МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.УСМАН -ТАШЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РБ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № ___
от«____»__________2016 г.
Руководитель ШМО
_Кучарбаева Ф.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР________Зарипова Р.М..
«____»____________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ
с.Усман-Ташлы МР Ермекеевский район РБ
_______Мухаметшина А.Ф.
Приказ № ___
от «___»____________2016г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
(срок реализации 4 года)
Учитель начальных классов Мухаметшина Залифа Шамиловна
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования. В основу положена программа факультатива «Занимательная грамматика» Кочурова Е.Э.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут на 35 часов в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.
Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения;
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
Развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, обучить методике выполнения логических заданий;
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
Научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение материала на занятиях и выступление на олимпиадах, конкурсах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания.
Отличительные особенности программы курса «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная и исследовательская деятельность
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай» «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление». Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число» ,«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске, «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1989). «Спичечный» Конструктор (Вместо спичек можно использовать счётные палочки).
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов(проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование
1 класс
Факт. дата
Тео-рия
Прак-тика
Все-го
1
Математика – царица наук.
1
-
1
03.09
2
Как люди научились считать
1
-
1
10.09
3
Интересные приемы устного счёта.
0,5
0,5
1
17.09
4
Решение занимательных задач в стихах
-
1
1
01.10
5
Игра “Муха» (“муха” перемещается по командам ”вверх”, ,,вниз”, ”влево”, ”вправо” на игровом поле 3x3клетки).
1
1
08.10
6
Учимся отгадывать ребусы.
0,5
0,5
1
15.10
7
Числа-великаны. Коллективный счёт
-
1
1
22.10
8-9
Проектная деятельность “Спутники планет”
1
1
2
29.10
05.11
10
Решение ребусов и логических задач
-
1
1
12.11
11
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными
1
-
1
19.11
12
Загадки - смекалки
1
1
1
26.11
13
Игра «Знай свой разряд».
-
1
1
03.12
14-15
Практикум «Подумай и реши.
-
2
2
10.12
17.12
16
Задачи с изменением вопроса
0,5
0,5
1
24.12
17-18
Проектная деятельность «Газета любознательных»
-
2
2
14.01
21.01
19-20
Решение нестандартных задач.
1
1
2
28.01
04.02
21-22
Проектная деятельность «Солнце -обыкновенный желтый шарик»
-
2
2
11.02
25.02
23-24
Математические горки.
1
1
2
03.03
10.03
25
Наглядная алгебра.
1
-
1
17.03
26
Решение логических задач.
-
1
1
24.03
27
Игра «У кого какая цифра»
-
1
1
07.04
28
Знакомьтесь: Архимед!
1
-
1
14.04
29-31
Задачи с многовариантными решениями.
-
2
2
21.04
28.04
05.05
32-33
Знакомьтесь: Пифагор!
1
1
2
12.05
19.05
34
Математический КВН
-
1
1
26.05
Тематическое планирование
2 класс
09.09 16.09
4
Упражнения в черчении на нелинованной бумаге
-
1
1
23.09
5
Игра «Удивительный квадрат»
-
1
1
30.09
6
Преобразование фигур на плоскости
1
-
1
07.10
7
Задачи-смекалки
-
1
1
14.10
8
Симметрия фигур
-
1
1
21.10
9-10
Соединение и пересечение фигур
1
1
2
28.10
11.11
11
Познавательная игра «Семь вёрст…»
-
1
1
18.11
12 - 13
Проектная деятельность
«Московский Кремль»
-
2
2
25.11
02.12
14 - 15
Объём фигур
1
1
2
09.12
16.12
16
Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
-
1
1
23.12
17
Конструирование предметов из геометрических фигур
-
1
1
30.12
18
Открытие нуля.
1
-
1
20.01
19-20
Учимся разрешать задачи на противоречия.
1
1
2
27.01
03.02
21
Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
-
1
1
10.02
22-23
Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»
-
2
2
17.02
24.02
24
Экскурсия в компьютерный класс
1
-
1
03.03
25-26
Компьютерные математические игры
-
2
2
10.03
17.03
27
Международная игра «Кенгуру»
-
1
1
24.03
28
Конкурс знатоков (1 тур)
-
1
1
07.04
29
Конкурс знатоков (2 тур)
-
1
1
14.04
30
Конкурс знатоков (итоговый тур)
-
1
1
21.04
31-32
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
1
2
28.04
05.05
33-35
Задачи с многовариантными решениями.
1
2
3
12.05
19.05
26.05
Тематическое планирование
3 класс
03.09 10.09
3
Танграм: древняя китайская головоломка.
-
1
1
17.09
4-5
Проектная деятельность ”Природное сообщество-аквариум”
-
2
2
01.10
08.10
6
Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.
-
1
1
15.10
7
Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки
1
-
1
22.10
8
Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
-
1
1
29.10
9
Конструирование многоугольников из деталей танграма
-
1
1
05.11
10
Игра - соревнование «Веселый счёт»
1
1
12.11
11-12
Проектная деятельность ”Газета умников и умниц”
-
2
2
19.11
26.11
13-15
Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность
1
2
3
03.12
10.12
17.12
16
Математические игры. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»
-
1
1
24.12
17-18
«Спичечный» конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием
-
2
2
14.01
21.01
19-20
Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
-
2
2
28.01
04.02
21
Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»
-
1
1
11.02
22
Математические игры. Построение «математических» пирамид», «Сложение в пределах 1000. Вычитание в пределах 1000»
-
1
1
18.02
23
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судаку).
-
1
1
25.02
24
Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
-
1
1
03.03
25
Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000
-
1
1
10.03
26-27
Конструирование фигур из деталей танграма. Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе.
-
2
2
17.03
24.03
28-29
Секреты задач Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.
1
1
2
07.04 14.04
30
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судаку).
-
1
1
21.04
31-33
Проектная деятельность «Великие математики» .
2
2
28.04 05.05
12.05
34-35
Создание мини-альбома «Узоры геометрии»
2
2
19.05
26.05
Тематическое планирование
4 класс
09.09 16.09
4-5
Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.
-
2
2
23.09
30.09
6
Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.
0,5
0,5
1
07.10
7
Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.
0,5
0,5
1
14.10
8-10
Проектная деятельность «Трудолюбивые пчелы»
1
2
3
21.10
28.10
11.11
11
Магические квадраты. Нахождение площади фигур.
-
1
1
18.11
12
Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур
-
1
1
25.11
13
Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.
-
1
1
02.12
14-15
Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.
-
2
2
09.12
16.12
16
Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.
0,5
0,5
1
23.12
17-18
Проектная деятельность ”Газета эрудитов”
-
2
2
30.12
20.01
19
Задачи – тесты. Блиц - турнир.
-
1
1
27.01
20-22
Составление алгоритмов и применение их на практике при решении примеров. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.
1
2
3
03.02
10.02
17.02
23
Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число
-
1
1
24.02
24
Математические головоломки.
-
1
1
03.03
25
Блиц – турнир. Задачи – тесты
-
1
1
10.03
26
Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.
-
1
1
17.03
27
Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.
1
-
1
24.03
28
Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа
-
-
1
07.04
29-30
Проектная деятельность ”Волшебный круг”
-
2
2
14.04
21.04
31
Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.
-
1
1
28.04
32
Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.
-
1
1
05.05
33
Графы на плоскости
-
1
1
12.05
34-35
Подведение итогов обучения. Смотр знаний.
-
2
2
19.05
26.05
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителей:
Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы [Текст] / Н. В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Агафонова, И. Учимся думать [Текст]: занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет / И. Агафонова. – СПб.: Питер, 1996..
Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике [Текст] / Т. А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2002.
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе [Текст]. - М. : Панорама, 2006.
Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : Просвещение, 2004.
Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М. : Грамотей, 2004.