КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ Основы православной культуры и светской этики
Тема: «Представление православных христиан о Боге»
4 класс
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 сУИОП
г.Климовска
Цель урока: знакомство учащихся с представлениями православных христиан о Боге как о Творце, создавшем мир и любящем Своё творение.
Задачи урока: формировать первоначальные представления о Боге и Его роли в жизни человека, научить учащихся объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра, самостоятельно добывать знания и учиться их обобщать, развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание и понимание своей ответственности по отношению к своим поступкам, усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.
Ключевые понятия урока:
Постижение Бога осуществляется лишь через правильную христианскую жизнь.
"Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем"
(1 Ин.4;16.)
Комментарий к уроку:
Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает задание самостоятельно найти материал, иллюстрирующий представление православных христиан о Боге.
ПЕРВАЯ ГРУППА искала материал в «Детском катехизисе»
ВТОРАЯ ГРУППА искала материал, касающийся Божественных имен и свойств Бога.
ТРЕТЬЯ ГРУППА работала с источниками Христианства.
На доске:
"Се, стою у двери и стучу:
если кто услышит голос Мой и отворит дверь,
войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (От. 3; 20).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Молитва Святому Духу:
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих
и жизни Подателю, прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.
Дорогие друзья, каждый из нас приходит к Богу только САМ, каждый в СВОЕ время. У кого-то случается беда – и он ищет спасения в храме (к сожалению, взрослые люди в последнее время часто приходят в православный храм именно так), кто-то приходит из любопытства (а когда присмотрится, узнает «изнутри», то, как правило, остается); некоторые молодые мамы начинают посещать храм, чтоб оградить от возможных бед своих новорожденных детей. Счастливы те дети, родители которых сами ходят в храм и многое могут передать, рассказать детям; счастливы те, для кого православие стало нормой жизни. Хочется, чтоб вы пришли к Богу не от того, что у вас что-то случится, но чтоб познакомились с христианством с детства.
Вам повезло: вы знакомы с храмом не понаслышке, в наши школьные окна виден Храм священномученика Сергия, по праздникам всем нам хорошо слышен колокольный звон, многие из вас работали на благоустройстве его территории, сажали цветы, разбивали газоны, красили ограду. Да и отец Олег – частый гость в нашей школе. А в знакомое и любимое место всегда хочется идти…
Но речь сегодня не столько о храме, сколько о христианстве, о Боге.
Мы с вами разбились на группы, и каждая группа серьезно готовилась к сегодняшнему уроку. Давайте поделимся теми материалами, которые вам удалось разыскать и систематизировать. Итак, о представлении православных христиан о Боге рассказывает первая группа. Что вам удалось узнать?
Выступление ПЕРВОЙ ГРУППЫ:
Мы узнали, что если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы. Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».
Еще мы узнали, что слово «КАТЕХИЗИС» обозначает книгу, которая построена в форме вопросов и ответов.
Диакон Андрей Кураев в «Детском катехизисе» рассуждает следующим образом:
Кто создал Бога?
– Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть.
Где живет Бог?
– Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что – везде и нигде.
Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?
– У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное.
Как выглядит Бог?
– Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем – Бог это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: "Мать сыра земля". Смотрят на небо звездное и мыслят: "Бог в мире растворен". И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат святые отцы. Есть греческое выражение "апофатический метод богословия", то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Гл.1:18).
Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь: Иисус Христос – воплотившийся сын Божий, который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим его на иконах, как повествует о нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся.
УЧИТЕЛЬ: Спасибо. Интересно послушать, что расскажет нам вторая группа о Божественных именах и свойствах Бога?
Выступление ВТОРОЙ ГРУППЫ:
Мы поработали с материалами, автор которых Епископ Иларион (Алфеев):
В русский язык слово «Бог» вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.
Имя, с которым Бог открылся древним евреям, — Yahweh (Яхве) означает «Сущий», имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah— быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh — «Я есмь». Когда Бог говорит Моисею «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), это означает: Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой. Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве (Сущий) из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была и такая традиция: когда требовалось сказать «Бог», человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя не произносилось. На письме евреи обозначали Бога священнойтетраграммой (YHWH). Древние евреи прекрасно сознавали, что на человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога. Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание.
БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА
В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства.
Имя Господь обозначает верховное господство Бога над всей Вселенной. Имена Святой, Святыня, Святость, Освящение, Благой, Благость показывают, что Бог имеет в Себе всю полноту добра и святости, причем Он изливает это добро на все Свои создания, освящая их. «Да святится имя Твое», — обращаемся мы к Богу в молитве «Отче наш». То есть да будет Твое имя свято не только на небесах, в духовном мире, но и здесь, на земле: да святится оно в нас, чтобы мы стали святы, как Ты.
Бог также называется Мудростью, Истиной, Светом, Жизнью, Спасением, Искуплением, Избавлением, Воскресением, ибо только в Боге осуществляется спасение человека от греха и вечной смерти, воскресение к новой жизни.
Бог назван Правдой и Любовью. Имя Правды подчеркивает Божественную справедливость: Он Судья, наказывающий за зло и награждающий за добро. Так во всяком случае воспринимает Бога Ветхий Завет. Однако Новозаветное Благовестие открывает нам, что Бог, будучи справедливым и правосудным, превосходит всякое наше представление о справедливости: «Не называй Бога правосудным, — пишет преподобный Исаак Сирин (VII в.). — Где правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?» Ветхозаветное представление о справедливости Бога Новый Завет восполняет учением о Его любви, превосходящей всякую справедливость. «Бог есть любовь», — говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4:18). Это самое возвышенное определение Бога, самое истинное из того, что можно сказать о Нем. Как говорит святитель Григорий Богослов, это имя «угоднее Богу больше всякого другого имени».
В Библии также встречаются имена Бога, заимствованные из природы и являющиеся не Его характеристиками, не попытками определить Его свойства, но как бы символами и аналогиями, имеющими вспомогательное значение. Бог сравнивается с солнцем, звездой, огнем, ветром, водой, росой, облаком, камнем, скалой, благоуханием. О Христе говорится как о Пастыре, Овце, Агнце, Пути, Двери, образе Божием. Все эти имена просты и конкретны, они заимствованы из повседневной реальности, из обыденной жизни. Но их значение такое же, как в притчах Христа, когда под образами жемчужины, дерева, закваски в тесте, семян на поле мы угадываем нечто бесконечно более великое и значительное.
Во многих текстах Священного Писания о Боге говорится как о человекоподобном существе, то есть как об имеющем лицо, глаза, уши, руки, плечи, крылья, ноги, дыхание; говорится, что Бог поворачивается или отворачивается, вспоминает или забывает, гневается или успокаивается, удивляется, скорбит, ненавидит, ходит, слышит. В основе этого антропоморфизма лежит опыт личной встречи с Богом как живым существом. Пытаясь выразить этот опыт, человек прибегал к земным словам и образам. В библейском языке почти нет отвлеченных понятий, которые играют такую важную роль в языке спекулятивной философии: когда надо было обозначить какой-то промежуток времени, не говорили «эпоха» или «период» — говорили «час», «день», «год» или «век»; когда надо было сказать о материальном и духовном мире, не говорили «Материя» и «духовная реальность», но — «небо» и «земля». Библейский язык в отличие от философского обладает предельной конкретностью именно потому, что опыт библейского Бога был опытом личной встречи, а не отвлеченных умозрительных спекуляций.
СВОЙСТВА БОГА
Согласно учению святого Иоанна Дамаскина, Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех вещей, Всемогущ, Вседержитель, Всевидящий, Промыслитель обо всем, Владыка всего.
Безначальность Божья означает, что Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего. Он не нуждается ни в чем постороннем, свободен от внешнего принуждения и воздействия.
Бесконечность и беспредельность означают, что Бог существует вне категорий пространства, свободен от всякого ограничения и недостатка. Он не может быть измерен, Его нельзя ни с кем и ни с чем сравнить или сопоставить. Бог вечен, то есть существует вне категорий времени, для Него нет прошедшего, настоящего и будущего: «Я тот же, Я первый и Я последний» (Ис. 48:10); «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет» (Апок. 1:8). Не имея ни начала ни конца во времени, Бог является несотворенным — никто не создал Его: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10).
Бог обладает постоянством, непреложностью и неизменяемостью в том смысле, что «у Него нет изменения и тени перемены» (Иак. 1:17), Он всегда верен Самому Себе: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» (Числ. 23:19). В Своем существе, действиях, свойствах Он всегда пребывает один и тот же.
Бог прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей. Троичность Лиц в Боге не есть разделение единой Божественной природы на части: естество Бога остается неделимым. Понятие о совершенстве Божества исключает возможность деления Бога на части, так как всякое частичное бытие не есть совершенство.
Бестелесным Бог назван потому, что Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, но по природе является духовным. «Бог есть Дух», — говорит Христос (Ин. 4:24). «Господь есть Дух, — повторяет апостол Павел, — а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Бог свободен от всякой материальности: Он не есть где-то, не есть нигде, не есть везде. Когда Библия говорит о везде-присутствии Бога, то это опять же попытка выразить субъективный опыт человека, который, где бы он ни был, вездевстречает Бога: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там. рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10). Но субъективно человек может ощущать Бога везде, а может не ощущать Его нигде — Сам Бог при этом остается вообще вне категории «где-то», вне категории «места».
Бог невидим, неосязаем, неописуем, непостижим, необъятен, недоступен. Сколько бы мы ни пытались исследовать Бога, сколько бы ни рассуждали о Его именах и свойствах, Он все равно остается неуловимым для ума, потому что превосходит всякую нашу мысль. «Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно», — пишет Платон. Святитель Григорий Богослов, полемизируя с эллинским мудрецом, говорит: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно».
Бог невидим — Его «не видел никто никогда» (Ин. 1:18) в том смысле, что никто из людей не мог постичь Его сущность, охватить Его своим зрением, восприятием, умом. Человек может приобщиться к Богу, стать причастным Ему, но он никогда не может понять Бога, потому что «понять» — это значит в каком-то смысле исчерпать.
Выступление ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ:
Мы подробно ознакомились с источниками христианства. Предположите, что может обозначать буквальный перевод греческого слова «Библия»? Даем подсказку: что обозначает такое знакомое вам слово «Библиотека»?
ОТВЕТ: Это место, где хранятся книги.
Правильно. Вот и слово «Библия» («библиа») произошло от слова «книги». Библия – написана очень давно, но до сих пор она - самая издаваемая в мире книга. Мы узнали, что Библия – это свод книг, которые написаны более чем сорока авторами по вдохновению Святого Духа. Общая мысль – об искуплении Богом грехов человека. Библия – это как литература, так и история. Библию составляют 77 книг, из них 50 канонических книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета (слово «канон» переводится как «тростник», т.е. «мерный стержень» - стандарт, официально признанный список книг. Текст Библии включает целый ряд литературных жанров – пророчества и откровения, стихи и др. Впервые слово «Библия» введено Иоанном Златоустом. Разделение сплошного текста на главы произошло лишь в 13в.,на песни – в 16 веке. Первые 5 книг Ветхого Завета написал Моисей, они получили название Пятикнижия. Ветхий Завет начинается с рассказа о происхождении мира.
Все книги и послания, написанные Апостолами (их 27) составляют свод Нового Завета, который окончательно утвердился т.е. стал каноном (от греч. “правило”), в IV в. В состав Нового Завета входят: 4 книги Евангелия (Четвероевангелие), Книга Деяний Апостолов, Послания Апостолов и Откровение Апостола Иоанна Богослова, хотя практически таковым свод был уже со II в. Церковь выработала канон этих книг, содержит и зорко хранит как незыблемую основу христианского вероучения. Все, о чем говорит, как действует и живет Церковь, непременно согласуется с Новым Заветом, с его текстом, но главное - с его духом. Эти книги названы Священным Писанием, и авторитет их непререкаем. В них повествуется о событиях, происшедших после Рождества Христова.
Через Евангелие («Евангелие» - «Благая весть») доносится до людей Слово Бога, Его мысль, идея, замысел о Своем творении - человеке. Кроме 4-х Евангелий, в первые века их существовало порядка 50. Но Церковь их отвергла. Итак, евангелистов четверо: Матфей, Лука, Марк, Иоанн. Первые три Евангелия носят название синоптических, то есть изложенные в одном общем образе; Евангелие от Иоанна передает речи Христа к людям, высоко стоящим в обществе. Автор Иоанн Богослов – возлюбленный ученик Иисуса Христа (вначале он был учеником Иоанна Крестителя). В его Евангелии дополнены повествования 3-х других евангелистов, он пишет о Божественной стороне Христа. Иоанна Богослова называют Апостолом Любви (любви к Богу и к ближнему своему).
Истинность Евангелия подтверждена всей исторической и духовной жизнью Церкви.
УЧИТЕЛЬ: Большое спасибо за столь подробное исследование. Библия – это книга воистину неисчерпаемая. Мы непременно будем говорить о ней еще на занятиях.Онабудет сопровождать вас всю вашу жизнь.
III. Актуализация опорных знаний:
Молитва написана на доске. До этого момента была скрыта от глаз учащихся.
«Господи! Имя Тебе – Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омрачённую житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умиротвори мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня!»
УЧИТЕЛЬ: - И подвести итоги нашего урока мне хотелось бы фрагментом из выступления профессора Московской Духовной академии и семинарии, доктора богословия Алексея Ильича Осипова: «Все это очень важно понять, поскольку имеет большое значение для духовной жизни. Мы своими грехами отторгаемся от Бога, но Бог никогда не отступает от нас, сколь бы грешны мы не были. Поэтому для нас всегда остается открытой дверь спасительного покаяния. Бог всегда есть Любовь. Тайна Бога-Троицы и открыта человечеству для того, чтобы оно знало, что только богоподобная любовь может сделать каждого человека чадом Божиим».
9