[pic]
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Изучение ИЗО в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
[pic] формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;
[pic] воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового изобразительного искусства, уважения к истории, духовным традициям России;
[pic] развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
[pic] овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Цели общего изобразительного образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с изобразительной деятельностью, которые предоставляются младшему школьнику.
[pic]
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.
Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. В первой четверти дети знакомятся с "Мастером Изображения". Во второй четверти он поможет подружиться с "Мастером Украшения", в третьей – с "Мастером Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа с взрослым искусством, с окружающей действительностью.
В задачу 1 года обучения входит осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа с взрослым искусством. Здесь закладываются основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей Мастера является обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческий музей; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: гуашь, репродукция, панно.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности, проектной деятельности.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления проекта.
Проектная деятельность в 1 классе охватывает такие виды декоративно - прикладного искусства как лепка, бумажная пластика, декоративная роспись, аппликация. Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.
Именно проектная деятельность на уроках изобразительного искусства содействует развитию у детей творчества, способности выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы.
Учителю необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно только найти способы его раскрытия. Поэтому следует уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности выполняемой ими работы. Чрезмерные требования к качеству проектов учащимися, особенно младших классов, и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлеченность новым делом. Учитель должен оказывать дозированную помощь каждому ученику, замечать каждый его успех или неудачу, поощрять и направлять работу, стимулировать интерес к творческой проектной деятельности, а вера в успех детей принесёт реальные плоды.
Одним из принципов развития творческих данных ребенка является объяснение и практический показ приемов работы. Без этого нельзя ожидать от детей хороших результатов. Однако, наряду с обучением учащихся различным техническим приемам, нужно знакомить их и с известными произведениями искусства, а если их нет, то демонстрировать образцы, созданные самим учителем, если даже они выполнены не на таком высоком художественно-профессиональном уровне, как у известных мастеров. Таким образом, учащиеся получают возможность сравнивать свои работы с произведениями тех, для кого искусство является призванием, а это в свою очередь, учит их относиться к искусству особо, не как к обычному обязательному предмету школьной программы.
Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Их художественная продукция - проектные работы - довольно часто находят свое реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.
Применение инноваций немыслимо без использования новых информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер.
Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на использовании зрительного и слухового ряда, использование возможностей компьютера и проектора позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и погрузиться в мир искусства; предоставляет возможность побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:
· использование медиа-ресурсов как источника информации;
· компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
· организация проектной деятельности учащихся;
· использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;
· по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
· по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),
· практические: игры;
· по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный методы.
В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Обязательные условия творчества:
1. Умная, доброжелательная помощь взрослого.
2. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества
3. Мотивация задания.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме занятий, кружка «Волшебный карандаш».
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Сделать урок необычным, более запоминающимся помогают нетрадиционные техники рисования, таких , как: монотипия – рисование гуашью с помощью стекла, рисунок по мокрому листу, используя эффект растекания, рисунок воском, тушью и выцарапывание перышком, рисунок палочкой, использование приема поантелизм – рисование точечными мазками и т. д.
Например, в первом классе, на уроке по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке можно применить технику “Печатка”, что помогает сделать урок волшебным.
Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все.
Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами.
На уроке по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его!
На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях
На уроке “Красивые рыбы” уместно будет применить технику “Печать со стекла”. Эта техника поможет ребенку быстро “нарисовать” водное пространство, в котором и будут жить его рыбки. Стекло произвольно горизонтальными мазками закрашиваем голубой и синей акварелью, можно сразу сделать 2-3 вертикальные зеленые полосы, имитируя водоросли. Приложить чистый лист бумаги. Аккуратно прижать. Отпечатавшийся рисунок просушить. Далее дорисовать по плану.
Принципы работы для проявления интереса к творчеству
1. Максимальная свобода ребёнка для проявления творческой инициативы, творческой деятельности.
2. Поддержка детской работы. Сюжет никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если затрудняется творить, предложить ему нарисовать все, что он любит.
3. Поощрение и стимулирование ребенка к использованию большого количества красок. Именно цвет является благодатным материалом, экспериментируя с которым, ребенок развивает художественное восприятие мира. Он с большим интересом открывает новое сочетание цветов, смешивает и подбирает различные оттенки.
4. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры – это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.
5. Выставка работ детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах, стимулирует к дальнейшей деятельности.
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности:
[pic]
Согласно ФГОС на изучение ИЗО в 1 классе выделяется 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
[pic]
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
[pic]
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
[pic]
Тема первого года обучения: «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».
Раздел 1: Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Раздел 2: Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Раздел 3: Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Раздел 4: Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
[pic]
Обучающийся научится:
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- способы и приёмы обработки различных материалов;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учётом замысла;
- конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
- конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- конструировать из природных материалов;
- пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
[pic]
Личностными результатами» является формирование следующих умений:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
[pic]
1. Книгопечатная продукция
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. |
Учебник по изобразительному искусству Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс |
Словарь искусствоведческих терминов |
2. Печатные пособия |
Портреты русских и зарубежных художников |
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента |
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта |
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека |
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству |
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте |
|
Мультимедийный компьютер с художественным программным обеспечением |
Слайд проектор |
Мультимедиа проектор |
Экран (на штативе или навесной) |
5. Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям
|
Видеофильмы: - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по видам изобразительного искусства - по творчеству отдельных художников - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по художественным технологиям |
6. Учебно-практическое оборудование |
Мольберты |
Настольные скульптурные станки |
Комплекты резцов для линогравюры |
Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений |
Краски акварельные |
Краски гуашевые |
Краска офортная |
Валик для накатывания офортной краски |
Тушь |
Ручки с перьями |
Бумага А3, А4 |
Бумага цветная |
Фломастеры |
Восковые мелки |
Пастель |
Сангина |
Уголь |
Кисти беличьи № 5, 10, 20 |
Кисти щетина № 3, 10, 13 |
Емкости для воды |
Стеки (набор) |
Пластилин / глина |
Клей |
Ножницы |
Рамы для оформления работ |
Подставки для натуры |
7. Модели и натурный фонд |
Муляжи фруктов (комплект) |
Муляжи овощей (комплект) |
Гербарии |
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов |
Гипсовые геометрические тела |
Гипсовые орнаменты |
Маски античных голов |
Античные головы |
Обрубовочная голова |
Модуль фигуры человека |
Капители |
Керамические изделия (вазы, кринки и др.) |
Драпировки |
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) |
8. Игры и игрушки |
Конструкторы |
Театральные куклы |
Маски |
[pic]
Изобразительное искусство (33 часа)
Метод. и дидактич. сопровождение
Дата
план
факт
1 четверть (9ч.)
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
1
Все дети любят рисовать
1
Урок –
игра
Зн - во с учебным предметом «ИЗО» и учебником.
Уметь рассматривать и анализировать детские рисунки
Выставка детских рисунков
Учебник
с.. 3-9
2
Изображения всюду вокруг нас.
1
Урок –
игра
Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».
Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.
Кабинет искусства — художественная мастерская.
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах
Выставка
С.10-13
3
Мастер Изображения учит видеть.
1
Урок –
путешест
вие
Красота и разнообразие окружающего мира природы.
Знакомство с понятием «форма».
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
С.14-19
4
Изображать можно пятном.
1
Урок –
сказка
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.
Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.
Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.
Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).
Образ на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам о животных.
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
С.20-23
5
Изображать можно в объеме.
1
Урок –
игра
Объемные изображения.
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.
Выразительные, объемные объекты в природе.
Целостность формы.
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).
Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
С.24-27
6
Изображать можно линией.
1
Урок –
игра
Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повество-вательные возможно-сти линии (линия — рассказчица).
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
С.28-31
7
Разноцветные краски.
1
Урок –
фантазия
Знакомство с цветом. Краски гуашь.
Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).
Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
С.32-33
8
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
1
Урок –
фантазия
Выражение настроения в изображении.
Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
Самостоятельная работа
9
Художники и зрители (обобщение темы).
1
Урок –
путешествие
Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
Цвет и краски в картинах художников.
Художественный музей.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
Выставка работа
С.34-41
2 четверть (7ч.)
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
1.
Мир полон украшений.
1
Комбини
ров-й
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
С.44-45
2
Красоту надо уметь замечать.
1
Комбиниров-й
Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.
Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор.
Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).
Выразительность фактуры.
Соотношение пятна и линии.
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
С.46-47
3
Цветы- украшение Земли
1
Комбиниров-й
Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
Создавать роспись цветов – заготовок, вырезанных из цветной бумаги, составлять из готовых цветов коллективную работу.
С.48-49
4
Узоры на крыльях
1
Комбиниров-й
Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
Понимать простые основы симметрии, видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.
С.50=53
5
Красивые рыбы.
1
Комбиниров-й
Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Зн-во с техникой монотипии.
Освоить простые приёмы техники монотипии.
Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
С.54-55
6
Украшение птиц
1
Комбиниров-й
Развитие начальных навыков объёмной работы с бумагой разной фактуры.
Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже.
С.56-57
7
Узоры, которые создали люди
1
Комбиниров-й
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.
Мастер Украшения — мастер общения.
Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
С.58-61
3 четверть (8ч.)
1
Как украшает себя человек
1
комбинированный
Изображение любимых сказочных героев и их украшений
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения, характерных для них украшений.
Выставка рисунков и фото
2
Мастер Украшения помогает сделать празд
ник (обобщение темы)
1
комбинированный
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.
Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
С.62-65
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
3
Постройки в нашей жизни
1
комбинированный
Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.
Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
С.66-69
4
Дома бывают разными
1
комбинированный
Многообразие архитектурных построек и их назначение.
Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
С.70-75
5
Домики, которые построила природа.
1
комбинированный
Природные постройки и конструкции.
Многообразие природных построек, их формы и конструкции.
Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.
Соотношение форм и их пропорций.
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
С.76-77
6
Домики для сказочных героев
1
комбинированный
Понимать выразительность пропорций и конструкцию формы, анализировать форму, конструкцию, пропорции дома.
7
Дом снаружи и внутри.
1
комбинированный
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Назначение дома и его внешний вид.
Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
С.78-79
8
Строим город
1
комбинированный
Конструирование игрового города.
Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.
Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
С. 80-83
9
Все имеет свое строение.
1
комбинированный
Конструкция предмета.
Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
С.84-85
4 четверть (8ч.)
1
Строим вещи.
1
комбинированный
Конструирование предметов быта.
Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
С. 86-87
2
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
1
комбинированный
Создание образа города.
Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Первоначальные навыки коллективной работы над панно.
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
зарисовки
с.88-89
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
3
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
1
комбинированный
Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция.
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы.
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
Выставка работ, с.90-93
4
Праздник птиц
1
комбинированный
Конструирование из бумаги объектов природы.
Наблюдать и анализировать природные формы.
Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
С.94-95
5
Разноцветные жуки
1
комбинированный
Конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.
С.96-97
6
Сказочная страна. Создание панно.
1
комбинированный
Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.
Выразительность размещения элементов коллективного панно.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
С.98-99
7
Времена года
1
комбинированный
Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображений в единой композиции. Опыт творчества, творческого эксперимента в уловиях коллективной художественной игры.
Участвовать в создании коллективного панно – коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами.
С.100-101
8
Здравствуй, лето! Урок любования
(обобщение темы)
1
комбинированный
Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.
Образ лета в творчестве российских художников.
Картина и скульптура. Репродукция.
Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
С.102-106
выставка работ