Рабочая программа по музыке 3 кл Школа 2100

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.

Рабочая программа по музыке составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие ФГОС НОО (от 06.10.2009г. №373); о внесении изменений в ФГОС НОО (от 26.11.2010г. № 1241).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373).

3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»/ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011г. №19993).

5. Школьный учебный план МБОУ СОШ №2с.В.Татышлы на 2015-2016 учебный год.

Цель программы: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Задачи курса:

  • раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;

  • формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;

  • воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.

  • развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

Программа «Музыкальное искусство» опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;

  • возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;

  • деятельностное освоение искусства;

  • моделирование художественно-творческого процесса.

Программа разработана на основе общедидактических принципов научности, систематичности и доступности, связи обучения с жизнью, наглядности и др., а также принципов художественной дидактики:

  • целостности, сходства и различия (Д. Б. Кабалевский, Н. А. Терентьева);

  • интереса, увлечённости, изучения музыки как живого искусства (Д. Б. Кабалевский, Э. А. Абдулин);

  • интонационности, ассоциативности и вариативности, образности, разного и своеобразного (Л. В. Горюнова).

В связи с тем, что важнейшим принципом программы является тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства, в планировании каждый урок имеет свою тему, подчиняющуюся основной. Тематическое построение помогает отразить различные грани музыки как единого целого. Между всеми темами, на протяжении всех лет обучения, осуществляется логика развития, связанная с постижением музыки как искусства интонируемого смысла.Д. Б. Кабалевский неоднократно подчёркивал, что программа принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя в организации и проведении уроков. Поэтому, не смотря на то, что содержание каждой темы указывается, возможно включение в урок (если возникает такая необходимость) непрограммных произведений, которые рассматриваются с точки зрения критериев художественно-педагогического анализа: художественной ценности и увлекательности для школьников, педагогической целесообразности и воспитательного потенциала. Это позволяет учителю свободно маневрировать в рамках тематического построения, активнее подыскивать новый музыкальный материал, с новых позиций осмысливать уже известные сочинения, в различных комбинациях применять их в таких формах музыкальной деятельности детей, как слушание музыки и размышления о ней, в хоровом, ансамблевом, инструментальном, пластическом музицировании, импровизациях и пр. Таким образом темы планирования определяют лишь общие направления в работе педагога-музыканта и ключевые моменты в формировании музыкальной культуры учащихся. Своё выражение они могут найти при разработке конкретных сценариев уроков музыки с учётом общего и музыкального развития каждого класса, при вариативном подходе учителя к планированию музыкальных занятий.

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по музыке, авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр;соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), программа: 1-4 классы (В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В. А. Школяр).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Важность предмета музыки для общеобразовательной школы, заключается в том, что здесь заложены основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Предмет «Музыка» предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребёнка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Это выражается:

в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;

в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;

в разнообразии методов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества как органичной составляющей жизни музыкальных героев;

в построении творческого диалога ребёнка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных образов и их развития в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт;

в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека. 

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:
общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
задачам образования – развитию способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.

Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).

Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края.

Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений.

В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.

Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись.

В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняютпроизведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют.

Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок).

В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус.

В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Всего часов за учебный год

1 класс

1

33

33

2 класс

1

34

34

3 класс

1

34

34

4 класс

1

34

34




135 часа

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

1. Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование основ национальных ценностей российского общества.

3. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

4. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.

5. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

3. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.



Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.

4. Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить своё выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

10. Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

11. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

12. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

13. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

14. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества.

15. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка».

16. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

17. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы:

1 класса «Как можно услышать музыку» представлен 8-ю тематическими блоками;

2 класса «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»;

3 класса «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»;

4 класса «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»

Изучая вышеназванные разделы обучающиеся научатся:

воспринимать музыку различных жанров, размышлять омузыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;

воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).

соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

исполнять музыкальные произведения разных форм ижанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.);

определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.

Учебный материал 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).

Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками.

Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).

Учебный материал структурирован в соответствии с содержанием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1 класс

Название раздела

Количество часов

Характеристика учебной деятельности учащихся

Истоки возникновения музыки

8 часов

Введение в проблему рождения музыки.

Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный процесс.

Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

Познакомить с символами нашей Родины.



Содержание и формы бытования музыки

17 часов

Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.

Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке.

Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

Показать способность музыки передавать движение.

Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом.

Показать способность музыки описывать характер сказочных героев.

Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Язык музыки

8 часов

Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.

Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.

Познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

2 класс

Название раздела и тематика уроков

Характеристика деятельности обучающихся

I


Три кита в музыке – песня, танец, марш (9 ч.)


Композитор, исполнитель, слушатель


Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»)


Марш в жизни. Разнообразие маршей

Признаки, отличающие разные марши


Танец в жизни. Разнообразие танцев


Признаки, отличающие разные танцы

Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия

Музыкальная символика – гимн России


«Киты» встречаются вместе

Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель». Название первичных жанров: песня, танец, марш.

Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками; определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве

Корректировать собственное исполнение

Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

II

О чём говорит музыка? (7 ч.)

Музыка выражает настроение и чувства.

Музыка выражаетразличныечертыхарактера.

Музыка создаёт музыкальные портретылюдей,сказочных персонажей.

Музыкаизображаетразличные состоянияикартины природы.

Музыка изображает движение.

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке.

Обобщение по теме «О чём говорит музыка».

Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок.

Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения

Узнавать изученные музыкальные произведения.

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки

Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение)

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение

1

2

3

4

5

6

7

III

Куда ведут нас три кита (10 ч.)

Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку


Песня ведёт в оперу



Песня ведёт в симфонию


Песня ведёт в концерт



Танец ведёт в балет


Марш ведёт в оперу


Марш ведёт в балет


«Три кита» ведут в оперу.



М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят»

Профессиональная музыка о родном крае


Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита»

Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, хор, солисты, оркестр сходства и различия, названия произведений и их авторов. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый. Что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель.

Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации

Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера)

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

IV


Что такое музыкальная речь? (8 ч.)

Какие бывают музыкальные звуки.

Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков.

Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма.

Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма.

Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма.

Выразительные возможности русских народных инструментов.

Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра.

Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы.

Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные; название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Башкортостана; названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов; что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине.

Уметь: различать формы построения музыкального произведения; распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов; распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные),

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм

Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях.

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Участвовать в коллективноммузицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах

Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки

Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов.

Знать/ понимать: Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов.

Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки

Размышлять о музыкальных образах Отечества.

Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении

музыкальных образов.

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.

1


2


3


4


5

6

7

8



3 класс

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость (9 ч.)



Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость

Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;

различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

исполнять различные по характеру музыкальные произведения;

соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;

инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;

импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;

осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.

Интонация (7 ч.)

Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;

распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;

сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;

выявлять различные по смыслу интонации;

Определять жизненную основу музыкальных интонаций;

воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);

анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;

применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;

приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность




Развитие музыки (10 ч.)

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;

наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии

воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;

использовать

Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность )

в народной музыке и в произведениях композиторов.

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

инсценировать произведения различных жанров;

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.

Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения

Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве

Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.





Построение (формы) музыки (8 ч)

сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;

соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;

распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);

определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

инсценировать произведения различных жанров и форм;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;

Участвовать в музыкальной жизни школы, города;

Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;

анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений;

участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;

корректировать собственное исполнение;

предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;

оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;

общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»

3 класс

урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Примечания

Личностные результаты:

Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Метапредметные результаты

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения. Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка». Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).

1

7.09.2016


Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинка Фрагменты из балета «Конек-горбунок» Р. Щедрин

2

14.09.2016


Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость

«Ночь» Щедрин, «Утро» Г риг, «Мы - третьеклассники», «Зеленый мир» Парцхаладзе. «Жаворонок» М. Глинка; «Однозвучно гремит колокольчик» Гурилёв

3

21.09.2016


Песенность в вокально-инструментальной

музыке

Фрагменты из балета «Конек-горбунок» Р. Щедрин 4-я симфония П. И. Чайковского

Э Григ «Утро» 3.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»

4

28.09.2016


Песенность в вокально-инструментальной

музыке

«Ночь» Щедрин, «Утро» Григ, «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинка, «Мы - третьеклассники», «Скворушка прощается» Т. Попатенко

5

5.10.2016


Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения

Херувимская песня №7 Бортнянского; «Аве Мария» Шуберта

6

12.10.2016


Танцевальность

«Золотые рыбки» из балета Р. Щедрина, главная мелодия «Арагонской хоты» М.И. Глинка, «Веселый зоопарк» муз. Птичкина.

7

19.10.2016


Танцевальность в вокально - инструментальной музыке

«Арагонская хота» (фр.) - слушание и исполнение в ансамбле с учителем. «Золотые рыбки» Р.Щедрина; «Веселый зоопарк» муз. Птичкина, Сцена из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».

8

26.10.2016


Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке

«Мазурка» Ф.Шопена, «Гавот» из балета «Золушка» С.Прокофьева, «Танцуйте сидя» Б.Савельев, «Мы-девочки» Д.Б.Кабалевский, «Весёлый зоопарк» муз.Птичкина.

9

9.11.2016


Танцевальность

Мелодия из 3ч. Пятой симфонии Л.Бетховена, «Царь Горох» из балета Р.Щедрина

10

16.11.2016


Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке

Мелодия из 3ч. Пятой симфонии Л.Бетховена, «Царь Горох» из балета Р.Щедрина «Конёк Горбунок», «Песня бременских музыкантов» муз. Гладкова. «Неоконченная симфония» Ф.Шуберта.

11

23.11.2016


Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке

Прелюдия № 7 и № 20 Ф. Шопен, Мелодия из 3 ч. Пятой симфонии Л. Бетховена, «Песня Бременских музыкантов» муз. Г. Гладкова.

12

30.11.2016


Зерно интонации

«Болтунья» С. Прокофьев, «Барабан», «Кто дежурные» Кабалевский.

13

7.12.2016


Выразительные и изобразительные интонации.

«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка»,) «Кузнец» Арсеева «Кукушка» ш. н. п.

14

14.12.2016


Интонация основа музыки

Примеры выразительных и изобразительных интонаций ч4 б2 м2 «Кукушка» ш.н.п. «Кузнец» Арсеева, барабан; фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева; «Колыбельная П.Чайковского. К.Жанекен «Пение птиц»

15

21.12.2016


Интонация и развитие - коренные основы музыки

Темы петушка, звездочета, царя Додона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римский - Корсаков, «Кукушка», «Котенок и щенок». Попотенко.

«Кукушка» ш. н. п. «Арагонская хота» М. И. Глинки. «Котенок и щенок» Попотенко.

16

28.12.2016


Сходство и различие интонаций в процессе развития музыки

«Почему медведь зимой спит» Книпера. «Петя и волк» С. Прокофьева - развитие темы «Пети», «Марш» Ф. Шуберт

17

18.01.2017


Ладовое и динамическое развитие музыки

«Почему медведь зимой спит» Книпера. «Петя и волк» С. Прокофьева - развитие темы «Пети», «Марш» Ф. Шуберт

18

25.01.2017


Развитие музыки

«Почему медведь зимой спит» Книпера. «Петя и волк» С. Прокофьева - развитие темы «Пети», «Марш» Ф. Шуберт

19

1.02.2017


Развитие вокальной и инструментальной интонации


«Во поле береза стояла» р. н. п.. «Купание в котлах» сцена из балета Р. Щедрина «Конек горбунок», «Синичка» Красев. Песня пастушков «Жарко пахать»

20

8.02.2017


Развитие музыки

«Тихо - громко» Арсеев, «Во поле береза стояла», финал четвертой симфонии П.И. Чайковского, «Синичка» Красев.

21

15.02.2017


Развитие музыки

Прелюдия № 7, № 20 Ф. Шопен, «Со вьюном я хожу», «Любитель - рыболов» муз. Старакодомского

22

22.02.2017


Разнообразные приемы развития музыки

«Вальс», «Пьеса» (Алегретто) Ф. Шуберт, «Со вьюном я хожу», «Игра в слова», «Звонкий звонок»

23

1.03.2017


Разнообразные приёмы развития музыки

«Утро», «В пещере горного короля» Э. Григ, «Со вьюном я хожу», «Любитель - рыболов» муз. Старакодомского

24

15.03.2017


Темповое развитие музыки

«Утро» Э. Грига, «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «Со вьюном я хожу», «Любитель - рыболов» муз. Старакодомского. ».

25

22.03.2017


Интонация и развитие - основа музыки.

«В пещере горного короля», «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига « Фермер Джон» О. Юдахиной.

26

5.04.2017


Одночастная форма

«Петя и волк» - симфоническая сказка С. Прокофьева.

27

12.04.2017


Двухчастная и трехчастная форма


Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Григ, «Пастушья песня». Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод) П.И. Чайковский, «Фермер Джон». О. Юдахиной.

28

19.04.2017


Форма рондо

«Песня Сольвейг» Э. Григ, «Пастушья песня», «Ария Сусанина» М. Глинка.

29

26.04.2017


Вариативная форма

«Пастушья песня», «Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Спящая княжна» А. Бородин.

30

3.05.2017


Вариативная форма

«Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Спящая княжна» А. Бородин, «Со вьюном я хожу», «Камаринская».

31

10.05.2017


Разнообразие форм в музыке

«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт», Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Со вьюном я хожу», «Крокодил и чебурашка».

32

17.05.2017


Обобщение музыкального материала: Музыкальная шкатулка

«Песенка о капитане» М. Дунаевский, увертюра Дунаевского к к\ф «Дети капитана Гранта

33

24.05.2017


Обобщение музыкального материала, изученного за год

«Кузнец» Арсеев, «Вальс» Шуберт, Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Арагонская хота», песни по выбору.

34

31.05.2017


Заключительный урок концерт

Музыка по желанию учеников



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1, 2, 3, 4 класс, - М.:Просвещение;

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство:

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1, 2 класс, в 2- частях.

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс.

  • В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство. 1 класс. Методическое пособие», - М.:Просвещение;

  • Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 3 класс.

Печатные пособия

  1. Портреты композиторов в электронном виде

  2. Плакаты(10): расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры

  3. Транспарант: поэтический текст гимна России.

Экранно-звуковые пособия

  1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

  2. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

  3. Учебно-практическое оборудование

Детские музыкальные инструменты

20