РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 2 класса начального общего образования
базового уровня
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
««Литературное чтение» Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской
(Москва Академкнига/учебник 2011)
Составитель: Руппель Н.А.,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………… 3-4
Содержание учебного предмета…………………………………………... 5-6
Тематический план с указанием обязательных
контрольных, лабораторных, практических работ,
экскурсий и других видов деятельности обучающихся………………………7
Планируемые результаты освоения учебной программы…………………7-9
Ожидаемые результаты формирования ууд………………………………..9
Контрольно-измерительные материалы……………………………………9-11
Учебно-методическое обеспечение образовательных
результатов обучающихся……………………………………………………….11
Лист внесения изменений в поурочно – тематический план
рабочей программы………………………………………………………………12
9. Календарно-тематическое планирование…………………………………..13-17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
– духовно-эстетическая(от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
– литературоведческая(от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
– библиографическая(от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.
Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:
Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .
Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Программа рассчитана на 136 часов.
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения про себя:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) в ходе повторного просмотрового чтения;
в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;
г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.
Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.
Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции
текста).
Авторская литература
Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование
в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.
Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки:«Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Формирование библиографической культуры
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Тематический план
В гостях у Незнайки 12
3.
В гостях у Барсука
23
4.
В гостях у Ёжика и Медвежонка
13
5.
Точка зрения
29
6.
Детские журналы
6
7.
Природа для поэта - любимая и живая
16
8.
Почему нам бывает смешно
18
Итого 136 ч
Планируемые результаты освоения учебной программы
по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,
• называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• анализировать смысл названия произведения;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ;
• уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Контрольно-измерительные материалы
К. Ушинский.
Утренние лучи.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
ПЕРВЫЙ луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
ВТОРОЙ луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
ТРЕТИЙ луч попал вкурятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ку-реку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
ЧЕТВЁРТЫЙ луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум — полетела собирать медок с душистых цветов.
ПЯТЫЙ луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю, режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
136 слов
1. Куда разослало солнышко свои лучи?
2. Кто не обрадовался солнечному лучику?
И. Соколов-Микитов.
Черёмуха.
Под самым окном нашего дома распустилась и цветёт черёмуха.
Черёмуха — очень весёлое деревцо. Она всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь её покрывают, — даже смеётся. Любуясь цветущей черёмухой, сам невольно начинаешь улыбаться.
Ранней весною мы приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись зелёные почки, — значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
57 слов
1. Когда черёмуха улыбается, а когда она смеётся? Почему?
Как сказать по-другому: «весна вошла в полную силу»?
По какому признаку можно определить, что «весна вошла в полную силу»?
Братья Гримм.
Горшок каши.
Сказка.
Жила-была одна девочка.
Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку.
— Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка, — дай мне ягод, пожалуйста.
— На, бабушка, — говорит девочка.
Поела старушка ягод и сказала:
— Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит только тебе сказать: — Раз, два, три, горшочек, вари! — и он начнёт варить вкусную, сладкую кашу. А скажешь ему: — Раз, два, три, больше не вари! — и он перестанет варить.
73 слова
1. Кого встретила девочка в лесу?
2. Как старушка отблагодарила её за ягоды?
Карасик.
Мама подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Серебристый карасик — вот как она называлась. Виталик был рад. Первое время он кормил её, менял воду, а потом привык к ней и даже забывал её покормить.
А ещё у Виталика был котёнок Мурзик. Он был серый, пушистый. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.
Ты смотри за Мурзиком, — говорит Виталику мама. — Как бы он не съел твоего карася.
Не съест, — отвечал Виталик. — Я буду смотреть.
75 слов
1. Какой подарок получил Виталик от мамы?
Кто любил смотреть на рыбку? Почему?
Чем может закончиться этот рассказ?
Учебно-методическое обеспечение образовательных результатов обучающихся:
Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1,2 — М.: Академкнига/Учебник.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой / авт.- сост. Н.В. Лободин
5. Программы по учебным предметам: Проект «Перспективная начальная школа»
Авторы программ:
Н.Г. Агаркова, Н.М.Лаврова, М.Л. Каленчук,Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова, О.В.Малаховская,
А.Л. Чекин, Р.Г. Чуракова, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г.Кудрова.
6. Ресурсы интернет-сети
Лист внесения изменений в тематический план
по литературному чтению
для 2 в класса начального общего образования, базовый уровень
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Руппель Н.А...
Дата внесения изменения Обоснование внесения изменения
Документы, подтверждающие внесение изменения
Подпись лица, внесшего изменения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В гостях у Учёного Кота 19
1
Знакомство с библиотекой Ученого Кота.
1
2
Авторские сказки. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
1
3
Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
4
Признаки волшебной сказки. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
5
Специфика сказочного жанра
в поэтической сказке
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
6
Волшебные помощники. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
7
Специфика сказочного жанра А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
8
Особенности волшебных сказок А.С. Пушкина
1
9
Русские народные сказки о животных. «Петушок золотой гребешок»
1
10
Русские народные сказки о животных. «Лисичка-сестричка и волк»
1
11
Зарубежные сказки о животных. Д.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»
1
12
Главные герои в сказках о животных. Д.Харрис «Почему у братца Опоссума голый хвост»
1
13
Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали»
1
14
Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали»
1
15
Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное колечко»
1
16
Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное колечко»
1
17
Современная поэзия. И.Пивоваров. «Жила-была собака», «Мост
и сом». Г.Лагздынь «Утренняя кричалка».
1
18
Жанр произведения. Во Куанг «Заходите», О.Дриз «Сто весёлых лягушат».
1
19
Композиция волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»
1
В гостях у Незнайки
12
20
Фантазия в литературе и жизни. Н.Носов «Фантазеры»
1
21
Юмор. Н.Носов «Фантазеры»
1
22
Говорить неправду и фантазировать – это не одно и то же. Н. Носов «Фантазеры»
1
23
Главные герои рассказа Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!»
1
24
Вранье и фантазия. Э.Мошковская
«А травка не знает», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Если грачи закричали»
1
25
Характер главного героя в произведении С.Воронина «Лесик-разноголосик»
1
26
Вранье и фантазия. Д.Хармс «Врун» (отрывок)
1
27
Современная авторская сказка Б.Окуджава «Прелестные приключения»
1
28
Иллюстрация. Б.Окуджава «Прелестные приключения»
1
29
Б.Окуджава «Прелестные приключения»
1
30
Фантазия в литературе и жизни. Д.Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь»
1
31
Т.Кубяк. «О гноме- рыбаке». Обобщение по теме «В гостях у Незнайки».
1
В гостях у Барсука
23
32
Секреты чайного домика.Хоку.
1
33
Сравнение. С. Козлов «Ежик в тумане»
1
34
Сравнение. С. Козлов «Ежик в тумане»
1
35
Главное переживание главного героя. Японская народная сказка «Барсук – любитель стихов»
1
36
Характер главных героев. Японская народная сказка «Луна на ветке»
1
37
Главное переживание героя. С.Козлов «Теплым тихим утром посреди зимы»
1
38
Поэт – тот, кто создает и ценит красоту
1
39
Автор-художник. Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»
1
40
Контраст. С.Козлов «Красота»
1
41
Поэтический взгляд на мир. С.Козлов «Красота»
1
42
Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге
1
43
Секреты японских стихов. Хокку .Иссё, Бусон.
1
44
Японское хокку. Тиё, Оницура
1
45
Японское хокку. Кикаку, Басё, Сико.
1
46
Главный герой. В.Драгунский «Что я люблю»
1
47
Внутренний мир героя. В.Драгунский «Что любит Мишка»
1
48
Сравнительная характеристика героев. В.Драгунский «Гусиное горло»
1
49
Герой стихотворения С.Махотина «Воскресенье», М.Бородицкая «Улов», А.Яким «Яблоко»
1
50
Настоящее богатство. М.Бородицкая «Уехал младший брат» , «Ракушки». С.Махотин «Груша»
1
51
Эмоциональная окраска текста. Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»
1
52
Авторская сказка. Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»
1
53
Авторская сказка. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
1
54
Авторская сказка. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон». Характер героев. Обобщение по теме «В гостях у Барсука».
1
В гостях у ежика и медвежонка
13
55
Тема текста и его название. И.Тургенев «Воробей»
1
56
Автор и герой. М.Корем «Ослик», М. Бородицкая «Котенок» Э Мошковская «Кому хорошо»
1
57
Автор, рассказчик, герой. В.Драгунский «Друг детства»
1
58
Автор, рассказчик, герой. В.Драгунский «Друг детства»
1
59
О ценности дружбы. В.Лунин «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья»
1
60
Сказка и рассказ. Л.Н.Толстой «Прыжок»
1
61
Структурно-содержательное деление текста. Л.Н.Толстой «Прыжок»
1
62
Л. Толстой «Акула»
1
63
Кульминация. Л.Н.Толстой «Акула»
1
64
Главный герой. Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок»
1
65
Поэт и художник. Э.Мошковская, М.Яснов.
1
66
В. Вересаев «Братишка», Э Мошковская «Вазочка и бабушка».
1
67
Главная мысль. О.Дриз «Всегда верно» С.Козлов «Заяц и медвежонок»
Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка»
1
Точка зрения
29
68
Поэтический текст. А.Кушнер «Что я узнал»
1
69
Художественный образ в живописи. И.Пивоварова «Картина». СМахотин «Фотограф»
1
70
Характер героев литературного произведения. О.Дриз «Игра»
1
71
Поэтическое произведение и сказка. Э. Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица» В.Берестов «Как найти дорожку»
1
72
Художественный образ в литературе. С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»
1
73
Точка зрения. О.Дриз «Стеклышки», М.Бородицкая «Лесное болотце»
1
74
Художественные образы в поэтических произведениях. В.Берестов «Картинки в лужах», А.Ахундова «Окно»
1
75
Рассказ и сказка. А.Усачев «Тигр в клеточку»
1
76
Разные точки зрения. А.Усачев «Бинокль»
1
77
Герой-рассказчик. Т.Белозеров«Хомяк», М.Яснов«Хомячок», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»
1
78
Точка зрения автора. Е.Череповецкий «В тихой речке», А.Гиваргизов«Что ты, Сережа, сегодня не в духе?», М.Бородицкая «Вот такой воробей»
СМахотин «Местный кот»
1
79
Разные точки зрения. Л.Яхнин, С.Черный
1
80
Главная мысль. М.Бородицкая «Булочная песенка», П.Синявский «Федина конфетина»,
1
81
Тема и главная мысль. А.Усачев «Эх!» Г.Сапгир «У прохожих на виду»
1
82
Разные точки зрения. О.Кургузов «Сухопутный или морской?»
1
83
Точка зрения. О.Дриз, «На что похож павлиний хвост», «Как я плаваю»
1
84
Точка зрения. Б.Заходер
«Собачкины огорчения»
1
85
Переживание героя и тема. О.Дриз «Кончилось лето».
1
86
Тема и идея текста. О.Дриз «Синий дом».
1
87
Интонация. А.Пушкин «Уж небо осень дышало»
1
88
Особенности поэтических произведений. М.Лермонтов «Осень»
1
89
Интонация и главное переживание. О. Дриз «Кто я?»
1
90
Контраст. А.Гиваргизов«Мой бедный Шарик, ты не знаешь…», М.Карем«Повезло!».
1
91
Воображение в поэзии. Р.Сеф «Лучше всех»,
1
92
Л.Яхнин «Моя ловушка»
1
93
Фантазия в поэзии. Г.Юдин «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя»
1
94
Воображение и главное переживание автора. О.Дриз «Теленок», А.Усачев «Обои»
1
95
Особенности поэтических произведений. В.Лунина «Что я вижу»
1
96
Особенности поэтических произведений. Ю.Мориц «Хвостики», «Букет»
Обобщение по теме «Точка зрения»
1
Детские журналы
6
97
С.Михалков «А что у вас?»
1
98
Что такое новости? Кто рассказывает новости? Журналисты
1
99
Детская периодика. Журналы для детей
1
100
Структура детского журнала
1
101
Кто создает журнал
1
102
Развивающие задания журнала «Мурзилка»
Обобщение по теме «Детские журналы»
1
Природа для поэта – любимая и живая
16
103
Тема, главная мысль, заголовок. Л.Яхнин «Музыка леса»
1
104
Контраст. Ю.Коваль «Три сойки»
1
105
Переносное значение слов. Р.Сеф «Добрый человек», Л.Яхнин «Пустяки»
1
106
Деление текста на части. Е.Чарушин «Томка испугался».
1
107
Деление текста на части. Е.Чарушин «Томкины сны»
1
108
Тема, главная мысль. Г.Юдин «Вытри лапы и входи», М.Пришвин «Разговор деревьев»
1
109
Олицетворение. Ф.Тютчев «Зима недаром злится»
1
110
Образ природы в литературе. Л.Станцев, Э. Мошковская.
1
111
Художественный образ. Ф.Тютчев «Зима недаром злится» Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето»
1
112
Художественный образ в литературе. М.Пришвин «Золотой луг»
1
113
Художественные средства выразительности. Олицетворение. С.Козлов «желудь», М.Лермонтов «Утес»
1
114
Образ природы в поэзии
Э.Мошковская, Л.Яхнин
1
115
Олицетворение. Звукопись. М.Есеновский«У мальчика Юры ужаснейший насморк», Д.Биссет «Ух!»
1
116
Секреты стихотворной речи. А. Екимцев «Осень»
1
117
Секреты стихотворной речи. Ю.Коринец «Тишина»
1
118
Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» Предварительная итоговая комплексная работа
1
Почему нам бывает смешно
18
119
Юмор в стихотворных произведениях. К.Чуковский«Федотка», О.Дриз «Доктор». Обида»
1
120
Юмор. В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»
1
121
Контраст. В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»
1
122
Секреты смешного. М.Тахистова «Редкий тип»
1
123
Секреты смешного.
Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»
С Махотин «Вот так встреча».
1
124
Авторская сказка. С.Седов «Сказка про Змея Горыныча»
1
125
Главная мысль. С.Седов «Сказка про Змея Горыныча»
1
126
Повторы, ирония. С.Седов «Сказка про Змея Горыныча»
1
127
События, их последовательность. С.Седов «Сказка про Змея Горыныча»
1
128
Самостоятельная работа по теме «Почему нам бывает смешно»
1
129
Повторы в юмористических произведениях. П.Синявский «Такса едет на такси», П.Коран «По дорожке босиком»
1
130
Авторская сказка-цепочка. Л.Яхнин «Зеркальце»
1
131
Юмор в поэзии. Н.Матвеева, А.Усачёв.
1
132
Художественные средства выразительности в юмористических произведениях. А.Усачев, П.Синявский
1
133
Проверочная работа «Задания для членов клуба»
Итоговая комплексная работа
1
134
Юмор в прозе. Образ героя. Автор, рассказчик В.Драгунский «Шляпа гроссмейстера»
1
135
Юмор в прозе. Образ героя. Автор, рассказчик В.Драгунский «Шляпа гроссмейстера»
1
136
Задание для членов клуба «Ключ и заря»
1
13