Технологическая карта урока адыгейской литературы в 4 классе по сказке Добрая девушка.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока: Адыгейская народная сказка «Добрая девушка».

освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности

Метапредметные:

Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Образовательные ресурсы: иллюстрации к сказке.


Организационная структура урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Какие бывают сказки?

- В чем особенность волшебной сказки?

- О чем рассказывают бытовые сказки?

- Что положено в основу сказок о животных?

- Приведите примеры волшебных, бытовых, сказок о животных.




Отвечают на вопросы учителя.

Сказка – это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях. В отличие от других прозаических жанров фольклора (предания, легенды, мифологического рассказа), которые передаются как достоверные повествования, сказка всегда имеет установку на вымысел. Это значит, что рассказчик и слушатель понимают, что того, что рассказывается в сказке, не было на самом деле. Главное в сказке – занимательность, игра творческого воображения. Но за вымыслом всегда скрывается глубокий смысл, в сказках отражаются представления народа о добре и зле. Сказочные герои четко делятся на «хороших» и «плохих». Добро, правда, справедливость, дружба, любовь побеждают, а зло, ложь, несправедливость, вражда терпят поражение.

В волшебных сказках действуют фантастические герои и происходят фантастические приключения героев, чудесные превращения.

В бытовых сказках герои проявляют необычайные личные качества: ум, ловкость, смекалку, чувство юмора, самоотдачу без помощи чудесных предметов и волшебных помощников. Часто в центре бытовой сказки оказывается хитрец, ловко находящий выход из трудных жизненных ситуаций, а иногда – простак, проявляющий беспредельную глупость, вызывающую смех слушателей.

В сказках о животных обычно человек не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только человеческой речью, но и человеческими качествами, решающие человеческие проблемы.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

Задает вопросы по выставке книг. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.



Рассмотрите выставку книг. Что общего у этих книг? На какие две группы можно распределить эти сказки?

Как отличить адыгейскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем? Кто ее автор?

Сегодня будем исследовать, анализировать сказки, находить взаимосвязи литературной сказки с народной сказкой. Выясним, какие выразительные средства использовал адыгейский народ в своей сказке, дадим характеристику героям, определим главный внутренний смысл сказки.

Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Книги можно разделить на адыгейские народные сказки и на литературные.

Объясняют смысл пословицы «Делай добро и бросай его в воду»








Объясняют смысл пословицы «Сделанное добро не продается».


В конце урока мы определим, чему учит сказка «Добрая девушка»



Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Первичное знакомство с произведение.

Читает сказку. Задает вопросы по содержанию произведения.

Прочтите внимательно слова, которые написаны под названием сказки.

- Какие постоянные сказочные элементы вы встретили в этой сказке?

- Какие черты характера доброй девушки раскрываются в этой сказке?

- Что олицетворяет собой Нагучица?

- Какие ситуации повторяются в сказке и почему?

- Как можно было бы проиллюстрировать один из эпизодов сказки?

- Какие русские народные сказки напоминает эта?

Работа с иллюстрацией к сказке.

- Какими вы представляете героев сказки?

- Какой эпизод изобразил художник?

- Подберите подпись к иллюстрации – слова из сказки.

- Какие иллюстрации нарисовали бы вы?


Читают сказку. Отвечают на вопросы учителя.


Объясняют значения слов, записанных на доске:

Дуней – свет, мир, вселенная.

Нагучица - старуха-колдунья, Баба-яга.


Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить монологические высказывания

IV. Художественные средства,
которые использованы в сказке «Добрая девушка»

Организует работу по теме урока. Задает
вопросы.

Какие художественные средства использует автор в сказке?


Сравнение – это когда один предмет сравниваем с другим предметом. Найдите в тексте сравнения.





Олицетворение – перенос признаков живого существа на неживой предмет. Найдите в тексте олицетворения.




Эпитет – это образное определение предмета, явления в виде сравнения. Метафора – это скрытое сравнение. Признак метафоры – ее можно пересказать с помощью слов «как» и «похож». Найдите в тексте эпитеты и метафоры.



Какие вы нашли в сказке пословицы?

Читая волшебные сказки, мы встречаем сказочные выражения, которые есть во многих сказках. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.

Отвечают на вопросы учителя. Подтверждают свое мнение строчками из текста.

Автор использует в сказке такие художественные средства, как олицетворения, сравнения,
эпитеты.

В сказке мы нашли приемы олицетворения: «старый колодец сказал», «попросила девушку старая печь», «сказала печь, передавая девушке булки».

Мы нашли эпитеты и метафоры, которые делают сказку поэтичной, выразительной, музыкальной. Их в сказке очень много, например: добрая дочь, светлый дуней, злая женщина, редкой красоты, красивая золотая кружка, счастливого пути, бедный человек, жирных овец, свежий белый хлеб, прекрасная и холодная вода и т. д.

Читают пословицу из сказки: «Том,кто сделал добро, впереди заготовлено добро»







Читают сказочные выражения: «Жили старик и старуха», «Пошла девушка куда глаза глядят», «Девушка пошла дальше своей дорогой»

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания

V. Черты народной сказки .

Перечитывание текста сказки с предварительным заданием.


Назовите признаки народной сказки.


Докажите, что в сказке есть все черты народной сказки.

В сказке есть черты народной сказки: есть волшебные силы, троекратные повторы, предметы и добро побеждает зло.

- Что в сказке кажется вам достоверным? Что могло быть на самом деле?

- Какие события явления, предметы носят фантастический характер?

- Как связаны между собой реальность и вымысел в сказке?


Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

В народной сказке можно выделить зачин, присказку, концовку.

Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. «Жили старик и старуха, была у них единственная дочь».

Есть присказка: «Так жили они в ладу и в счастье».

Есть также концовка. Сказка заканчивается так: «Правду говорят люди: том, кто сделал добро, впереди заготовлено добро».


Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы

VI. Анализ названия
сказки

Организует проблемную беседу.

Почему сказка называется «Добрая девушка»? Подберите синонимы к словам «девушка», «доброта».









Разберите слово «девушка» по составу, определите способ образования. Меняется ли значение слова?

Докажите примером из сказки.

Докажите строчками из текста.



Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Синонимы: дева,девица,девонька,девчушка.

Синонимы к слову «доброта»:добросердечие, (добро)сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость.

Суффиксальный способ образования: девушка – а(суффикс -ушк-) В этом слове суффикс уменьшительно-ласкательный, он меняет значение слова: это нежный, хрупкий, беззащитный человек.





Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить пересказ наиболее понравившегося отрывка из сказки, сделать к нему рисунок.

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу:

Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

Чем литературная сказка отличается от народной сказки? Что общего во всех сказках?

Какова главная мысль этой сказки? Чему был посвящен урок и какова его тема?


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.






Главное в сказке – добро побеждает зло.

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности



Использованная литература :

  1. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

  2. А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.

  3. Р.Б. Унарокова. Фольклор адыгов Турции. - М., 2004.

  4. С.Р. Агержанокова. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX- нач. XX.вв. - М., 2003.

  5. песни-плачи и рассказы. М., Ад. отд. кн. изд., 1994.

  6. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

  7. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

  8. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.

  9. З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.

  10. Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.

  11. А.М. Гадагатль. Героический эпос «Нарты». М., адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987.

  12. А.М. Гадагатль, М.А. Джандар, М.Н. Хачемизова. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., «Адыгея», 1990.

  13. М.М. Савченко, К.Г. Шаззо, А.А. Схаляхо. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.

  14. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып.1,2,3,4. М., отд. кн.изд., 1979 - 84.

  15. А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.








6