Урок литературного чтения 4 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


В.С. Лосева,

Заслуженный учитель

Российской Федерации

ГБОУ Гимназия №1797,

г. Москвы.


Урок – ролевая игра с элементами драматизации.

по теме: «П.П. Бажов – уральский сказитель»


в 4 классе «Б»


ТДЦ:


I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

  1. Обобщить знания о творчестве П.П. Бажова.

  2. Учить мыслить, рассуждать, делать выводы.

  3. Учить самостоятельно осваивать логику художественного произведения.

  4. Работать над обогащением лексики учащихся.


II. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

  1. Воспитывать любовь к литературе, к народному творчеству.

  2. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание в процессе обучения.


III. РАЗВИВАЮЩАЯ:

  • развивать познавательные интересы учащихся, формировать правильную и грамотную речь учащихся;

  • формировать логическое и творческое мышление учащихся;

  • обучать умению обосновывать восприятие изучаемого материала;

  • обучать умению читать текст выразительно, интонационно оформляя его.



ОБОРУДОВАНИЕ:

Аудиомагнитофон, аудиокассета, видеомагнитофон, видеокассета с записью мультфильмов по сказкам П.П. Бажова.


ЛИТЕРАТУРА:

Л. Скорино «П.П. Бажов».

Е.Е. Зубарева «Детская литература».

ХОД УРОКА:


Организационный момент.

Вступительные слова учителя:

Сегодня мы продолжим разговор о русском сказителе Павле Петровиче Бажове, прославляющем труд, смекалку, любовь к родной земле.

[pic]


(На доске плакат с вопросами, которые последовательно зачитывает ведущая урока – ученица Соловьёва Оля):

  • Где родился писатель?

  • Кто его первые учителя и воспитатели?

  • Как познакомился Бажов с нравами и обычаями уральских умельцев?

  • Где впервые услышал он горняцкие легенды о тайных сокровищах, предания об уральских мастерах?

  • Когда появились первые сказы П.П. Бажова?

(Ответы иллюстрируются видеозаписью учебного фильма).


Ответы на вопросы:

Ответ подготовила ученица Федосеева Катя:

В семье мастера одного из уральских заводов 28 января 1879 года родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Рос, духовно формировался в рабочей среде, видел и познавал нравы, обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку. Слушал рассказы заводских стариков о даровитых мастерах, о тяжёлом труде в старинных рудниках, о «вольных людях», о бунтах против жестоких заводчиков.

В тихие вечерние часы заводской сторож, один из хранителей горняцких былей и легенд, рассказывая ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, Хозяйке Медной горы, что охраняет богатства уральских недр.

С глубоким уважением вспоминает Бажов своих первых воспитателей-старых заводских рабочих, родную бабушку Авдотью Петровну. Любовь к парадному творчеству Бажов пронёс через всю свою жизнь. Работая учителем, он во время летних каникул ежегодно пешком или на велосипеде путешествовал по Уралу и записывал произведения устного народного творчества.

В 1936 году в журнале «Красная новь» появились первые четыре сказа П.П. Бажова. В 1939 году бажовские сказы вышли отдельным сборником. Автору в ту пору было уже шестьдесят лет.


Ведущая (работа со словарём):

[pic]

- Что же означает слово «сказ»?

- Как вы поняли лексическое значение слова «сказ»?

(Зачитывает член I группы филологовсказ - это литературное произведение, в котором рассказчиком является как бы не сам писатель, а другой, вымышленный им человек).

[pic]

Ученица Руднева Наташа:

Например, у Бажова во многих сказках в роли рассказчика выступает дедушка Слышко, который многими чертами своими, жизнью, особенностями своей речи напоминает самого Василия Хмелинина, которого П.П. Бажов слушал подростком ещё до революции.


Ведущая:

- Чем отличается сказ от сказки? Каково мнение автора?

Отвечает ученица из группы филологов: П.П. Бажов утверждал: «Хотя в сказе могут встречаться фантастические образы, «в основе сказа лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».


Ведущая:

- Кто же герои сказов П.П. Бажова?

Ученик Лутков Игорь:

Герои сказов П.П. Бажова - люди трудолюбивые и дорожащие своей рабочей честью, верные своему слову, надёжные в дружбе, товариществе и любви, люди благородных чувств и являются главными героями сказов. А жадные, лишенные стыда и совести заводовладельцы и прислужники их, живущие чужим трудом, не умеющие трудиться, не знающие цену труду, в сказах осмеиваются и часто гибнут из-за своей жадности и бесчестности.


Ведущая:

- Посмотрим несколько отрывков из мультфильмов по сказам П.П. Бажова. (Видеозапись).

- По каким сказам поставлены мультфильмы? Кто эти герои?


Отвечает Лена Ле Ши:

По сказкам П.П. Бажова поставлены мультфильмы: «Синюшкин колодец», «Голубая змейка», «Каменный цветок», «Хозяйка Медной горы».


Учитель:

- Часто в сказах П.П. Бажова действует «тайная сила» - фантастические существа. Это отражение поверий уральских рабочих.


Ученица – ведущая урока Соловьёва Оля:

[pic]


Наиболее интересным в сказках является образ мудрой, Могущественной и прекрасной Хозяйки Медной горы - Малахитницы, Синюшки, Голубой змейки. Они сегодня у нас в гостях. (Звучит народная мелодия, заходит Хозяйка Медной горы – ученица в костюме).

[pic]



Ученица, исполняющая роль Хозяйки Медной горы (Бурмантова Оля):

Ну, что на девичью красу даром глаза пялить? За погляд-то ведь деньги берут. И ящерки мои тут со мной. Не раздавите моё войско. Вы вон какие большие, а они у меня маленькие. Раздавите моих слуг – беда будет. Ну, теперь признали меня?

Я - Медной горы Хозяйка. Не пужайтесь, худого вам не сделаю. О приданном своём расскажу. Куда ни пойду, мне всё открыто: - стены малахитовые с алмазом, залежи меди.

Только я таких женихов люблю, кто не обзарится на мои богатства. Я их в горные мастера забираю, чтобы красоту камня узнали. За удалость и твёрдость могу наградить, за плохое наказать. Люблю над человеком мудровать. Худому со мной встретиться горе, да и доброму радости мало. Ну прощайте, не вспоминайте обо мне, чтобы в думу не запала.

(Хозяйка уходит, заходит Синюшка).


Ученица, исполняющая роль Синюшки (Лебедева Валерия):

Слыхали ли вы про Синюшкин колодец? Я бабка Синюшка – хозяйка этого колодца, доверху набитого драгоценностями. Посмотрите на меня, не зря меня зовут Синюшкой. Платье на мне синее, платочек синенький, а глазки молоденькие. Я могу превратиться в девушку, годков 18-ти, пригожую-пригожую. Награжу того, кто мне понравится. А понравится мне гордый да удалой, да простой душой, кто ходит веселенько, да работает крутенько. А кто ленится, того - в болото.

(Синюшка уходит, появляется Голубая змейка).


[pic]

Ученица, исполняющая роль Голубой змейки (Лена Ле Ши):

Я - Голубая змейка. Узнать меня легко. Показываюсь я не каждому, а только тому, кто этого заслужит. Проверяю я людей честностью и испытываю на верность. Показываю человеку, где золото лежит. Если он работящий да скромный, добра другому желает, товарища готов выручить, в беде не бросит, тогда может он золото брать, да только лишнего брать нельзя, а то всё в чёрный камень обернётся.

А если человек оказался корыстным и жадным, то могу наслать в наказание и чёрную беду. Вот люди меня и опасаются. Боятся видно не выдержать моих испытаний.

(Уходит).


Ведущая:

Синюшка, Хозяйка Медной горы, Голубая змейка – символы природы, её богатств.

Фантастические существа всегда стоят на стороне рабочих, людей честных и бескорыстных.


Вопрос ведущей:

Почему фантастические существа защищают рабочий люд?


Ученик Лутков Игорь:

Да потому, что бескорыстный человек – красив душой, и он – часть природы.


Заключительный итог подводит член II группы филологов Егор Размахнин:

П.П. Бажов любил повторять: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворённым трудом… Вне труда нет и человека».

[pic]

Учащиеся кратко пересказывают сказы: «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», подчеркивая их идею.


Учитель:

Подводя итог урока, прошу ответить на вопросы:

  • Как следует рассказывать сказы?

  • Каков характер героя сказов?

  • Какова концовка сказов? Почему?

Ученица Федосеева Катя:

Счастье, заключающееся в обладании богатством, сказы Бажова осмеивают. Здесь произошло поэтическое изменение сказочной концовки, завершающая историю героев формулой: «Стали жить-поживать, да добра наживать». Бажов говорит о своих героях, что они: «Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было». Счастье не в преумножении богатства, а в радости творческого труда и познании мира.

Прения учащихся по уроку.

Ответы на вопросы членов филологов I и II групп:

  1. Чем нравятся сказки П.П. Бажова?

  2. Как вы думаете, ребята, волшебные эти сказки или может быть всё в них – действительные события?


Учащиеся делают выводы:


Руднева Наташа - филолог I группы:

Я считаю, что человеческое счастье заключается не в преумножении богатства, а в любви к труду, как призывал Бажов «всякое мастерство своей рукой опробовать», любви к родной земле. Именно эти качества возвышают человека, делают его прекраснее: «Вне труда нет человека».


[pic]


Лебедева Валерия- филолог I группы:

В основе сказа у П.П. Бажова лежит истинное происшествие, которое нам помогает познать мудрость жизни, цену труда, быть трудолюбивым и дорожить умением трудиться на благо своей Родины. П.П. Бажов любил повторять: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворённым трудом. Вне труда нет и человека!»


Бурмантова Ольга – филолог II группы:

Сказы П.П. Бажова не могут не нравиться, ведь в его сказах есть правда, к которой люди стремятся. Мечты людей, их желания должны всегда исполняться. В своих сказах П.П. Бажов раскрывает ценность духовного богатства человека. В сказах о горных мастерах, рудоискателях, заводских умельцах подчеркивает окрылённость, «живинку в деле».

[pic]

Калинин Денис – филолог II группы:

Настоящее богатство – это богатство человеческой души, такие положительные черты характера обогревают его, как солнышко, человек находит подлинное счастье в радости творческого труда и познании мира. П.П. Бажов всегда подчеркивал творческое отношение к делу «Хорошо, творчески потрудиться – потрудиться «с полётом».



Урок литературного чтения свидетельствует о формировании и фиксации чувств, переживаний учащихся. Изложение учащимися учебного материала в ходе игровой модели обучения сопровождается фактами и сведениями о сказителе П.П. Бажове, что сопоставляется с эмоционально-познавательными интересами учащихся и задумками самого сказителя, открывающего детям мир добра и справедливости, счастья в труде, чем так велик и прекрасен человек.

На протяжении последних десятилетий учебные игры наряду с задачами иллюстрации положительной эмоциональной окраски обучения приобретают все большую содержательную, познавательную насыщенность, связанную с творческим развитием личности учащихся.

Именно в процессе ролевой игры на основе деятельностного подхода ребёнок самостоятельно осваивает логику художественного произведения, овладевает навыками и умениями переносить мысли на другие произведения, учится мыслить, рассуждать, предполагать, обосновывать своё восприятие изучаемого материала. В процессе ролевой игры создаются условия, в которых дети вырабатывают личное отношение, развивают умения предвосхищать события, формируются навыки высказывания, связанные с развитием креативных способностей младшего школьника. Развитие креативности в младшем возрасте протекает наиболее результативно в специально созданных условиях – в условиях ролевой игры.


11