Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании школьного на методическом совете «____» ___________ 2016г.
методического объединения школы Приказ № _____
учителей начальных классов «___» __________ 2016г. Директор школы
«___» _______________ 2016г. зам. дир. по УВР __________ Мясищева О.Н.
Протокол №___ ________ Иноземцева Н.И.
Руководитель МО
_______ __ Петина Г.Л..
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Рабочая программа
по
информатике
2 класс
на 2016-2017 учебный год
учитель Подколзина Т.И
2016 г
Пояснительная записка
Программа по информатике А.Л. Семёнова, Т.А. Рудченко разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования . Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника
Календарно-тематическое планирование составлено на основе тематического планирования для УМК Семенов А.Л., Рудченко Т. А. «Информатика, 3-4 классы»
Информация о количестве учебных часов:
Программа и материал УМК «Информатика» рассчитаны на 35 часов в год 1 час в неделю).
- Количество часов
Количество часов
в неделю
Количество контрольных работ
Проекты
35
1
2
5
Предметные результаты освоения предмета, курса
В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
предметные: владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
одномерная и двумерная таблицы;
круговая и столбчатая диаграммы;
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;
*ИКТ-квалификация
сканирование изображения;
запись аудиовизуальной информации об объекте;
подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
заполнение учебной базы данных;
создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).
-
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.
В результате изучения предмета «Информатика» во 2 классе учащиеся должны:
• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
• иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию;
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании;
• использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его двумерной таблице;
• иметь представление об операциях на цепочках и мешках: склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий, создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи (включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса.
Тематический план
№ п/п
Тема
Всего
Контрольные работы
Проекты
1
Правила игры
3ч
1
2
Области
7ч
1
3
Язык
6ч
2
4
Цепочка
7ч
5
Основы логики высказываний
3ч
1
6
Мешок
8ч
1
1
Всего
34
2
5
Содержание предмета, курса
Наименование темы Содержание учебного материала
Требования
к уровню подготовки
Перечень контрольных мероприятий
Правила игры
Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с компьютерными уроками.
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия. Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Работать по правилам игры: выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать информацию для решения задачи (на листах определений).
Раскрашивать картинки и фигурки в отсутствие ограничений и по правилу раскрашивания.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «заливка» в компьютерных задачах.
Понимать и принимать задачу, видеть её практическую ценность (развитие мотивов учебной деятельности).
Работать в компьютерной адаптированной среде: изготавливать с помощью компьютерного ресурса нагрудную карточку (бедж)
Проект №1
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.
Работать по правилам игры: раскрашивать фигурки и области фиксированным цветом.
Выбирать произвольно цвета для раскрашивания в рамках фиксированного набора
Сравнивать фигурки по различным признакам
Работать по правилам игры: выполнять действия «соедини», «обведи». Соединять две одинаковые фигурки. Обводить (выделять) две или несколько одинаковых фигурок. Раскрашивать области фигурок так, чтобы фигурки стали одинаковыми.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «карандаш» для выполнения действий «обведи», «соедини» в компьютерных задачах
Осуществлять сравнение и классификацию по форме и цвету бусин. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин
Работать в группе: сотрудничать в ходе решения задач со сверстниками, использовать групповое разделение труда, использовать речевые средства для решения задачи, вести диалог и др. Находить две одинаковые фигурки в большом наборе хорошо различимых фигурок. Применять общие информационные методы для решения задачи (использовать метод разбиения задачи на подзадачи)
Проект №2
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.
Выделять русские буквы и цифры из набора букв и знаков. Выделять одинаковые буквы и цифры. Использовать инструмент «текст» в компьютерных задачах.
Проект №3
Проект №4
Цепочка
Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке – понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия, связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д. Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.
*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.
Работать по правилам игры: выполнять действия «вырежи и наклей в окно», «нарисуй в окне». Сравнивать фигурки наложением. Вырезать и наклеивать в окно несколько одинаковых фигурок или бусин. Рисовать (строить) в окне бусину по описанию.
Работать в компьютерной адаптированной среде: использовать инструмент «лапка» для выполнения действия «положи в окно» в компьютрных задачах
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Выделять, достраивать, строить цепочку (мешок) соответствующую набору утверждений и их значений истинности.
Контрольная работа №1
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.
Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить графические, знаково-символические и телесные модели в виде мешков и таблиц. Выделять, достраивать и строить мешок по описанию, содержащему понятия есть, нет, всего, в том числе понятие пустой мешок. Выделять в наборе, достраивать и строить одинаковые и разные мешки. Заполнять одномерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его одномерной таблице.
Работать в компьютерной адаптированной среде: собирать мешок с помощью инструмента «лапка» и библиотеки объектов в компьютерных задачах
Обрабатывать и анализировать информацию. Искать графическую и текстовую информацию в рамках одной задачи. Сопоставлять описание объекта и его изображение
Контрольная работа №2
Проект №5
Календарно-тематическое планирование
п/п Дата
Тема
Кол-во час
план
факт
Правила игры - 3ч
1.
6.09
Раскрась, как хочешь.
1
2.
13.09
Правило раскрашивания. Цвет.
1
3.
20.09
Проект №1
«Моё имя».
1
Области — 6ч
4.
27.09
Области.
1
5
4.10
Одинаковые (такая же), разные.
1
6.
11.10
Обведи. Соедини
1
7
18.10
Бусины. Одинаковые бусины, разные бусины.
1
8
25.10
Проект №2 «Разделяй и властвуй».
1
9.
1.11
Нарисуй в окне. Вырежи и наклей в окно.
1
Язык — 1ч
10.
15.11
Все, каждый. Буквы и цифры.
1
Цепочка — 1ч
11.
22.11
Цепочка: бусины в цепочке.
1
Области — 1ч
12.
29.11
Сколько всего областей.
1
Основы логики высказываний - 3ч
13.
6.12
Истинные и ложные утверждения.
1
14.
13.12
Есть – нет.
1
15.
20.12
Контрольная работа №1
1
Цепочка — 4ч
16.
27.12
Одинаковые цепочки. Разные цепочки.
1
17.
17.01
Бусины в цепочке.
1
18.
24.01
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
19.
31.01
Алфавитная цепочка. Слово.
1
Язык — 4ч
20.
7.02
Раньше – позже.
1
21.
14.02
Имена. Если бусина не одна. Если бусины нет.
1
22.
21.02
Проект №3 «Буквы и знаки
в русском тексте».
1
23.
28.02
Словарь.
1
Цепочка — 2ч
24.
7.03
Бусины в цепочке.
1
25.
14.03
Бусины в цепочке.
1
Язык — 1ч
26.
21.03
Проект №4 «Записная книжка».
1
Мешок - 8ч
27.
4.04
Мешок.
1
28.
11.04
Одинаковые и разные мешки.
1
29.
18.04
Мешок бусин цепочки.
1
30.
25.04
Мешок бусин цепочки.
1
31.
2.05
Таблица для мешка (одномерная).
1
32.
16.05
Проект №5 «Одинаковые мешки»
1
33.
23.05
Контрольная работа №2
1
34.
30.05
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач.
1
35
Резервный урок