Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа № 2.
Утверждена
Приказ по школе
от «_1_» _сентября 2015г.
Директор Зрулина С.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школьный театр»
общекультурное направление
возраст обучающихся 10- 11 лет
Составила:
учитель начальных классов
Ивонтьева Т.Л.
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа рассматривает возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру школьников.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
В современном театре произошло взаимопроникновение искусств. Ответить на вопрос, где театр, а где его нет сегодня непросто, ни одно из определений нельзя назвать исчерпывающим потому, что театр продолжает развиваться. Театр доставляет детям много радости и удовольствие, и создаёт у них хорошее настроение. Однако нельзя рассматривать спектакль как развлечение.
В период психологической адаптации ребёнка в школе у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, и не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления, именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.
Программа рассчитана на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. В программе впервые систематизированы средства и методы театрализовано-игровой деятельности, обоснованно распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – это сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре ребёнок переживает жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимает смысл их действий и поступков, эмоционально вживается в сложный социальный мир взрослых людей. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
По способу реализации программа художественная.
Программа «Театрального» кружка состоит из пяти разделов:
- Театральная игра;
- Ритмопластика;
- Культура и техника речи;
- Основы театральной культуры;
- Работа над спектаклем.
Основное место отводится изучению, культуре и технике речи, работе над спектаклем, которые построены по принципу от простого к сложному. Переход от одного уровня к другому, основанном на повторении и расширении объема знаний.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
История театра, где играют дети, непрерывна, но в ней есть особенно яркие взлёты. Они всегда приходятся на переломные эпохи, на то время, когда становится особенно важным реализовать две взаимообусловленные идеи. Первая заключается в том, чтобы передать молодому поколению культурные ценности прошлого в наиболее яркой, незабываемой форме, передать так, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми. Вторая идея заключается в воспитании поколения свободных творцов, способных генерировать принципиально новые идеи. Одно без другого, как показывает исторический опыт, невозможно.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Авторская образовательная программа «Театр, в котором играют дети» – результат многолетней практической работы с детским коллективом. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Работа направлена на реализацию следующих задач:
духовно-нравственное развитие учащихся. Освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
формирование целостной картины мира материально и духовной культуры как продукта творческой предметно-образующей деятельности человека;
формировании мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
В результате освоения программы театрального кружка «Театральный» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
Место курса в учебном плане
На работу кружка выделяется 1 час в неделю.
Результаты кружковой работы.
В результате освоения программы театрального кружка «Театральный» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
К концу года они должны:
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
Личностными результатами являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок. Раскрывающих отношение к труду. Систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметнымирезультатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о театре, искусстве и сценической деятельности, об основах культуры творческого труда. Элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.
Содержание кружковой работы.
Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач.
Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и
праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная
горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками
русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками,
песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Формы и методы работы
Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и алтайского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и русскойе культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением.
Формы контроля:
-постановки театральных пьес, спектаклей;
-участие в конкурсах чтецов, в конкурсах инсценирования песни;
-изготовление декораций к постановкам;
-выступления на классных у, школьных, мероприятиях, в детских садах;
-участие в районных смотрах театральных коллективов;
-создание портфолио личных достижений учащихся.
Предполагаемые умения и навыки детей
Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов
УМЕЕТ:
1.Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а также фрагментарно его излагать.
3.Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4.Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3.О сверхзадаче и морали в произведении.
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся
Дата
план
Дата
факт
Раздел 1. Мастерство актёра
1
Основные принципы воспитания актёра.
Словесное воздействие на подтекст.
2
Актёр как материал для режиссёра
Актёр как творец и инструмент своего искусства.
Анализировать предлагаемые задания. Понимать поставленную цель. Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы.
3
Управление и владение своим вниманием – главнейшее условие работы актёра.Внимание произвольное и непроизвольное, активное и пассивное.
Раздел 2. Основы сценарного мастерства
4
Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления.
Разработка сценария по сказке «Маша и Медведь»
5
Сценарный замысел и его компоненты.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий,
6
Организация эпизодов. Структура каждого эпизода.Сценарный ход. Его поиск.
Сценки-миниатюры тна школьную тематику
.
7
Монолог – наиболее распространённая текстовая часть сценария. Направленность речи героя к зрителю.
Раздел 3. Режиссура
8
Основные принципы работы режиссёра. Творческий замысел – основа достижения гармонии.
Репетиция сценария по сказке «Маша и Медведь»
9
Состав режиссёрского замысла. Условность в театре.
Анализировать предлагаемые задания. Понимать поставленную цель. Прогнозировать получение практических результатов
Раздел 4. Культурно-досуговая деятельность
10
Разнообразие театрализованных вечеров по форме, структуре, содержанию, методике и др.
Подготовка и реализация сценария
«Праздник для мам».
.
11
Поиск образного решения при подготовке вечера. Репетиция по программе вечера.
Анализировать предлагаемые задания. Понимать поставленную цель. Прогнозировать получение практических результатов
11
Роль музыки в композиции. Искусство композиции как метод мышления.
12
Концерты. Эстрада как вид искусства.
13
История возникновения и развития дискотечного движения и диско музыки. Музыкальные формы досуга.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий,
14
Основные отличия музыки диско от музыки классической. Вокально-инструментальные ансамбли. Возникновение рок-н-ролла, его разновидности.
Анализировать предлагаемые задания. Понимать поставленную цель. Прогнозировать получение практических результатов
15
Дискотека как массовая форма досуга. Работа над сценарием дискотеки.
16
Конкурсно – игровые программы. Из истории КВН и других игровых программ. Учёт интересов зрителей.
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий,
17
Активизация зрительских аудиторий. Организация конкурсов болельщиков.
18
Создание сценария конкурсно-игровой программы.
19 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | |
|
Ритмопластика |
20 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий |
|
21 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | |
|
Театральная игра |
22 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | Анализировать предлагаемые задания. Понимать поставленную цель. Прогнозировать получение практических результатов |
|
23 | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий |
|
24 | Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). | |
|
25 | Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | Анализировать предлагаемые задания. Понимать поставленную цель. Прогнозировать получение практических результатов |
|
26 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | |
|
27
| Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий |
|
28 | Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | |
|
29 | Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | |
|
30 | Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | |
|
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий
32
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).
Этика и этикет
33
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).
Прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий
34
Проведение викторины «Театральное искусство»
Литература:
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
3. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004.
4. Ершова А.П. Уроки театра в школе.
5. Хрестоматия для учащихся начальных классов.
6.Художественные произведения русских и зарубежных писателей.
Экранно-звуковые пособия.
1. Диски с детскими песнями.
2. Презентации с текстами речевых разминок.
Интернет ресурсы.
Материально-техническое обеспечение:
1.компьютер;2. проектор;3. интерактивная доска,4.принтер