Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тияпинская средняя школа
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО
учителей
гуманитарного
цикла____________________
Протокол № _____________
от «___» __________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_________ В.Ф.Антонова
«___» _________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ Тияпинская СШ
_________В.Н.Сафронов
Приказ № ___________
«___» _______ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: Изобразительное искусство_
Класс: 4__
Уровень образования: начальная школа______________________
Учитель: Каракозова Ольга Юрьевна________________________
Срок реализации программы: 2016 -2017 учебный год___________
Количество часов по учебному плану:
4 класс: в год - 35, в неделю- 1.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009 г., Программам по учебным предметам «Перспективная начальная Школа», под редакцией Р.Г. Чураковой - М. «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК», 2012 г., с учётом авторской программы «Изобразительное искусство» В.С. Кузин, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина- М., «Дрофа», 2012 г.
Учебник: «Изобразительное искусство». Учебник для 4 класса.
В.С. Кузин, С.П. Ломов, Э.И. Кубышкина- М., «Дрофа», 2014 г
Рабочую программу составила: Каракозова Ольга Юрьевна,
учитель первой категории.
I. Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуре других народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
— развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
— овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинноследственных связей;
— формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
— формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человек;
— формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
— овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
— овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.):
- овладеть начальными сведениями о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
- овладеть начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- использовать основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
- использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- иметь представление о делении цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- понимать и использовать в изобразительной деятельности изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года обучающиеся научатся:
- воспринимать и эмоционально проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
- применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
– известные центры народных художественных ремесел России;
– ведущие художественные музеи России;
уметь:
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
– сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
– использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
а) для самостоятельной творческой деятельности;
б) обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
в) оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
II. Содержание программы
4 КЛАСС (35 ч)
Рисунок, живопись (19 ч)
Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Примерные задания:
а) рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;
б) рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);
в) рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;
г) рисование с натуры и по памяти птиц и зверей;
д) рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;
е) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (композиция). Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Летний пейзаж», «Восход солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в лесу», «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Праздник 9 Мая — День Победы», «Песни нашей Родины», «Лесные тропинки»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «По щучьему веленью», «Морозко», «Чудодейное колечко», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина; басен И. Крылова «Квартет», «Свинья под Дубом»; сказок «Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш. Перро, «Маленький Мук» В. Гауфа, «Удалой портняжка» и «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Пеппи
Длинныйчулок» А. Линдгрен, «Маленький водяной» и «Маленькая Баба-Яга» О. Пройслер, отрывка из романа «Путешествие Гулливера» Д. Свифта.
Декоративная работа (9 ч)
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Примерные задания:
а) выполнение эскизов памятного кубка; эскиз коллективного мозаичного панно «Слава спорту». На уроках технологии по возможности выполняются проекты, которые оформляются согласно эскизам;
б) выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия;
в) выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик-птица, стульчик-зверь и т. д.) и роспись готового изделия;
г) выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.;
д) выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»; моделирование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках технологии;
е) выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы или зверя и роспись готового изделия.
Аппликация. Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Скульптура (2 ч)
Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда «Сталевар», «Кузнец», «Высотник», «Пожарный» и т. д.
Лепка героев русских народных сказок.
Восприятие произведений искусства (4 ч)
Основные темы бесед:
• жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
• великие полководцы России;
• портреты знаменитых русских писателей;
• литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
• русский портретист Валентин Серов;
• тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;
• красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
• в мастерской художника;
• прославленные центры народных художественных промыслов;
• искусство родного края;
• орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т. д.).
Рекомендуемые для бесед произведения искусства:
Айвазовский И. Девятый вал; Кораблекрушение; У крымских берегов; Черное море.
Антокольский М. Иван Грозный; Петр I.
Борисов-Мусатов В. Весна; Водоем.
Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.
Брюллов К. Портрет И. А. Крылова.
Бубнов А. Утро на Куликовом поле.
Ван Гог В. Подсолнухи.
Васнецов В. Царь Иван Васильевич Грозный; Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Венецианов А. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.
Верещагин В. «В штыки! Ура! Ура!» (Атака).
Врубель М. Портрет С. И. Мамонтова.
Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Лепешинской.
Герасимов С. Автопортрет.
Голубкина А. Л. Н. Толстой.
Горбатов К. Псков.
Грабарь И. Автопортрет; Груши; Натюрморт.
Дейнека А. Москва. Пейзаж; Оборона Севастополя; Окно в мастерской.
Делфтский В. Служанка с кувшином.
Дубовской Н. Родина.
Дюрер А. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.
Зверьков Е. Весна.
Игошев В. Натюрморт с золотой рыбкой.
Караваджо М. Лютнист.
Кардовский Д. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».
КившенкО А. Военный совет в Филях в 1812 году.
Кипренский О. Портрет А. С. Пушкина.
Клас П. Завтрак с ветчиной.
Клодт П. Укрощение коня.
Корин П. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.
Коро К. Воз сена.
Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника; Весна.
Котов П. Кузнецкстрой. Домна № 1.
Крамской И. Н. А. Некрасов в период «Последних песен»; Пасечник.
Куинджи А. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Эльбрус. Лунная ночь; Море. Крым.
Кустодиев Б. Автопортрет; Масленица; Московский трактир; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина; Купчиха за чаем.
Лансере Е. Святослав на пути в Царьград.
Левитан И. Осенний день. Сокольники; Ветхий дворик.
Левицкий Д. Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника.
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
Лермонтов М. Конногренадер; Кавказский вид с саклей.
Маковский В. В мастерской художника.
Маковский К. Крестьянский обед во время жатвы; В мастерской художника.
Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
Матисс А. Вид из окна.
Милле Ж. Пастушка со стадом овец.
Мясоедов Г. Косцы.
Нисский Г. Полустанок. Станция Подсолнечная.
Перов В. Охотники на привале.
Пластов А. Колхозные кони; Автопортрет; На гумне; Полдень; Витя-подпасок; Лето.
Пушкин А. Автопортрет.
Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.
Репин И. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу; Портрет П. М. Третьякова; М. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Портрет художника А. И. Куинджи; рисунки.
Решетников Ф. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.
Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.
Серебрякова 3. Автопортрет.
Серов В. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово; Иллюстрация к басне И. Крылова «Мор зверей»; Девушка, освещенная солнцем; Портрет Максима Горького; Стригуны на водопое. Домотканово; Портрет художника К. Коровина; Портрет М. Н. Ермоловой.
Сотников А. Ягненок.
Степанов А. Лоси; После охоты.
Суриков В. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.
Ткачёвы А. и С. Автопортрет; Детвора.
Т орлов Д. Рысенок.
Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.
Тыранов А. Портрет И. К. Айвазовского.
Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.
Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.
Церетели 3. Синяя ваза с желтыми розами; Цветы.
Шарден Ж. Б. С. Атрибуты искусств.
Шевандронова И. В сельской библиотеке.
Шишкин И. Мухоморы. Этюд; рисунки.
Юон К. Русская зима. Лигачево; Утро индустриальной Москвы.
Яблонская Т. Утро.
III. Тематический план 4 класс
п/п Раздел, тема
Количество часов
1.
Рисунок живопись (рисование с натуры, рисование на темы)
19 ч.
2.
Декоративная работа (декоративное рисование, аппликация)
9 ч.
3.
Скульптура
2 ч.
4.
Восприятие произведений искусства. Выставка работ.
5 ч.
Календарно – тематическое планирование
4 класс (35 часов)
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Элементы содержания урока
Планируемые предметные результаты
Формирование УУД
Дата
П Ф
1.
Инструктаж по ОТ на уроках изобразительного искусства.
Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
Рисунок «Осень на пороге»
Путешествуя по земному шару.
1
Путешествуя по земному шару.
Произведения русских художников:
Н. Рерих «Мощь пещер», В. Верещагин «Северная Индия. Монастырь Хемис в Ладакхе», И. Левитан «Канал в Венеции», Г. Чернецов, Н. Чернецов «Вид на Волгу».
Совершенствование умений и навыков отражения в тематическом рисунке природных явлений.
Формирование графических умений и навыков в изображении предметов карандашом, акварельными красками.
Формирование эстетического отношения к произведениям искусства.
Л.: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
П.: -осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач.
К.: -формулирует собственное мнение и позицию;
-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
--
2.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.
Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.
1
Произведения искусства: Инь Чун Ен «Натюрморты», А. Грачёва «Тыквы» (тарелка), Я. Кусама «Тыквы» (фрагмент), В. Звонов, А. Бутаев - декоративная скамейка в г. Сочи, М Вейстлинг «Лимонад», Л. Коваленко «Натюрморт с тыквами», М. Адамс «Индийская кукуруза и тыквы».
Совершенствовать умения и навыки работы с цветной бумагой.
Уметь образно передать задуманную композицию.
Воспитание чувства товарищества во время коллективного сотрудничества.
Л.: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
-проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: -создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
К.: -осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.
3.
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Конструкция предметов.
Рисование на тему Конструкция предметов. Ваза.
1
Понятия: свет, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, блик. Художественные материалы для передачи разных материалов, из которых сделана посуда.
Произведения искусства: Х. Эскофе «Розовые и белые тюльпаны в тюльпанной вазе», «Тюльпанное дерево», «Ваза с розово-белыми тюльпанами», «Ваза с красно-жёлтыми тюльпанами»
Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта.
Развитие умения определять и сравнивать форму, строение, цветовую окраску предметов окружающего мира.
Воспитание умения восхищаться красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.
Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:
- учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
- слушать и понимать речь других.
4.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.
Чудо - кувшины
1
Произведения изобразительного искусства: Т. Щурц «Бабочка», К. Винтерс «Тыквовоз», С. Сеаджо «Вершина мира».
Знать жанр изобразительного искусства – натюрморт.
Развивать чувство композиции, умение анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов; совершенствовать рисунок натюрморта.
Уметь работать по памятке.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
5.
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Конструкция предметов.
Рисование на тему натюрморта из предметов быта.
1
Понятия: свет, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, блик. Художественные материалы для передачи разных материалов, из которых сделана посуда.
Произведения искусства: Х. Эскофе «Розовые и белые тюльпаны в тюльпанной вазе», «Тюльпанное дерево», «Ваза с розово-белыми тюльпанами», «Ваза с красно-жёлтыми тюльпанами», «Натюрморты», Д. Калинкина «Кактусята», «За восемь дней до Нового года».
Знать приемы изображений объемных предметов и фигур.
Уметь анализировать и сравнивать формы окружающих предметов.
Уметь рисовать с натуры предметы в группе.
Понимать и использовать в изобразительной деятельности изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
6.
Рисование на тему: «Букет цветов», «Букет листьев».
1
Фактура цветов, веточек деревьев с осенними листьями. Передача пространства в букете.
Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении.
Уметь рисовать с натуры, по памяти букет цветов или листьев, обращая внимание на форму, фактуру каждого цветка и передачу пространства в букете.
Л.: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Р.: -умеет организовывать своё рабочее место и работу.
-принимает и сохраняет учебную задачу.
-проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
П.: -создаёт и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
К.: -осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую помощь.
7. Лепка.
Лепка из пластилина фигурного сосуда.
1
Скопинская посуда. Техника изготовления посуды из глины. Объёмное изображение сказочных существ, зверей, птиц, рыб в основе формы сосудов. Глазурь.
Лепка из отдельных длинных жгутов-налёпков, которые
Ознакомление со скульптурой, расширение представлений о работе скульптора, способах скрепления деталей, развивать умение передавать пропорции.
Знать, какие художественные средства используют для скульптурных изображений.
Уметь определять зависимость формы и декора от назначения посуды.
Уметь показать выразительные возможности разных художественных средств, передать настроение в творческой работе с помощью цвета, объёма, материала.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
8.
Иллюстрация к отрывку из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок».
1
Природные подземные царства (карстовые пещеры). Сравнение творений природы и человека. Сказы П. П. Бажова. Отражение выбора материала на художественном образе произведения.
Произведения искусства: И. Бесчастнов «Данила-мастер» (металл), И. Путилова «Каменный цветок», Р. Савинова иллюстрация к сказу П. П. Бажова «Каменный цветок», П. Кожин «Хозяйка медной горы» (фарфор).
Знать правила изображения фигуры человека в движении.
Уметь использовать в иллюстрации выразительные возможности композиции сюжета из сказа.
Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
- слушать и понимать речь других.
9.
Беседа «Жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры».
1
Произведения искусства: пейзаж: А. Дейнека «Москва. Пейзаж», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», А. Матисс «Вид из окна», И. Шишкин «Мухоморы. Этюд», К. Юон «Русская зима. Лигачёво»; портрет: М. Антокольский «Иван Грозный», «Пётр I», И. Браз «Портрет писателя А. П. Чехова», К. Брюллов «Портрет И. А. Крылова», В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», А. Веницианов «Жница», «Автотортрет», М. Врубель «Портрет С. И. Мамонтова», А. Герасимов «Портрет балерины О. В. Лепешинской», С. Герасимов «Автопортрет», А. Голубкина « Л. Н. Толстой», А. Дюрер «Автопортрет в возрасте четырнадцати лет», О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Портрет маршала Г. К. Жукова», Б. Кустодиев «Портрет Фёдора Шаляпина», Д. Левицкий «Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника», Леонардо да Винчи «Автопортрет», Рембрант «Автопортрет», «Сын Титус за чтением», И. Репин «Портрет Василия Дмитриевича Поленова», «Портрет Нади Репиной», «Портрет П. М. Третьякова», «Портрет художника А. И. Куинджи», З. Серебрякова «Автопортрет», В. Серов «Автопортрет», «Портрет Ольги Фёдоровны Серовой», «Портрет Максима Горького», «Портрет М. Н. Ермоловой», В. Тропинин «Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль», «Портрет А. С. Пушкина», А. Тыранов «Портрет И. К. Айвазовского»; бытовой жанр: К. Коро «Воз сена», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Маковский «Крестьянский обед во время жатвы», Ж. Милле «Пастушка со стадом овец», Г. Мясоедов «Косцы», В. Перов «Охотники на привале», Ф. Решетников «Прибыл на каникулы», «Уголок мастерской», И. Шевандронова «В сельской библиотеке», Т. Яблонская «Утро»; исторический жанр: А. Бубнов «Утро на Куликовом поле», А. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», П. Корин «Александр Невский», Б. Кустодиев «Крестный ход», Е. Лансере «Святослав на пути в Царьград», И. Мартос «Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому», В. Суриков «Меньшиков в Берёзове», «Переход Суворова через Альпы»;батальный жанр: В. Верещагин «В штыки! Ура! Ура!» (Атака), А. Дейнека «Оборона Севастополя».
Знакомство с основными видами и жанрами изобразительного искусства.
Усвоение начальных сведений о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и. т. п.).
Определение принадлежности произведения искусства к тому или иному виду или жанру искусства.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
10.
Рисование с натуры натюрморта «Мой письменный стол»
1
Произведения искусства: А. Равский «Натюрморты», С. Сокогонь «Натюрморты».
Освоение способов построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе.
Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции.
Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
11.
Иллюстрация к любимой сказке. Композиция на изображении открытого окна или двери с использованием правил линейной перспективы.
1
Линейная перспектива, точка схода, линия горизонта на рисунке.
Освоение способов построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе.
Научиться передаче логической связи между изображаемыми объектами композиции.
Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
12.
Иллюстрация к отрывку из произведения К. И. Чуковского «Федорино горе».
1
Иллюстрации художников к произведению К. И. Чуковского «Федорино горе». (В. Г. Сутеев, А. Котёночкин, К. Прыткова, К. Романенко).
Уметь выполнять конструктивный рисунок предметов быта, приёмы «оживления» посуды, показать настроение в рисунке.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
13.
Натюрморт в технике коллажа.
Декоративная работа.
1
Последовательное выполнение рельефного оттиска.
Гравюра.
Знать термин «графика».
Научиться основным этапам выполнения гравюры на картоне.
Развивать графические и композиционные навыки; воображение и творческую фантазию.
Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - слушать и понимать речь других.
14.
Портрет – образ.
Рисунок, живопись.
Рисование с натуры.
Портреты людей из материалов, отражающих профессии этих людей.
Использование разных художественных материалов.
Произведения искусства: Э. А. Симмонс «Портрет С. Дали», «Портрет В. Шекспира»; А. Нит «Пианист на концерте»; Д. Гамильтон «Отражение в зеркале Джо Коттера»; Дж. Месье «Портрет Ф. Кало».
Уметь изображать портрет разными художественными материалами, отражающими профессии людей.
Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
15.
Пейзаж родных мест в любимое время года.
Рисунок, живопись.
Рисование на тему
1
Понятие «колорит». Использование разных художественных материалов и техник при передаче панорамы родного города.
Первый план, средний план, дальний план, точка схода, линия горизонта.
Палитра красок.
Произведения искусства: И. Верещагина «Яузская улица», «Цветной бульвар» «улица Якиманка»; Э. Ван Лист «Пейзажи в технике бумажной пластики»; Д. Кустанович «Бабочки над хутором»; М. Везине «Пейзаж».
Совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом рисунке объектов окружающего мира.
Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа.
Знать законы воздушной и линейной перспективы.
Уметь передавать освещение в пейзаже; на картинах художников описывать законы воздушной перспективы.
Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
- слушать и понимать речь других.
16.
Аппликация. Композиция сказочного леса из любимой сказки.
Декоративная работа.
Художественный образ сказочного леса в произведениях художников: Е. Поленова «Зверь», иллюстрация из журнала «Мир искусства», иллюстрация к сказке «Избушка на курьих ножках»; И. Билибин «Иван-царевич и серый волк», «Чёрный всадник», «Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги», «Красный всадник», иллюстрация к сказке «Белая уточка», «Водяной»; В. Лебедев иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев»; К. Нильсен иллюстрация к сказке «Пряничный домик».
Научиться самостоятельно выбирать материал для творческой работы.
Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
17.
Беседа: «Красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи – мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»)
Восприятие произведений искусства.
1
Произведения искусства: И. Айвазовский «Девятый вал.», «Кораблекрушение», «У крымских берегов», «Чёрное море»; А. Куинджи «Украинская ночь», «Эльбрус», «Эффект заката», «Эльбрус. Лунная ночь», «Море. Крым».
Уметь анализировать полотна выдающихся русских художников А. И. Куинджи и И. Айвазовского, выделять своеобразие их творчества.
Развивать способности анализировать выразительные средства пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Развивать эстетический вкус и творческие способности при восприятии произведений живописи.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
- духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
18.
Эскиз города царя Салтана или князя Гвидона.
Декоративная работа.
1
Старинные города России. Города, входящие в «Золотое кольцо России». Упоминание старинных городов Росси в древних летописях, былинах и сказках.
Беседа: «Прославленные центры народных художественных промыслов. Дымковские игрушки». Элементы росписи дымковской игрушки».
Произведения искусства: А. Зинин «Чудо-юдо рыба-кит» (керамика); З. Пенкина композиция «Город златоглавный» (дымковская игрушка); Н. Малышева шкатулка «сказочный город» (фарфор).
Знать достопримечательности некоторых городов, входящих в «Золотое кольцо России».
Уметь правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы, строения, пропорций, цветовой окраски сказочных сооружений.
Уметь использовать в иллюстрации возможности композиции сюжета из сказки.
Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
19.
Городской пейзаж. Композиция архитектурного сооружения в цвете при разном освещении.
Рисунок, живопись.
Рисование на тему
1
Угловая и фронтальная перспектива. Точки схода.
Палитра красок в разное время суток.
Понятия: свет, тень, полутень, падающая тень, тон, полутон, оттенок краски.
Знать законы линейной и воздушной перспективы. Уметь передавать в рисунке изменение цвета предметов при разном освещении и в разное время суток.
Уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.
Уметь пользоваться приёмом усиления цвета.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
20.
Конструирование здания на основе геометрического тела.
Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
1
Необычные конструкции зданий. Геометрические тела в основе зданий.
Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы.
Уметь выполнить эскиз здания на основе геометрической формы.
Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
21.
Портрет одноклассника.
Автопортрет.
Рисунок, живопись.
Рисование с натуры
1
Беседа: «Портреты знаменитых русских писателей». Произведения искусства: И. Браз «Портрет писателя А. П. Чехова», А. Голубкина «Л. Н. Толстой», О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», И. Крамской « Н. А. Некрасов в период «Последних песен», И. Репин «Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу», В. Серов «Портрет Максима Горького», В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина».
Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы.
Уметь выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека.
Уметь передать в портрете настроение.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках;
- слушать и понимать речь других.
22.
Выполнение эскиза памятного кубка или Эскиз коллективного мозаичного панно «Слава Спорту».
Декоративная работа.
1
Разнообразие формы кубков. Тематика кубков. Беседа: «23 февраля – День защитника Отечества». Атрибутика армии для изображения на кубке.
Спортивная атрибутика.
Уметь рисовать разнообразные формы кубков, наносить на готовую форму армейскую атрибутику.
Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
23.
Рисование на тему: «Мои увлечения» или «События школьного дня».
Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
1
Рисунки А. С. Пушкина портретов современников на рукописях. Средства художественной выразительности при передаче движения.
Произведения искусства: А. Дейнека «Теннис» (гравюра), «Эстафета» (бронза), «Футбол», «Хоккей» (мозаика).
Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы.
Уметь изображать фигуру человека в движении, передать в работе настроение.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
24.
Беседа: «Литература, музыка, театр и изобразительное искусство».
Восприятие произведений искусства.
1
Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
1. Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка).
2. Тема: Литературные жанры: сказка, рассказ, пьеса, стихотворение.
3. Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр.
Раздел «МУЗЫКА»
1. Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе.
2. Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр - как групповая форма исполнения музыкального произведения.
3. Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка.
6.Раздел «ТЕАТР»1.Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Древнегреческий театр. Использование масок в театре. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами.
2. Тема: Выразительные средства театрального искусства.
Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение костюма персонажа.
3.Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.
Знать литературные жанры, структуру художественного текста, художников - иллюстраторов детских книг.
Знать элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер), некоторые музыкальные инструменты, направления и стили музыки.
Уметь слушать музыку природы, соотносить музыкальное произведение с произведениями литературы, изобразительного искусства.
Знать театральные атрибуты и термины, выразительные средства театрального искусства.
П.: - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно;
К.: - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
25.
Эскиз росписи кухонной разделочной доски.
Декоративная работа.
1
Сюжеты для росписи: «Сказочные птицы», «Весёлые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.
Беседа: «Прославленные центры народных художественных промыслов». «Искусство родного края».
Элементы городецкой, хохломской росписи для украшения деревянной разделочной доски.
Знать элементы городецкой, хохломской росписи.
Формирование умения выполнять на разделочной доске роспись, составлять орнамент, используя изученные элементы.
Уметь создавать сюжетную, декоративную, ассиметричную композицию.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.:- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
П.: - готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров.
26.
.
Тематическая композиция «Конкурс бальных танцев», «Сцена из любимого балета»
Рисунок, живопись.
Рисование на тему.
1
Использование разных материалов и приёмов для передачи художественных образов.
Передача движения в композиции.
Произведения искусства: М. Джоржио «Балерина» (металл, посеребрение); Н. Гречаник «Полёт» (бронза,камень); Л. Афремов «Балет» (холст, масло); Ю. Вахрушева «Балерина» (цветная бумага, пастель), «Балерина» (бумага, уголь); К. Мейра «Балерина» (бумажная пластика); Н. Марусова «Балет «Лебединое озеро» (холст, масло), «Узы балета», «Космический балет стрекоз»; Д. Шитаги «Балерины в Нью-Йорке» (фото); Й. Лорензл «Балерина»; Д. Чипарус «фигурная группа», «Румынские девушки», «Русские танцоры»; Л. Райнигер «Балет».
Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы.
Уметь изображать фигуру человека в движении, передать в работе художественный образ.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
27.
Лепка из пластилина героев сказки.
Скульптура.
1
«Когда-то наш далекий предок впервые обратил внимание на то, что комок глины можно мять и при этом он принимает различную форму. Так было положено начало искусству лепки. Римляне ввели в оборот слово “скульптура”, что значит “вырезать”, “высекать”. Древние славяне назвали это искусство “ваянием”. Древние греки разработали каноны (нормы) совершенных пропорций тела человека».
Скульптурное изображение сказочных героев для детского парка отдыха или сквера.
Произведения искусства: Л. Азарова «Иван-царевич с царевной-лягушкой»; С. Козлов «Золотой петушок» (шкатулка); И. Стулов «У разбитого корыта» (дерево, резьба); О. Богданова «Золотой петушок»; Р. Панцеховская «Царевна Несмеяна и царь Горох»; С. Велихова , В. Рукавишникова «Аленький цветочек»; М. Врубель «Берендей», «Лель», «Мизгирь», «Гвидон и царевна-лебедь».
Уметь передавать в лепке характерные особенности внешнего вида сказочного героя; определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей скульптуры, использовать при лепке конструктивный способ: лепить ноги, руки и туловище сказочного героя из одного куска, голову и шею из другого, мелкие детали лепить налепами.
Л.:- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
П.: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: - донести свою позицию до других;
- слушать и понимать речь других.
28.
Сказки на шкатулках. Выполнение эскиза иллюстрации к былине «Садко» для украшения шкатулки.
Декоративная работа.
1
Произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок.
Отличительные признаки иллюстраций к сказкам мастеров лаковой миниатюры от иллюстраций в книгах. Построение композиции рисунка с учётом формы шкатулки.
Произведения искусства: А. Борунов «Сказки Пушкина» (ларец), М. Врубель «Садко», «Морской царь», «Морская царевна», «Прощание царя морского с царевной Волховой»; В. Васнецов «Подводный терем», А. Земсков «Садко» (сервиз); Т. Фёдорова «Любава и Садко»; В. Щербинина «Садко».
Познакомиться с традициями миниатюрной живописи Палеха и процессом её изготовления.
Уметь создавать гармоничную композицию на основе образных представлений, впечатлений.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
29.
Эскиз проекта города будущего.
Рисунок, живопись.
Рисование на тему
1
Решение экологических, социальных, экономических проблем при проектировании города будущего.
Вертикальный зоопарк в Аргентине в Буэнос-Айресе.
Способ передвижения, технические находки в конструкции дверей, окон, балконов, крыш.
Уметь создать интересные архитектурные сооружения, дома-символы, дома-образы.
Уметь создавать объёмный фантастический образ путём комбинации предметов различной формы.
Поиск необычных конструктивных решений.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- личностное ориентирование в творческом процессе.
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках.
30.
Рисунок комнаты или класса с использованием правил перспективы.
Рисунок, живопись.
Рисование на тему
1
Интерьер – образ эпохи.
Дизайн комнаты.
Знать законы фронтальной и угловой перспективы.
Уметь изобразить интерьер комнаты в угловой или фронтальной перспективе.
Л.: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.
П.: - ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству.
31.
Проект памятной доски, обелиска, памятника или монумента, посвящённого героям Великой Отечественной войны.
Декоративная работа.
1
Беседа: «Великие полководцы России».
Произведения искусства: П. Корин «Портрет маршала Г. К. Жукова», А. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году», И. Мартос «Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому».
Мемориальный ансамбль «Могила неизвестного солдата» в Александровском саду у Кремлёвской стены в Москве. Монумент защитникам Москвы у въезда в г. Зеленоград.
Знать произведения художников, на которых изображены полководцы России.
Уметь анализировать полотна выдающихся русских художников.
Развивать эстетический вкус и творческие способности при восприятии произведений живописи.
Л.: - самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения.
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
П.: - развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
- осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках.
32.
Эскиз изразца для печки или рисунок печки с изразцами.
Декоративная работа.
1
Изразцовые печи. Изображение на рельефах фантастических и реальных животных и растений, военных походов. Красные (терракотовые), поливные (муравленые), многоцветные (ценинные), голландские (с росписью кобальтом по белой эмали) изразцы.
Памятка. Конструктивный рисунок печи.
Знать, что такое изразцы, их разнообразие.
Научиться выделять элементы узора в изделии.
Научиться стилизовать формы растительного и
животного мира в декоративные.
Уметь изобразить эскиз изразца для печи или печь с изразцами.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Р.: - развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
П.: - осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
33.
Беседа: «Тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова».
Проверочная работа.
Восприятие произведений искусства.
1
Краткое знакомство с биографией художника Аркадия Пластова. Произведения искусства: «Колхозные кони», «На гумне», «Полдень», «Витя-подпасок», «Лето», «Завтрак трактористов», «Жатва», «Пастух Виталий», «Август колхозников», «Сенокос».
Уметь анализировать полотна выдающегося русского художника А. Пластова, выделять своеобразие его творчества.
Развивать способности анализировать выразительные средства пейзажной живописи и композиционного построения картины.
Развивать эстетический вкус и творческие способности при восприятии произведений живописи.
Л.: - повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
Р.: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К.: - задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение.
34.
Создание плаката на тему «Защитим весенние первоцветы».
Рисунок, живопись.
1
Бережное отношение к электроэнергии, воде, лесу, воздуху. Средства художественной выразительности, композиция в плакате. Мощность пропагандистской роли плаката. Произведения художников плакатистов. Плакаты Всемирного фонда дикой природы по защите животных и природы.
Познакомиться со средствами художественной выразительности, композицией в плакате.
Познакомиться с произведениями художников плакатистов.
Научиться выполнять плакат на экологическую тему: «Защитим весенние первоцветы».
Л.: -учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Р.: - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
П.: - осуществлять синтез, как составление целого из частей;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
К.: - стремиться к координации действий и сотрудничеству
35
Итоговый. Выставка работ
1
Начало формы
Конец формы
[link]
36