М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 4 класса начального общего образования
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель начальных классов: Попова Наталья Владимировна
2.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса разработана в соответствии с п.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 30.08.2013г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год», с учетом требований ФГОС НОО (п.19.5) примерной структуры рабочей программы, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании письма минобразования Ростовской области от 08.08.2014г. №24/411-4851/м, Уставом школы.
Информация о количестве учебных часов: согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения литературного чтения в 4 классе отводится 102 часа в год из расчета 34 учебных недели по 3 часа в неделю, согласно учебному графику 97 часов (выпадают 5 часов: 9 января, 23, февраля, 8 марта,1,8, 9 мая)
Уровень программы: базовый
Классификация программы: типовая
Цели учебного курса: осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества: развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника: углубление представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом; продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности
Задачи начального курса литературы:
-расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
-воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров;
-- обогащение мира чувств, эмоций детей;
-развитие интереса детей к чтению и потребности в нём, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора – интересным;
-создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературными понятиями;
-развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, собственного творчества.
Рабочая программа составлена на основе нормативных и инструктивно-методических документов:
Образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №21г.Волгодонска на 2016-2017 уч. год.;
Положение о рабочей программе педагогов МБОУ СШ №21 г.Волгодонска;
Примерная образовательная программа по _литературному чтению
Учебно-методический комплект Н.А.Чураковой
Годовой календарный учебный график МБОУ СШ №21 г.Волгодонска на 2016-2017 уч. год.
Сведения о программе: содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В.Занкова.
Система начального литературного образования на своём специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Авторская программа начального общего образования по литературному чтению Н.А.Чураковой, 2011
год
Обоснование выбора примерной программы: Методологические основы системы развивающего обучения Л.В. Занкова полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте. Программа нацелена на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально- волевых и нравственных качеств.
Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносит знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора – это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.
Информация о внесенных изменениях: логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Определение места и роли учебного курса
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в год для изучения курса литературного чтения. На протяжении четвертого года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.
На уроках литературного чтения в 4 классе продолжается работа по развитию навыка чтения. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале трёх основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.
Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.
Информация об УМК:
1. Н.А.Чуракова . Литературное чтение. Учебник для 4 класса (2 части). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
2. Рабочая тетрадь. Литературное чтение С. Самыкина ( 2 части) издательский дом Фёдоров, 2015 г.
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Устное народное творчество. Волшебная сказка, былина. проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора.
Природа и происхождение жанра пословицы. Связь и мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценке в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам.
Жизнь жанров фольклора во времени. Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская социально-бытовая сказка.
Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы (Джанни Родари).
Авторская волшебная сказка (« Щелкунчик» Э. Гофмана): сходство с народной сказкой и отличия.
Возможности разных видов повествования: прозы, драмы, поэзии.
Наблюдения за особенностями прозы на материале жанра рассказа:
а) событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени; драматизм рассказа (Л. Андреев «Петька на даче», А. Чехов «Ванька»);
б) отличие авторской точки зрения от точки зрения героя (А. Чехов «Гриша», «Белолобый»: мир глазами трёхлетнего ребёнка и волчицы);
в) формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
г) богатство и разнообразие художественного языка.
Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Наблюдение за особенностями драмы на материале сказочной феерии М. Метерлинка «Синяя Птица». Композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, а действий на отдельные картины; наличие списка действующих лиц, наличие авторских комментариев – ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому:
а) автор присутствует в ремарках: делится своими представлениями о том, какие предметы и декорации должны быть на сцене, как должны быть одеты герои, как они двигаются по сцене, с каким выражением лица произносят свои слова и т. д.;
б) автор выражает свою позицию устами кого-нибудь из своих героев.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по средствам изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приёмов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с «онегинской строфой»).
Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приёмы изображения).
Навыки чтения. Совершенствование навыков выразительного и смыслового чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного выказывания; творческого отношения к устной и письменной речи.
Волшебная старина
Крутим барабан времени. Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С. Маршак «И поступь, и голос у времени тише...», картина М. Шагала «Часы с синим крылом».
Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки русского земледельца. Наедине с книгой. Мир сказок: «Иван царевич и серый волк», «Летучий корабль». Законы волшебной сказки. Отражение в сказке представлений древних людей о мире.
В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие,
честность. Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы (по древнегреческим мифам о Геракле в учебнике и хрестоматии). Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины: «Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка». Красота и своеобразие языка русской былины.
Художественные особенности былины. Черты древней сказки и исторические подробности в былине. Приметы исторического времени в былине. Мотивы былины в художественно произведении (А.К. Толстой «Илья Муромец»). Сравнительный анализ картин художников М. Врубеля «Богатырь» и В. Васнецова «Богатыри». Жизнь жанра сказки во времени. Отличие волшебных сказок от бытовых (на примере народных сказок «Что дальше слышно», «Как Иван - дурак дверь стерег», «Каша из топора»).Мотивы бытовой сказки в художественном произведении (С. Маршак «Сказка про короля и солдата»).
Пленительные напевы
Понятие «классической» поэзии. Особенности художественного мира, созданного в стихотворениях В. Жуковского «Там небеса и воды ясны!..», А. Пушкина «Москва…
Как много в этом звуке...». Разные образы родины. Формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. Поэзия и история. Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино». Басня И. Крылова «Слон и Моська»
Выразительность поэтического образа, созданного Н. Некрасовым. Средства выразительности, которыми он создан. Наедине с книгой. Судьба твоего ровесника, жившего в XIX веке. Два мира Ваньки Жукова (по рассказу А. Чехова «Ванька»). Эмоциональный тон и характер воспоминаний о детстве лирического героя стихотворения И. Бунина «Детство».
Два мира (мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л. Андреева «Петька на даче». Главный герой рассказа, его возрождение и возвращение. Сравнительный анализ картин А. Венецианова «Жнецы» и В. Маковского «Свидание»; М. Добужинского «Окно парикмахерской» и М. Шагала «Окно». Особое восприятие реального времени в стихотворении Ф. Тютчева «Смотри, как
роща зеленеет...». Наедине с книгой. В реальном мире волшебной сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности волшебного мира в авторской сказке. Разные
сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе» Решающий поединок _ кульминация сказки. Финал сказки. Отзыв о сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса (на примере пьесы С. Маршака «Двенадцать месяцев»). Характеры героев и персонажей пьесы. Конкурс инсценировок. Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь (по стихотворению Саши Черного «Рождественское», сказке Туве Янссон «Ель»).
Огонь волшебного рассказа
Поэтические образы, выражающие нежные чувства, сердечную привязанность к родным местам, по стихотворению Д. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..».
Необычный взгляд на мир. Наблюдательность художника, писателя, поэта: картина К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт», Образы родной природы в картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Наедине с книгой. Нравственные проблемы ,поднятые в произведении. Основные мотивы и главная мысль сказки. Особенности авторского повествования. Виды рифмы. Особенности рифмовки в стихотворениях А. Пушкина «Зимняя дорога», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…».
Три вида рифмы _ три разных образа. Красота и выразительность пушкинского стиха (по стихотворению «Зимнее утро»). Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А. Чехова «Белолобый».
Наедине с книгой. Необычное восприятие мира в рассказе А. Куприна «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Хрупкость мира в шуточной интерпретации Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..». Знакомьтесь - дневник, написанный собакой (Саша Черный «Дневник фокса Микки»). Главный герой. Его характер. Кульминация повести и развязка. Мир глазами ребенка. Сила мечты и любви (по рассказу А. Куприна «Слон»). Время во власти автора. Чудесное весеннее преображение (А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»). Искусство - мир чувств, впечатлений, переживаний. Мир семьи, друзей в рассказе Ю. Яковлева «Мама», стихотворениях
В. Берестова «Разлука», «Семейная фотография». Лирический герой В. Берестова. Урок выразительного чтения стихов наизусть. Работа с аннотацией на примере юмористических рассказов В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный бульон», Н. Носова «Трудная задача».
Все, что сердцу мило
Тайны поэзии. А. Фет (стихотворение «Это утро...»). Образ весны и ручья в стихотворении Н. Матвеевой «В лощинах снег...». Уроки выразительного чтения. Мир авторской сказки С. Козлова «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». Поэтическая сказка Сергея Козлова «Лисичка».
Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с читателем, создавая выразительные образы, (по стихотворению М. Цветаевой «Красною кистью...», хокку японских поэтов Иссё, Бусона, Кёрай, Кикаку). Урок _ праздник поэзии: читаем хокку. Поэтические секреты по стихотворению К. Бальмонта «Как я пишу стихи» и картине М.Шагала «Над городом». Строим воздушные замки (по стихотворениям Е. Баратынского «Чудный град...»,
4.Тематическое планирование
- 11
2.
Авторская литература: время во власти человека
7
3.
Крутим барабан времени
9
4.
Реальный и волшебный миры в авторской сказке
14
1
5.
Авторская поэзия: мастерская стиха
17
6.
Планета поэзии. От великого до малого.
6
7.
Мир драмы. Где искать автора?
14
8.
Вселенная прозы. Автор – и великий актёр и поэт.
8
9.
Поэт, природа и время
6
10.
Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа
10
1
Итого:
102
5.Календарно - тематическое планирование
Народное творчество (11 часов) Пословицы русского земледельца. Время как природа.
2
Законы волшебной сказки
3-5
Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»
6
Проникновение конкретного исторического времени в сказку
7-11
Былина «Садко».
12
Авторская литература.(7 часов)
Дж.Родари « Старинный календарь»
13-14
«Планеты Новогодних ёлок»
15
А. Вознесенский. « Тихо-тихо…», Ф. Тютчев. « Весенние воды»
16
Н. Матвеева. « В лощинах снег, слоистый, как слюда…»
17
Б. Пастернак. « Опять весна»
19-22
Крутим барабан времени ( 9часов)
Л. Андреев. « Петька на даче»
23-24
А. Чехов. « Ванька»
25
В. Берестов « Драконил», « Разлука»
26
В. Берестов. « Фантики», « Девочка», « Братья»
27
В. Берестов. « Лапта», « Плащ», « Семейная фотография».
28-38
Реальный и волшебный миры авторской и волшебной сказки (14 часов)
Э. Гофман. « Щелкунчик и мышиный Король»
39
М. Волошин. « Зелёный вал отпрянул»
40
Д. Самойлов. « Красная осень»
41
Контрольная работа за 1-е полугодие
42
Авторская поэзия (17часов)
В. Маяковский. « Тучкины штучки», А. Пушкин. « Зимняя дорога».
43
А. Белый. « Весна»
44
Ф. Тютчев. « Как весел грохот летних бурь…»
45
С. Маршак. « Как поработала зима!»
46
А. Пушкин. « Зима! Крестьянин, торжествуя…»
47
А. Фет. « Это утро, радость эта…»
48-57
В. Хлебников. « Заклятие смехом»
58
Исса. Хокку., Кикаку. Хокку.
59
Планета поэзии( 6 часов)
Государственный гимн РФ
60
Гимн Природе
61-62
М. Лермонтов. « Бородино»
63
В. Берестов. « Прогулки с Чуковским», « Сиротская зима»
64
В. Берестов. « В эвакуации», « А как мы фронту помогали», « Мир».
65-76
Мир драмы (14 часов)
М. Метерлинк. « Синяя птица»
77
К Бальмонт. « Аромат солнца»
78
Исса. Хокку
79
Вселенная прозы (8 часов)
А. Чехов. « Гриша»
80-81
А. Чехов. « Белолобый»
82-86
Саша Чёрный. « Дневник фокса Микки»
87
Поэт, природа, время ( 6 часов)
А. Вознесенский. « Жадным взором василиска», « Поставь стакан замедленную астру»
88
Н. Асеев. « Июнь»
89
К. Некрасова. « Весна»
Н Заболоцкий. « Весна в лесу»
90
Ф. Тютчев. « В небе тают облака» С. Козлов. « Если меня совсем нет»
91
Перекрёсток прозы (10 часов)
А. Куприн. « Слон»
92
М. Карем. «Ослик», А. Фет.» Воздушный город»
93
Б. Заходер. « Воздушные замки», Ю. Мориц. « Большой лошадиный секрет»
94
Контрольная работа
95
Ф. Искандер. « Рассказ о море»
96
С. Козлов. « Тёплым тихим утром посреди зимы»
97
В. Маяковский. « А вы могли бы?»
6. Планируемые результаты
Обучающиеся должны:
иметь представление:
- о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
- о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
знать:
- наизусть 15-20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.
уметь:
- читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90-100 слов в минуту;
- выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
- выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
- воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
- находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
- практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;- рассказывать о любимом писателе, поэте;
- устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Читательские умения
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
- правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);
- заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);
- ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;
- самостоятельно читать тексты большого объема;
- кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
- знать наизусть 15-20 стихотворений разных авторов.
Литературоведческая пропедевтика.
К концу 4 класс учащиеся должны:
- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;
- различать жанры авторской прозы: сказка, сказочную повесть, рассказ;
- обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);
- отличать художественный текст от научно-популярного;
- давать самую элементарную характеристику литературному произведению (народное или авторское произведение), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;
- давать самую элементарную характеристику литературному автору (речь идет о наиболее известных школьнику и популярных писателях и поэтах) (прозаик, поэт; общие представления о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет);
- давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;
- полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;
- полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественные музеи.
Развитие творческих способностей.
К концу 4 класс учащиеся должны:
- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
- участвовать в конкурсах чтецов;
- писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
- писать небольшие по объему сочинения по картине;
- устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;
- научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д.).