СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«МУЗЫКА» 1 КЛАСС
Тематическое планирование 8
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
9.
Календарно-тематическое планирование реализации рабочей программы
10.
Приложение
Паспорт
рабочей программы учебного курса, предмета
Тип программы: программа начального общего образования
Статус программы: Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы.
Категория обучающихся: учащиеся МОУ СОШ с. Катенино
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 33 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы контроля: текущий контроль, тематический контроль
Пояснительная записка
Программа «К вершинам музыкального искусства» по предмету «Музыка» для I–IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по музыке для начальной школы. Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры». Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Задачи музыкального образования по данной программе:
формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;
развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;
формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя.
формировать у школьников потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Концепция предметной линии учебников по музыке («К вершинам музыкального искусства») предлагает новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
Это выражается:
в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;
в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;
в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;
в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.
Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:
адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;
освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;
целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;
взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.
Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного. Это позволяет тщательно изучить музыкальное произведение от начала до конца, углубляться в изученный материал, возвращаясь к нему с новых позиций, проверять правомерность гипотез, высказанных детьми на предыдущих занятиях. При этом каждое новое произведение осваивается в сравнении с ранее пройденными и «готовит почву» для усвоения последующих произведений, что способствует формированию целостности музыкальной культуры ребенка.
Социальную значимость музыкальных занятий усиливает публичное исполнение детьми оперной и симфонической музыки. Конкурсы «дирижеров» и эскизные постановки оперных сцен – это и праздник музыки, и своеобразный отчет о проделанной работе в классе, и продолжение обучения, поскольку только в условиях концертного исполнения музыки для других в полной мере выявляются ее коммуникативные функции – возникает общение с публикой посредством музыки. Качество знания и понимания учащимися музыки, уровень их исполнительской культуры создают предпосылки для творческих контактов с профессиональными музыкантами – носителями академической музыкальной традиции. Все это усиливает эмоционально-художественное воздействие музыки на детей, формирует у них ощущение успешности обучения, стимулирует интерес к музыке и индивидуальное творчество.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа «Музыка. К вершинам музыкального искусства» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 1-4-х классах в общем объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками (например, электронного музыкального творчества, сольного и хорового пения, инструментального музицирования), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаст благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.
«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).
«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.
Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Российская музыкальная культура одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет духовно-нравственного развития учащихся, является эффективным путем воспитания национального и гражданского самосознания гордости за непреходящие художественные ценности России, признанные во всем мире.
Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего школьникам адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
Ориентация музыкально-исполнительской деятельности школьников на наиболее интегративные ее виды (дирижирование и режиссура) создает условия для целостного охвата музыкального произведения в единстве его содержания и формы.
Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
Формирование у учащихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Результаты изучения предмета «Музыка»
по программе «К вершинам музыкального искусства»
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета «Музыка»
Музыка в жизни человека
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, танцы, действа, обряды, игры-драматизации и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).
Интонация и развитие – основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.
Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Музыкальная картина мира
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Рекомендации по материально-техническому обеспечению
учебного предмета «Музыка»
Реализация данной программы предусматривает использование в педагогической практике учебно-методического комплекта в составе:
Учебные пособия для учащихся:
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт. – 00 с. (готовится к печати)
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. Музыкальный альбом для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт. – 00 с. (готовится к печати)
Учебно-методические пособия для учителя:
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1 класс. Методическое пособие для учителя общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия для учителя общеобразовательных учреждений / М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И.Нехаева. – Москва: Яхонт.
Для решения поставленных задач кабинет музыки необходимо оснастить соответствующим оборудованием:
Необходимое оборудование
Дополнительные средства
Оборудование
- музыкальный центр,
- телевизор, видеоплеер,
- фортепиано,
- детские музыкальные инструменты
- народные музыкальные инструменты
- синтезатор
- компьютер
- маркерная доска
- проектор,
- интерактивная доска,
- комплект детских синтезаторов для учащихся
Печатные пособия
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования.
- Примерная программа общего начального образования по музыке.
- Программа «Музыка» для начальных классов «К вершинам музыкального искусства».
- Комплект учебников для учащихся.
- Комплект музыкальных альбомов для учащихся.
- Нотные хрестоматии музыкального материала к программе.
- Методические пособия с поурочными разработками и рекомендациями по программе.
- Наглядные пособия (графические партитуры и плакаты) с записью музыки изучаемых произведений.
- Сборники народных и композиторских песен и хоров, инструментальных пьес.
- Плакаты с нотным и поэтическим текстом Гимна России, текстами исполняемых по программе песен и оперных фрагментов.
- Атлас музыкальных инструментов.
- Портреты выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей.
- Пособия, раскрывающие вопросы содержания программы, организации музыкально-творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
- Методические журналы по педагогике искусства: «Искусство в школе», «Музыка в школе».
- Фортепианные переложения изучаемых оперных и симфонических произведений.
- Репродукции картин и тексты литературных произведений, привлекаемых для изучения отдельных тем программы.
Цифровые ресурсы
- Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учителя.
- Фонохрестоматия музыкального материала к программе для учащихся.
- Компакт-диски с аудио и видеозаписями опер, балетов, мюзиклов, концертных исполнений симфонических и камерных произведений, музыкального фольклора разных народов России.
- Видеофильмы о жизни и творчестве отечественных и зарубежных композиторов.
- Видеофильмы о выдающихся исполнителях и музыкальных коллективах мира.
- Видеофильмы об истории развития классических музыкальных инструментов.
- Видеофильмы о народных музыкальных инструментах.
- Видеоматериалы предъявления результатов проектной деятельности школьников (исполнительской и исследовательской).
Учебно-методические материалы должны регулярно пополняться новыми образовательными ресурсами, средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), расширяющими образовательное пространство урока и способствующими повышению познавательной активности детей, их творческому самовыражению.
8. Календарно – тематическое планирование 1 класс (33 час)
Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. – личностные качества; Р. – регулятивные УУД; П. – познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией – П-1, выполнять различные мыслительные действия – П-2); К. – коммуникативные УУД. Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.
Все регулятивные действия в первом классе выполняются под руководством учителя, с его помощью.
Да та
№ п/п
Темы курса,
тематика уроков,
кол-во часов, содержание
Планируемые результаты
Характеристика деятельности учащихся
Кол-во часов
Предметные
Личностные, метапредметные ( УУД)
I четверть
Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки (9 ч)
1
Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя
Музыка вокруг нас
Творчество композитора – исполнителя – слушателя.
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
«Мелодия». Народные песни, танцы и марши.
Три основы музыки
Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни. Опосредованное
выражение в музыке чувств и мыслей человека (обобщение через жанр). Разные способы
исполнения и записи музыки.
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
«Детский альбом»: пьесы «Полька», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков».
Размышлять о роли музыки в жизни человека.
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыки.
Различать на слух песни, танцы и марши и характеризовать их
особенности. Иметь представление
о разных способах исполнения музыки.
Соотносить звуковой
образ с его пластическим и графическим воплощением.
Иметь представление о неразрывном единстве
и специфике деятельности композитора, исполнителя и слушателя.
Учебно-познавательный
интерес, желание учиться. (Л.)1
Наблюдать за музыкальными явлениями. (П.)
Осуществлять сравнение,
обобщение по родовым
признакам. (П.) Соотносить слуховое, зрительное восприятие и двигательные ощущения. (П.)
Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. (Р.)
Участвовать в коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать
правила общения. (К.)
Наблюдают за музыкой
в жизни человека.
Выявляют основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества.
«Открывают» три основ-
ные жанровые сферы му-
зыки (песня, танец, марш)
и определяют их на слух. Знакомятся с различными
способами исполнения и записи музыки.
Передают в пении, движении, пластическом инто-нировании, графической записи особенности песни, танца, марша.
Разучивают и исполняют
песенные, маршевые и танцевальные мелодии.
Различают выраженные в музыке чувства и настроения человека.
Рассматривают страницы
учебника, знакомятся с условными обозначениями.
1
2-3
Маршевая музыка
Какие бывают марши?
Марш в музыке народной и композиторской: образное и стилевое разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты,
средства выразительности. Духовой оркестр.
Соотношение вступления и основной темы в марше. Особенности маршей П. И. Чайковского, Л.-в. Бетховена,
С. С. Прокофьева.
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
«Марш деревянных
солдатиков».
С. С. Прокофьев.
Марш из «Детской музыки». Марш из оперы «Любовь
к трём апельсинам».
Кант «Радуйся, Росско
земле!»
Людвиг ван Бетховен.
Тема второй части Третьей симфонии.
Военный и спортивный
марши в исполнении
духового оркестра по выбору учителя.
Кто марширует?
Средства воплощения
образного содержания
маршей: мелодия, ритм,
темп, динамика, регистр.
Музыкальный материал
П. И. Чайковский.
«Марш деревянных
солдатиков».
Маршевая музыка
Л.-в. Бетховена
Марш в симфонической
музыке: образное содер-
жание, особенности
построения. Симфони-
ческий оркестр.
Музыкальный материал
Людвиг ван Бетховен.
Главная тема финала
Пятой симфонии.
Объяснять назначение
маршей в жизни людей.
Выражать характер маршевой музыки в пении, пластическом интонировании, графической
записи.
Выявлять особенности
маршевой музыки (ритм, динамика, темп, тембры и др.).
Различать атрибуты
маршей.
Определять по музыке разновидности марша.
Ощущать взаимосвязь
слов и мелодии в марше-
вой песне.
Сочинять слова к маршевой мелодии.
Осуществлять первые опыты переинтонирования.
Иметь представление
о разных способах записи музыки.
Различать звучание симфонического и духового оркестров.
Выявлять соотношение темы и вступления в маршевой музыке.
Выявлять в маршевой
симфонической мелодии
составляющие её элементы. Понимать смысл вступления в марше.
Познавательный интерес
к учебному предмету. (Л.)
Готовность к сотрудниче-
ству с учителем и одно-
классниками. (Л.)
Осуществлять сравнение,
обобщение, классифика-
цию по видовым призна-
кам. (П.) Создавать пластическую
модель маршевой музы-
ки. (П.)
Ориентироваться в графи-
ческой модели маршевых
мелодий. (П.)
Выдвигать предположения
и подтверждающие их до-
казательства. (П.)
Устанавливать аналогии и
причинно-следственные
связи. (П.)
Осуществлять поиск ин-
формации в учебнике. (П.)
Преобразовывать музы-кальный материал в соот-
ветствии с учебной зада-
чей. (П.)
Понимать и принимать
учебную задачу, искать
способы её решения, вы-
полнять действия провер-
ки. (Р.) Выявлять и исправлять
допущенные ошибки. (Р.)
Участвовать в коллектив-
ных беседе и исполнительской деятельности. (К.)
Определяют жизненную основу маршей.
Разучивают и поют маршевые мелодии, передают характер
маршевой музыки в движении.
Сравнивают марши по характеру. Знакомятся со звучанием
симфонического и духового оркестров.
Ищут пути пластического выражения и графической фиксации маршевых мелодий.
Подбирают ритмическое
сопровождение к маршам на детских музыкальных
инструментах.
Импровизируют и переинтонируют маршевые мелодии.
Подбирают вступление
к маршевой теме.
Импровизируют интона-
ции, мелодии, ритмическое
сопровождение (в пении,
движении, игре на детских
музыкальных инструментах) в характере основных
жанровых сфер музыки.
Выявляют основные средства музыкальной выразительности. Передают характер марша в пении, движении, ритмическом сопровождении на детских музыкальных инструментах.
Разучивают и поют маршевую мелодию.
Ищут пути пластического выражения и графической фиксации маршевой мелодии.
Анализируют построение
маршевой мелодии (соотносят звуковую и графическую модели) и фиксируют ошибки в графической записи мелодии.
Знакомятся с элементами нотной записи.
2
4-5
Танцевальная музыка
Какие бывают танцы?
Танец в музыке народной
и композиторской:
образное и стилевое
разнообразие, особенности музыкального языка и жанровые атрибуты, средства
выразительности.
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
«Детский альбом»: «Полька», «Вальс», «Мазурка»,
«Камаринская».
С. С. Прокофьев.
Вальс из «Детской музыки».
Разнообразие вальсов
Разнообразие жизненного содержания музыкальных образов в вальсах.
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
Вальс из балета «Спящая
красавица» С. С. Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир».
П. И. Чайковский.
«Камаринская»
Народный наигрыш
и его композиторская
интерпретация.
Содержание и форма
пьесы. Вариации.
Танцевальная музыка
Бетховена
Танец в симфонической
музыке: образное
содержание, особенности
развития. Инструменты
симфонического
оркестра.
Объяснять назначение
танца в жизни людей.
Слышать в танцевальной
музыке характер движения, определять её жизненное содержание.
Выражать характер
танцевальной музыки
в пении, пластическом
интонировании, мелоди-
ческой импровизации.
Выявлять особенности
ритмической организации музыки разных танцев.
Наблюдать за развитием
музыки в вариациях (на основе принципов
повтора и контраста).
Давать обобщённую
характеристику музыке
П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева,
Л.-в. Бетховена. Участвовать в коллективной инсценировке
народной песни (пение,
движение, игра на детских музыкальных инструментах).
Познавательный интерес к
учебному предмету. (Л.)
Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)
Слышать за музыкальной
интонацией характер
человека и его жизненные
обстоятельства. (П.)
Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)
Создавать пластическую
модель танцевальной
мелодии. (П.)
Ориентироваться в графической модели танцевальной мелодии. (П.)
Выдвигать предположения
и подтверждающие их
доказательства. (П.) Преобразовывать
музыкальный материал
в соответствии с учебной
задачей. (П.)
Устанавливать ассоциа-
тивные и причинно-
следственные связи. (П.)
Понимать и принимать
учебную задачу, искать
способы её решения,
выполнять действия
проверки. (Р.)
Выявлять и исправлять
допущенные ошибки. (Р.)
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. (К.)
Разучивают и поют танцевальные мелодии, характеризуют их музыкальные образы, подбирают к ним танцевальные движения.
Выявляют особенности
ритмоинтонаций, выделяют в танцах характерные
ритмические фигуры.
Ищут пути пластического
выражения и графической
фиксации танцевальных
мелодий.
Разучивают, поют и пластически интонируют мелодии вальсов
П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева.
Сравнивают вальсы
по интонационнообразному содержанию.
Определяют (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее изученные произведения
этого композитора. Разучивают тему народного плясового наигрыша «Камаринская», прогнозируют пути её изменения
(варьирования).
Слушают, поют и пластически интонируют одноимённую пьесу
П. И. Чайковского, ориентируясь по графической записи.
Сочиняют ритмическое
сопровождение к пьесе
«Камаринская» на детских
шумовых музыкальных
инструментах.
Получают представление
о варьировании как типе
развития и вариациях как форме в музыке.
Разучивают (слушают, поют, пластически интонируют) побочную тему финала Пятой
симфонии Бетховена.
Передают в исполнении
диалогичность построения
темы.
2
6–8
Песенная музыка
Какие бывают песни?
Разнообразие песен в музыке народной и композиторской.
Особенности песенных
мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни. Куплетная форма.
Песня без слов.
Музыкальный материал
Русская народная
песня «Во поле берёза
стояла», кант «Радуйся,
Росско земле!», слова
колыбельных, потешек,
прибауток, закличек для импровизации.
П. И. Чайковский.
Мелодия для скрипки и фортепиано, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы
«Евгений Онегин».
Слова и музыка в песне
Взаимодействие слов и музыки в песне.
Музыкальный материал
П. И. Чайковский.
«Осень».
Песенная музыка
Бетховена
Песенная мелодия в
симфонической музыке:
образное содержание,
особенности развития.
Инструменты симфонического оркестра.
Первоначальный опыт
выявления характерных
особенностей музыки
Бетховена.
Музыкальный материал
Л.-в. Бетховен.
Связующая тема экспозиции финала Пятой симфонии.
Пьесы для фортепиано
П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева
(два разворота)
Мелодия напевная и ре-
читативная. Песенные
мелодии в фортепианных
пьесах П. И. Чайковского
и С. С. Прокофьева.
Построение пьес.
Трёхчастная форма.
Взаимодействие содер-
жания и композиции
в музыке.
Музыкальный материал
П. И. Чайковский.
«Сладкая грёза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»,
«Новая кукла».
С. С. Прокофьев.
«Раскаяние».
Кто написал эти мелодии?
Своеобразие песенных
мелодий разных компо-
зиторов (Л.-в. Бетховен,
П. И. Чайковский,
С. С. Прокофьев).
Музыкальный материал
П. И. Чайковский.
Главная тема второй
части Симфонии № 4.
С. С. Прокофьев.
Побочная тема из первой
части Симфонии № 7.
Л.-в. Бетховен.
Связующая тема из
экспозиции четвёртой
части Симфонии № 5.
Иметь представление
о разных жанрах песен
и их назначении.
Наблюдать за отраже-
нием в песне различных
чувств и мыслей
человека.
Разучивать и исполнять
русские народные песни
с движением и аккомпа-
нементом на детских
музыкальных инстру-
ментах.
Ощущать взаимосвязь
слов и музыки в песнях.
Импровизировать
песенные мелодии
на заданные слова.
Слушать песенную
музыку в разных испол-
нительских составах
(вокалисты, хоры,
ансамбли, оркестры).
Анализировать построе-
ние мелодий русских
народных песен.
Выявлять значимость
композиции для передачи музыкально-образного
содержания.
Слушать и следить
по графической записи
небольшие инструмен-
тальные пьесы.
Чувствовать соответ-
ствие музыкальной
мысли и её развития.
Соотносить особенности
музыкальной речи раз-
ных композиторов.
Развитие познавательных
интересов. (Л.)
Уважение к музыкальной
культуре (народной и про-
фессиональной) своего
народа. (Л.)
Готовность к сотрудни-
честву с учителем и одно-
классниками. (Л.)
Развитие интереса
к чужому мнению. (Л.)
Осуществлять сравнение,
обобщение, классифика-
цию по видовым призна-
кам. (П.)
Создавать пластическую
модель песенной мелодии.
(П.)
Ориентироваться в графи-
ческой модели песенной
мелодии. (П.)
Выявлять конструктивные
особенности музыкально-
речевого высказывания.
(П.)
Выдвигать предположения
и подтверждающие
их доказательства. (П.) Устанавливать аналогии
и причинно-следственные
связи. (П.)
Соотносить содержание
образов разных видов
искусства. (П.)
Составлять целое из час-
тей и сравнивать получен-
ные результаты. (П.)
Понимать и принимать
учебную задачу, искать
разные способы её реше-
ния, выполнять действия
проверки. (Р.)
Участвовать в коллектив-
ной деятельности (беседа,
обсуждение и исполнение
музыки). (К.)
Разучивают и поют песни
(народные и композитор-
ские) и песенные мелодии
инструментальных произ-
ведений.
Наблюдают за выражением
в музыке различных чувств
и мыслей человека.
Выявляют интонации,
типичные для разных
песенных жанров.
Импровизируют мелодии
песен на народные слова.
Разыгрывают песни
и представляют их своим
одноклассникам.
Разучивают песню
П. И. Чайковского
«Осень», анализируют
строение её мелодии.
Выявляют соотношение
слов и мелодии в песне.
Слушают, исполняют
и анализируют симфо-
нические песенные
мелодии Л.-в. Бетховена,
П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева. Соотносят тембровую
окраску симфонических
мелодий с их содержани-
ем и передают особенности
тембрового звучания тем
в пении и пластическом
интонировании.
Слушают и следят по гра-
фической записи пьесы
«Сладкая грёза» П. И. Чай-
ковского и «Раскаяние»
С. С. Прокофьева.
Моделируют композиции
из пьес П. И. Чайковского
«Болезнь куклы», «Похо-
роны куклы», «Новая
кукла» и сравнивают
содержание полученных
композиций.
Подбирают развивающие
разделы к темам фортепи-
анных пьес П. И. Чайков-
ского «Старинная француз-
ская песенка», «Немецкая
песенка», «Итальянская
песенка».
Определяют форму форте-
пианных пьес. Размышляют об особен-
ностях музыкальной речи
Л.-в. Бетховена,
П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева,
и о сходстве разных мело-
дий, написанных каждым
из этих композиторов.
3
9
Моделирование музыкального произведения
Собираем музыкальное
произведение
Л.-в. Бетховена
Композиционные
функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение).
Музыкальный материал
Л.-в. Бетховен.
Экспозиция финала Пятой симфонии.
Выявлять композиционные функции разделов
музыкального произведения (вступление, изложение, развитие,
завершение).
Моделировать композицию музыкального произведения.
Характеризовать особенности
Музыкальных образов Л.-в. Бетховена.
Развитие познавательных
интересов. (Л.)
Формирование позитивной
самооценки. (Л.)
Составлять целое из частей. (П.)
Выдвигать предположения
и подтверждающие
их доказательства. (П.)
Устанавливать причинно-
следственные связи. (П.)
Понимать и принимать
учебную задачу, искать
разные способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)
Оценивать результаты
экспериментальной
деятельности. (Р.)
Уметь сотрудничать
с учителем и сверстниками
в творческой музыкальной
деятельности. (К.)
Повторить (петь, пластически интонировать, анализировать) четыре симфонические темы
Бетховена в опоре
на графическую запись.
Составлять музыкальную
композицию из этих тем,
опираясь на представление
об общности композиционных функций музыкальной и разговорной речи.
Слушать и пластически
интонировать экспозицию
финала симфонии целиком.
1
II четверть
О чём говорит музыка? (7 ч)
10
Выразительность и изобразительность в музыке
О чём рассказывает
музыка?
Выразительность
и изобразительность в музыке.
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
«Мужик на гармонике
играет», «Песня жаворонка»,
«Шарманщик».
С. С. Прокофьев. «Дождь и радуга».
М. И. Глинка.
«Попутная песня»,
слова Н. Кукольника
Выражение в музыке
чувств и мыслей человека.
Выявлять выраженные в музыке чувства и мысли людей и эмоционально откликаться на них.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности
музыки.
Сочинять мелодии музыкальных пьес по ихназваниям и и ллюстра-
циям к ним.
Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки.
Учиться выражать и изображать в звуках различные явления жизни.
Применять знания средств музыкальной выразительности при сочинении и анализе разных
по характеру музыкальных образов.
Развитие познавательного
интереса. (Л.)
Формирование эмоционально-ценностного отношения к творчеству
выдающихся композиторов. (Л.)
Умение слушать и слышать
себя и других участников
коммуникации. (Л.)
Осознавать многозначность
содержания художественного образа. (П.)
Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой
задачи. (П.)
Уметь схватывать смысл музыкального высказывания. (П.)
Переводить художественный образ из изобразительной формы в звуковую.
(П.) Приобретать опыт мысленного представления результата творческого задания. (П.)
Выявлять основания
для сравнения и сравнивать разные интерпретации одного произведения. (П.)
Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)
Чувствовать затруднения
партнёра и правильно
реагировать на них. (К.)
Определяют жизненную
основу музыкальных интонаций.
Сочиняют мелодии по названиям и иллюстрациям к фортепианным
пьесам П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева.
Слушают фортепианные пьесы, анализируют их содержание и соотношение выразительности
и изобразительности.
Выражение в музыке чувств и мыслей человека.
Разучивают «Попутную песню» М. И. Глинки в опоре на графическую
запись.
Выявляют и передают в исполнении её выразительные и изобразительные особенности.
Анализируют соотношение слов и мелодии, мелодии и аккомпанемента песни, её содержание и построение.
Сравнивают разные интерпретации песни.
1
11-12
Портрет в музыке
Музыкальный портрет
Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.
Музыкальный
материал
Чайковский. «Мама», «Баба-Яга», «Неаполитанская песенка» и изученные ранее музыкальные произведения.
«Выходили красны
девицы». Русская
народная песня
Сходство и различие
музыкальных образов песни.
Герои симфониче-
ской сказки
С. С. Прокофьева
«Петя и волк»
(два разворота)
Инструменты симфонического оркестра, их выразительные
и изобразительные
возможности.
Разнообразие
движений в музыке
Движение как важнейшая характеристика
музыкального образа.
Особенности движений
в музыке и средства
их воплощения.
Музыкальный
материал
С. С. Прокофьев.
Музыкальные образы
симфонической сказки «Петя и волк». Вальс из оперы «Война и мир».
Л.-в. Бетховен.
Главная тема финала
Пятой симфонии.
П. И. Чайковский.
«Мама», «Баба-Яга»,
«Болезнь куклы», «Новая кукла».
М. И. Глинка.
«Попутная песня».
Слышать в музыке человека и его жизненные обстоятельства.
Исследовать возможности музыки в передаче образа человека.
Узнавать темы музыкальных героев пройденных произве-
дений.
Импровизировать
музыкальные портреты в
разных видах музыкальной деятельности.
Узнавать звучание групп
инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инстру-
ментов.
Разыгрывать русскую
народную песню по ролям.
Иметь представление
о возможностях музыки
в передаче разнообразных движений.
Определять на слух и передавать в исполнении характер движения в музыке.
Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.)
Развитие позитивной
самооценки и положительного отношения к занятиям. (Л.)
Осознавать многозначность
содержания художественного образа. (П.)
Выявлять жизненные связи
музыкального образа. (П.) Уметь извлекать необходи-
мую информацию из про-
слушанного текста. (П.)
Преобразовывать художе-
ственный текст в соответ-
ствии с учебными задачами. (П.)
Уметь действовать по плану. (Р.)
Адекватно принимать оценку взрослых и одноклассников. (Р.)
Воспроизводить музыкальные фразы осмысленно,
выразительно, понятно для одноклассников. (К.)
Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. (К.)
Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. (К.)
Воспринимают внутренний и внешний облик музыкального героя по музыкальной интонации.
Размышляют о возможностях отражения в музыке человека и его жизненных обстоятельств.
Слушают, поют, пластически интонируют фрагменты изучаемых
музыкальных произведений, анализируют воплощённые в них музыкальные образы.
Сходство и различие музыкальных образов песни.
Разучивают мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную
и графическую записи.
Создают разные музыкальные портреты путём переинтонирования одной мелодии.
Участвуют в инсценировке русской народной песни.
Инструменты симфонического оркестра, их выразительные
и изобразительные возможности.
Слушают, поют, пластически интонируют (в опоре на графическую запись)
музыкальные портреты героев симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».
Характеризуют тембровую
окраску темы каждого героя. Слушают, поют, пластически интонируют разнообразные музыкальные образы, подчёркивая выразительность их движения.
Определяют характер движений, воплощённых в музыке.
Выявляют сходство и различие разных типов движения в музыке.
2
13-15
Взаимодействие музыкальных образов в
симфоническом произведении
Л.-в. Бетховен.
Пятая симфония.
Третья часть
(три разворота)
Развитие музыкальных
образов в произведении.
Повтор и контраст –принципы развития музыки.
Музыкальный
материал
Л.-в. Бетховен.
Третья частьПятой симфонии.
Л.-в. Бетховен.
Пятая симфония.
Четвёртая часть
Развитие музыкальных
образов в произведении.
Музыкальный
материал
Л.-в. Бетховен.
Экспозиция финала
Пятой симфонии.
Распознавать в музыкальной истории третьей части симфонии жизненные образы,
человеческие отношения
и характеры.
Выявлять изменения,
Происходящие в музыкальных темах (на основе принципов
повтора и контраста).
Охватывать музыкальную историю целостно как процесс и как результат.
Создавать пластическую
модель музыкальной истории и соотносить её с графической моделью.
Выявлять значение средств музыкальной выразительности в создании контрастных музыкальных образов.
Предвосхищать продолжение музыкальной истории.
Выявлять смысловые и интонационные связи между третьей и четвёртой частями симфонии.
Расширение представлений детей о собственных
познавательных возможно-
стях. (Л.)
Развитие позитивной само-
оценки. (Л.)
Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.)
Сравнивать разные
графические модели
одного музыкального образа и выбирать наиболее
адекватную. (П.)
Охватывать художественное произведение в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.)
Предвосхищать развитие
музыкальной истории. (П.)
Соотносить целое и его части. (П.)
Составлять целое из частей.(П.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Доброжелательно относиться к одноклассникам. (К).
Сотрудничать с однокласс-никами, обмениваться спо-
собами действия. (К).
Слушают, поют, следят по
графической записи, ищут
пластическое выражение
основных тем-образов третьей части симфонии.
Наблюдают за изменениями тем-образов в процессе их развития, обсуждают с одноклассниками смысл происходящих изменений.
Отмечают этапы сближения двух контрастных музыкальных героев
в крайних разделах.
Характеризуют выразительность полифонических
приёмов развития и передают «многоголосие» музыки в пластическом интонировании.
Размышляют над художественным смыслом построения музыки
третьей части.
Анализируют средства
воплощения музыкальных
образов и их развития.
Прогнозируют продолжение развития музыкальной истории в четвёртой части симфонии.
Слушают и пластически
интонируют третью часть
и экспозицию четвёртой части Пятой симфонии Бетховена.
Анализируют интонационное родство тем третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена
на основе графической модели этой музыки.
3
16
Особенности музыки П. И. Чайковского
П. И. Чайковский.
Пьесы из «Детского
альбома»
Начальные представле-
ния о композиционных
функциях музыки (вступ-
ление и завершение).
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
«Утренняя молитва»,
«В церкви».
П. И. Чайковский.
«Детский альбом»
Начальные представ-
ления о композиционных
функциях музыки: груп-
пировка частей цикла.
Что отличает музыку
П. И.Чайковского?
Своеобразие
музыкальной речи
П. И. Чайковского.
Определять характерные
признаки музыки
Чайковского.
Целостно охватить цикл
фортепианных пьес «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Выявить основную идею цикла, его композицию,
палитру музыкальных
образов.
Передавать в пении,
пластическом интонировании, графической записи особенности музыки П. И. Чайковского.
Сравнивать разные
интерпретации фортепианных пьес П. И.Чайковского.
Эмоционально откликаться на шедевры отечественной музыкальной культуры. (Л.)
Сравнивать разные точки
зрения на художественное
явление. (П.)
Понимать коммуникативные функции частей произведения. (П.)
Оказывать взаимопомощь,
осуществлять взаимоконтроль. (Р.)
Проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок.(Р.)
Увеличивать шаг ориентировки в музыке в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)
Слушать чужое мнение,
аргументировать свою точку зрения. (К.)
Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)
Слушают, поют, пластически интонируют мелодии П. И. Чайковского.
Определяют особенности
музыкальной речи П. И. Чайковского в опоре на графическую запись.
Слушают и следят по графической записи две пьесы: «Утренняя молитва», «В церкви» (из цикла
«Детский альбом»); выявляют зависимость характера движения мелодии в пьесах от местополо-
жения этих пьес в цикле.
Размышляют о последовательности пьес в цикле и группируют их.
Составляют звуковое оглавление цикла «Детский альбом» Чайковского.
Слушают и анализируют
разные интерпретации одной-двух пьес (по выбору учащихся).
III четверть
Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете (8 ч)
17-18
Жизнь музыкальных образов в балете
Как создаётся балет?
Своеобразие музыкаль-
но-сценических жанров.
Музыка как основа
синтеза искусств
в балете. Создатели
балетного спектакля.
П. И. Чайковский.
Балет «Спящая
красавица»
(два разворота)
Специфика образов и
их взаимодействие в
балетной музыке.
Танцевальное начало в
балете: танец-состояние
и танец-действие.
Музыкальный
материал
П. И. Чайковский.
Интродукция, вальс и
финал первого действия
из балета «Спящая
красавица».
Иметь представление
об особенностях создания балетного спектакля.
Выражать в пластике
музыкальные образы балета.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкально-
сценического произведения.
Понимать по музыке ход
сценического действия в балете, объяснять его и переводить на язык пантомимы.
Наблюдать за преобра-
зованиями интонаций
героев в музыке балета.
Участвовать в инсценировке фрагмента балета.
Проводить аналогии по сходству между музыкальными образами раз-
ных произведений одного композитора.
Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств при просмотре
видеофрагмента балета.
Знакомство с миром
театральных профессий,
их содержанием и социаль-
ной значимостью. (Л.)
Приобретение опыта
эмоционального
переживания жизненных
проблем других людей,
сочувствия человеку, нахо-
дящемуся в трудной ситуа-
ции. (Л.)
Составлять целое из частей.
(П.)
Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)
Осуществлять перевод
художественного образа из одного вида искусства в другие. (П.)
Устанавливать аналогии
и причинно-следственные
связи. (П.)
Понимать смысл преобразования музыкального
материала. (П.)
Договариваться о распре-
делении ролей в совместной деятельности. (Р.)
Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. (Р.)
Уметь действовать по плану. (Р.)
Принимать различные точки зрения на решение задачи. (К.)
Вступать в учебное сотруд-
ничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)
Выявляют особенности балетного спектакля и процесса его создания.
Слушают и анализируют музыку вступления к балету как обобщённое выражение его содержания.
Распознают пластическое
выражение музыкальных образов в балете.
Создают на основе музыкального портрета героя балета его словесный, графический и пластический образы.
Подбирают из знакомых вальсов П. Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу.
Слушают окончание сцены бала и определяют по музыке последовательность происходящих
событий.
Анализируют преобразования интонаций темы Карабос.
Разыгрывают в классе фрагмент финала первого действия.
Знакомятся с видеофрагментом сцены бала и обсуждают его с одно-
классниками.
2
19-20
Жизнь музыкальных образов в опере
Как создаётся опера?
Своеобразие
музыкально-сценических
жанров. Музыка как
основа синтеза искусств
в опере. Создатели
оперного спектакля.
М. И. Глинка. Опера
«Иван Сусанин»
(три разворота)
Специфика образов
и их взаимодействие
в оперной музыке.
Ведущая роль пения
в опере. Мужской,
женский и смешанный
хоры.
Музыкальный
материал
М. И. Глинка.
Интродукция из оперы
«Иван Сусанин».
Иметь представление об особенностях создания и исполнения оперного спектакля.
Выражать в пении образы оперных героев.
Создавать сценический
образ на основе музыкального.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки оперы.
Понимать по музыке развитие сценического действия в опере
и объяснять его.
Наблюдать за преобразованиями интонаций
в хорах интродукции оперы.
Участвовать в совмест-
ной деятельности при
воплощении различных
музыкальных образов.
Инсценировать фрагмент интродукции оперы.
Наблюдать за взаимодействием разных видов искусств при просмотре
видеофрагмента оперы.
Соотносить музыкальный и сценический портреты оперных героев.
Знакомство с миром теат-
ральных профессий, их
содержанием и социальной
значимостью. (Л.)
Приобретение опыта эмо-
ционального переживания
жизненных проблем других людей, сочувствия людям,
находящимся в трудной
ситуации. (Л.)
Проявление интереса к историческому прошлому
своего народа. (Л.)
Составлять целое из частей.
(П.)
Выявлять известное и не-
известное при решении
учебной творческой задачи. (П.)
Устанавливать аналогии
и причинно-следственные
связи. (П.)
Понимать смысл преобра-
зований музыкальных тем
и интонаций. (П.)
Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. (Р.)
Договариваться о распреде-
лении ролей в совместной
деятельности и действовать
по плану. (Р.)
Принимать различные точки зрения на решение задачи. (К.)
Выявляют специфиче-
ские особенности оперного
спектакля и процесса
его создания.
Распознают по музыке со-
стояние героев и содержа-
ние сценического действия
в опере.
Создают на основе музыки
оперы сценические обра-
зы героев в пении, мимике,
жесте, движении.
Подбирают музыкальные
фразы (из уже знакомых) к
словам диалога односель-
чан и разыгрывают диалог.
Характеризуют тембровую
окраску мужского, женско-
го и смешанного хоров.
Разучивают мужской и
женский хоры интродук-
ции, выявляют в них об-
щие интонации.
Моделируют мелодию за-
ключительного хора («Беда
неминучая») на основе ин-
тонаций предшествующих
хоров.
2
21-24
Жизнь музыкальных образов в симфонии
Как создаётся
симфония?
Своеобразие
инструментальных
жанров. Создатели
симфонии. Группы
инструментов
симфонического
оркестра.
Л.-в. Бетховен.
Пятая симфония.
Первая часть
(пять разворотов)
Специфика образов
симфонии и их
взаимодействие.
Своеобразие
обобщённой сюжет-
ности в симфонии,
психологический
контекст анализа
взаимодействия тем-
образов. Первоначаль-
ные представления
о композиционных
функциях экспозиции,
разработки, репризы,
коды.
Инструменты
симфонического
оркестра.
Музыкальный
материал
Л.-в. Бетховен. Первая
часть Симфонии № 5
(экспозиция, разработка,
реприза, кода).
Где мы встречаемся
с балетом, оперой,
симфонией?
Формы бытования
музыкально-сценических
и симфонических
произведений.
Иметь представление
об особенностях
создания и исполнения
симфонии.
Распознавать в музыкальной истории первой части симфонии жизненные образы, человеческие отношения
и характеры.
Охватывать музыкальную историю (часть симфонии) как процесс и как результат.
Выявлять изменения,
Происходящие музыкальных темах (на основе принципов
Повтора и контраста).
Узнавать на слух музыкальные темы и основ-
ные этапы их развития.
Выявлять интонационные связи между разными темами первой части симфонии.
Создавать пластическую
модель музыкальной
истории и соотносить её с графической моделью.
Иметь представление о построении первой части симфонии и функциях её основных разделов.
Расширить представление о группах инструментов симфонического оркестра и тембрах отдельных инструментов.
Иметь представление об особенностях бытования опер, балетов, симфоний.
Сравнивать специфику
отражения жизни в опере, балете, симфонии.
Иметь представление и называть самые известные оперные театры и концертные залы России (Большой театр, Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац, Концертный зал Московской консерватории).
Узнавать на слух изученные музыкальные произведения и называть их авторов.
Уважение к творческим
достижениям выдающихся
композиторов. (Л.)
Приобретение опыта
эмоционального переживания жизненных проблем других людей. (Л.)
Расширение представлений детей о собственных
познавательных возможностях. (Л.)
Развитие позитивной само-оценки. (Л.)
Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.)
Получить представление о развитии конфликта и путях его разрешения. (П.)
Освоение графической модели первой части, её преобразование для выявления
этапов развития музыкальной истории. (П.)
Анализировать разные гра-
фические модели одного
музыкального образа и вы-
бирать наиболее адекватную. (П.)
Предвосхищать развитие
музыкальной истории. (П.)
Охватывать явление в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.)
Соотносить целое и его части. (П.)
Составлять целое из частей.(П.)
Увеличивать шаг ориенти-
ровки в музыкальном про-
изведении в разных видах
музыкальной деятельности. (Р.)
Корректировать результаты
своей исполнительской
деятельности. (Р.)
Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих
изменений в музыке. (К.)
Распределять роли, участвовать в групповой и коллективной деятельности. (К.)
Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
Уважение к достижениям
отечественной и зарубежной музыкальной культуры. (Л.)
Проявление эмоциональной отзывчивости при
восприятии и исполнении
музыкальных произведений. (Л.)
Принятие мнения собеседника. (Л.)
Расширять представление о культурной жизни своей страны, её национальных достояниях, культурных центрах. (П.)
Участвовать в обсуждении видеофрагментов
музыкально-сценического
и симфонического произ-
ведений. (К.)
Участвовать в индивидуаль-
ной, групповой и коллек-
тивной музыкальной дея-
тельности. (К.)
Выявляют особенности
процесса создания и испол-нения симфонических произведений.
Знакомятся с музыкальными героями симфонии: слушают, поют, пластически интонируют, характе-
ризуют основные темыобразы в опоре на графическую запись.
Предвосхищают возможные пути развития музыки, озвучивают свои предположения в музыкальной
импровизации.
Распознают содержание первой части симфонии по характеру музыкальных образов, их развитию
и взаимодействию.
Сравнивают звучание тем одного героя в разных разделах части и выявляют линию развития образа.
Проводят эксперимент по выявлению истоков новой маршевой темы в коде.
Получают представление о композиционных функциях основных разделов первой части (экспозиция, разработка, реприза, кода).
Определяют на слух характер звучания групп инструментов симфонического
оркестра и тембры отдельных инструментов.
Слушают, пластически интонируют первую часть симфонии целиком в опоре на два типа графической
записи: полную и сокращённую (конспект).
Знакомятся с видеофрагментом исполнения экспозиции первой части симфонии, обсуждают в клас-
се особенности интерпретации музыки, сравнивают характер общения дирижёра и музыкантов, наблюдают за расположением групп инструментов на сцене.
Выявляют и сравнивают
особенности бытования
музыкально-сценических и инструментальных жанров музыки в современных условиях.
Знакомятся с видеофрагментом балета и обсуждают с одноклассниками особенности его сценического воплощения.
Знакомятся с видеофрагментом исполнения симфонии, сравнивают впечатления от восприятия аудио- и видеозаписи.
Слушают, поют, пластиче-
ски интонируют, следят по графической записи, инсценируют фрагменты пройденных оперы, балета, симфонии.
Анализируют и фиксируют
в графической записи динамическое развитие в первой части Пятой симфонии Л.-в. Бетховена.
Рассказывают о самых ярких впечатлениях от встреч с оперой, балетом, симфонией.
4
IV четверть
Как говорит музыка? (6 ч)
25-26
Интонационная природа музыкальной речи
Речь музыкальная
и разговорная
Сходство и отличие
музыкальной
и разговорной речи:
представление о типах
интонаций.
Интонация
в речи музыкальной
и разговорной
Интонация как носитель
смысла в музыке.
Представление о син-
таксисе, компози-
ционных функциях
музыкальной речи.
Переинтонирова-
ние – изменение
смысла в музыкальном
высказывании.
С. С. Прокофьев.
«Болтунья». Стихи
Агнии Барто
Интонация в музы-
кальной речи компо-
зитора и исполнителя.
Скороговорка как способ
(манера) разговорной
и музыкальной речи.
Форма рондо.
Музыкальные диалоги
Взаимодействие
героев в музыкаль-
ных диалогах. Сходство
и различие музыкальной
речи участников
диалогов.
Разнообразие диалогов
в вокальной и инстру-
ментальной музыке.
Музыкальный материал
М. И. Глинка.
Интродукция из оперы
«Иван Сусанин».
Л.-в. Бетховен.
Главная тема
первой части
Пятой симфонии.
«Солдатушки, браво-
ребятушки». Русская
народная песня
Взаимодействие героев
в музыкальном диалоге.
Сходство и различие
музыкальной речи
участников диалога.
Иметь представление об интонации как носителе смысла в музыке.
Осознавать сходство и отличие музыкальной и разговорной речи.
Переинтонировать
музыкальные и вербальные фразы.
Сравнивать музыкальную речь одного героя в разных обстоя-
тельствах, выявлять про-
изошедшие в ней изменения.
Выявлять связь характера музыкальной интонации и средств её воплощения.
Характеризовать интонации по жанровым, образным, коммуникативным признакам.
Сочинять на одни слова
разные мелодии и отбирать из них наиболее органичный вариант.
Соотносить художественно-образное содержание произведения с формой его воплощения.
Воспринимать диалоги-
ческий характер музыкальной речи.
Иметь представление о разнообразии диалогов
в вокальной и инстру-
ментальной музыке.
Исполнять фрагменты
музыкальных произведений диалогического характера в пении, пантомиме, пласти-
ческом интонировании.
Инсценировать народную песню в диалоге, сочинять ритмический аккомпанемент к песне.
Понимание чувств собеседника. (Л.)
Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного высказывания. (Л.)
Ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи. (П.)
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)
Классифицировать интонации по цели высказывания,
находить повествовательные, вопросительные, побудительные интонации.
Рефлексировать в ходе
творческого сотрудничества. (Р.)
Оценивать свою деятельность по результату. (Р.)
Овладевать средствами вер-
бального и невербального
общения. (К.)
Расширять интонационно-
выразительные средства своей речи. (К.)
Участвовать в коллективном обсуждении. (К.)
Понимание чувств других
людей и сопереживаниеим. (Л.)
Принятие разных точек
зрения на одно явление. (Л.)
Расширить представления
о диалогической речи. (П.)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (П.)
Достраивать и восполнять
недостающие компоненты. (П.)
Договариваться о распреде-
лении ролей в совместной
деятельности и действовать
по плану. (Р.)
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного
музицирования. (К.)
Выявляют сходство и отличие разговорной и музыкальной речи.
Вспоминают изученные
музыкальные произведения, находят в них повествовательные, вопросительные, призывные,
утвердительные интонации, передают характер интонаций в исполнении (пении, пластическом
интонировании).
Экспериментируют с интонацией в разговорной и музыкальной речи, выявляют значимость интонации для передачи смысла высказывания.
Корректируют собственную музыкальную творческую деятельность.
Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и мелодии в скороговорке
и песенной мелодии.
Переинтонируют мелодию в соответствии с учебной задачей.
Приводят примеры музыкальных произведений, включающих образные и
жанровые преобразования одной темы, и выявляют использованные средства музыкальной вырази-
тельности.
Сочиняют слова к мелодии
С. С. Прокофьева и мелодию к словам А. Барто.
Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и музыки в скороговорке
и песенной мелодии.
Разучивают песню С. С. Прокофьева «Болтунья».
Анализируют проявление
характера героя в его музыкальной речи.
Объясняют причину различия музыкальной речи Лиды в рефрене и эпизодах.
Определяют особенности формы рондо в музыке.
Находят разнообразные диалоги (согласия, борьбы, ссоры, примирения, сомнения, убеждения
и др.) в изученных музыкальных произведениях.
Разыгрывают в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений.
Читают слова русской народной песни «Солдатушки, браво-ребятушки» и сочиняют к ним
мелодию-диалог.
Разучивают народную песню, составляют план её исполнения в диалоге, сочиняют к песне ритми-
ческий аккомпанемент и разыгрывают песню по ролям.
Вспоминают народные песни диалогического характера и исполняют их по ролям (куплет).
2
27
Временная природа музыки
Музыка живёт
во времени
Отличия передачи
событий в живо-
писи и музыке.
Коммуникативные
функции разделов
музыкальных форм.
Музыкальный
материал
С. С. Прокофьев.
Симфоническая сказка
«Петя и волк»
и пройденные
музыкальные
произведения.
Выявлять различие передачи событий в музыке и живописи.
Иметь представление о композиционных функциях музыкальной речи.
Охватывать симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк» как целое, определять этапы развития действия в сказке.
Соотносить звучание
симфонической сказки
со схемой-партитурой.
Выявлять и дописывать
недостающие элементы
схемы-партитуры.
Исполнять темы героев сказки
и наблюдать за их развитием.
Характеризовать музыкальные диалоги героев сказки.
Расширять представление о выразительных и изобразительных
возможностях инструментов симфонического оркестра.
Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)
Эмоциональный отклик и нравственная оценка действий героев музыкального произведения. (Л.)
Определять этапы развития действия в произведении. (П.)
Выявлять отличие языков
разных видов искусств.(П.)
Достраивать знаково-сим-
волическую модель музы-
кального произведения. (П.)
Оценивать свою деятельность по результату. (Р.)
Участвовать в коллективном обсуждении. (К.)
Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
Выявляют временную природу искусства в процессе сравнения живописного и музыкального произведений.
Характеризуют значение основных разделов построения музыкального произведения.
Анализируют построение
изученных музыкальных
произведений.
Размышляют о связи формы произведения с его содержанием.
Выявляют особенности его
исполнения.
Вспоминают (поют, пластически интонируют, анализируют) темы музыкальных героев симфонической сказки.
Разбираются в порядке составления схемы-партитуры сказки.
Слушают симфоническую сказку целиком и следят по схемепартитуре, выявляют недостающие элементы и дописывают их.
Характеризуют диалоги музыкальных героев сказки.
Импровизируют в парах музыкальный пересказ диалогов.
1
28
Вторая часть в музыкальной истории симфонии
Л.-в. Бетховен.
Пятая симфония.
Вторая часть
(три разворота)
Содержание музыкаль-
ных образов второй
части, выразительные
и изобразительные черты
музыки. Взаимодействие
тем в двойных вариациях.
Этапы развития тем
второй части.
Прогнозировать образ-
ное содержание второй
части симфонии.
Импровизировать музыкальные темы.
Распознавать в музыке
второй части жизненное
содержание музыкальных образов.
Целостно охватывать
медленную часть симфонии.
Исполнять темы второй
части симфонии.
Выявлять изменения,
происходящие в музыкальных темах (на основе принципов повтора и контраста).
Узнавать на слух музыкальные темы и основные этапы их развития.
Выявлять интонационные связи между темами второй и первой частей симфонии.
Иметь представление о построении второй части симфонии.
Уважение к творческим
достижениям выдающихся
композиторов. (Л.)
Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного
произведения. (Л.)
Выявлять известное и неизвестное при решении
учебной творческой задачи. (П.)
Моделировать образы второй части симфонии в вербальной и интонационно-звуковой формах. (П.)
Соотносить пластическую
и графическую модели
музыки второй части. (П.)
Корректировать результаты
своей исполнительской
деятельности. (Р.)
Взаимодействовать
с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)
Вспоминают музыку пер-
вой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена.
Выявляют изменения в музыке двух героев (характер тем и их со-
отношение) в окончании первой и начале третьей части симфонии.
Проводят эксперимент с целью выявления интонационно-образного
содержания второй части
симфонии.
Сочиняют свои мелодии и сравнивают их с композиторскими.
Слушают, поют, пластически интонируют, анализируют две основные темы второй части Пятой симфонии.
Наблюдают за изменениями тем от вариации к вариации, ориентируясь
по графической записи.
Исследуют преобразование двух тем в кульминации части и анализируют коду как обобщение музыкального развития второй части.
1
29
Музыкальная история симфонии
Людвиг ван Бетховен.
Пятая симфония
Обобщение жанра
симфонии.
Первоначальное
представление
о содержании
и композиционной
функции частей
симфонического
цикла.
Распознавать в симфнической музыке жизненные образы, их развитие и взаимодействие.
Охватывать музыкальную историю Пятой симфонии Бетховена как процесс и как результат.
Характеризовать каждую
часть симфонии как этап развёртывания целостной музыкальной истории.
Выявлять интонационные связи между частями
симфонии.
Ориентироваться в гра-
фической записи основных тем многочастного
симфонического проиведения.
Воспроизводить фрагменты музыкального произведения подробно и сжато.
Характеризовать особенности музыкальных образов Бетховена.
Познавательный интерес
к музыкальным занятиям.
(Л.)
Формирование оптими-
стического мировосприя-
тия. (Л.)
Приобщение к шедеврам
мирового музыкального
искусства. (Л.)
Развитие позитивной
самооценки. (Л.)
Эмоциональное
и осмысленное восприятие
содержания художествен-
ного произведения. (Л.)
Составлять целое из частей,
характеризовать функцию
каждой части в целом. (П.)
Увеличивать шаг ориенти-
ровки в музыкальном про-
изведении в разных видах
музыкальной деятельно-
сти. (Р.)
Участвовать в групповом
и коллективном обсуж-
дении и исполнении
музыки. (К.)
Вспоминают (слушают, поют, пластически интонируют) развёртывание музыкальной истории в Пятой симфонии
Бетховена.
Характеризуют каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории.
Выявляют характерные
особенности музыкальной
речи Бетховена.
Анализируют интонационные связи частей симфонии, сквозное развитие тем-образов.
Исполняют одну из частей
Пятой симфонии Бетхове- на (по выбору).
1
30-33
Мир музыкальных образов
Мир музыкальных
образов
Разнообразие образов
музыки М. И. Глинки,
П. И. Чайковского,
С. С. Прокофьева,
Бетховена. Характерные
черты музыкальных
стилей композиторов.
Выразительные
возможности основных элементов музыкального
языка и их неразрывное
единство в живой
музыкальной речи.
Определять на слух и ис-
полнять темы пройденных музыкальных произведений.
Раскрывать многообразие связей музыки и жизни.
Слушать, исполнять,
сравнивать музыкальные
произведения разных жанров и стилей.
Выявлять особенности
музыкальной речи
П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л.-в. Бетховена,
М. И. Глинки.
Воплощать образное
содержание народной и профессиональной музыки в пении, пластике, игре на детских музыкальных инстру-
ментах.
Уважение к творческим
достижениям выдающихся
композиторов. (Л.)
Формирование интереса к музыке и музыкальной деятель-
ности. (Л.)
Понимать возможность
различных интерпретаций
одного музыкального
произведения. (П.)
Сравнивать и обобщать
образы художественных
произведений. (П.)
Переводить художественный образ из одного вида
искусства в другой. (П.)
Воспринимать индивидуальные особенности
музыкальной речи композиторов-классиков. (П.)
Сочетать индивидуальную,
групповую и коллективную
деятельность. (Р.)
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельно- сти. (Р.)
Проявлять доброжелательность к одноклассникам.
(К.)
Вспоминают народные песни и произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л.-в. Бетховена, напевают их основные темы.
Выявляют интонации,
характерные для музыки каждого композитора.
Анализируют музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности.
Исполняют фрагменты
пройденных произведений
(по выбору учащихся).
Рисуют обложки для нот
«Детского альбома»
Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».
Слушают, анализируют,
передают в графической записи особенности разных интерпретаций
пьесы Чайковского «Болезнь куклы».
Придумывают правила конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе.
Составляют программу концерта из своих любимых произведений.
4