Тема урока Иконы нашего края.
Перед проведением урока обучающиеся посетили краеведческий музей в рамках внеурочной деятельности и имеют представление об иконах и иконописи (информационная карта).
Урок №15 по модулю «Основы православной культуры» предмета ОРКСЭ.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель: углубление и применение знаний об иконах и иконописи с использованием краеведческого материала.
Задачи:
Обучающая: познакомить с иконами и иконописными традициями Сибири.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Материалы и оборудование: информационная карта, раздаточный материал, карточки, компьютер, проектор, презентация, виртуальная выставка икон, иконы Тихвинской Божьей Матери, икона Симеона Верхотурского, икона «Огненное восхождение Ильи – пророка».
Основные понятия и термины: низринуть, миро, святой, добродетели, страсти.
Организационный момент.
Выявление восприятия, мотивация. Учебная дискуссия.
Икона (отрывок). К.Д.Бальмонт.
Икона темная Христа
В старинной золотой оправе,
Ты та же сердцу и не та,
Икона темная Христа,
Сокрытая в небесной Славе.
Ребенку ты была живой,
Весь мрак тобою был низринут,
Весь мир исполнен синевой,
Ребенку ты была живой,
Зачем же я тобой покинут?
Икона вечная Христа,
Твои черты безгласно строги,
Зажгись, бессмертная мечта.
Икона вечная Христа,
Веди по голубой дороге!
Работа с понятием «низринут».
Низринут от низринуть – 1) сбросить сверху; 2)низвергнуть, то есть свергнуть.
Словарь С.И.Ожегова.
Вопросы для обсуждения:
- Почему поэт называет икону темной, живой и вечной?
- Как вы думаете, что означают слова: «Сокрытая в небесной Славе?»
- Как бы вы объяснили следующее выражение: «Весь мир исполнен синевой».
Учитель: Ребята, сегодняшний наш урок посвящен иконам нашего края.
Как вы думаете, как появились иконы в Сибири?
Историческая справка: Первые иконы появились в Сибири в период освоения нашего края купцами, с войсками Ермака, затем с ссыльными декабристами, с переселенцами, которые перекатывали с собой на огромные расстояния разобранные церкви с иконами.Позднее в Сибири появились свои иконописцы и иконописные традиции. Известны невьяновская, рафайловская, тобольская, тюменская, ишимская, исетская иконы.
Актуализация знаний.
Учитель: У кого из вас дома есть иконы? Как они называются?
Святой – в христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
Словарь С.И.Ожегова.
Учитель: Что вы знаете о чудотворных иконах? /Они оказывают чудесное воздействие, исцеляют, мироточат.
Миро – деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах.
Словарь С.И.Ожегова.
Учитель: Какими качествами обладали люди, причисленные к лику святых?
Учитель: Перед вами на карточках написаны добродетели (добрые качества) и страсти (недобрые качества), разделите их на две группы и прикрепите на доске.
Слова на карточках: Гордость, трудолюбие, зависть, милосердие, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.
Проектная работа в группах.
Учитель: Ребята, предлагаю вам творческое задание: используя свои знания, раздаточный материал, опишите иконы по плану.
План описания иконы:
Название иконы.
Время создания образца (приблизительное).
Размеры. Материал, из которого выполнена икона. Оценить состояние иконы.
Сюжет иконы. Цвет.
Описание образов, изображенных на иконе.
К какому направлению иконописи принадлежит образец? Докажите свой ответ.
Первая группа: Икона Святого праведника Симеона Верхотурского.
Вторая группа: Икона Богородицы Тихвинской.
Третья группа. Икона «Огненное восхождение Ильи-пророка на Небеса».
6. Презентация проектов.
7. Итоги урока. Виртуальная выставка икон.
8. Рефлексия.
Что нового вы узнали об иконах?
Какие добродетельные качества преобладают у каждого из вас лично?
Как то, что вы узнали и поняли, пригодится вам для жизни?
Информационная карта.
Иконописец – человек пишущий иконы. Перед написанием иконы он тщательно готовился. Вначале была молитва к Богу, чтобы он даровал силы и просветлил ум для писания. Иконописец также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти. Он внимательно следил за своими поведением, мыслями и чувствами.
Затем наступало время подготовки красок и основы для написания иконы. Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Первый слой – щит из деревянной доски. Доска для иконы готовится из местных пород дерева: липы, сосны, ели, ольхи, лиственницы (в северных частях России), пихты, кипариса, бука ( в южной части России). Предпочтение отдается липе, ольхе и кипарису.
Второй слой – грунт или левкас – приготовленный из порошка мела с клеем (малярным, столярным, рыбьим, желатином). Поскольку красочный слой не может держаться непосредственно на дереве, для того, чтобы писать на доске, ее требуется подготовить – залевкасить, т.е. нанести специально приготовленный грунт – левкас.
Другим материалом при подготовке иконы является поволока. Поволока – ткань для основы. Это название связано с понятием « наволакивания», «поволакивания», «заволакивания» доски под левкас тканью. Поволокой называется льняная или пеньковая, но обязательно редкая ткань, чтобы под ней не задерживался воздух при наклеивании на доску. Пригодна и марля (лучше прочный сорт).
Ткань для поволоки всегда выбиралась «ветхая», состиранная, поэтому ветошь бережно собирали по домам и отдавали, а порой и продавали, выменивали иконописцам. Новая материя не годилась – она была слишком грубой и шероховатой для работы. Очень часто, особенно в монастырях, в дело шли даже старые изношенные скатерти с трапезных столов.
После этого доске надо хорошенько просохнуть. В это время можно приготовить левкас – специальный грунт, поскольку красочный слой не может держаться на деревянном щите без грунтовой основы. Таким образом, наносится не менее 10 слоев, с обязательной просушкой каждого слоя. Когда нанесено достаточное количество слоев левкаса, доску нужно зачистить.
Третий слой – живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии – темпера, и на искусственной – казеиново-масляной.
Четвертый слой – защищающий живопись от внешних воздействий – защитный, или покрывной, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы).
Средневековые иконы славятся своими немеркнущими, словно горящими красками. Не подвластными разрушающему воздействию времени. Это одно из их свойств, которое не перестает привлекать к ним всеобщий интерес. В чем секрет этого удивительного свойства? Главным, конечно, является использование темперных красок, состоящих из особых пигментов и желтковой эмульсии.
Желтковые эмульсионные краски очень прочны и отлично противостоят действию света. При высыхании они не сжимаются, а потому не дают трещин и прочно соединяются с левкасной основой. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво (квас, столовый винный уксус), в пропорциях 1 желток – полскорлупы пива. Далее на матовом стекле курантом (каменным пестиком для растирания красок) перетираются все пигменты. Красками лучше пользоваться на другой день. За сутки они становятся крепче, в них происходит своего рода брожение, их вяжущая сила, способность сцепления с грунтом и прочность повышаются. Яичная натуральная темпера годна для работы в течение 3 – 4 суток, после чего она начинает быстро разлагаться, теряет силу цвета и не цепляется с грунтом.
Иконы в Сибирско – Уральском регионе появились вместе с первыми купцами, с войсками Ермака, в отряде которого была походная часовня и иконы. Иконы также жаловались в сибирские храмы русскими государями, митрополитами, купцами, зажиточными людьми.
Сосланные в Сибирь многие родовитые (Долгорукие), опальные (Меньшиковы), декабристы даровали иконы, в том числе и фамильные, местным церквям и часовням.
Многие иконы появились вместе с переселенцами, прибывшими в Сибирь целыми деревнями, перекатывая с собой на огромные расстояния разобранные церкви с иконами.
Со второй половины 16 века в Сибири распространились иконы строгоновского письма. Строгоновы – богатейшие промышленники, за которыми на Урале и в Сибири царскими жалованными грамотами были закреплены земельные владения, где ставились храмы, украшенные строгоновскими иконами.
На основе строгоновской традиции возникла нивьянская икона, особо почитаемая старообрядцами. Икон у старообрядцев традиционно много – они располагались на полках – божницах в половину длины стены или во всю стену, иногда в два яруса.
Невьяновская икона отличалась: динамикой композиции; богатством цветовой гаммы; любовью к узорам;обилием позолоты; белильным вохрением.
Иконы невьянской школы положили основы рафайловского письма. Оно сложилось в иконописных мастерских Свято – Троицкого мужского монастыря села Рафайлова, основанного в 1644 году старцем Рафаилом. Для рафайловской иконы характерны: сочетание позолоты и дерева; горизонтальная форма основы; изделия меднолитой пластики (кресты, иконы, складни), врезанные в нее.
Введение меднолитых произведений в живописную композицию характерно для икон старообрядцев. Излюбленный сюжет икон староверов - «Огненное восхождение пророка Илии».
Наряду с рафайловской иконой существовали тобольская и тюменская, ишимская и исетская.
Кроме двух направлений классическое и академическое), в местной иконописи существовало еще одно направление – народная икона: «краснушка», «чернушка», «полосатая», «щепная» или «лубочная», «малеванная». Писали их в свободное от основной работы время непрофессионалы: ямщики, гончары, плотники.
Для народной иконы характерны: условность форм, упрощенная технология изготовления иконы и техника письма, ограниченное количество красок (чаще ярко – желтой, заменяющей золото). Верхняя часть иконы писалась светлой краской, изображавшей горний, небесный мир. Нижняя часть – темной краской, олицетворяющей земной, тварный мир («полосатая» икона).
Чаще всего любая деревня обслуживалась артелями богомазов. К ним тянулись со своими приготовленными дощечками заказчики, оставляя на их обороте процарапанные надписи с именами, названиями деревень, каких святых писать и какие сюжеты. Часто заказывали обновить пообсыпавшиеся и потемневшие иконы.
Для «щепных» икон бралась тонкая дощечка. Часто это кусок луба.от чего существует другое название таких икон – лубочные. В этом случае форма у икон выгнутая (по объему ствола дерева), обрабатывалась только с лицевой стороны.
На лубочных иконах выполнялось только личное письмо Христа, Богоматери, Николая Чудотворца, а фон покрывался окладом из фольги с просечным и тесненным узором, иногда с росписью. Такая икона выставлялась в застекленный киот.
«Малеваные» иконы создавались малярами – артельщиками, ходившими по деревням и расписывавшим стены и потолки крестьянских горниц, мебель, прялки и прочую домашнюю утварь. На «малеванных» иконах святые изображались так же, как в настенных росписях – среди пышных деревьев и цветов гуляют нарядные персонажи.
С наступлением эры атеизма множество икон изымалось из храмов и монастырей, уничтожалось. Но сохранялась традиция почитания их как семейных реликвий.
Раздаточный материал.
Икона Святого праведника Симеона Верхотурского.
Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье дворян. Повинуясь Божественному водительству, он оставил почести и земное богатство и удалился за Урал. В Сибири праведный Симеон жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви.
С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям.
Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения.
Много молился святой Симеон об укреплении веры у жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклонного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры подвижник имел уединенное место, где ловил рыбу. Но и здесь он проявлял воздержание: рыбы он добывал ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания.
Блаженная кончина святого мужа последовала среди великих подвигов поста и молитвы. Скончался он в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила.
Господь прославил Своего угодника, который оставил все земное ради служения Ему Единому. В 1692 году, спустя 50 лет после кончины святого, жители села Меркушинского чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого они забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Был исцелен разбитый параличом человек, за этим последовали и другие исцеления.
Икона Богородицы Тихвенской.
Считается, что Тихвенская икона Богоматери была создана святыми евангелистом Лукой при жизни пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина.
В древних летописях описано, как над водой озера в лучезарном свете явилась икона Бижией Матери с Богомладенцем на руке, переносимая неведомой силой по воздуху. Несколько разикона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.
С радостью народ приступил к строительству храма на месте, окончательно выбранном Богородицей для пребывания Ее иконы. Впоследствии на этом месте был выстроен каменный храм, а затем мужской монастырь.
Перед Тихвенской иконой совершалось много чудес и исцелений, не раз спасала она землю от врагов. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство несколько раз превышающие силы противника. Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей
северо – западных земель России.
Икона «Огненное восхождение Ильи-пророка на Небеса».
Сюжет восходит к текстам Библии. В них повествуется о пророке Илье, который благодаря своей аскетической жизни и борьбе с язычеством был взят на огненной колеснице живым на небо. Свой плащ — милоть, символ пророческого дара, он передал своему ученику Елисею.
Илья-пророк является особо почитаемым святым на Руси. Грозный старец, разъезжающий в огненной колеснице по небесам, всегда внушал почтение, граничащее со страхом. Сопровождавшие его выезд громы и молнии заставляют верующих осенять себя крестным знамением. Народ твердо верит, что без его воли не может быть урожая, поэтому Илью представляют себе не только как вестника небесного гнева, но и как благодетеля человеческого рода, дарующего земле изобилие плодов.
Деятельность Илии относится к царствованию [link] не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил , устроенного с целью испытания и сравнения могущества Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком. Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию. Но пророк как ветер исчез в пустыне.
Излюбленный сюжет икон сибирских староверов - «Огненное восхождение пророка Илии».