Рабочая программа по внеурочной деятельности Шахматы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______________/Никитина Г.А./

Протокол №____ от

«____» _______________ 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/Неверова Н.Н./

«____» _______________ 2015 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Смоленская СОШ №1»

______________________ / В.М.Неверов/

Приказ № ____ от

«___» ______________ 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Шахматы»

(35 часов)

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Составитель: Черняков Леонид Иванович, учитель физической культуры





с. Смоленское, 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ



1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………… стр. 3

1.1.Цели и задачи образования

1.2. Общая характеристика учебного предмета

1.3. Место учебного предмета

2.Результаты освоения учебного предмета …………………………………………………………………………………… стр. 6

3. Формы и методы реализации программы…………………………………………………………………………………… стр. 7

4. Содержание программы …………………………………………………………………………………………………….. стр. 8

5. Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………………………… стр. 9

6. Календарно-тематический план………………………………………………………………………………………………… стр. 10

7. Информационно-образовательный ресурс ……………………………………………………………………………………. стр. 17

7.1. Нормативно-правое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………

7.2.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………...

7.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………..







1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.); Стандартов второго поколения «Внеурочная деятельность» методический конструктор П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. –М.: Просвещение 2011 год; авторской программы внеурочной деятельности «Шахматы», А.А.Тимофеев./- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 класс/под ред. Н.Ф.Виноградовой.- М.: Вентана -Граф, 2013.

    1. Цели и задачи внеурочной деятельности:

Цель: - развитие и реализация интеллектуального потенциала учащихся начальной школы;

- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, коммуникативных;

- развитие мышления младшего школьника во всех его направлениях – от наглядно – образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого;

- формирование стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям шахматами, целостного представления о шахматах и шахматной игре.

Задачи:

Обучающие задачи: Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки: изучение и усвоение первоначальных понятий шахматной игры – знакомство с фигурами, правила, начало и окончание партии, запись партии. Овладение умением ставить мат в простейших позициях. Решение задач на мат в 1–2 хода. Знакомство с основами шахматной тактики. Получение начальных сведений об истории шахмат. Развивающие задачи: Развивать логическое мышление; память; внимание; воображение ребёнка. Формировать навыки концентрации внимания, запоминания, самостоятельной работы. Совершенствовать восприятие. Расширять кругозор и представления об окружающем мире. Формировать способность младших школьников к рефлексии. Воспитывающие задачи: Привить культуру общения, уважение к взрослым и детям. Воспитывать волевые качества личности, целеустремлённость, умение сосредоточиться в игре; способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями, сохранению выдержки. Прививать навыки самодисциплины, формировать ответственность. Воспитывать в ребенке уверенность в своих силах, стойкий характер, настойчивость, выдержку. Научить ребёнка анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

1.2. Общая характеристика кружка. В XXI веке человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.ПА.Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал В.Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».

Ценностные ориентиры содержания кружка. Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно – образного мышления; курс А.З. Зака по развитию наглядно – образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину. Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств – вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика), или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал ещё Д.Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах»

Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе. Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» -одной из важнейших в школьном курсе информатики.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуется функция контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход – это аргумент в споре двух конфликтующих структур. Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.

1.3. Место в учебном плане. Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 часа, из которых скомпонован курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение трёх лет (два года с периодичностью один раз в неделю и один год с периодичностью два раза в неделю). Годовой календарный график образовательного процесса в МБОУ «Смоленская СОШ №1» на 2015-2016 уч. год составляет 35 недель. В связи с этим в рабочую программу введен 1 резервный часа на тему «Общие принципы разыгрывания дебюта».

Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.

Продолжительность реализации модуля I: в течение учебного года 1 ч в неделю (35 ч — 3 класс).

Форма организации внеурочной деятельности: кружок. Основные формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

2. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы кружка.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

- развитие любознательности и сообразительности;

- развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

- развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».

В течение модуля I учащиеся научатся:

- играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

- записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

- находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

- оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

- планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

- -определять общую цель и пути её достижения;

- решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:

- шахматную доску и её структуру;

- обозначение полей линий;

- ходы и взятия всех фигур, рокировку;

- основные шахматные понятия (шах, мат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др).

3. Формы и методы, используемые в реализации программы

 Основные формы работы:

  • Краткие увлекательные рассказы об истории шахмат и шахматных фигурах

  • Занимательные вопросы из жизни шахмат

  • Шахматные партии

  • Работа со словарем шахмат

  • Турниры

  • Презентации

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный;

  • проблемный;

  • поисковый;

  • эвристический.

Объяснительно – иллюстративный метод предполагает объяснение педагогом темы занятия на демонстрационной доске.
Проблемный метод предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности детей посредством решения задач, требующих преодоления трудностей в решении, способствует глубокому и прочному усвоению приобретенных знаний, создает условия для продуктивного мышления и комплексного развития личности воспитанника.
Поисковый метод применяется очень часто. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения сложной проблемы: оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности. Я, как руководитель кружка, помогаю ученику, корректирую его действия, но не вмешиваюсь в процесс поиска решения. Метод способствует творческому развитию юного шахматиста.
Эвристический метод используется для развития познавательной активности. Я предлагаю кружковцам исследование различных позиций для определения новых, неожиданных вариантов. Метод способствует формированию объективности самооценки, критичности мышления.
Шахматы, даря детям  радость творчества, общения друг с другом, обогащают их духовный мир, являются средством воспитания и обучения ненавязчивого, интересного, увлекательного. Они учат детей логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, способствуют успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин.

Формы подведения итогов реализации программы: результативное участие в соревнованиях различных уровней.


4. Содержание программы.

Модуль 1.

Шахматная доска и фигуры. Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат. Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные фигуры». Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов. Принцип записи перемещения фигур. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта. Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки.







5. Учебно-тематический план

Шахматная доска и фигуры.


3 ч

Ходы и взятия фигур.


13 ч

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.


10 ч

Запись шахматных ходов.


2 ч

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.


2 ч

Общие принципы разыгрывания дебюта. Раннее развитие ферзя.


5 ч















6. Календарно - тематический план 

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Расположение доски между партнерами. Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски".

Дидактические игры и задания: "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

2



Шахматная доска. Легенда о возникновении шахмат.

Беседа, презентация по истории шахмат.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Дидактическая игра «Диагональ».

Двое играющих по очереди заполняют одну из диагональных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

3



Шахматные фигуры и их обозначения.

Шахматные фигуры и их обозначения. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр презентации «Шахматы - игра королей». Дидактические игры и задания: "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. "Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)


Ходы и взятия фигур.


4



Начальная позиция. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Просмотр презентации «Расстановка шахмат».

Правила хода и взятия каждой из фигур. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Дидактические игры и задания: "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

5



Ходы и взятия слона, ферзя.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.

Дидактические задания и игры: "Лабиринт", "Один в поле воин", "Игра на уничтожение». "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

6



Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.


Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.

Дидактические задания и игры: "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

7



Угроза, нападение, защита

Легкие и тяжелые фигуры. Ферзь – тяжелая фигура. "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения).

Конь  легкая фигура. "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

8



Превращение и взятие на проходе пешкой.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

9



Значение короля.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".


10



Шах. Короткая и длинная рокировка.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические задания: "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. Дидактическая игра "Первый шах".

11



Начальная позиция.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".


12



Запись шахматных позиций.

Принцип и условные обозначения записи шахматных позиций. Шахматный диктант.


13



Практическая игра.

Игра всеми фигурами из начального положения.


14



Практическая игра.

Игра всеми фигурами из начального положения.


15



Практическая игра.

Игра всеми фигурами из начального положения.


Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат.

16



Способы защиты от шаха.

Цель игры. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход. Дидактические игры и задания: "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

17



Открытый, двойной шах.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические игры: "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

18



Мат.

Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Дидактическое задание: "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

19



Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

Отличие шаха от мата.

20



Алгоритм решения задач на мат в один ход.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

21



Пат.

Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".


22



«Бешеные» фигуры.

Понятие «бешеные фигуры», их способность к созданию патовой ситуации на доске. Дидактическая игра «Бешеные фигуры».

23



Сходство и различие между понятиями мата и пата.

Отличие пата от мата.

24



Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Выигрыш, варианты ничьей. Дидактические игры и задания: "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

25



Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Знакомство с правилами соревнований. Принцип использования шахматных часов.

Практическая игра с использованием шахматных часов.

Запись шахматных ходов.

26



Запись шахматных ходов.

Принцип записи перемещения фигур. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.

27



Запись шахматных ходов.

Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен.


28



Ценность фигур.

Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

29



Нападение и защита. Размен.

Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта.


30



Общие принципы разыгрывания дебюта.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.


31



Классификация дебютов.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.


32



Анализ учебных партий.

Учебные партии и их анализ.

33



Раннее развитие ферзя.

Раннее развитие ферзя. Дидактическая игра "Игра на уничтожение"

34



Дебютные ловушки.

Дебютные ловушки. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

35



Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

















7. Информационно-образовательный ресурс

7.1.Нормативно-правое обеспечение образовательного процесса

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.);

7.2.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. А.А. Тимофеев "Программа курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", 2011

  2. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы / под ред.
    Н.Ф. Виноградовой – М.: «Вентана-Граф», 2013.

7.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Мультимедийные пособия:

  1. Презентация «Расстановка фигур»

  2. Презентация «Шахматы – это спорт или интеллектуальная игра?»

  3. Презентация «Шахматы – игра королей»


Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Демонстрационная доска (магнитная) с шахматными фигурами

  3. Шахматы – 10

  4. Шахматные часы – 4

  5. Компьютерная игра в шахматы для начинающих разной сложности.