Анализ художественного произведения на уроках литературы в начальной школе.
Автор: Назарова Ольга Ивановна,
учитель начальных классов высшей категории, ГУ «Иртышская СОШ №4»
с. Иртышск, Павлодарская область
( сот. 87774603346)
Художественные произведения, включённые в учебник, относятся к лучшим образцам детской мировой литературы. Однако их воздействие определяется тем, насколько глубоко и полно учащиеся понимают произведение. Чем глубже развита восприимчивость читателя, тем выше эффективность воздействия произведения на ум, сердце, чувства ребёнка. Произведения, вошедшие в учебники, достаточно сложны по содержанию, композиции, поэтому важно овладеть методикой анализа художественного произведения, уметь раскрыть его образное содержание, воссоздать увиденные за словом картины и образы. При этом необходимо включать учащихся в те обстоятельства и ситуации, в которые попадают герои произведений. Анализ, построенный на чувствах сопереживания, сочувствия героям приносит большой познавательный и воспитательный успех. При этом для ребёнка данная ситуация становится значимой, а всё описываемые события приобретают личностный смысл. Осознание учеником мотивов поступка героя помогает правильно оценивать окружающую его жизнь, выбрать для себя образец для подражания. Таким образом, анализ художественного текста становится для учащихся не только средством глубокого и адекватного понимания смысла произведений, но и средством формирования собственной оценки читаемого. Следует придавать большое значение выбору методов и приёмов, анализу соответствующих особенностей литературного произведения. Следует учитывать взаимосвязь между методикой работы над жанровыми, языковыми, структурными, смысловыми особенностями художественного произведения. В центре внимания учителя должны быть как внешние события, так и глубокие идеи о вечных проблемах жизни, любви, отношении к миру.
Виды анализа литературного произведения:
1.Анализ развития действия.
Цель: восстановление последовательности развития сюжета, его элементов- эпизодов. При этом важно сохранить целостность всего анализируемого произведения, связать поступки героев с их характером, событиями, смыслом произведения. Анализируя развитие действия, стремиться к точному и образному воспроизведению прочитанного, разбудить в ребёнке «внутреннее видение» картины, которая стоит за словами текста. Анализ развития действия рекомендуется связывать с работой над композицией, раскрывающей логику развития авторской мысли. Введение понятия композиции ( экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) позволяет глубже понять особенности читаемого произведения. В процессе данного вида анализа учащимся можно предложить вопросы и задания типа: Когда всё началось? Где? Почему? Как развивалось действие? Как поступил при этом герой ( герои)? Что же произошло потом, вследствие этого? Какой был самый острый, напряжённый момент в развитии действия? Почему всё так произошло? Кто виноват в этом? и.т.д.
2. Анализ художественных образов произведения.
Цель: выяснение мотивации, причин поведения и поступков героя, которые кроются в личных качествах его характера, окружающей действительности. Работа над характером героя составляет его главное содержание. При этом следует направить внимание на внешность героя, его речь, особенности поведения, взаимоотношения с другими действующими лицами. Характер героя не может рассматриваться в отрыве от описания пейзажа или интерьера, которые помогают выявить особенности его поведения, душевного состояния, отношения к нему автора. На основе анализа учитель подводит учащихся к пониманию основной мысли, идеи произведения - что же хотел автор сказать читателю? Анализ художественных образов помогает вскрыть подтекст произведения - мысли и чувства действующих персонажей, черты их характера и правильно оценить поступки героев. Приёмы по анализу художественных образов: - словесное рисование внешности, характера героя; - сопоставление и сравнение образов героев одного или двух произведений; - определение черт характера героя и подтверждение их словами и выражениями из текста; - «расшифровка» слов автора, содержащих оценку действий героя; - воссоздание картин эмоционального состояния, душевных переживаний героя; - творческое «домысливание» текста ( концовка, развитие событий); - «рисование» пейзажа, интерьера для создания общего настроения или уточнения характеристики героя; - выявление идеи произведения с помощью вопросов, например: Как в описании портрета героя выразилось отношение к нему автора? Какие чувства выразил писатель ( поэт)? Для чего он рассказал нам об этом? 3. Языковой ( стилистический) анализ направлен на выяснение использования автором языковых средств в художественном произведении. Цель: помочь детям уяснить образный смысл произведения; показать выразительность, образность, точность авторской речи. В целях языкового анализа введены понятия – эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, что способствует выявлению авторского стиля, своеобразия языка писателя ( поэта). Приёмы языкового анализа: - нахождение в тексте средств художественной выразительности ( эпитет, метафора, сравнение); - составление характеристики героя с помощью средств образной выразительности; - сопоставление сравнений в текстах разных поэтов, писателей; -лингвистический эксперимент по подбору, замене средств художественной выразительности текста с целью доказательства точности авторского словоупотребления… 4. Проблемный анализ произведения – постановка вопросов проблемного характера. С помощью проблемных вопросов вскрываются различные точки зрения в оценке событий, характера героя. Важно выявить с помощью подобных вопросов различное понимание характера героев, их действий, поступков и доказать правильность-неправильность оценке героев, вовлечь учащихся в рассуждение и доказательство с помощью проблемных вопросов: Прав ли? Почему? Как ты думаешь?.. Выскажи своё отношение… Вопросы к анализу произведения должны охватывать все сферы восприятия: - вопросы, проверяющие эмоциональную реакцию ребёнка на прочитанное произведение: Понравился ли тебе рассказ? Что вызвало у тебя смех? радость? негодование? и др. – вопросы проблемного характера на проверку содержания прочитанного: Куда и зачем побежал Тимоша в горы? Можно ли оправдать его поступок? ( А. Платонов «Разноцветная бабочка»); - вопросы на выяснение авторского отношения к читаемому: Как относится автор к своим героям? Что нравится автору в поведении персонажа, а что он осуждает? Докажите словами из текста; - вопросы и задания на воссоздающее воображение: Какой вы представляете себе картину праздника, описанного в отрывке А. Толстого «Ёлка»? Каким был первый день Рикки-Тикки-Тави в доме Большого человека? ( Р. Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»); - задания на развитие творческого воображения: Каким вы представляете себе Робин Гуда после чтения 1 части? Опишите его внешний вид так, будто вы видите героя перед собой. – вопросы на умение замечать художественные детали: Почему бог Ра надевает красные одежды? Почему ворота подземного царства находятся среди Западных гор? Почему в долине Нила расположены 12 ворот? - вопросы на осознание композиции: Из каких композиционных частей состоит рассказ И.С. Тургенева «Перепёлка»? Найдите экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, концовку.