Учитель начальных классов Свирина Д. А.
Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Коррекционно-развивающая игра «Царевна-лягушка»
Название: «Царевна-Лягушка»
Цель: выявить уровень развития всех психически познавательных процессов, Эмоционально-волевой сферы, а так же моторики.
Игровое поле:
Детям представлен ватман с нарисованной дорожкой, по которым будут герои сказки по сюжету проходить задания.
Сюжет (отрывок из сказки)
Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:
Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня... —
Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.
Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич. —
Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь? —
Рассказал Иван-царевич старику свое горе.
Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Если справишься с мои заданием, то я подарю тебе волшебный клубочек.
Задание №1 Методика "Запомни и расставь точки"
Источник: Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика
Цель: Оценивается объем внимания ребенка
Возраст: младший школьный возраст
Оборудование: Лист с точками, лист с пустыми карточками.
Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек)
Ход проведения: Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Оценка результатов:
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек)
Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
Выводы об уровне развития объема внимания:
Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди. —
Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.
Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе. А лучше помоги мне справится с трудной задачей.
Задание № 2 Задание на развитие мышления: «Собери слово»
Цель: Выявить уровень развития мышления у ребенка.
Возраст: 6-7 лет
Автор методики: Григорович Л.
Оборудование: Карандаш любого цвета.
Описание: Ученику раздается парно разрезанные слоги, ему нужно соединить 10 слов так, что бы слоги подходили друг к другу и фигуры соединялись.
Инструкция: Я каждому раздала много разрезанных слогов, ваша задача соединить слога в слова, но обратите внимание, что у каждого слога своя фигура,которую так же нужно соединить друг с другом.
Слова которые должны получиться:
Мы-ло
Зи-ма
Ры-ба
Ле-то
Ту-ча
За-яц
До-ждь
Со-ва
Ко-шка
Го-род
Обработка и анализ результатов: По окончанию задания у каждого ученика должно быть собранно 10 слов правильные по смыслу и форме.
Выводы об уровне развития
10 слов верно- очень высокий
8-9 слов верно - высокий.
4-7 слов верно- средний
2-3 слов верно - низкий
0-1 слов верно - очень низкий.
Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, помог ему и пошел дальше.
Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.
Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:
Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь. Помоги мне пожалуйста пройти задание не простое.
Задание № 3
Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, справился с заданием и пошел дальше голодный.
Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.
«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется...»
Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:
Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.А сейчас ты пригодишься мне.
Задание № 4 Название: Методика - "ДОМИК"
Автор: Н. Н. Гуткина
Цель: Методика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики.
Возраст: Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.
Оборудование: Листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» ( рис 1.)
Описание: Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Обработка и анализ результатов: Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки.
Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.
Ошибками считаются:
а) отсутствие, каких либо детали рисунка. (4 балла). Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. (3 балла за каждую увеличенную деталь);
в) неправильно изображенный элемент рисунка. (2 балла). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.
г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл): расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;
д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. (1 балл).
е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно;
ж) залезание линий одна на другую. (1 балл за каждое залезание).
Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.
И его пожалел царевич, пошел дальше.
Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:
Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется! —
Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, спаси меня, справься с задачкой и брось лучше в синее море
Задание № 5 Задание на развитие памяти: «Помоги повару»
Цель: Выявить уровень развития памяти у ребенка.
Возраст: 6-7 лет
Автор методики: Овчарова Р.В. «Практическая психология в нач.школе»
Оборудование: Цветные карандаши
Описание: Каждому ученику раздается раздаточный материал, с которым он будет работать, у учителя лежат 10 карточек, которые он будет показывать детям. На показ каждой карточки отводится 8-10 секунд.
Описание: Ребята, перед вами лежит картинка где изображено много разных кухонных предметов, я буду показывать вам 1 из предметов несколько секунд и убирать, а ваша задача найти показанный предмет и обвести в цветной круг, цвет карандаша будет разный, я буду говорить его перед каждым предметом.
1)кружка-красный цвет
2)рыба-желтый цвет
3)яблоко-синий цвет
4)ключ-зеленый цвет
5)помидор-коричневый цвет
6)нож-черный цвет
7)морковь-оранжевый цвет
8)вилка-простой цвет
9)яйцо-фиолетовый цвет
10)сольница-голубой цвет
Обработка и анализ результатов: По окончанию выполнения задания,у ученика должно быть обведено верно 10 предметов нужными цветами.
Выводы об уровне развития
10 предметов верно- очень высокий
8-9 предметов верно - высокий.
4-7 предметов верно- средний
2-3 предметов верно - низкий
0-1 предметов верно - очень низкий.
Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.
Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:
Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! —
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? —
Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила
08.11.14
прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала! —
И то правда! — отвечает баба-яга. —
Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.
Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится. —
Да есть ли где его смерть?
Конечно есть, и я могу тебе сказать, но ля начала помоги мне.
Задание №6 Методика «Скульптура»
Источник: Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.
Цель: определение уровня развития воображения
Возраст: старший дошкольный\младший школьный возраст
Оборудование: Пластилин
Ход проведения: Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
Инструкция: «Сегодня мы будем лепить скульптуру. Тебе необходимо слепить любую поделку по желанию. Придумать название и описать её. Приступай к работе.»
Оценка выполнения:
Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.
0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.
2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.
4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.
6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.
10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.
Количество баллов Уровень
0-1 балл Очень низкий
2-3 балла низкий
4-5 баллов средний
6-7 баллов Выше среднего
8-9 баллов Высокий уровень
10 баллов Очень высокий уровень
Его смерть — на конце иглы, та игла — в яйце, то яйцо — в утке, та утка — в зайце, тот заяц — в кованом ларце, а тот ларец — на вершине старого дуба. А дуб тот в дремучем лесу растет. —
Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.
Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.
Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.
«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»
Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.
Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.
«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы...»
Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.
«Где-то мой селезень?» — думает царевич.
А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море...
Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:
Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского! —
Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.
Получай, Иван-царевич! —
Обрадовался царевич, но разбить яйцо не может,что бы его разбить нужно справится с самым тяжелым заданием.
Задание № 7 Методика, направленная на диагностику и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка
Название: «Страна Эмоций»
Автор: Громова Т. В.
Цель: определить уровень эмоционально-волевой сферы младшего школьника
Возраст: Младший школьный возраст
Оборудование: 20 картинок. Каждая представляет собой образ эмоционального состояния в трех вариантах по степени выраженности (Гнев-Сердитка, Боястик-Дрожастик, Вредитель, Веселинка, Грустинка, Лень; дополнительный состав: Обидка, Раздражинка, Высокомер Надменович, Застенчик, Хитрик, Фантазер-Придумка, Жаднна-Недамка, Обманка, Завидуха, Растерянчик Нерешительный, Медлитель-Удлинитель, Упрямыч, Братья Небояновы и Добрин).
Описание: Ребенку предлагается представить, что все чувства и эмоции, которые испытывают люди, можно превратить в сказочных персонажей, «портреты» которых ему и предъявляются. В процессе совместного рассматривания картинок ребенку задаются вопросы: «Знаком ли тебе этот персонаж, это чувство? Ты когда-нибудь его испытывал? А когда, например?», «Обрати внимание, это чувство может быть совсем маленьким, может быть побольше, а может — совсем большим. Ты когда-нибудь встречал этого героя, когда он совсем маленький? А когда большой? Расскажи об этом.» и т.д.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой отправимся в Страну эмоций. Ты, конечно, знаешь, что все люди испытывают разные чувства, эмоции: страх, радость, грусть, гнев... Представь себе, что все чувства, которые мы испытываем, вдруг превратились в сказочных персонажей — грустных и веселых, смелых и робких, смешных и не очень — и поселились в сказочной Стране эмоций. Давай с ними познакомимся. Вот Гнев-Сердитка. Это чувство возникает у нас, когда мы сердимся, злимся, когда нас кто-то обижает. Гнев бывает маленький, если мы сердимся немножко или только начинаем сердиться, бывает побольше, а бывает таким большим, что нам трудно себя сдержать, хочется кричать, ругаться, иногда даже драться. А ты сам знаком с этим героем? Со всеми тремя или с кем-то одним? А кто тебе лучше всего знаком: маленький, средний или большой? Когда ты с ним встречаешься? Расскажи мне….». Сначала речь ведется об основных героях: Гнев-Сердитка, Боястик-Дрожастик, Вредитель, Веселинка, Грустинка, Лень).
Обработка и анализ результатов: В процессе диалога ребёнок раскрывает свои эмоции более подробно, и сопоставляет различные ситуации с данными героями, благодаря чему учителю четко видны взгляды ребенка на ситуации, находясь в разных эмоциональных состояниях. В зависимости от значимых для ребенка персонажей, выстраивается общий портрет эмоционально-волевой сферы ребенка, возможно выстроить дальнейшую работу в коррекционном направлении.
Гнев-Сердитка. Агрессивность является одной из самых распространенных поведенческих проблем в дошкольном и младшем школьном возрасте. Зачастую агрессивные проявления являются единственным знакомым и доступным ребенку средством выразить свой гнев,-обиду, страх подвергнуться нападению и т.д., поскольку способности ребенка к самовыражению в этом возрасте ограничены. Работа с данным персонажем помогает простроить более конструктивные отношения со своим гневом, найти социально приемлемые способы его выражения.
Вредитель. Этот персонаж также соответствует эмоции гнева, но относится больше к его разрушительному выражению, физической агрессии (ребенок «встречается» со своим Вредителем, когда у него возникает желание кого-то толкнуть, ударить, сломать чью-то игрушку, сбросить вещи с парты и т.д.).
Грустинка. Также способ реагирования на ситуации неуспеха, неудачи, на нежелательные события в жизни ребенка. Является своеобразным указателем на ситуации, являющиеся наиболее стрессовыми в данный период. Работа с данным персонажем дает возможность ребенку говорить о том, что вызывает печаль, расстраивает его, т.е. обозначить то, что серьезно нарушает душевное равновесие ребенка, но, как правило, им не осознается.
Боястик-Дрожастик. Соответствует базовой эмоции страха. Играет важную роль при работе с различными страхами, тревогой. В процессе интервью отражает объекты, явления, ситуации, вызывающие у ребенка наибольший страх. В процессе работы с Боястиком-Дрожастнком создаются благоприятные условия для осознавания, рефлексии своих страхов, их отреагировання, снижения уровня психического напряжения.
Веселинка. Эмоция радости. Как «положительный персонаж» является скорее вспомогательным при диагностической и коррекционной работе, но при этом помогает установлению взаимосвязи между различными эмоциональными состояниями и эмоциональным удовлетворением, получением удовольствия (иногда Веселинка «появляется» вместе с Вредителем, «дружит» с Обманкой, «состоит в родственных отношениях» с Высокомером и т.д.).
Лень. Использование данного персонажа дает возможность работать как с проблемами произвольности, так и с трудностями эмоционального характера, скрытым сопротивлением какой—либо деятельности (учебной, взаимодействию с группой сверстников, общению с кем-либо и т.д.). Способствует осознаванию проблемы, а также разотож-дествленпю с состоянием лени, отделению этого состояния от самой личности.
Обидка. Позволяет вспомнить и обсудить ситуации, в которых ребенок видит несправедливость, чувствует обиду, при этом часто не имея возможности выразить открытый протест. Уместно также обсуждение того, как себя ведет Обидка, что делает, с кем дружит и т.д.
Высокомер Надменович. Использование данного персонажа может быть полезным при работе с определенными трудностями коммуникативной сферы. Может служить выражением как недостаточно сформированных навыков взаимодействия, так и скрытого страха перед общением со сверстниками, страха собственной некомпетентности, показателем завышенной (или же, наоборот, заниженной самооценки) и т.д. Прояснить ситуацию позволяет интервью и последующая работа с использованием Высокомера Надменовпча.
Застенчик. Также относится к персонажам для работы с проблемами коммуникативной сферы ребенка. Отражает эмоциональное состояние, производное от эмоции страха, но относится больше к социальному аспекту: общению со сверстниками, публичному самовыражению, получению оценки извне и т.д.
Растерянчик Нерешительный. Может использоваться как при работе с вниманием (концентрацией, устойчивостью), так и для проработки проблем, имеющих эмоциональную основу: страх обнаружения некомпетентности, неуспешности, страх ошибки и др.
Медлитель-Удлинитель. Позволяет говорить с ребенком о ситуациях, в которых он испытывает дискомфорт из-за медлительности, упреков взрослых в том, что ребенок делает что-либо медленнее, чем его одноклассники, отстает от них и т.п. Подобные ситуации являются нередкими и зачастую травмируют ребенка, по причине чего нуждаются в обсуждении.
Фантазер-Придумка. Служит, в основном, для обеспечения безопасности самораскрытия ребенка в процессе работы с методикой «Страна эмоций». Однако в ряде случаев может способствовать обозначению какой-либо проблемы или ситуации, имеющей для ребенка важное значение (фантазия как способ быть успешным, получить одобрение членов семьи, избежать контакта с реальными трудностями в чем-либо и т.д.).
Хитрик. Может служить как положительным, социально одобряемым, так и отрицательным персонажем, в зависимости от системы ценностей, принятой в окружении ребенка. В соответствии с этим стимулирует либо рассказы о случаях успешного решения каких-либо проблем, нахождения удачного, нестандартного выхода из сложной ситуации, либо воспоминания о нечестных поступках, обмане кого-либо. При работе с данным персонажем (как и с остальными «негативными эмоциями») важно не давать оценку поступкам и признаниям ребенка: прямое или косвенное порицание препятствует самораскрытию ребенка, нарушает доверительные отношения между психологом и ребенком.
Обманка. Как правило, однозначно отрицательный персонаж, соответствующий таким общественно порицаемым проявлениям, как обман, ложь. Следует обратить внимание на то, какова реакция ребенка на представление данного персонажа, какой ответ дается на вопрос, встречался ли ему этот персонаж. Нередко полное, эмоционально окрашенное отрицание присутствия Обманки в жизни ребенка. Это может отражать как действительное осознанное следование ценностям, принятым в окружении ребенка, так и вытеснение ситуаций обмана, боязнь признаться в том, что ребенок этим нормам не соответствует.
Жадина-Недамка. Также часто встречающийся в работе с детьми персонаж. При этом важно различать нормальные проявления осознавания принадлежности чего-либо ребенку, защиты своей собственности и неумение делиться, давать что-либо другим. Работа с Жадиной-Недамкой может относиться как к формированию определенных этических представлений, так и к трудностям психологического плана (нежелание расставаться с любимой игрушкой как следствие повышенной тревожности), а также к отсутствию некоторых социальных навыков взаимодействия со сверстниками.
Завидуха. Этот персонаж редко акцентируется ребенком в процессе интервью (часто по причине того, что ребенок не знаком со словесным обозначением эмоции, которую тем не менее испытывал). Однако, в ходе работы может выясниться, что трудности сданным состоянием существуют и могут быть связаны с такими проблемами, как заниженная самооценка, недостаточно принимающие отношения в семье, повышенная тревожность и др. Необходимо установление причин зависти в каждом отдельном случае, особенно, если ребенок сам обращает на данный персонаж особое внимание.
Упрямыч. Может являться выражением как детского негативизма, так и сознательного сопротивления каким-либо действиям со стороны взрослых (реже — сверстников), подавлению воли ребенка, его попыток самостоятельности. Обсуждение данного персонажа и ситуаций, в которых он появляется, может быть диагностичным в плане выявления ситуаций, вызывающих у ребенка открытое сопротивление.
Раздражинка. Соответствует эмоциональному состоянию, производному от гнева, но может носить более *четко выраженный коммуникативный оттенок, поскольку чаще всего находит выражение в ситуациях взаимодействия (как правило, ребенок рассказывает о том, что его раздражают действия или слова кого-либо).
Братья Небояновы. Так же, как Веселинка, Фантазер-Придумка и Добрин, Братья Небояновы служат обеспечению ситуации безопасности, при этом способствуя выявлению проблем эмоционального характера. В данном случае включение в работу этих персонажей позволяет вспомнить и обсудить ситуации, в которых ребенок успешно справлялся с эмоцией страха, дает возможность почувствовать себя способным победить свои страхи («посадить их в мешок»), быть сильным и смелым. Использование этих персонажей способствует созданию ситуации успеха для ребенка, имеющего трудности, связанные со страхами и повышенной тревожностью.
Добран. Несмотря на однозначно положительный характер персонажа, отношения с ним могут быть различны: ребенок может с удовольствием и гордостью вспоминать свои добрые, социально поощряемые поступки; может смущенно признаваться в том, что встретиться с Добрином ему не удается (при заниженной самооценке, трудностях с самопрннятием); может злорадно утверждать, что с Добрином не дружит и предпочитает совершать злые поступки (при трудностях с самопринятием, неуверенности в себе, повышенном уровне агрессивности и др.). Возможны и другие варианты (рассказы только о внешних, формальных проявлениях, о доброте, проявляемой только в отношении себя самого, доброте «только к животным» и т.д.). В любом случае, если отношения с Добрином акцентируются ребенком, необходимо отдельное рассмотрение отношений с Добрнном.
Разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:
Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти,много испытаний прошел, но теперь и моя очередь тебя проверить, справишься я весь век твоя буду!
Заданий №8 Методика: «Одинаковые числа»
Автор: Фидотова Ю.Ю.
Цель: Диагностика особенности восприятия
Возраст: 6-12лет
Описание: Обучающемуся предлагается 100-клеточная таблица, запол¬ненная цифрами. Задание — подсчитать, сколько раз встре¬чается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за кото¬рое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, по¬том — 1, затем — 2 и т. д.
Оборудование: Карточки с заданием
Инструкция: Перед тобой лежит таблица с цифрами. Тебе нужно посчитать сколько раз встречается каждое число. Когда я говорю - ноль, то тебе нужно посчитать сколько раз встречается в таблице 0 и т.д.
Обработка результатов:
Возраст 9-10 лет Цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Время (секунды) 20 28 27 25 27 29 26 26 29 17
Количество цифр 8 11 10 12 9 10 8 11 12 9
Неправильный подсчет цифр или более медленный под¬счет свидетельствует о снижении восприятия
Справился Иван-царевич с задание.
Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.