Урок по ОРКС на тему Любовь

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ «Дединовская школа-интернат среднего общего образования»











Конспект на тему: «Любовь»







Подготовила: учитель начальных классов

Посохова Оксана Сергеевна



















Содержание

Введение…………………………………………..3

1. Любовь, её смысл и значение…………………4-7

2. Приложение……………………………………7-13

3. Заключение…………………………………….14

4. Список литературы…………………………….15































Введение

Оказывается добру, правильному поведению надо учиться. Надо учиться так, как заповедал Бог, источник жизни, любви и всякого блага. К сожалению, большинство людей нашего времени не только не исполняют заповеди Божии, но даже не знают их. Многие наши из нас не в состоянии отличить добро от зла. Между тем точно так же, как существуют и действуют законы материальные, существуют и действуют законы мира духовного.

Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир, но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И чем больше людей, любящих добро, тем лучше и радостней будет наше общество.

Всё это требует немалых усилий. Недаром в народной пословице говорится: «Божие крепко, а вражие лепко». Порокам и страстям человека учить не надо, часто при отсутствии духовной жизни они возникают сами. Но вот добру, чести, настоящей любви – учиться необходимо.

В настоящее время, когда вокруг столько лжи, грязи и обмана и очень мало добрых примеров для воспитания, надо усиленно заниматься воспитанием подрастающего поколения. Воспитывать в них характер, объяснять, что такое настоящая любовь, что значит быть нужным.





3







Любовь, её смысл и значение.



«Все добродетели не что иное, как любовь в разных видах»

Блаженный Августин

Любовь, милосердие (в Новом завете греческое слово «агапэ») – христианская добродетель: любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из трёх главных добродетелей христианства наряду с верой и надеждой, причем главная из них. Почему?

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » [Ин.3:16]

Господь называл Своих учеников «солью земли» [Мф. 5,13]

Как мы знаем, уж очень небольшое количество соли, добавленное в пищу, делает её вкусною и приятною. Так и наличие в обществе истинных христиан облагораживает общество, - поднимает в нем мораль и нравственность, дает прекрасные образцы для подражания.

Однако, Господь предупреждает Своих учеников, что соль «может потерять силу», т.е. соленость – способность придавать вкус пище. В этом случае, по словам Господа «она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» [Мф. 5,13]

4







Так и те верующие во Христа, которые не будут иметь Христовой

любви и дел милосердия, не могут уже считаться христианами и , очевидно, «не годятся» для Царствия Божия.

О том же говорит и ап. Павел в своем гимне о любви – 13 главе послания к коринфянам, где им дается следующая характеристика Христовой любви:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам все имение свое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею – нет мне в том никакой пользы » [1 Кор. 13, 1-3]

Как видно из слов ап. Павла – Без любви не идут на пользу человеку его таланты – не великое ораторское дарование, ни богатства разума, ни даже дар пламенной веры. Даже дела милосердия или героизма не приносят никакой пользы человеку, если они делаются без любви; без неё они могут совершаться лишь по расчету гордости. Таковы будут мнимые добрые дела людей последнего времени, когда, по словам Господа «во многих охладеет любовь» [Мф. 24, 12]

Апостол Павел говорит нам и о том, как можем быть далеки мы от истинной любви, перечисляя такие признаки любви во Христе: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» [Кор. 13, 4-7]

Этот анализ признаков истинной любви указывает нам, что мы ее не

5



имеем, если раздражаемся на ближних, подозрительны к ним, если не способны смиряться перед ними и перенести от них укора или обличения, не способны снисходить к их слабостям и погрешностям.

Итак, можно иметь горячую ревность о спасении своей души, можно творить подвиги – поста, бдения, молитвословий, злостраданий и т.п. – и однако быть далеко от спасения. Не имея истинной любви, душа будет оставаться черствой, сухой, безучастной к людям и их состраданиям.

Примером этого может слить следующий рассказ. Один христианин, ищущий спасения своей души, решил для этой цели взять к себе на иждивение калеку-нищего, лежащего в притворе храма. Он взял его в свое жилище и стал кормить и заботиться о нем.

Но все это он делал с холодною душою и с равнодушием к душе калеки. В калеке он видел не брата, не живую душу, ищущую не только пропитания, но и любви, а только средство для спасения своей собственной души. Душе калеки стало тяжко от такого отношения, и он потребовал, чтобы его обратно отнесли в притвор храма.

Признаком наличия любви Христовой по словам преп. Исаака Сириянина является наличие у человека дара слез. Он пишет: «Любви обычно воспоминанием о любимых возбуждать слезы. А пребывающий в Любви Божией никогда не лишается слез, потому что никогда не имеет недостатка в том, что питает к нам памятование о Боге; почему и во сне своем беседуют с Богом. Ибо любви обычно производить что-либо подобное, и она есть совершенство людей в этой жизни».

«Если не будет у вас любви к близким и друг к другу, то все ваше духовное делание бесполезно», - говорил своим духовным детям старее

6



Аристоклий с Афонского подворья.

Итак, и в подвигах и в заботах о своей душе христианин должен жить не собою, думать не о себе, но о ближних, жить их жизнью и их интересами. Словом, и в самом главном – спасении души у настоящего христианина не первом месте должен стоять не он сам, а его ближний.

Таким образом, в христианском нравоучении любовь к Богу идет рука об руку с любовью человека к самому себе. Чем больше и возвышеннее христианин любит Бога, тем больше он любит ближнего своего. Любовь к ближним неразрывно связана с любовью к Богу.

Приложение



Пословицы о любви

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Добрые чувства – соседи любви.

Любовь все побеждает

Что такое пословицы? (народная мудрость)

Какое слово встречается в каждой пословице?

Как вы понимаете, что такое любовь?

Кто вам поможет в трудную минуту?

С кем поделитесь радостью?

В чем проявляется любовь в семье?

7



Только ли в семье проявляется любовь?

Как вы понимаете слово «ближние»? Это кто?

В чем проявляется любовь к ближнему?

Сказка «Цветок»

Монах Варнава (Евгений Санин)

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос…

И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку. А познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…

8



Стихотворение «О любви к ближнему»

Отец Олег Моленко


О, как порою мы не ценим
Тех, с кем мы рядом проживаем!
Даем мы должную им цену
Тогда, лишь когда их теряем!

О, ближний мой - ты самый близкий!
Не зря ведь Бог нас в жизни свел.
А я грехами очень низкий
Далече от любви ушел...

Любовь к тебе Господь поставил
На уровень любви к Нему,
Есть много разных Божьих правил,
Но помни заповедь одну:

Люби Творца, Владыку мира
От всего сердца твоего,
Не сотвори себе кумира,
Чти день спасения своего!

Люби Отца всем помышлением
И всею крепостью своей!
Молись Ему ты со смирением
И воссияет свет в душе твоей!

И ближнего люби той мерой,
Какую Бог определил,
Прими ты это просто, с верой
И сразу станешь Богу мил!

Себе ты сам добра желаешь,
Себя ты любишь, бережешь,
А ближнего не уважаешь,
О его благе небрежешь!

Люби его в такую меру,
Как-будто это сам ты есть,
Тогда познаешь Божью веру
И сохранишь свою ты честь!
9
Твое спасение все в ближнем!
Он после Бога ближе всех!
Давай из сердца милость выжмем,
Чтобы в любви иметь успех!

Цени ты ближнего, родного
Всего за то, что здесь он есть!
Тогда сам оживешь ты снова
И не коснется к тебе лесть!

Не жди от ближнего участия,
Сам его щедро одаряй!
Тогда ты будешь иметь счастье
И впущен снова в Божий рай!

Любовь к нему - уже награда!
Что может лучше быть любви?
Что человеку еще надо?
Цени его, храни, люби...

 

Сказка Подарки Весны

Весна очень любила дарить подарки. Например, Ветру она подарила настроение. Далеко не каждая стихия может им похвалиться. Раньше что было? Ветер и ветер. А теперь? То ласковый, то сердитый, то теплый, то ураганный. А все она, Весна… Особенно в ее пору играет Ветер своим даром, и обжигает, и студит. Деревья Весна тоже не оставила без подарка… Положено ей одевать их в зеленый убор, это и не подарок, так, работа. А вот умение перешептываться друг с дружкой – это уже ее заслуга, ее подношение. Ручьи бегут, журчат – талые воды, которые наполняют их, стараются наверстать упущенное, болтают без умолка… Это тоже подарок Весны – и даже не самим ручьям, а горам, уставших от зимней тишины…

Весна любила дарить подарки. И Весну любили все вокруг. Солнышко румянило ее щеки. Небо отражалось в ее глазах, придавая им необычную глубину…
10



И лишь сестры – Времена Года – не разделяли всеобщего восторга.

- Зачем ты делаешь для них столько всего? Ты и так оживляем, зачем еще дополнять свои прямые обязанности?

- От Весны никто не ждет подарков. Ждут лишь то, что положено отдавать - природе, людям, стихиям. Но я люблю делать именно подарки. То, чего они не ждут. И поэтому это во много раз приятнее.

- Так не честно, - возмущалась Осень. – Я прихожу после жаркого лета, при мне начинается увядание, и меня практически никто не любит, тебя боготворят безо всяких подарков, зачем же еще принижать нас, твоих сестер?

- Милая моя, златокудрая сестричка, тебя любят многие, ты просто не замечаешь этого, спрятавшись за серыми тучами, твоими вечными спутницами. Почаще выглядывай из-за них, и ты увидишь, как желанна в мире.

- Конечно, она желанна! Потому что только Осенью небо настолько синее, что даже море ему завидует, а наряды у природы такие яркие, что и Лету не угнаться. Но я приношу лишь белизну и холод, тут уж не до подарков. Что я могу подарить? Сосульки побольше и подлиней?

- Белый наряд так к лицу земле, недаром невесты надевают белые платья. А снег? Разве детишки когда-нибудь так резвятся еще, как зимой? Катаясь на санках, на коньках, они поют Зиме хвалебные песни. Ты просто замораживаешь по привычке и свои чувства, поэтому не видишь очевидных



11



вещей.

- Ну хорошо, я, например, не чувствую никаких комплексов – я прекрасное Лето, и меня все ждут, любят, не меньше тебя, но подарки – это способ заработать дешевый авторитет.

- Дорогая сестра, если ты посмотришь на все дары, которые я делаю в свой сезон, ты увидишь, что самую большую благодарность вызывают те, что поднесены без скрытой цели. Мои цели всегда очень понятны – я хочу, чтобы у каждого стало в душе чуть больше тепла, чем было до моего подарка… И я просто очень люблю дарить… Попробуй, и ты увидишь, как это волнующе-приятно.

- Тогда почему ты никогда ничего не даришь нам?

- Умение дарить подарки иногда разбивается о неумение их ценить и даже замечать…

- Но почему люди всегда ждут Весну гораздо сильнее, чем любую из нас?

- Я не знаю, право же, сестрички. Не думаю, что подарки имеют к этому хоть какое-то отношение!

- Странно, но я на самом деле почувствовала что-то такое… Ты ведь никогда

не ждешь ответных подарков?

- Конечно, нет. Что можно подарить Весне?

- Так же точно, как и Лету, Осени и Зиме!! Но ты только что смогла подарить

12



нам – кому улыбку, кому - теплое слово, кому - мудрый совет.

- Или это лишь благодаря подаркам лишь Весна – одна из нас – приходит, и приносит расцвет, уходит – и оставляет цветение, как ни одно другое Время года… Потому что, даже не ожидая ничего взамен, мы получаем вихри радости, которые могут творить чудеса…

Сестры – Времена года помирились, и никогда больше не ссорились, потому что умение преподносить подарки – это чудесный дар, а умение их правильно получать – дар не менее ценный… Но еще более важно – их не просто получать, а видеть за ними душу дарящего, возможно, просто не представляющего, как можно жить иначе – без тепла, приумножающегося в душе тем больше, чем чаще согреваются его частичками сердца тех, кто принял дар, и впустил радость в свою душу.

Злата Литвинова















13

Заключение

Преп. Варсонуфий Великий устанавливает такой закон любви: «Если человек искренне любит ближнего, то он может рассчитывать и на любовь ближнего к себе. И наоборот. Поэтому любовь ближнего к нам в наших руках: она зависит всецело от силы и глубины нашей любви к ближнему».

Поэтому наличие в душе любви дарует человеку духовное могущество в отношении к окружающим. Поэтому вокруг любящего все делается хорошим. Он является просветителем душ, пробуждающим в них все доброе.

Кто любит, тот просвещен совершенной мудростью, ибо как говорит ап. Павел: «Кто любит Бога, тому дано знание от Него» [1 Кор. 8,3]

И наша задача воспитывать подрастающее поколении в любви к окружающим.



















14







Список литературы:

1.Свящ. Алексей Мороз, педагог Т.А. Берсенева Уроки добротолюбия «Сатисъ», 2004

2. Никитский благовестник, 7 (7), 2014

3. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия

«Сатисъ» С.-П., 1995























15