Методическая разработка Калейдоскоп идей

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...












Методическая разработка

«Калейдоскоп идей»









Автор: Вамолина Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов

МОБУ НОШ №85 г. Сочи

Методическая разработка

«Калейдоскоп идей»

Введение

В настоящее время все чаще встречается понятие «проблемный» ребенок. Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, надо понять, что "трудные" дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Такие дети постоянно претендуют на проявление "особого внимания к себе", они сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. "Трудные" дети всегда являются для взрослых некой загадкой.

Успешной адаптации проблемных детей в школе и вне её, организации доверительных отношений (ученик - учитель - родитель) способствует включение проблемного воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к проблемным детям, формирования у них объективной самооценки.

Для того, чтобы реализовать все перечисленное на практике необходимо педагогическое мастерство. В педагогической науке сложилось несколько подходов к  пониманию составляющих педагогического мастерства. Мы соглашаемся с мнением ученых, которые считают,  что это сплав интуиции и знаний,  подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности,  и дара чувствовать состояние детской души,  тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок. В педагогическое мастерство входят наряду с  педагогическими  знаниями,  интуицией,  также умения в области педагогической техники,  позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. "Открытие, сделанное ученым, - писал В.А.Сухомлинский, - когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях,  в живом порыве мыслей и эмоций,  предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении  теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя".

Поэтому и возникло название методической разработки - «Калейдоскоп идей»: когда опыт работы, педагогическое чутье и живое участие детей подсказывают учителю, что настало время применить тот или иной метод.

Как в калейдоскопе хаотичное движение разноцветных кусочков рождает узор, так и ежедневный труд учителя формирует детский коллектив, в котором каждый любим и значим.


[pic]

1 сентября. Первый звонок. Девочки в огромных бантах, мальчики в белых рубашках. Все красивые, радостные, но немного робкие заходят в свой первый класс. Вот первый урок. Сидят, слушают, никто из детей не выделяется. После первого урока родители решили устроить детям праздник. Наблюдаю за детьми, вот где стали проявляться характеры детей: застенчивый, неуверенный, агрессивный, тревожный. Сразу проявляются проблемные дети – все они нуждаются в поддержке взрослых.

Первый вид работы «Фотоколлаж»

Цель работы: оказать помощь проблемным детям, дети делятся своими представлениями о себе, раскрывают свои таланты и способности, которые делают их особенными, не похожими на других. Для себя я открываю, чем увлекаются ребята: кто рисует, поет, занимается спортом. А также ищу общие интересы детей, чтобы сложным детям помочь найти общие темы для общения. У детей формируется умение выражать свои чувства, навыки коммуникативного общения. В классе складывается доброжелательное отношение детей друг к другу.

Создание коллажа объединяет всех участников образовательного процесса: детей, родителей, учителей. Проводится во второй половине дня. По времени проведение – длительное мероприятие, которое содержит несколько этапов.

Первый этап

На первой неделе.

В течение первой недели ребята собирают ненужные журналы, календари, иллюстрации, фото, картинки, которые отвечают на вопросы: любимое время года; на какое животное, цветок похож; любимый вид спорта; любимый цвет; какую работу будет делать, когда вырастет; что сейчас удается лучше всех; любимые игры, мультфильмы; чему хочет научиться. В этом им помогают родители. Ребята выбирают самую любимую фотографию.

Второй этап

На второй неделе.

Ребята приклеивают на заранее приготовленный лист в центр свою фотографию. Затем украшают коллаж картинками, фигурками и рисунками. Каждую картинку необходимо обсудить («Почему выбрана именно эта картинка?»).


Третий этап. Заключительный

На третьей неделе.

Презентация работы.

Каждый ребенок представляет коллаж и рассказывает о себе. Другие ребята слушают, говорят приятные слова, задают интересующие вопросы.

После завершения этого длительного мероприятия работы необходимо развесить по стенам. В дальнейшем дети могут улучшать коллаж по своему желанию.

[pic]





[pic]

Уроки литературного чтения с элементами театра

З [pic] адачи:

  1. Развивать сферу чувств, соучастие, сопереживание.

  2. Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.

  3. Учить выражать ясно для окружающих свою мысль, эмоцию.

  4. Учить навыкам общения и коллективного творчества.

  5. Развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции.


Театральное действие – самый наглядный и эмоциональный способ нравственного и эмоционального воспитания детей.

Р [pic] [pic] ебята сразу полюбили уроки, во время которых класс превращается в театр, а одноклассники становятся героями замечательных книг. Для того, чтобы вжиться в образ героя, ребята очень тщательно работают над авторским текстом, подмечая даже самые малозаметные черты характера своего персонажа. Каждый может попробовать себя в роли положительного и отрицательного героя. Ребята самостоятельно продумывают образ героя, подбирают костюм, грим. Для полной достоверности артисты рисуют атрибуты и декорации. Каждая группа трудится самостоятельно.

Артисты, костюмы, декорации готовы. И вот происходит удивительное превращение. Маленькие человечки готовы рассказать о себе в различных инсценировках. Храбрые хоббиты, озорной Карлсон и грозная домоправительница Фрекен Бок оживают…

Каждый артист становится доброжелательным критиком и внимательным зрителем. Обсуждая увиденное, ребята учатся анализировать, доказывать свое мнение.

Но самый главный результат представления – эмоциональный отклик, рождающийся в душе каждого ребенка.


Музей Винни-Пуха.

На уроках литературного чтения изучаем смешную историю А. Милна «Винни-Пух и все, все, все…». Ребята читают отрывки из книги, пересказывают, говорят о разных характерах героев, рисуют героев, смотрят мультфильм, прослушивают аудиозапись песенок в исполнении Евгения Леонова, инсценируют. В процессе чтения, приходят к выводу, что Пятачок – хороший друг, фантазер, трусоват, но хочет это скрыть. Винни-Пух - внимательный, любознательный, решительный, но маленький и глупенький, очень переживает из-за этого. Они друзья.

Приходит идея создать музей таких хороших и верных друзей. Ребята приносят рисунки героев, а также всевозможные предметы, где изображены герои этой замечательной книги, сочиняют про них загадки, ребусы, кроссворды.

Загадки

  1. О [pic] н все песенки поет,

Да мед из горшка жует. (Винни-Пух)

  1. Дрожит как лист осиновый

Он в доме у себя.

Но станет он решительным,

Когда кругом друзья. (Пятачек)

  1. Ох, и мудрая она!

Хвостик ослика нашла. (Сова)

  1. Он смелый и отважный,

Хотя еще и мал. (Ру)

  1. Пушистый и мохнатый,

Немного глуповатый,

Но самый лучший в мире друг,

Лучше не найдешь вокруг. (Винни-Пух)

Ребусы:

[pic]





























У нас получился настоящий музей Винни-Пуха!



БЕСЕДЫ

Цель беседы: научить ребенка размышлять о разных сторонах жизни и свойствах человеческого характера. Способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межличностных отношений. Темы бесед тесно взаимосвязаны. Беседы о красоте учат видеть и ценить красоту, избегать безобразия. Беседы о нравственности учат правилам нравственного поведения, помогают ребенку разобраться в проявлениях добра и зла. Беседы о воле раскрывают значение волевых качеств как некой силовой составляющей, с помощью которой достигается красота, как в человеке, так и в окружающем мире. Беседы о мышлении предлагают ребенку научиться правильно пользоваться умом, лучше узнать о возможностях умственной деятельности. Беседы о мудрости знакомят ребенка с жизненным опытом человечества. Для таких бесед использую краткие произведения, рассказы и сказки нравственно-поучительного характера.

Каждая беседа строится по плану.

  1. Начинать беседу следует с заготовленных кратких тезисов, соответствующих теме.

  2. Словарная работа. Затем кратко раскрывается смысл затрагиваемых понятий с применением слов и выражений, доступных для детского понимания.

  3. Раскрытие темы. Живая беседа с детьми.

  4. Чтение кратких, динамичных и доходчивых произведений-миниатюр по обсуждаемой теме. Вся сюжетная линия каждого произведения служит определенной воспитательной задаче, а жанр во многом определяется темой: это может быть как лирическая сказка, трогающая душу, так и правдоподобный рассказ для ума.

  5. Закрепление. Усвоению и закреплению материала способствуют вопросы. Вопросы необходимо задавать так, чтобы ребенок мог выходить за рамки сюжета. Чтобы мог найти аналогию в реальной жизни, выработать разумное мнение и отношение, принять самостоятельное взвешенное решение применительно к окружающей жизни.


Тема беседы о нравственности: «Стараться видеть хорошее в других».

Ход беседы:

  1. Тезис.

Существует выражение «Иметь злой глаз или добрый».

  1. Словарная работа.

«Иметь добрый глаз» - это значит стараться по-доброму смотреть на других, больше замечать красивое и хорошее вокруг себя, а плохое стараться не замечать. Но есть люди, которые имеют «злой глаз» (злой взгляд) на окружающее. Как вы думаете, когда говорят, что у человека «злой глаз»? Они с удовольствием высматривают в других все плохое и отрицательное, любят находить в людях недостатки. Человек со злым глазом часто недоброжелателен и эгоистичен, он старается найти в других недостатки и все нехорошее, чтобы потом дразнить и ругать.

- Тезис «Каждый человек всех судит по себе»

- О чем думает добрый человек? А злой?

Добрый человек думает, что вокруг него много добрых, а злому человеку кажется, что вокруг него много злых. Жадный думает, что кругом много жадин, противный и неприятный человек думает, что вокруг много противных и неприятных.

  1. Текст сказки «Непредсказуемый страус». См. Приложение № 1.

  2. Вопросы для обсуждения.

  • Получил ли пользу Страус от своего злого глаза? Помогал ли злой глаз ему по жизни?

  • Много ли друзей у того, кто в других замечает только плохое?

  • Каким стал страус после того, как перестал видеть своим глазом? (Добрее, доброжелательнее, дружелюбнее)

  • Вы хотите, чтобы другие люди в вас замечали только плохие качества или хотите, чтобы видели побольше хорошего?

  • Будет ли добрый, доброжелательный и дружелюбный человек искать в другом что-нибудь плохое?

  1. Вывод.

Каждый человек должен стараться видеть достоинства, хорошие, положительные качества в других людях, замечать в первую очередь все красивое в людях.


Приложение № 1.

[pic]

[pic]

Проектная работа

Журнал

Одна из форм работы с детьми - это проектная работа. Многие учителя в своей работе используют устный журнал – это серия коротких выступлений на темы окружающей жизни, науки, искусства, литературы.

У [pic] чащиеся 3-4 классов сами выпускают журналы. Это групповая работа, в которой ребята, объединяясь по интересам, создают свой собственный журнал. Для этого необходимо проводить предварительную работу. Узнать, какие журналы читают современные дети, принести их в класс, рассмотреть. Сейчас очень много занимательных, развивающих журналов для детей, которые посвящены разным темам. Дети не всегда горят желанием искать ответы на возникающие у них вопросы в учебниках или толстых энциклопедиях. Журналы помогают получать знания в увлекательной форме.

Итак, ребята делятся на группы по интересующей теме. Учитель следит, чтобы в группах не было конфликтов, распределяет детей.

Каждая группа, выбрав тему журнала, придумывает название: «Клуб мальчишек», «Пан шутник», «Ребята и зверята» и т.д. Вы видите, как разнообразна тематика журналов.

Д [pic] ля выпуска журнала в каждой группе создается редколлегия, где есть главный редактор, корреспонденты (сколько страничек, столько и корреспондентов), художники - оформители, фотокорреспонденты. Ребята сами распределяют обязанности, за которые несут ответственность. Учитель наблюдает и корректирует работу детей. Журнал издается по всем правилам: яркая красочная обложка с названием, перечень содержания материала, изложение основного материала, объединенного одной темой, ребусы, кроссворды, детские анекдоты, раскраски. И, с моей точки зрения, самая любимая страница – последняя, которая содержит информацию об издателях журнала и «издательстве». С какой гордостью ребята пишут свои фамилии напротив должностей ответственных за журнал!

П [pic] ри подготовке журнала используется различная литература, материалы периодической печати, технические средства. Когда все странички собраны, ребята презентуют свой журнал. Журнал представляет главный редактор, знакомит с обложкой и содержанием. Его помощники – корреспонденты по очереди раскрывают содержание своих страничек, используя различные формы презентации: рассказ, беседа, викторина, загадки и т.д.

В процессе ознакомления могут быть использованы и компьютерные технологии (мультимедийная презентация).


[pic]

14