у учащихся средствами музейной педагогики потребности в творческом освоении предметного мира музыкальной культуры, в его изучении и сохранении. Развитие у учащихся интереса к отечественному и мировому музыкальному наследию.
Музыкальный музей. Виды музыкальных музеев. Музыкальный экспонат. Музыкальное наследие, его сохранение и развитие. Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва). Дом-музей П.И. Чайковского (г. Клин).
Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского. Исполнение песни П.И. Чайковского (из цикла «16 песен для детей»).
28-ая
учебная неделя
29
2
Музыкальные инструменты.
Формирование у учащихся представлений о богатстве и разнообразии музыкальных инструментов разных времён, стран и народов. Формирование установки на знакомство с музыкальными инструментами-экспонатами музыкальных музеев. Развитие музыкально-познавательных интересов и музыкально-исполнительских потребностей учащихся.
Экспонаты музыкальных музеев.
Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых музыкальных инструментов; записи звучания старинной скрипки и других струнных музыкальных инструментов. Исполнять русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зелёном лугу», «Заиграй, моя волынка»); песню «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы). Создавать ритмо-пластические импровизации на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла».
29-ая
учебная неделя
30
3
Музыка и техника.
Развитие представлений учащихся о взаимосвязи музыки и техники. Формирование интереса к изучению различных музыкальных устройств, многообразных способов записи и воспроизведения звуков. Сравнительный анализ «живой» и «механической» музыки. Развитие умственных способностей и музыкально-познавательных интересов учащихся.
Экспонаты музыкальных музеев старинные музыкальные автоматы.
Слушать пьесу «Музыкальная табакерка» А. Лядова; пьесу «Шарманщик поёт» П.И. Чайковского; звучание механического пианино (в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств; звучание виниловых пластинок. Исполнять музыкальную игру «Граммофон». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах песню Л.В. Бетховена «Сурок» (повторение).
30-ая
учебная неделя
31
4
Музыка и изобразительное искусство.
Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства, дальнейшее формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств.
Экспонаты музыкальных музеев.
Слушать записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества. Исполнять «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).
31-ая
учебная неделя
32
5
Музыка и книга.
Развитие представлений детей о роли нотных изданий и книг о музыке в музыкальном мире.
Экспонаты музыкальных музеев.
Повторение исполнения песен, сопровождавших воображаемые экскурсии по музыкальному музею (например, «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).
32-ая
учебная неделя
33
6
Школа Скрипичного ключа.
Формирование у учащихся первоначальных представлений о сольфеджио как учебной дисциплине, которую изучают в детских музыкальных школах и студиях. Дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений о мажорном и ми% норном ладах как важных музыкальных «красках». Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю.
Формирование у детей знаний и слуховых представлений об интервалах. Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю.
Сольфеджио. Лад. Мажор и минор. Диез и бемоль. Тональность.
Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах. Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и «Про бемоль».
Слушать звучания различных интервалов. Исполнять пение по нотам различных интервалов; песню «Интервалы» (муз. О. Мандичевского, русский текст К. Алемасовой). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах различные интервалы на фортепьяно, детском синтезаторе или других музыкальных инструментах. Дополнительные виды учебной деятельности Сочинять и выполнять нотную запись мелодии и аккордов, состоящих из малых интервалов (от примы до терции). Рисовать на тему «Дружная семья интервалов».
33-ая
учебная неделя
34
7
Хоровой класс. Обобщение по курсу «Музыка в 3-ем классе».
Дальнейшее формирование у детей представлений о хоровом пении и об обучении ему в детских музыкальных школах и студиях. Воспитание ценностного отношения к школе, учению и учителю.
Исполнять упражнения на распевание; песню Л.М. Абелян «Петь приятно и удобно»; повторять хоровые произведения из программы по музыке для 3 класса.
34-ая
учебная неделя