урока п/п Тема урока
Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость(9 ч.)
Повторение.Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).
«Песня о школе» – исполнение.
«Мы – третьеклассники» – разучивание.
Увертюра к опере «Кармен» Ж. Бизе – слушание.
Наблюдать окружающий мир, вслушиваться в него, размышлять о нём;
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
Личностные –
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов.
Формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства.
Познавательные –
Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные –
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве
Регулятивные –
Корректировать собственное исполнение.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.
«Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (фрагменты) – слушание.
«Мы – третьеклассники» – исполнение.
«Скворушка прощается» Т. Попатенко – разучивание.
«Полонез» Ф. Шопена –слушание.
Сравнивать музыкальные произведения разных стилей и жанров;
различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
исполнять различные по характеру музыкальные произведения;
соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров;
инсценировать фрагменты опер, мюзиклов, опираясь на понятия песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизации) в характере основных жанров музыки;
осуществлять собственный музыкально-исполнительный замысел в пении и импровизациях.
Углубление понятия песенность.
«Ночь» – слушание.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Э. Грига – разучивание главной мелодии и слушание фрагмента.
«Скворушка прощается» – исполнение.
Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки – разучивание главной мелодии.
Песенность в вокальной и инструментальной музыке.
«Утро» (главная мелодия) – исполнение.
«Скворушка прощается» – исполнение.
Ария Сусанина – исполнение главной мелодии и слушание.
Углубление понятия танцевальность.
«Золотые рыбки» – слушание. «Мы – третьеклассники» – исполнение.
«Мы – девочки» разучивание.
«Дружат дети всей Земли»
Д. Львова-Компанейца -разучивание.
Главная мелодия «Арагонской хоты» М. Глинки – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.
Углубление понятия маршевость.
Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – разучивание и слушание.
«Мы – мальчики» – разучивание.
«Царь Горох» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.
«Мы – третьеклассники», «Мы – девочки», «Мы – мальчики» –исполнение.
Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена (ля-мажор и до-минор) – слушание.
Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – слушание.
Произведения в исполнении детских коллективов ДМШ
Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на музыкальные просторы..
Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.
«Скворушка прощается» – исполнение.
«Болтунья» С. Прокофьева – слушание.
«Барабан» Д. Кабалевского – разучивание.
«Кто дежурные?»
Д. Кабалевского – разучивание.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства;
распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки;
сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;
выявлять различные по смыслу интонации;
Определять жизненную основу музыкальных интонаций;
воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение);
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
применять знание основных средств выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении ( пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы;
приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение;
корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность
Личностные
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Познавательные
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные
Участвовать в диалоге на уроке
Стремиться петь в коллективе.
Регулятивные
Принимать и сохранять учебную задачу.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.
«Кто дежурные?» – исполнение.
«Барабан» – исполнение.
«Болтунья» – слушание.
«Кузнец» И. Арсеева – разучивание.
«Марш» Э. Грига – слушание
Интонация – выразительно-смысловая частица музыки
«Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка») – слушание.
«Перепёлочка» – исполнение в ансамбле с учителем.
Мелодия из 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена – исполнение.
«Кузнец» – исполнение.
Выразительные и изобразительные интонации.
«Доброе утро» – разучивание.
«Кукушка» (швейцарская народная песня) – разучивание.
Экспозиция 3-й части Пятой симфонии Л. Бетховена– слушание.
«Кузнец» – исполнение в ансамбле с учителем.
Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.
Темы петушка, Звездочёта, царя Дадона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова – слушание.
«Кукушка» – исполнение.
«Доброе утро» – исполнение.
«Котёнок и щенок» Т. Попатенко – разучивание.
Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение.
«Доброе утро» – исполнение.
«Кукушка» – исполнение.
«Арагонская хота» М. Глинки – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
«Котёнок и щенок» –исполнение.
Интонация – основа музыки. Обобщение.
Развитие музыки (10 ч.)
Знакомство с понятием развитие музыки.
«Почему медведь зимой спит» Л. Книппера – разучивание.
«Разные ребята» – исполнение.
«Петя и волк» С. Прокофьева (развитие темы Пети) – слушание.
«Марш» Ф. Шуберта – слушание.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;
наблюдать средства музыкальной выразительности ( мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) в музыкальном произведении и их роль в развитии
воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении: пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении;
использовать
Личностные
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Познавательные
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные
Участвовать в диалоге на уроке
Стремиться петь в коллективе.
Регулятивные
Принимать и сохранять учебную задачу.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Композиторское и исполнительское развитие музыки.
«Разные ребята» – исполнение.
«Игра в слова» (попевка) – разучивание.
«Петя и волк» – развитие тем Пети, птички и утки – слушание.
«Почему медведь зимой спит» – исполнение.
Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.
«Игра в слова» – исполнение.
«Почему медведь зимой спит» – исполнение.
«Петя и волк» – развитие тем утки, кошки и волка – слушание.
Знать основные принципы развития (повтор, контраст, вариационность )
в народной музыке и в произведениях композиторов.
корректировать собственное исполнение;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
инсценировать произведения различных жанров;
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам и в слове, рисунке, жесте, пении и др.
Развитие музыки в процессе работы над каноном.
«Во поле берёза стояла» (русская народная песня) – исполнение в
ансамбле с учителем.
«Песня о пограничнике» С. Бугославского – разучивание.
«Купание в котлах» – сцена из балета «Конёк-Горбунок»
Р. Щедрина – слушание.
Развитие музыки в процессе работы над каноном.
«Тихо – громко» И. Арсеева – разучивание.
«Во поле берёза стояла» – исполнение.
Финал Четвертой симфонии П. Чайковского (фрагмент) – слушание.
«Песня о пограничнике» – исполнение.
Знакомство с понятием кульминация.
«Тихо – громко» – исполнение. «Песня о пограничнике» – исполнение.
«Орлёнок» В. Белого – слушание.
Чувствовать кульминацию музыкального произведения, передавать её средствами исполнения
Интонационно-мелодическое развитие музыки.
Прелюдии № 7 и № 20 Ф. Шопена – слушание.
«Со вьюном я хожу» (русская народная песня) – разучивание.
«Любитель-рыболов» М. Старокадомского – разучивание.
Различать мажор и минор; использовать и воплощать ладово-гармоническое развитие музыки в собственном музыкальном творчестве
Ладово-гармоническое развитие музыки.
«Вальс» Ф. Шуберта – слушание.
«Со вьюном я хожу» – исполнение.
«Пьеса» («Аллегретто») Ф. Шуберта – слушание.
«Любитель-рыболов» – исполнение.
Развитие музыки в произведениях
Э. Грига.
«Со вьюном я хожу» – исполнение.
«Утро» Э. Грига – исполнение главной мелодии и слушание фрагмента.
«В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига –
слушание.
«Любитель-рыболов» – исполнение.
Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;
Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение.
Личностные –
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов.
Формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства.
Познавательные –
Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные –
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве
Регулятивные –
Корректировать собственное исполнение.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Обобщение по теме «Развитие музыки». Р/к. «Детский альбом» П. И. Чайковского в исполнении ансамбля прихода Иоанна Предтечи
г. Кандалакша
«Детский альбом» П. И. Чайковского– слушание.
Исполнение музыки по желанию учащихся и по выбору учителя.
Построение (формы) музыки (8 ч.)
Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.
«Песня о пограничнике» – исполнение.
Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Грига (из музыки к драме
Г. Ибсена «Пер Гюнт») – разучивание.
«Пастушья песня» (французская народная песня) – разучивание.
Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод)
П.Чайковского – слушание.
сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;
соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одно-, двух-, трёхчастные, вариации, рондо);
определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;
инсценировать произведения различных жанров и форм;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;
Личностные –
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов. Воспитание уважительного отношения к творчеству зарубежных композиторов.
Формирование ценностных ориентиров в области музыкального искусства.
Познавательные –
Сравнивать и группировать произведения музыкального искусства (по средствам музыкальной выразительности, жанрам и т.д.) находить общее и различие.
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Коммуникативные –
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве
Регулятивные –
Корректировать собственное исполнение.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.
«Пастушья песня» – исполнение.
«Песня Сольвейг» – исполнение главной темы и слушание.
Ария Сусанина – участие в исполнении.
Знакомство с формой рондо.
«Пастушья песня» – исполнение.
«Классное рондо» – исполнение.
«Зачем нам выстроили дом» Д. Кабалевского – разучивание.
«Спящая княжна» А. Бородина – слушание.
Вариационная форма построения музыки.
«Спящая княжна» – слушание.
«Зачем нам выстроили дом» – исполнение.
«Со вьюном я хожу» исполнение.
«Камаринская» – слушание и исполнение в ансамбле с учителем.
Средства построения музыки – повторение и контраст.
«Зачем нам выстроили дом» – исполнение.
«Крокодил и Чебурашка» – исполнение.
«Со вьюном я хожу» исполнение.
«Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – слушание.
Р/к. Общие представления
о музыкальной жизни г. Полярные Зори.
Произведения в исполнении музыкальных коллективов
г. Полярные Зори
Наблюдать и оценивать интонационное богатство мира;
Участвовать в музыкальной жизни школы, города;
Обобщение по теме «Построение музыки».
«Песенка о капитане»
И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта» – слушание.
Увертюра И. Дунаевского из кинофильма «Дети капитана
Гранта» – слушание.
Подготовка к заключительному уроку-концерту.
Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) на основе полученных знаний;
участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
Итоговое обобщение и повторение.
Урок-концерт.
Произведения по желанию учащихся и по выбору учителя – слушание, исполнение.
Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном музыкально-поэтическом творчестве;
предлагать варианты интерпретации музыкальных произведений;
оценивать собственную музыкально-творческую деятельность;