Формирование творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Формирование творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Булатова Люция Хамитовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №24»

В данной школе я работаю 4 года, третий год подряд даю открытый урок по литературному чтению, выбирая подходящую номинацию. Почему чтение? Тема моей методической работы «Интенсивное развитие навыков чтения как вида речевой деятельности и восприятие художественного произведения на основе проявления собственных творческих способностей».

Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и –обязательно!- ИНИЦИАТИВНЫМИ, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу. В связи с этим в последние годы ведется работа над построением новой общеобразовательной модели начальной школы, ориентированной на раскрытие и развитие потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста. На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Я считаю, что с первых школьных дней необходимо развивать творческие способности ребенка, верить в него. Для создания условий к творчеству использую групповые формы работы. В этом учебном году уроки литературного чтения во 2 классе построены на сказках и разделены на 6 разделов. Заканчивая раздел, мы с ребятами готовимся к уроку-обобщению. Обязательно работаем по группам, ведь только при этой форме работы ребенок может проявить себя, показать скрытый творческий потенциал. Каждая группа (команда) получает или выбирает КТД (коллективное творческое дело)

Творчестводеятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца; это созидание нового, прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Творчество детей возможно в восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно - в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, составлении словарей, в анализе текста, изучении пословиц и поговорок, крылатых слов, сопереживании литературному герою, перевоплощении в него.

В процессе планирования и организации уроков я опираюсь на некоторые условия для формирования творческих способностей учеников.

*Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения. Использование ИКТ

*Продумывание возможностей для проявления самостоятельности учащихся.

*Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез.

*Организация обмена мыслями, мнениями, оценками.

*Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний.

*Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа).

*Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока.

*Представление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.

*Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий.

*Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения.

  1. иллюстрирование

  • графическое

  • словесное

  • музыкальное

2) рассказывание

  • рассказ от лица одного из героев

  • творческое продолжение

  • дополнение одной из частей произведения

  • рассказ с изменением лица рассказчика, с изменением сюжета, с изменением позиции героев, перенесение места действия в необычную обстановку

  • рассказывание по аналогии с прочитанным произведением, с опорой на жизненный опыт

3) драматургия

  • чтение по ролям с опорой на интонацию

  • чтение по ролям с предварительным описанием героев

  • инсценировка

  • выступление перед младшими школьниками, ребятами из детского сада, родителями

4) Сочинения

  • по программе («Перспективная начальная школа»)

  • праздничные, поздравительные

  • размышления на свободную тему

  • участие в писательских конкурсах ( в школе, в районной библиотеке, на сайтах)

  • стихотворные

Подготовку к литературно-творческой деятельности мы с детьми начали с ознакомления классической литературы – читали вслух небольшие отрывки из произведений, коллективно обсуждали прочитанное. В результате мы пришли к выводу, что без проживания ситуации, без включения эмоционально-чувственной сферы ребенок с трудом входит в процесс освоения литературного текста. Когда ребенок читает книгу, ни разу не испытав эмоционального подъема от летнего дождя или от цветущей яблони, то он воспринимает только сухие напечатанные слова, а вся гамма чувств, вложенная автором в литературное произведение, остается для него недоступной. Даже поверхностное знакомство с несколькими литературными произведениями позволяет детям научиться различать писателей по манере письма, по тематике, по характерным словосочетаниям и художественным приемам. Это помогало объяснить детям причину таких различий – особый поэтический взгляд, которым каждый настоящий художник воспринимает окружающий его мир, и вдохновение, которое позволяет ему передать свои неповторимые впечатления читателю. Первоисточником выбранной манеры, характера изложения являются впечатления писателя.

Таким образом, было установлено, что на первый план при подготовке детей к литературно-художественному творчеству должно выдвигаться развитие у них наблюдательности, восприятия окружающего мира с самых разных сторон и задействование всех органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания). Эмоциональный отклик появляется у ребенка значительно позже, после того, как он научится не только смотреть вокруг себя, но, самое главное, и видеть, и чувствовать нюансы окружающей действительности (красоту природы, чувства и переживания человека), что для маленьких детей очень сложно.

Начальный этап приобщения ребенка к литературному творчеству характерен тем, что, как правило, он с большим энтузиазмом берется за новое для него дело. Однако при этом может возникнуть проблема: трудности в выражении своих представлений, ощущений. В этом случае, как подсказывает нам практика, ребенка следует подтолкнуть к тому, чтобы он как можно больше наблюдал за окружающей жизнью, анализировал ее, запоминал, рассказывал о своих наблюдениях, записывал их. Все это – первые элементы творческой деятельности, и очень хорошо, если ребенок будет выполнять их вместе со взрослым – родителем, воспитателем, учителем. Каждую, даже не очень умелую попытку ребенка в этом направлении следует всячески поощрять. В результате происходит обогащение внутреннего мира ребенка, появляется жажда познания.

После того как ребенок провел достаточно много времени в наблюдениях за окружающей действительностью, у него появляется естественное желание выразить все те ощущения, которые у него накопились. Такую возможность ему обязательно следует предоставить, предложив составить, например, устный или письменный рассказ. При недостаточной инициативе со стороны ребенка его следует подтолкнуть к созданию первых творческих сочинений посредством выражения со стороны педагога максимальной заинтересованности тем, что он сказал или написал. В результате ребенок поднимается на следующую ступеньку своего развития, переходит к новому этапу творческой деятельности.

Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, исследовательского проблемного методов изучения. На открытом уроке «Сказка-ложь, да в ней намек» я использовала частично-поисковый метод, элементы творческого проекта. За четыре дня до урока учащиеся разделились на группы для выполнения творческих дел . 1- Сказки о животных. 2- «Ну, погоди!». 3- Считалия. 4- Стихи-сказки о животных. Каждая группа собирала материал по своей теме. Презентацию коллективного дела представляли в виде викторины, инсценировки, составления диафильма, выразительного чтения собственного сочинения, выставки рисунков. Оформили классную книгу своих творческих дел.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Чтобы они смогли проявить свои способности, нужны творческие уроки литературного чтения.

[pic] [pic]

[pic]







[pic] [pic]



Литература:

  1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М.: Росмэн, 2002. - 79с.

  2. Воробьёва В.И., С.К. Тивикова. Сочинения по картинкам. - Тула: ООО Издательство "Родничок" 2003. - 222с.

  3. Иванова Л.И. Развитие творческих способностей школьников. // Начальная школа, 2004 № 11.

  4. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. // Начальная школа, 1991 № 9.

  5. Михайлова Н.Л. Развитие индивидуальных способностей детей на уроках литературного творчества. // Начальная школа, 1997 № 5.

  6. Пфляумер Э.Д. Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников. // Начальная школа, 2012 № 11-12.

  7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Гринго, 1996. - 192с.