Формирование эстетической культуры младшего школьника

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Глава I. Теоретические основы эстетической культуры младших школьников.

    1. Сущностные понятия эстетической культуры.


Под культурой с точки зрения философии понимают внебиологический способ адаптации человека к миру [Киященко: 1993: 37]. Эстетическая же культура особым образом «снимает» биологическое, включая его в переосмысленном виде, в пересозданном качестве в характер этого целостного отношения, которое составляет содержание процесса развития и функционирования культуры. И идущая от природы человека сторона его комплексно понимаемого поведения в мире составляет специфическую окраску, глубину и безусловность содержания эстетического отношения. Таким образом, эстетическая культура – это характеристика содержания и выражения отношения, способа его реализации, ценностного вектора процесса его протекания и опредмечивания.

Особое значение при этом имеет становящееся возможным с оформлением эстетических чувств создание общей картины мира, необходимой человеку для того, чтобы он мог ориентироваться в мире, адекватно строить свое поведение, планировать свою деятельность. Эстетическое развитие человека может осуществляться только как развитие целостное, охватывающее сферы представления, переживания, понимания. Такое развитие может быть обеспечено только работой целостной души.

Если культуру в самом общем суммирующем плане можно определить как способность и умение на сугубо человеческих (выходящих за пределы биологического приспособления) началах построить, организовать и реализовать отношения с миром (включая природу, других людей, самого себя), то эстетическая культура может быть истолкована как способность и умение прочувствовать свою связанность с миром, содержательно пережить, человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений [Абрамова: 2007: 62]. При этом специфику эстетического отношения составляют прежде всего два момента, касающиеся как своеобразия содержания этих отношений, характера их развертывания, так и механизма их существования, обусловливающего самую их специфичность. Это, во-первых, целостность, комплексность, всеохватывающий характер данного отношения, которое не может быть реализовано в частичной форме – например, только рационально или только чувственно. И, во-вторых, это отношение, где принципиальное значение, значение конституирующее, имеет качество не только той стороны, что традиционно именуется объектом отношения, но и стороны субъективной: качество отношения здесь не только определяется субъектом, его собственным „качеством”, идет от него и через него, но это отношение становится как таковое, в своей качественно-бытийной определенности, именно благодаря ему.

Разворачивание феномена эстетической культуры происходит как бы на внутреннем плане мотиваций к деятельности (которая понимается очень широко – от внутренней идеально-предметной до воплощенной во внешней предметной деятельности) или же в сфере качественно-оценочной составляющей в том совокупном отношении, которое определено как эстетическое. Актуальная «становимость» эстетической реальности [Самохвалова: 1994: 36] в зависимости от активности эстетического субъекта определяет и эстетическую культуру как реальность в известном смысле условную – условно выделимую грань или, точнее, – модус отношения к миру, образующий уровень, качество, окрашенность отношения. Безусловное существование этой условной реальности позволяет не только охарактеризовать ее, но и выделить ее структуру, отчетливо проступающую при всякой попытке анализа эстетических феноменов. Так, явления эстетической культуры можно анализировать и характеризовать как в определенном смысле онтологические образования, как деятельностные или психологические феномены, оценивать их с точки зрения аксиологической и т.п. При этом возникает картина не только совокупности эстетических объектов, имеющих определенную ценность, но и иерархическая система представлений, определяемая особой способностью восприятия.

Можно сказать, что для эстетической культуры характерны и актуальны те же проблемы, те же коллизии, что и для культуры в целом, например, проблема культурных универсалий, вопрос о правомерности самой постановки этой проблемы и т.д. [Киященко: 1996: 41] Одна из основополагающих проблем культурологии – соотношение культуры и природы – в области эстетической культуры предстает как проблема общего конститутивного содержания и характера этой культуры и как частная проблема специфики разрешения противоречия культурного и природного в западной и восточной системах эстетики или, в еще более специальном контексте, как проблема расхождения методов в конфуцианской и даосской системах художественного воспитания, и т.д. Столь же важна и актуальна в плане анализа эстетической культуры общая проблема психологических оснований культурной деятельности.

Психологический аспект эстетической культуры не просто один из составляющих ее пластов или уровней, но условие проявления (или становления) всех других. Психологическое в эстетической культуре проявляется как манифестация исходного биоантропологического содержания человека на социальном, социумном плане его бытия. Одним из аспектов подхода, который объединяет в своем «субстратном» слое все виды проявления феномена эстетической культуры, является учет антропологических предпосылок. Это в определенном смысле методологическое условие, позволяющее, во-первых, рассматривать феномен эстетической культуры комплексно, и, во-вторых, подойти к объяснению этого феномена, не мистифицируя сущности эстетического и не абстрагируясь от реального бытия человека [Киященко: 1996: 42].

Гуманистический характер жизни общества во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития личности. В условиях интенсивного роста производственно-технологической и информационно-коммуникативной сфер возрастает значимость эстетической составляющей в системе человеческого бытия.

Эстетическая культура характеризует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека исходя из императивов красоты и проявляется в системе социальных и индивидуальных ценностей. Значимым фактором эстетического становления, приобщения личности к высотам общечеловеческих идеалов и культурно-исторических достижений является искусство музыки, «проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживание души» (Стендаль).

Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъективно-эстетическое (эстетическое сознание); обширная и многогранная сфера искусства. Сущностные особенности «эстетического» во многом проявляются в соотношении с понятием «художественное» («красота» и «искусство»). Наиболее часто встречается формула: «Художественное есть высшее проявление эстетического». Исследователи выявляют три уровня, на которых происходит «встреча» эстетического и художественного: уровень сознания; уровень практической деятельности; уровень восприятия [Самохвалова: 1994: 38].

Наиболее тесно взаимодействуют художественное и эстетическое на уровне восприятия произведений искусства. Эстетическое восприятие действует и за пределами искусства, а художественное способствует усвоению духовной информации в пространстве намеренно созданных человеком выразительных форм. Существеннейшая особенность художественного восприятия состоит в том, что оно включает в себя момент сотворчества, личностно-интерпретированное воссоздание воспринимаемых образов.

Подобное понимание эстетического как выразительного во многом раскрывает механизмы образовательного воздействия искусства, истоки которых обнаруживаются в глубокой древности. Так, одним из центральных понятий античной эстетики, важность которого отмечали Геродот, Сократ, Платон, Ксенофонт, Аристотель, является калокагатия. Калокагатия (от греч. callos - прекрасный и agathos - хороший, нравственно совершенный) – понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего мира, которая является условием красоты человека. Аристотель высоко ценил искусство, так как считал, что оно облагораживает человека и дает ему знания. Он определял эстетические качества предметов, доказывая, что прекрасное – свойство самих предметов, вещей, явлений, и считал обязательными для произведений искусства целостность, ясность, соответствие формы содержанию [Аристотель: 1984: 65].

Поскольку культура по своей природе является эстетико-художественным феноменом, в котором особое значение приобретает стремление человека к красоте, эстетическая культура является составной частью культуры как «совокупности эстетических ценностей, способов их создания и потребления» [Липский: 1987: 4-5]. В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности и эстетическое воспитание. В.А.Разумный утверждает, что суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой. Особое место в ней занимает художественно-эстетическая деятельность людей. В понятие эстетической культуры входят представления о красоте, средствах и формах их воспитания и воплощения [Разумный: 1985].

Эстетическая культура человека – это в первую очередь культура чувственного освоения мира, включающая в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Материальная культура охватывает всю сферу деятельности человека и ее результаты (орудия труда, процесс труда, одежда, жилище и др). Духовная культура охватывает сферу сознания (политика, право, философия, эстетика, искусство, религия и др.). Материальная и духовная культуры связаны между собой [Разумный: 1985: 39].

Что касается понятия «эстетическая культура личности» (индивидуальная эстетическая культура), то оно пока не нашло адекватного раскрытия. У.Ф.Суна, А.В.Пирадов обоснованно соотносят эстетическую культуру личности с эстетической культурой общества, подчеркивая социальную обусловленность индивидуальной эстетической культуры человека. Однако истолкование этого понятия у них неоднозначно [Якушева: 2004: 14]. Так, по мнению У.Ф.Суны, личная эстетическая культура есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании [Сунна: 1977]. Несколько иного мнения придерживается А.В.Пирадов, который выделяет и анализирует в структуре индивидуальной эстетической культуры ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве [Петровский: 1982]. С.М.Каргапольцев утверждает, что содержательные сферы формирования эстетической культуры личности могут быть связаны с уровнями проявления эстетического как выразительного [Каргин: 1988].

Характеризуя место индивидуальной эстетической культуры в духовном облике человека, Л.П.Чурина справедливо полагает, что эстетическую культуру нельзя себе представить как простую составляющую общей культуры личности. Это как бы суммированный показатель, высший эталон всех сторон личной культуры [Эстетическая культура школьника: Курс лекций для студ. пед. вузов и учителей: 1997].

Эстетическая культура человека, по мнению М.А.Верба, является стержневым, базисным свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании. Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер. Не являясь в строгом смысле частью или структурным компонентом общей культуры, эстетическая культура может рассматриваться как ее качественная характеристика, грань, аспект каждой стороны поведения и деятельности. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию, творчеству [Верб: 1997].

Эстетическая культура человека основывается на его мировоззрении, на его нравственных устоях и находит свое реальное выражение в его облике, в его поступках, в определенных формах поведения, в вещах, которые он использует, которыми он себя окружает.

Одним из показателей эстетической культуры, вытекающих из природы самого человека и обращенных к миру, является характер потребностей человека и способ их удовлетворения. Само существование потребности в ее человеческом виде есть способность формировать и пересоздавать предметный мир в соответствии с новым качеством человеческой жизни. Гармонически развитая личность утверждает себя через творчество новых отношений с миром и тем самым творчество нового предметного мира. Речь при этом идет не только о самих эстетических потребностях как таковых, но и об известной эстетизации всех вообще человеческих потребностей, о потребности не только в восприятии искусства и реализации творческого импульса самовыражения, но в особым образом организованном окружении, жилье, быте, отношениях, производственной среде и процессе производства и т.д. Это означает расширение пространства потребностей и качественное изменение ценностных акцентов внутри этого пространства, перемещение приоритета с потребностей материальных на потребности духовные, отдание предпочтения творческой позиции над позицией потребительской и т.п. Перемещения в этой сфере означают изменения ценностной парадигмы потребностей, что, в свою очередь, необходимо для пересмотра всей стратегии отношений человека с миром в современном обществе ввиду реальной угрозы самому выживанию человека при сохранении им прежнего уровня и характера потребностей.

Таким образом, эстетическая культура – это и умение расшифровать и организовать эстетический опыт, предвидеть перспективу развития своего пребывания в мире, определять тенденции общего процесса своего взаимодействия с ним, корректировать промежуточные результаты [Якушева: 2004: 15]. И в этой деятельности человеку необходимо то особое чувство равновесия, тонкого баланса между идеально мыслимым и реально возможным, между побуждением и потребностью, средством и целью, смыслом и выражением, – то, что называют вкусом, позволяющим человеку безошибочно определять меру нужного, обеспечивающего гармонию противоречивых тенденций и побуждений. Развитый эстетический вкус не только интуитивно угадывает «оптимум», но и способен обосновать критерии оценки, его фиксирующие. Знание истинной меры предполагает умение видеть в целостности и единстве пространство ее определения применительно к определяемому объекту как элементу также некоей целостности.

Понимание эстетической культуры как уровня становления смысла и формы взаимодействия человека с миром позволяет видеть в ней способ расширения экзистенциальной перспективы человечества, признавшего в качестве истинных своих потребностей познание и творчество, а истинное свое предназначение реализующего через духовность на Земле и ответственность перед Космосом. О космической ответственности человека писали и ученый-естественник К.Э.Циолковский, называвший человека «садовником космогенеза», и философ В.С.Соловьев, утверждавший, что человек призван продолжать начатое природой дело по организации красоты мира.

Не отделяя эстетическую культуру от эстетического сознания, следует подчеркнуть, что в отличие от эстетического сознания, которое в определенных своих аспектах может формироваться самим контекстом человеческого существования, качествами среды, воздействием окружения и т.п., эстетическая культура никогда не бывает продуктом стихийного процесса формирования. Она всегда предполагает личную активность, направленную на себя как объект формирования. Это, как правило, сознательно (осознанно) организуемый (прослеживаемый) процесс, имеющий целью достижение намеченного результата. И если культуру возможно себе представить как в определенной степени «обуздание» и даже, в известной мере подавление природного в человеке – социально-культурным (традиция, находящая оправдание и легитимизацию в теории З.Фрейда об исходной порочности человека, окультуриваемого цивилизацией и в процессе социализации подавляющего все свои природные инстинкты, действующие против принятых в обществе норм), то эстетическая культура означает развитие и утончение именно природного, его облагораживание, но не вытеснение или подавление. Развитие эстетической культуры возможно лишь на основе признания самостоятельных прав чувственного познания, что утверждает равноправность суждений вкуса с суждениями ума [Якушева: 2004: 16].

Как уже говорилось, эстетические чувства означают особый модус существования и протекания, а также особую качественную характеристику тех чувств, с помощью которых человек видит, слышит, ощущает и т.п., первично оценивая действительность. Культура, в широком смысле, этого видения, слышания, ощущения, чувствования и оценивания, т.е. содержательно обогащенная, облагороженная деятельность чувств и наличие развитых, утонченных форм их выражения, позволяет человеку расширить и обогатить свое представление о действительности, поскольку расширяется сама возможность и готовность восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Эстетическая культура становится как бы особым показателем способности тонкой корреляции между миром внешним, от которого отталкивается восприятие, и миром внутренним, где разворачивается его переживание. Это особый способ представления мира внешнего в мире внутреннем и основанный на нем особый способ различения этих миров. Развитие эстетической культуры позволяет говорить о формировании нового склада мировосприятия, мирочувствия и мирооценки, являясь, таким образом, характеристикой ценностных оснований внутреннего мира человека.

Можно сказать, что эстетическая культура в совокупности связанных с ней и обеспечивающих ее феноменов может быть определена как особый уровень целостного всеохватывающего отношения к миру, обусловленный ценностно ориентированной способностью человека с помощью развитой (умной) чувственности постигать действительность в ее целом, в ее гармонии и порядке, формировать целостный образ действительности, помогающий в ее столь же целостном понимании. Способность к подобному восприятию действительности в ее образном отражении помогает человеку выжить и, обогащая и утончая эстетическое содержание его отношения к миру, становится фактором его утверждения в нем. Это специфическое отношение к действительности выражается в деятельности человека, осуществляемой как предметная и мотивационно-побудительная в идеальном и материальном планах. Специфика восприятия, способа мышления и оценки выражается соответственно в специфике способа деятельности и в характере продуктов этой деятельности, будь то искусство или созерцание ландшафта. Специфический характер процессов осмысления и выражения (мира, себя, продуктов своей деятельности), определяющий особый способ работы с действительностью, образует новый аспект, новую грань освоения человеком и действительности, и собственной природы в ее наличном богатстве и могучих потенциях [Якушева: 2004: 7].

Эстетическая культура может быть охарактеризована как определенный уровень развития и организации эстетического сознания, которое не только представляет собой совокупность психоментальных характеристик человека и их проявлений, но и в структуре своей отражает порядок восприятия мира. В этом смысле эстетическая культура существует как некий достигнутый этап в организации комплексных отношений с миром и сама есть комплексное явление и показатель адаптационных возможностей человека, учитывающих перспективы его эволюции.

Эстетическая культура – это динамичное интегративное личностное образование, проявляющееся в сформированности эстетического отношения к окружающей действительности и дающее возможность творческой самореализации в разнообразных видах учебной и внеучебной деятельности. Эстетическая культура личности призвана выполнять ряд функций: познавательную (познание мира прекрасного), трансляционную (сохранение и передача культуры), нормативную (овладение нормами эстетического поведения), аксиологическую (восприятие культуры как ценности), семиотическую (овладение специфическим языком культуры), гедонистическую (потребность в наслаждении).

В научной литературе даны теоретические основы процесса формирования эстетической культуры, выделены ее специфические признаки:

- Н.Н.Румянцева определяет эстетическую культуру как культуру быта, которая складывается из представлений о красоте, одежды, жилища [Румянцева: 1994];

- А.С.Егоров считает, что постижение эстетической культуры идет через культуру труда, производство ритмов и режимов в работе [Егоров: 1977];

- Н.В.Савин рассматривает эстетическую культуру как формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей [Савин: 1978];

- А.В.Пирадов выделяет в эстетической культуре ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве [Пирадов: 1979];

- В.Н.Липский считает, что эстетическая культура – один из компонентов духовной культуры, это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты, это культура чувственного освоения и преобразования мира в соответствии с созданными определенным обществом возможностями для максимального раскрытия сущностных сил человека, поэтому эстетическая культура носит конкретно-исторический характер [Липский: 1987];

- у В.С.Безруковой эстетическая культура – это определенный уровень развитости вкуса, сочетающего в себе диапазон чувств, объем знаний и осмысленных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности [Безрукова: 1994];

-М.А.Верб понимает эстетическую культуру как интегральное личностное образование, совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании, а ее сущность – в присвоенном наборе стереотипов отношения к красоте, в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию и творчеству [Верб: 1997];

- Л.Л.Литвиненко утверждает, что эстетическая культура – это сознание (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), культура тела (телесная гармония), культура речи, движений, жестов, мимики и т.д. [Литвиненко: 1998];

- В.А.Сластенин связывает формирование эстетической культуры с целенаправленным развитием способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, предусматривая выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивая возникновение чувства наслаждения от того, что является эстетически ценным [Сластенин: 1998];

- И.П.Подласый считает эстетическую культуру критерием эстетической воспитанности личности и связывает ее становление с «эстетическими (художественными) делами», доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению, а главные задачи эстетического воспитания – формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей [Подласый: 1999];

- И.Ф.Харламов связывает сущность эстетической культуры учащихся с развитием способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработкой эстетических понятий, вкусов, идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [Харламов: 1999];

- А.М.Столяренко полагает, что эстетическая культура – культура восприятия, оценки, любования человеком, подлинно прекрасным не только в живописи, музыке, природе, но и в поступках людей, их внешнем облике, труде, быте [Столяренко: 2001].

Проблема формирования эстетической культуры разрабатывалась в трудах философов (Платон, А.Баумгартен, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант, А.Шопенгауэр); педагогов (М.А.Верб, В.Н.Липский, А.А.Оганов, Б.М.Неменский, В.А.Сластенин); психологов (Л.С.Выготский, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин), музыкантов-педагогов (О.А.Апраксина, М.М.Берлянчик, Н.А.Ветлугина, Н.Л.Гродзенская, А.И.Демченко, Д.Б.Кабалевский).

Эстетическая культура личности во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру и искусству. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Б.Т.Лихачева, С.Т.Шацкого.

Под эстетической культурой мы понимаем интегральное качество личности, состоящее из когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов и дающее возможность творческой самореализации человека по законам красоты в соответствии с высотой духовно-нравственных идеалов.

Ряд исследований посвящен проблеме формирования эстетической культуры учащихся начального профессионального (Т.М.Мальгина, С.В.Масловская, И.Я.Неволина, Н.Н.Румянцева) и школьного (Т.В.Карнажицкая, Н.Р.Макарова) образования.

Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты:

  1. когнитивно-содержательный (система эстетических знаний, взглядов, убеждений, стремление к самообразованию и самовоспитанию в художественно-эстетической сфере),

  2. эмоционально-ценностный (эстетические чувства и переживания, потребность и интерес к эстетической деятельности, интериоризация эстетических ценностей);

  3. креативно-деятельностный (включенность в художественно-эстетическую деятельность, опыт творческой самореализации) [Черникова: 2011: 5].

Современная эстетическая культура – это культура диалога, а не монолога, ориентированная на настоящее и будущее, на самоценность человека как уникальную личность.


1.2. Особенности формирования эстетической культуры младших школьников.


Один из важнейших уровней связи эстетического и художественного является педагогический, реализуемый во всем многообразии форм и способов целенаправленной передачи накопленного человечеством опыта каждому вступающему в жизнь индивиду [Льянова: 2011]. Эта деятельность начинается в семье, продолжается в дошкольных воспитательных учреждениях, в начальной, средней и высшей школе и сопровождается различными средствами внешкольного образования, обучения и воспитания. Она включает в себя самообразование, самообучение и самовоспитание.

Педагогическая деятельность в широком смысле слова есть осознанный процесс приобщения человека к культуре, осуществляемый профессионально и самодеятельно в специально созданных для этого учреждениях и в семейном быту, в дружеском общении, во всех сферах практического взаимодействия людей.

В многовековой практике педагогической деятельности (К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, Н.Е.Румянцев, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой) выкристаллизовались относительно самостоятельные ее формы, имеющие специфические цели и средства: образование как способ передачи знаний; воспитание как способ передачи ценностей; обучение как специфический способ передачи обретенных людьми умений; формирование потребности и способности общения с другими людьми, с природой, с художественными образами [Льянова: 2011].

Важнейшей стороной педагогической деятельности является эстетическое воспитание как целенаправленное формирование установки на определенный, собственно человеческий уровень практической деятельности. Итоговой целью эстетического воспитания выступает становление эстетической культуры личности.

Педагогическая логика формирования эстетической культуры состоит в том, чтобы показать, как общие законы красоты проявляются в многогранных сферах человеческой деятельности и в искусстве, актуализировать заложенную в человеке потребность общения с красотой и способность бескорыстного ее переживания.

Этот процесс требует как можно более широкого непосредственного общения учащихся, студенческой молодежи с высокими образцами художественно-эстетического творчества в его классических и современных проявлениях, ибо только в прямом чувственном соприкосновении с воплощенной в произведениях искусства художественно-эстетической реальностью обретается ее понимание. Значимая роль в формировании художественно-эстетического вкуса отводится опыту общения молодого человека с искусством, который обретается им за пределами содержания учебных предметов: при восприятии телевизионных программ и видеофильмов, посещении концертов, выставок, чтении книг, эстетическом оформлении городской и учебной среды, собственного жилья. В различных образовательных структурах и педагогических подходах имеет место представление о гуманитарных дисциплинах как исключительно «предметах эстетического цикла», из чего следует, к сожалению, что другие предметы не имеют какого-либо значимого эстетического потенциала [Льянова: 2011].

Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учётом прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у школьника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности [Будаева: 200: 16].

Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического развития. Классики педагогики А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту. Сензитивность указанного периода установлена в работах В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина.

В то же время, психологические и педагогические исследования показывают, что некоторым детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности младшего школьника становится особенно важной.

Основные возрастные особенности младшего школьного возраста в соответствии с компонентами эстетической воспитанности личности: эстетическое сознание – эстетическое чувство (эмоция, переживание), эстетический вкус (оценка, взгляды), эстетический идеал (эталон, образец); эстетическая деятельность – эстетическое восприятие, эстетическое действие (умения, навыки), эстетическое суждение (оценка, отношение), а также эстетическая потребность (мотивы, интересы) и эстетические знания, которые в равной степени являются компонентами и эстетического сознания и эстетической деятельности.

Основные требования:

- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;

- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;

- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности [Будаева: 200: 17].

Главная задача, стоящая перед начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.

Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

- вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;

- вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

- развивать вкус, творческие особенности детей;

- формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

Для осуществления этих задач использую следующие пути.

1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.

2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.

4. Обобщение знаний через внеклассную работу [Будаева: 200: 18].

Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры [Краснокутская: 2009: 3].

В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности младшего школьника обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.

Проблема формирования эстетической культуры личности средствами искусства является предметом исследований в области философии (Ю.А. Бо-рев, А.И.Буров, H.JI. Лейзеров, А.Ф. Лосев, М.С. Каган, В.И. Каниковский, Н.И. Киященко, А.И. Комарова); психологии (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.); педагогики (Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, А.А Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, А.И. Сохор, В.А. Сухомлинский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, С.Т. Шацкий).

Формирование эстетической культуры происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие в младшем школьном возрасте оказывает музыка. Теоретические и методические проблемы формирования эстетической культуры средствами музыкального искусства разработаны в трудах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В. Асафьева, H.A. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Е.В.Назайкинского, H.A. Терентьевой, В.В. Медушевского, В.А.Школяр, JI.B.Школяр и др.

Эффективность процесса формирования эстетической культуры непосредственно зависит от того, в какой мере этот процесс согласуется с возрастными особенностями личности [Краснокутская: 2009: 4]. Рассматривая вопросы формирования эстетической культуры в русле психологических проблем личности, C.JI. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что процесс приобщения к искусству в младшем школьном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях и освоенного в активной созидательной деятельности. В связи с этим младший школьный возраст справедливо рассматривается как период становления личности, период ее социализации и приобщения к искусству и культуре (Л.И. Божович, A.A. Люблинская, П.М. Якобсон).

В трудах, посвященных исследованию духовной, нравственной, эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности (Л.И, Божович, В.А. Крутецкий, A.A. Люблинская, А.А, Мелик - Пашаев, З.Н. Новлянская, H.A. Терентьева, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.), выделяют такие возрастные особенности младших школьников, как высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы, сензитивность, способствующая восприятию искусства, синкретизм задатков различных художественных способностей, повышенный интерес и склонность к различным видам художественной деятельности, эмоциональная впечатлительность.

Исследования, проведенные в этой области, позволяют сделать вывод, что задача формирования эстетических чувств младших школьников востребует учителя, обладающего не только достаточным объемом предметных знаний и методик, но и гуманитарной культурой. Как носитель такой культуры педагог стимулирует личностное отношение ребенка к красоте, способствует развитию у школьников эстетических чувств, которые не передаются «из рук в руки», а формируются в контексте определенной гуманитарно-эстетической ситуации.

Сегодня не может быть достаточно удовлетворена потребность в таких педагогах, поскольку существующая система их профессионального образования слабо ориентирована на формирование у будущего учителя опыта владения своей эмоциональной сферой как инструментом создания гуманитарно-эстетической ситуации, умения изучать и использовать в педагогической практике свой чувственный, сенсорный аппарат [Краснокутская: 2009: 5]. Поэтому актуален поиск новых ресурсов повышения профессиональной компетентности педагогов начальной школы в аспекте становления чувственной сферы детей, что представлено в работах И.В. Арановской, С.В. Беловой, И.А. Зимней, М.В. Корепановой, Е.М. Сафроновой, В.В. Серикова, в которых раскрываются некоторые условия становления учителя, способного реализовывать идеи личностного подхода в образовании и адекватно взаимодействовать с ценностно-смысловой сферой ребенка. Данные исследователи опираются на философские и психолого-педагогические аспекты эстетической культуры, разработанные Ю.Б. Алиевым, М.А. Вербом, Л.С. Выготским, Д.Б. Кабалевским, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Мелик-Пашаевым, Б.М. Неменским, А.В. Луначарским, В.А. Сухомлинским, Б.М. Тепловым, С.Т. Шацким, П.М. Якобсоном и др.

Формированию эстетического сознания детей разного возраста посвящены работы Ю.В. Борева, В.И. Волынкина, Л.А. Закса, А.Н. Илиади, М.С. Кагана, Н.Б. Крыловой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Г.М. Цыпина. Проблема подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников отражена в исследованиях Е.А. Бодиной, Н.И. Козлова, Т.В. Челышевой, А.Б. Щербо. Теория профессионального музыкального образования студентов педагогических вузов представлена в работах Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, И.В. Арановской, Л.Г. Арчажниковой, Т.А. Колышевой, И.Н. Немыкиной, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина. Этнокультурные аспекты формирования чувственной сферы детей на материале общения с музыкой отражены в исследованиях И.А. Калашниковой, Г.И. Ковалевой, С.А. Кикеевой, Г.Ш. Хулхачиевой, С.В. Цурюмовой [Краснокутская: 2009: 6].

Профессиональная деятельность учителя начальных классов на современном этапе развития образования не может ограничиваться рамками учебного предмета и внешними результатами. Требуется его умение преодолевать в педагогическом процессе предметоцентрированность, фрагментарность, односторонность и обеспечивать собственно-человеческое развитие ребенка. В этой связи важна способность педагога адекватно взаимодействовать с чувственной сферой детей. Такое взаимодействие возможно только в том случае, если учитель способен познавать собственный опыт переживания Встречи с художественным произведением и создавать условия для накопления опыта настраивания эмоционального аппарата учащихся на эстетическое восприятие такого произведения. Встреча в данном случае рассматривается как момент контакта (перцептивное восприятие), диалога с Другим, переживания радости его узнавания. Она отражает способы познания ценностно-смыслового содержания произведений музыкального искусства, которые «запрашивают» субъективную реальность (чувства, воображение, переживания) учителя и ребенка. Эстетические чувства школьников как цель деятельности учителя начальной школы представляют собой непосредственное переживание детьми художественных явлений и своего отношения к прекрасному, являются важным звеном восприятия ими образа Я и своей внутренней жизни. Формирование таких чувств у детей выступает в качестве основы их целостного (собственно-человеческого) образования, а готовность учителя к обеспечению такого формирования есть важнейшая составляющая его профессионализма. Умение работать с чувственной сферой ребенка требуют от учителя определенных профессионально-личностных качеств, таких как музыкальность, эмпатийность, профессиональную рефлексию.

Формирование эстетических чувств школьников связано с развитием их разных личностных сфер. Учитель способствует проникновению ученика в идеи произведения искусства в том случае, если сумеет раскрыть ему в этом произведении значимый для самого ребенка контекст, то, что отвечает его внутренним потребностям и надеждам. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть в содержании музыкального произведения события собственной жизни, наполнить его восприятие личностным смыслом, когда музыка кажется ребенку написанной «про меня», глубже переживается. В исследованиях различных авторов (В. Вундт, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, К.Е. Изард, А.Е. Ольшанникова, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров и др.) встречается разнообразное толкование понятий эстетических эмоций и эстетических чувств. Эстетические чувства рассматривались в исследовании как переживания удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия [Краснокутская: 2009: 8].

При воздействии на эстетическое сознание ребенка учитель обеспечивает восприятие музыкального произведения детьми младшего школьного возраста как целостно-образного феномена (В.В.Давыдов, А.А.Мелик-Пашаев, Н.И. Непомнящая). Он ориентируется на то, что школьники начальных классов предрасположены к восприятию эмоциональной атмосферы искусства, способны осознать свои мысли и чувства, вызванные произведением искусства. Ограниченность же художественного опыта проявляется в том, что младшие школьники, как правило, не могут объяснить те эстетические качества произведений искусства, которые им удалось прочувствовать. Условиями эстетического развития являются частота и разносторонность общения с искусством, расширение сферы художественных знаний, опыт оценки произведений искусства (от суждений типа «нравится – не нравится» ко все более развернутой вербализации своих ощущений), привитие детям навыков художественного восприятия [Краснокутская: 2009: 9].


КТО ВЫДЕЛЯЕТ?

Можно выделить три уровня эстетической культуры учащихся.

1. Низкий. Для учащихся характерна случайность наблюдений, неумение выделить из массы выразительную деталь и сформулировать свое отношение к действительности. Более того, что чаще всего осознанное отношение просто отсутствует или характеризуются «черно-белыми» показателями – хорошо или плохо, нравится или нет, и все без подробностей, попытки обоснования и осмысления того или иного отношения.

Школьники добросовестно констатируют происходящее, пересказывают события, т.е. интересуются только фабулой. Отсюда и жанровые предпочтения: интерес преимущественно к приключенческой, в частности детективной, литературе. Вот ЭТО ДЛЯ МЛ,ШКОЛЬНИКОВ СЛОЖНО,

Для этих учащихся характерно наивно-реалистическое восприятие искусства. Это сказывается и при постановке перед ними художественных задач: школьнику кажется, что достаточно констатировать увиденное и услышанное, пересказать события – и цель достигнута. У них отсутствует индивидуальное отношения к произведениям искусства [Фридман, Пушкина, Каплунович: 1988: 111].

2. Средний. Для учащихся характерно стремление не только и не сколько описывать события, сколько рассуждать по их поводу, анализировать их. «Аналитики» не любят и не замечают подробностей, анализ неизбежно ущемляет непосредственность восприятия.

На диспутах по книге, спектаклю они жарко, содержательно, аргументировано спорят, задают вопросы, но не по книге или спектаклю, а по проблеме, содержащийся в них. Они говорят о правоте или неправоте героев как о реальных людях на товарищеском суде или при обсуждении личного дела. Этот уровень свидетельствует о самостоятельности мышления [Фридман, Пушкина, Каплунович: 1988: 112].

3. Высокий уровень. Этот уровень характеризуется целостью восприятия искусства и окружающей действительности, которое сопровождается эмоциями, свидетельствующими о личном отношении к искусству; синтезом непосредственного восприятия и факта и желанием его проанализировать; умением чувствовать природу искусства, а иногда и умением найти адекватную форму для выражения своего оригинального отношения к действительности [Фридман, Пушкина, Каплунович: 1988: 113].