Конспект урока по окружающему миру.
Тема урока: Москва златоглавая.
Тип: открытие новых знаний.
3В класс.
Цели: Сформировать представление о Москве, как столице России, показать взаимосвязь Москвы древней и современной. Раскрыть последовательность превращения древней Москвы в столицу огромного российского государства.
Задачи:
Формирование у детей образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
Создание образа царя Ивана Грозного (1533 – 1584) и смутной эпохи его правления.
Способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу, государству, его славному историческому прошлому.
Оборудование: учебник Д. Д. Данилов, С.В. Тырин “Вводный курс истории и обществознания. Моё Отечество” 3-ий класс (часть 2); рабочая тетрадь “Моё Отечество”, презентация.
Музыкальное оформление:
колокольный набат;
праздничный звон;
Эпиграф:
Столица – мать! Тебе хвала,
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала. Слайд 1
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, скажите после того, как выгнали Орду, какой город стал столицей? (Москва)
- О ней мы с вами многое узнаем на сегодняшнем уроке. Мы совершим увлекательное путешествие в далёкие и близкие пласты истории. Слайд 2
- Кто из нас не видал Кремля? Кто им не любовался? Кто ещё не бывал в Москве, тот видел Кремль на открытках, картинах, в кино и по телевидению.
Утром, включая радио, мы слышим, как бьют часы – куранты на главной Кремлёвской башне, мелодичный звон летит над всей планетой.
- А многие ребята нашего класса уже побывали в Москве.
(Рассказы детей о своих впечатлениях. Рассматривание стенгазеты.)
- Хочется всё сразу рассказать и узнать о Москве, о Кремле. Но недаром говорили наши деды: “Скоро не бывает споро”.
- Свою столицу – раскидистую, широкую с её нескончаемой сутолокой больших улиц, с ослепительным потоком электрических огней – мы любим все. Москва – часть души русского человека. Поэты посвящают ей стихи, композиторы музыку, художники пишут картины. А что расскажет о Москве история? (Дети читают эпиграф).
III. Повторение изученного. Слайд 3
-Что расскажет нам сама Москва о себе?
На доске: Мы уже знаем.
1147 г. Объединение большинства русских земель вокруг Москвы.
1339 г. Белокаменный кремль.
1367 г. Кремль из дуба.
XV век Впервые в летописях упоминается о Москве. (Дети восстанавливают нарушенную хронологию событий в соответствии с датами.)
IV. Проблемная ситуация.
- С чьим именем связано основание Москвы? (Юрия Долгорукого.)
- Кто стал первым правителем Московского государства? (Иван III Великий Государь.)
- Какое самое красивое сооружение было построено уже через 9 лет после основания Москвы? (Кремль.)
V. “Открытие” нового знания.
- Но не сразу Москва строилась. (Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 15)
- Вообразил художник Аполлинарий Васнецов себя путешественником по древней Москве и написал картину. Отправимся и мы с ним в путешествие по времени.
- Каким был Кремль в XII веке? (Деревянный. Сосновый. Потому что вокруг леса.)
- Его обнесли даже рвом и земляным валом, но от дождя и снега он долго продержаться не мог.
- В начале XIV века Иван Калита, по прозвищу “Денежный мешок”, сделал Кремль из дуба. Почему? (Дуб – самое прочное дерево.)
- В конце XIV века Кремль стал белокаменным. При каком князе он так видоизменился? Почему каменный Кремль надёжнее деревянного?
(При Дмитрии Донском. После пожаров Кремль приходилось постоянно отстраивать.)
- Да, Дмитрий Донской использовал белый известняк меловых гор в округе Москвы. Известняк тоже не очень прочный строительный материал, но всё же ему не страшны пожары.
- Когда же в XV веке Москва стала столицей русского государства, государь всея Руси Иван III хотел, чтобы Москва была самым неприступным городом. Сколько веков уже Москва – столица? (21 - 15=6 веков.)
- Иван III пригласил итальянских мастеров, под их руководством более 10 лет строился новый Кремль. В это время и были возведены красные зубчатые стены (ласточкин хвост), стройные башни и знаменитые кремлёвские соборы, которые дошли до наших дней.
- Башни кремля делали крепость особенно надёжной, с них издалека был виден неприятель. Первоначально было построено более 20 башен, сейчас остались 7 основных. В башнях хранились запасы продовольствия и оружия, в них же размещались и защитники Кремля. Не случайно за многовековую историю Кремль ни разу не был взят штурмом.
- В начале же XVI века вдоль Кремлёвской стены был вырыт ров шириной 36м и глубиной от 9м до 12м.
VI. Расширение нового знания.
- Почему же до сих пор говорят: “Кремль – сердце Москвы”? (Ответы детей).
- Давайте же с вами войдём на территорию Кремля. Слайд 6
- Мы оказались с вами на соборной площади. Почему она так называется? (Предположения детей).
- Отправимся на экскурсию по этой удивительной площади. Пригласим наших экскурсоводов, чтобы они помогли нам как можно больше узнать о замечательных сооружениях соборной площади. (Сообщения детей:
I. Колокольня Иван Великий. Опорные слова: 329 шагов; 80 метров, 70 тонн) Слайд 7
Да, замечательное сооружение. Послушаем набат и праздничный колокольный звон.
- Не зря о высоком человеке на Руси говорили: “Вымахал детинушка с Ивана Великого.”
II. Успенский собор. Опорные слова: Аристотель Фиорованти;1479 год; 1547 год. Венчание на царство. Слайд 8
- Какое событие произошло в этом соборе при Иване III? (Иван III в1480 разорвал грамоту хана Золотой Орды.)
- В 1547 году в этом соборе венчался на царство внук Ивана III – Иван IV Грозный. Слайд 9
- А как вы понимаете слово “венчался”?
- А зачем нужен был царь в Русском государстве?
- Что отличало царя от других людей? (Символы власти.)
Работа с иллюстрацией в учебнике на стр.59. (Дети рассматривают символы царской власти: Шапка Мономаха, скипетр, держава. Сравнение формы шапки Мономаха и куполов соборов.)
- Роль короны играла шапка Мономаха. Она была изготовлена из чистого золота неизвестным мастером Золотой Орды и в качестве подарка в начале XIV века попала в казну московского князя Владимира Мономаха. Позже, русские мастера, украсили её драгоценными каменьями и соболиным мехом.
- С тех пор говорят: “Тяжела ты, шапка Мономаха”. (Дети объясняют значение этой пословицы).
- Расширялась и украшалась Москва и при внуке Ивана III – царе Иване IV Грозном. В то время появилась пословица: “ Кто в Москве не бывал – красоты не видал”.
III. Собор Василия Блаженного. Опорные слова: Барма и Постник, взятие Казани. Слайд 10
- При Иване Грозном не только о красоте Москвы говорили, но и о том, что: “На Москву идти - голову нести”; “ Близ царя – близ смерти”. Почему? (Ответы детей).
- Безграничная власть, уверенность в своей избранности, сделали Ивана IV “грозным” не только для соседей России, но и для своих подданных.
Рассмотреть репродукции картин злодейств опричнины, портреты Ивана Грозного (репродукции выбираются на усмотрение учителя).
- Сирота, воспитанный боярами в жестокости, стал одним из самых лютых царей в Российском государстве.
- Такие тяжкие грехи Ивана Грозного не давали покоя царю – тирану. Лица невинно убиенных им людей приходили к нему по ночам. Несмотря на пороки, первый Российский царь был глубоко верующим человеком.
Желая замолить свои грехи, по подземным переходам он приходил в Благовещенский собор. (IV.Благовещенский собор. Опорные слова: иконы, Андрей Рублёв, “ Святая Троица”.) Слайд 11
- Во время одного из многочисленных московских пожаров, разъярённая толпа набросилась на царя, обвиняя его и его родственников в поджоге. Монах Благовещенского собора Сильвестр, вышел на встречу толпе и остановил её словами. Потом обратился к царю с речью о его злодеяниях. Царь был потрясён произошедшим, поэтому Благовещенский собор стал его домовой церковью.
- Всё в этой жизни имеет своё начало и свой конец. Умер самый первый и самый грозный царь Российского Государства.
(V.Архангельский собор. Опорные слова:1508 год; Алевиз Новый; усыпальница.) Слайд 12
VII. Итог урока.
- Какое значение имел Кремль для Московского государства?
- Когда и кем были построены стены и башни этой крепости, сохранившиеся до наших дней?
- Кто стал первым царём?
- Как вы думаете, почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния?
- Почему во все века Москву называют златоглавой?
- Почему с XV века Москву называют матерью всех русских городов?
- Мы с вами совершили маленькое путешествие в московский Кремль, чтобы узнать и полюбить его навсегда. (Работа в тетради стр. 21 №38, №39.)
Домашнее задание: Следующая тема нашего урока о северной столице Российского Государства – Санкт – Петербурге. Эта столица намного моложе Москвы. Прошло много лет, сменилось много царей… В нашей классной библиотечке вы найдете книги по истории и узнаете о том, как правили другие Московские государи.
Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле
В 1329 году при Великом князе Иоанне Даниловиче Калите на Соборной площади Московского Кремля была построена деревянная церковь Иоанна Лествичника "иже под колокола", как свидетельствовал летописец. В 1505-1508 годах итальянский зодчий Бон Фрязин возвел на ее месте каменный столп Ивана Великого, к которому в 1532-1543 годах другой итальянский мастер Петрок Малый пристроил храм Воскресения и звонницу, а царь Борис Федорович Годунов "в начале своего царствования к первозданной высоте многие прибавления сотворил и верх позолотил" ("Временник" дьяка Ивана Тимофеева): по приказу Бориса Годунова столп Ивана Великого надстроили двумя ярусами и увенчали золоченым куполом. Колокольня была главной сторожевой башней Московского Кремля и долгое время оставалась самым высоким зданием Москвы. Его высота была более 80 метров. Вес самого большого колокола – Успенского – составлял 70 тонн, чтобы подняться к нему по ступеням, надо сделать 329 шагов.
Успенский собор Московского Кремля
В 1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.
Храм Покрова "На рву" (Василия Блаженного) в Москве
В год покорения царем Иоанном IV Грозным Казанского ханства в Москве умер Василий Блаженный – юродивый, пользовавшийся большим уважением в городе. Огромное по значимости событие – присоединение к России Казанского ханства – следовало отметить постройкой грандиозного собора. И в 1555-1561 годах зодчие Барма и Постник возвели в Москве на Красной площади храм Покрова "На рву". Мастера, следуя прихотливой фантазии Иоанна IV, создали удивительное сооружение, представляющее смесь различных архитектурных стилей.
После обретения мощей Василия Блаженного (при царе Федоре Иоанновиче) к восьми первоначальным столпообразным храмам собора, покоящимся на общем основании, была пристроена новая маленькая церковь. Сюда и поместили останки юродивого. Эта церковь и дала храму второе название – Храм Василия Блаженного.
Барма, русский зодчий.
(XVI век.)
Барма – легендарный создатель храма Покрова "На рву" (1555-1560 годы) в Москве, построенного в ознаменование победы русских войск над татарами. Строительство велось двумя мастерами: Бармой и Постником.
По преданию, после сооружения храма Барма был ослеплен по приказу Иоанна Грозного, "дабы не было более благолепного храма, чем этот". Существует предположение, что Барма и Постник (Яковлев) – одно лицо – Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник.
Благовещенский собор Московского Кремля
Благовещенский собор, сооруженный на Соборной площади Московского Кремля, на том месте, где в 1333 году при Великом князе Иоанне Даниловиче Калите возвели деревянную церковь Благовещенья, – творение русских зодчих нескольких поколений. Первый белокаменный собор Благовещенья был построен здесь в 1397-1414 годах при Великом князе Василии Дмитриевиче. В 1405 году храм расписали прославленные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца. В 1484-1489 годах, при Великом князе Иоанне III Васильевиче, псковские зодчие возвели новый трехглавый Благовещенский собор из кирпича, сохранив подклет из известняковых блоков. Во время пожара 1547 года храм сильно пострадал и в 1562-1564 годах был перестроен. При этом внешний вид собора значительно изменился: по распоряжению царя Иоанна IV над старой обходной галереей – "гульбищем" – соорудили двухэтажные галереи, над ними поставили четыре угловых придела с главами. Над самим собором возвели еще две главы, и он стал девятиглавым. Купола и кровлю храма покрыли медными листами и позолотили, за что он получил в народе название "Златоверхий". В настоящее время в Благовещенском соборе сохранился иконостас, общая композиция которого принадлежит Феофану Греку.
Андрей Рублев, русский живописец.
(ок.1360/70-1427гг.)
Летописи сохранили очень мало сведений об этом великом живописце. Андрей Рублев был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вероятно, очень рано он принял постриг. Вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле (1405 год).
Позже, в 1408 году, вместе с Даниилом Черным работал над росписью Успенского собора во Владимире. В 20-е годы XIV века Андрей Рублев работал в Спасском соборе Андроникова монастыря в Москве. В 1425-1427 годах Даниил Черный и Андрей Рублев писали фрески и иконы для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре.
Самая известная работа Андрея Рублева – "Троица" из иконостаса Троицкого собора. Ее отличает глубокая человечность и одухотворенность образов, идея согласия и гармонии. Андрей Рублев считается создателем московской школы иконописи.
В последние годы жизни Андрей жил и работал в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где и был похоронен.
Успенский собор Московского Кремля
В 1326 году на Соборной площади Московского Кремля возвели каменную одноглавую церковь Успения Богоматери. К 1472 году она обветшала и стала мала для растущего города. По велению Великого князя Иоанна III Васильевича, церковь Успения Богоматери была разобрана, а на ее месте зодчие Кривцов и Мышкин начали сооружение нового храма, значительно большего размера. Но едва мастера довели постройку до сводов, часть ее обрушилась. Призванные псковские зодчие не взялись исправлять, и в 1475 году строительство храма по образцу Успенского собора во Владимире было поручено приглашенному из Италии архитектору Аристотелю Фиораванти. В первый же год мастер разобрал останки сооружения Кривцова и Мышкина и заложил новый фундамент храма. Аристотель Фиораванти закончил строительство собора, названного Успенским, в 1479 году. По словам летописца, "церковь чудна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Успенский собор Московского Кремля стал местом венчания на царство русских престолонаследников.
Условием своего переезда в Москву митрополит Петр поставил строительство каменного Успенского собора. Желание митрополита было выполнено. Закладка первого в Москве каменного храма состоялась 4 августа 1326 года. По преданию, митрополит Петр сказал Иоанну Калите: "Если ты воздвигнешь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных князей, и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном и руки его взыдут на плечи врагов своих". (Карамзин) Храм был посвящен Успению Богоматери. В еще недостроенном соборе митрополит Петр сам приготовил себе гробницу, в которой и был погребен еще до окончания строительства собора. Постройка храма Успения была закончена через семь месяцев. В таком виде храм просуществовал 145 лет, пока на его месте не возвели новый каменный храм во славу Богородицы.
Архангельский собор Московского Кремля
По приказу Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, в 1333 году на Соборной площади Московского Кремля была построена каменная церковь Архангела Михаила. В 1505 году Великий князь Иоанн III Васильевич повелел разобрать обветшавшее сооружение, а на этом месте итальянский архитектор Алевиз Новый начал строительство нового храма значительно большего размера. Возведенные из красного кирпича стены собора, названного Архангельским, мастер украсил белокаменной отделкой в итальянском стиле. Строительство храма завершилось в 1508 году, но еще за год до его окончания в Архангельский собор вернули останки русских государей, которых, начиная с Великого князя Иоанна Даниловича Калиты, хоронили в церкви Архангела Михаила. Погребения в Архангельском соборе Московского Кремля, ставшем правительственной усыпальницей, продолжались до начала XVIII века.