Творчество как способ положительной мотивации учения младших школьников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности. Он может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Ребенку в школе отводиться роль не учащегося, а обучаемого, т. е. пассивная роль. И неудивительно, что очень скоро участи детей интерес к учению пропадает. Но если понаблюдать за этими детьми, то нередко можно увидеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски он буквально преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий голос, и такая изобретательность, что диву даешься. А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превратился в субъект, которому дозволено творить. А ведь это именно то без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность.

Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся, на их стихотворство.

В этой работе мне хотелось бы рассказать о своем опыте работы по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью стихотворчества.

Работа начиналась уже с первых дней пребывания ребенка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Начинала с того, что на уроках по обучению грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. (С.Я. Маршак «Азбука в картинках», Г.Виеру «Азбука» и др.)

С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки четкой дикции использовала материал из книги «Учите играя» А.И. Максакова и Г.А. Тумаковой. Например: «У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ежи, где живут ужи» и т.д. И если после упражнения типа: «Ша – ша – ша – моет мама малыша», «Шу – шу – шу – я письмо пишу», «Аш – аш – аш – у Вовы карандаш» предложить детям самим закончить фразу, то дети с удовольствием это сделают. Зачастую тут же, на уроке, дети начинают рифмовать: «ец – ец –ец – соленый огурец» или «ец – ец – ец – маша молодец». Такие пробы проходят на положительном фоне, со смехом и шутками и большим желанием, так как нет ничего страшного, если ошибешься, ведь это экспромт.

После нескольких таких занятий в классе давала задание домой: подобрать рифмы к слогам или словам. Постепенно задания усложнялись мы переходили к сочинению двустиший и четверостиший. Дети рифмовали с удовольствием и буквально завалили своими сочинениями. Хочется отметить, что способность детей к стихотворству проявлялась порой в самых неожиданных ситуациях. Поддержка этой способности, внимательное отношение к стихотворным экспромтам способствовало формированию адекватной самооценки детей. Например, на уроке русского языка мною было предложено задание: списать по памяти с доски четверостишье:

На березе теремок,

Не висит на нем замок,

Дверь открыта для жильца,

Говорливого скворца.

А. Чепуров

У некоторых детей строчки забылись и возникали свои варианты:

Таня Г. На березе теремок.

Не висит на нем замок,

Все открыто для жильцов,

Для товарищей скворцов.


Ира С. На березе теремок.

Не висит на нем замок,

Этот домик для жильца,

Это домик для скворца.

Иногда дети придумывали стихотворения – эпиграфы к своим сочинениям. Вот, сочинение со стихотворным эпиграфом:

Весна

Пришла весна – красавица,

Ребятам она нравится.

Солнышко греет,

Скоро потеплеет.

Наконец – то пришла долгожданная весна! Радуются птицы, звери, люди. Воробьи плескаются в лужах, пьют талую водичку. Скворцы ищут подругу, кричат на разные голоса. Белки бегают некрасивыми, зимняя шерстка свисает клочьями. Уже пробиваются зеленые листочки.

(Ушакова Н.)

Стихотворение помогает самовыражению детей, потребность в котором так велика. Вот примеры рифмованных строчек моих учеников.

Олень

По крутым тропинкам гор

Шел олень. Кругом простор!

У него рога ветвистые,

Шубка прямо золотистая.

Легкой рысью он бежал

По крутым дорожкам скал.

(Горбунов А.)




Листопад! Листопад!

Под ногами листья.

Я бегу, как по ковру

Мягкому и чистому.

Скоро ветер унесет

Листья золотые!

И на веточках берез

Засверкает иней.

(Щербакова Э.)

Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Старалась познакомить детей с народными сказками разных жанров. На уроке внеклассного чтения мы слушали и сами ставили всевозможные постановки сказок. Затем детям предлагалось самим написать сказки. Сначала это были сказки – почемучки: например, «Почему у снегиря грудка красная?», «Почему ночью солнце не светит?» и т.д. Поощрялся и самостоятельный выбор темы. При выполнении таких заданий дети тоже часто прибегали к стихотворчеству. Вот, например, какая сказка получилась у Насти Беляевой: Почему бегемот синий.

Жил – был красный бегемот.

У него болел живот.

Раз на севере он был –

Свой больной живот лечил.

Север, север, край чудной,

Только холодно зимой.

Там такой стоит мороз –

Бегемот совсем промерз.

Был он красный, стал он синий,

Серебрился, словно иней.

Потемнел еще слегка,

Стал как синяя река.


На уроках русского языка мы сочиняли сказки о частях речи. Для образца детям зачитывались сказки из книги В.Волиной «Веселая грамматика».

В статье не ставила цели рассказать обо всех видах творческих работ, которыми пользовалась в работе с детьми начальных классов, а остановилась на стихотворчестве, поскольку именно с него начала работу над развитием творческих способностей детей, над созданием и удержанием положительного отношения к учению. Возможны, безусловно, и другие варианты. Их столько, сколько учителей. Каждый волен выбрать свое, пойти от своих желаний и потребностей.

И еще. Не ставила своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Это одно из средств самовыражения ребенка. И не надо учителю бояться того, что он не умеет рифмовать. Доверьтесь детской природе. У детей получиться! И более того, возможно, они станут вашими учителями, откроют вам мир, разбудят в вас художника, который доселе дремал в вас. Это будет взаимным обогащением. И тогда учение, и обучение будут взаимоприятными.

Удачи вам!