Выступление по теме Технология «Педагогическая мастерская»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Михайлова Нина Михайловна.















«Педагогическая мастерская»





















2015

Технология «Педагогическая мастерская».

Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

Мастерская базируется на идеях свободного воспитания и творческом саморазвитии личности. (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, М. Монтессори)

Благодаря этой технологии реализуется:

- деятельностный подход в обучении.

- соблюдаются принципы личностно-ориентированного образования.

Теоретические основы технологии созданы педагогами французской группы «Новое воспитание». В России с технологией педагогических мастерских впервые познакомились в 1990 году.

Данная технология отличается своей обращённостью к «Я» ребёнка, к его интересам, целям, приобретению знаний о себе, самооценке, «восхождение» к себе.

Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:

  1. Личность «самостоятельная, социально-ответственная», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

  2. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Дело только в том, какие методы будут применятся в процессе его образования.

  3. Интенсивные методы обучения и развития личности:

- отношение учителя к ученику, как равному себе;

- отказ учителя от роли транслятора на уроке;

- самостоятельное «строительство» знания учащимися;

- самостоятельное решение творческих задач;

- новый тип педагога. Это не авторитарный учитель, а тот, кто не подавляет природу ребёнка.

Учитель не руководитель, а скорее «проводник» - мастер, основная цель которого – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребёнком в рамках мастерской.

Мастер не лишает познающего переживаний побед и поражений. Мастер не спешит выводить ученика из тупика, в который завёл выбранный им путь решения проблемы. Он меняет ритм и стиль работы, вовремя индивидуальной, парной, групповой деятельности участников мастерской.

  1. Цель мастера: эмоциональный и интеллектуальный разрыв: внутреннее осознание учеником неполноты собственного знания или несоответствии своего старого знания новому.

Внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

Это ядро мастерской, заранее планируемое мастером за счёт поиска парадокса содержания.

«Разрыв» может быть на любом этапе.

Тема мастерской не объявляется, так как мастерская – это путь учеников к самостоятельному открытию темы. Ученикам может быть объявлено только название мастерской.

За работу в мастерской не ставят оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы.

Мастер (учитель) избегает также похвалы и порицания даже в самых простых формах (молодец) – воспитательные «шоры» - внешние ограничители, закрывающие путь к свободе и ответственности.

Одной из особенностей мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах.

Только в ходе общения и благодаря общению ребёнок может стать полноценным человеком для поддержания достигнутого уровня своего психического развития.

Диалог имеет и социальную природу, он реализует потребность в общении, взаимодействие, сотрудничество, сотоварищество.

М.М. Бахтин (1895-1975) – русский философ, литературовед подчёркивал, что мысль не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину.

Создаются условия для социализации личности.











Главные этапы мастерской.





Индивидуальное создание гипотез, решений, рисунков, текста, прожекта.

Запись всего того, что знаете о том или ином объекте, ассоциации.

Афиширование результатов поиска.

Работа в группе – сопоставление, сверка, оценка, коррекция.

Разрыв – понимание

не соответствия старого знания новому.

Вопросы, возникающие познавательные противоречия. Работа с источниками

информации. Делаем выводы.

Коррекция – итог. Демонстрация.


Всё написанное читается, все рисунки демонстрируются, все пантомимы разыгрываются. Выслушивают всех.

Рефлексия – подведение итогов.

- Что я открыл сегодня в себе, в тексте,

в окружающих?

- С каким вопросом вышел?

- Чего не понял?







В процессе данной технологии учащиеся добиваются предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.







Типы мастерских.













Отличие мастерской от традиционного урока.

Традиционный урок.

Мастерская.

Цели.

Обучающие.

Развивающие.

Содержание

Традиционное изложение материала.

Альтернативные трактовки материала.

Формы и методы.

Репродуктивный, объяснительно-иллюстрированный.

Частично поиск, проблемный, исследовательский.

Методы мотивации.

Методы внешней мотивации.

Внутренняя мотивация



Мастер создавая мастерскую, руководствуется идеей о том, что ценности не заучиваются, а переживаются, затрагивая личностное, смысл которого спрятан в глубине души каждого человека.



Итог – фрагмент урока литературы.

«Сердце, сердечность, добросердечность.»