Проект Русский народный костюм

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зубово - Полянская средняя общеобразовательная школа №1»







Художественно-исследовательский проект

«Русский народный костюм»





Выполнила : Пензина Алина ученица 3 « Г» класса

МБОУ " Зубово-Полянская СОШ №1"




Руководитель : Селезнева Марина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ "Зубово -Полянская СОШ №1"

первая категория








Зубова Поляна

2016


Оглавление:


1. Введение :

1.1. Обоснование актуальности проекта……………………………… 2

1.2. Личные мотивы...................................................................................... 2

2. Основная часть ……......…………………………………………… 3

2.1. Цели и задачи проекта............................................................................ 3

2.2. Развернутый план работы ……………..……………………………… 5

2.3. Обзор информации по данной теме...................................................... 5

2.4. Описание проделанной работы……………………………................. 8

3. Выводы……………….…………………………………………… ..... 9

3.1. Вывод...................................................................................................... 9

3.2. Результат проделанной работы............................................................. 9

4. Приложение

4.1. Рисунки

5. Список использованной литературы…………………………… 10












1. Введение

1.1. Актуальность выбранной темы:

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.


1.2. Личные мотивы


Сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Я считаю, что нужно восстанавливать прерванную «связь времен», возрождать духовные ценности, возвратить утраченную любовь к родной  земле, её природе,  уважительное отношение к предкам. Данной проектной работой, я хочу познакомить ребят с некоторыми образцами народных костюмов и заинтересовать историей русской культуры.
























2. Основная часть


2.1. Цель и задачи проекта


Объект исследования: народный костюм.

Я поставила перед собой цель:

          • изучить историю русского народного костюма;

          • познакомить ребят нашей школы с русским народным костюмом и заинтересовать созданием собственной модели.


Для этого я должна была решить следующие задачи:

          • Изучить литературу, связанную с историей русской культуры (особенности русского народного костюма).

          • Создать модель русского народного костюма (с помощью родителей)

                  • Реализовать свои способности.

          • Создать презентацию для защиты проекта в интересной для ребят форме.


Методы исследования и сбора информации выбраны следующие:
- обсуждение проблемы и выяснение позиции и мнения учителя, родителей и одноклассников;

- изучение литературы по теме проекта в домашней библиотеке, в школьной библиотеке и в сети Интернет;
- фотографирование и работа на компьютере для наглядного отображения всех этапов работы;

- анализ и обработка данных;

- оформление работы на компьютере;

- презентация исследовательского проекта на школьной конференции.


Исследование проходило в несколько этапов по следующему плану:

  1. постановка проблемы;

  2. определение темы и цели;

  3. сбор фактического материала;

  4. систематизация и анализ полученного материала;

  5. оформление результатов в виде проектного продукта;

  6. презентация проекта.


Теоретическая значимость: мне хотелось познакомить одноклассников с результатами и выводами исследования по выбранной теме.

Практическая значимость проекта:

Я надеюсь, что данная работа будет интересна и полезна:

  • детям – при изучении истории своего народа;

  • педагогам – при подготовке внеклассных занятий ;

        • родителям – для интересного общения в семейном кругу и оказания помощи детям при подготовке к урокам.

Срок реализации:

Январь 2016г. – апрель 2016г.


Сначала я провела анкетирование. Я задавала своим одноклассникам следующие вопросы:


  • Считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского костюма?


  • Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма:

1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы;

2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

3) Изучить историю костюма посетив музей. Я провела опрос среди учащихся 3 классов нашей школы.

Как лучше, по Вашему мнению, узнать историю костюма:

1) Изучить историю создания русского народного костюма из литературы;

2) Изучить историю русского народного костюма прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

3) Изучить историю костюма посетив музей



45 



72%



60%



31 



5%



13%



24 

23%



27%



Вывод: Проведенный опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории возникновения русского народного костюма, 86 % опрошенных дали положительный ответ.











2.2. Развернутый план работы


Теоретический этап:

Ознакомление с историей появления костюма





Практический этап: зарисовка и подбор эскизов народного костюма





Практический этап: пошив народного костюма для куклы





Аналитический этап:








2.3. Обзор информации по данной теме

На этом этапе я посещала библиотеку, расспрашивала учителя и родителей, искала сведения в Интернете

По детальное изучение русского народного  костюма 

История  русского народного  костюма  насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный  костюм  оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления. Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об  истории  русского народного  костюма . Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее  костюм  отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках.





ПЛАТЬЕ ( сорочка)

На Руси основной формой одежды было платье сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ .У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка перехваченная на талии поясом служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки украшали вышивкой или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту.


САРАФАН

Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

ДУШЕГРЕЯ

Сверху на сарафана надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

ЛЕТНИК

Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.

ОРНАМЕНТ

В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая  история . Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.


ЭТО ИНТЕРЕСНО: Дневнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Мужская одежда

РУБАХА. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной , клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. 

ПОРТЫ ( ШТАНЫ). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде.

КАФТАН. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными  костюмами  перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан.

ДОПОЛНЕНИЕ: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол доходивший до колен и снабженный рукавами.

При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы.




2.4.
Описание проделанной работы.

После того как я весь материал просмотрела, изучила, проанализировала стала выбирать какую же модель сарафана и рубахи я возьму для пошива. У меня было много идей, но я захотела сшить , что-то яркое праздничное.

  1. Выбрала ткань для сарафана и рубахи.

  2. Сняла мерку с куклы и сделала выкройку.

  3. Раскроила сарафан, рубаху и кокошник.

  4. Выбрала отделку для сарафана и кружево для рубахи.

  5. Соединила все детали по бокам и пришила лямки к сарафану и тесьму

  6. Стачала боковые швы, пришила рукава и тесьму.

  7. Соединила детали кокошника и украсила их стразами , пришила платок.



































3. Выводы.

3.1. Вывод

Закончить моё исследование хотелось бы словами:

«Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времён, которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее своё искусство, название которому «русский народный костюм». Он является сегодня гордостью национальной культуры» (Ф. М. Пармон).

3.2. Результат проделанной работы.

Работать над проектом мне очень понравилось, я узнала много нового. Теперь я знаю, что можно проводить свободное время с пользой и интересно. Очень приятно, когда трудишься вместе со взрослыми и много узнаешь, она меня многому научила. Думаю, что некоторые ребята тоже захотят создать, что-нибудь своими руками. Может быть, когда я вырасту, я стану модельером и никогда не забуду о наших корнях и традициях.





























Список литературы

 

1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.

2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

3.Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.

4.Ю.А. Лотман. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.

5.М.А. Ильин. Вещи рассказывают. М.,1989 г.

6.Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.

7.Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.

8.Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.

9. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.

10.А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

11.Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г.

12.Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

13.Н.Г. Новосад. Искусство одеваться. Свердловск: Сред.-Урал. Издательство, 1989 г.

14. Сайт «sarafany.narod.ru».



















11