ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа Перспективная начальная школа разработана в соответствии с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, на основе программы «Перспективная начальная школа», Приказа №30 от 15.08.2016г. «Об утверждении: Учебного плана на 2016-2017 учебный год, Годового календарного графика на 2016-2017 уч.год, Графика каникул на 2016-2017 уч.год». Разработана для воспитанников 4 класса, на изучение предмета «Музыки» отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, всего 34 часа в год.
Концепция (основная идея) УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
Рабочая программа по музыке составлена на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1. Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ».
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).
3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
4. Примерной и авторской программы начального общего образования по «Музыке», авторов: Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2007.
Программу обеспечивают:
Учебная программа «Музыка. Начальная школа» Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2016.
Учебник «Музыка»: » Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2015.
Методическая литература для учителя:
Уроки музыки. Поурочные разработки, 4 класс Критская Е.Д. Просвещение2015г.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» - (CD mp3)
Интернет-ресурсы и другие цифровые образовательные источники:
[link]
Оборудование и приборы:
Компьютер, интерактивная доска. Звуковые пособия на электронных носителях.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса
- расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
-продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» — соответствие трём критериям либо первым двум:
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё;
2.Высказывания о прослушанном или исполненном произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций, и умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки;
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
«4» — соответствие двум или одному критерию;
«3» — отсутствие соответствия данным критериям.
«2» — недопустима, так как она может погасить интерес ребёнка и соответственно его потребность в красоте и доброте.
Формы и методы контроля.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные, групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, концерт, викторина.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа в рабочей тетради, тест
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нраственно-эстетического познания музыки;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
методы эмоциональной драматургии;
метод концентричности организации музыкального материала;
метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»;
метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и р.);
метод игры;
метод художественного контекста;
Использование ИКТ.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
«Россия — Родина моя» 3 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
«О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
«День, полный событий» 6 ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
«В концертном зале» 5 ч.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
«В музыкальном театре» 6 ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы втворчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
раздел 3. Тематический план
Название раздела Количество часов
1
«Россия – Родина моя»
3 ч.
2
«О России петь – что стремиться в храм»
4 ч.
3
«День, полный событий»
6 ч.
4
В концертном зале
5 ч.
5
«В музыкальном театре»
6 ч.
6
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
3 ч.
7
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
7 ч.
Всего
34ч.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
Россия – Родина моя(3)
Мелодия.
Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню.
Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).
Регулятивные УУД: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.
1.09
2
Вокализ.
Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности.
Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.
3
Кантата.
Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.
15.09
«О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
4
«О России петь – что стремиться в храм» (3)
Стихира
стр.26-27
Научится оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык духовной музыки.
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Узнавать, называть жанры духовной музыки.
К: Формулировать свои затруднения.
22.09
5
«Былинные наигрыши и напевы».
стр. 28-29
Научится узнавать народные былинные песнопения, слышать их интонации в музыке русских композиторов.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Воспитание патриотических чувств.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
29.09
6
Тропарь.
стр.32-39
Научится воспринимать пасхальное песнопение.
Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения.
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке жанров религиозной музыки.
К: Совершенствование представлений о рус. муз. культуре.
6.10
7
«День, полный событий» ( 7часов)
Как композитор передает осеннее настроение?
Научится воспринимать музыку и размышлять о ней. Развитие навыков кантиленного пения.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками интонационно-образного анализа муз.произведения.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов.
13.10
День, полный событий» 6 ч.
8
Как композитор изображает утро? Как передает настроение зимнего утра?
Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации.
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
20.10
9
Как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения?
Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.
Получит возможность реализовывать творческий потенциал в пении.
Р: Оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней.
П: Владение навыками самостоятельного интонационно- образного анализа муз.сочинения.
К:Совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
27.10
10
Как композитор «рисует» сказочные музыкальные образы?
Научится наблюдать за результатом музыкального развития на основе различий интонаций, тем, образов.
Р: Обобщенность действий, критичность.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Оценка действий партнера в групповой деятельности.
10.11
11
Как звучат народные мелодии в музыке П.И.Чайковского?
Какая музыка звучит на ярмарках?
Научится сопоставлять различные образы народной и профессиональной музыки.
Получит возможность реализовать собственные замыслы в инсценировке песни.
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.
П: Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных стилей.
К: Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.
17.11
12
Как музыкальные впечатления отражались в творчестве поэта?
Научится соотносить выразительные и изобразительные интонации в музыке.
Р: Установка на внимательное восприятие музыки.
П: Приобретение информации о значении колокола в жизни человека.
К: Речевые высказывания. Умение петь в хоре.
24.11
13
Как композитор выражает свои чувства, переживания в романсе?
Научится ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, знать отличительные особенности жанра романса.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.
1.12
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
14
В концертном зале ( 8 часов)
Струнный квартет.
Стр.74-75
Научится сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов, пению в ансамбле.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.
П: Умение сравнивать музыкальные образы.
К: Развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе восприятия.
8.12
15
Вариации.
Стр.76-77
Научится определять форму вариаций.
Возможность научиться оценивать явление муз.культуры.
Возможность научиться импровизировать (вариации на заданную тему).
Р: Владение умением целеполагания в постановке учебных задач при восприятии музыки.
П: Владение муз. словарем в процессе размышлений о музыке.
К: Формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки
15.12
16
Сюита.
«Старый замок»
Стр.78-79
Научится воспринимать музыку, размышлять о ней.
Возможность научиться музицированию, импровизированию.
Р: Вопросы учащихся к анализу муз.пьесы. Оценка собственной муз.-творческой деятельности.
П: Приобретение информации о временах замков, трубадуров.
К: Музицирование по группам.
22.12
«В концертном зале» 5 ч.
17
Романс «Сирень».
Стр.80-81
Научится воспринимать музыку вокальных жанров.
Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке романса.
К: Взаимодействие в процессе коллективного воплощения художественного образа.
29.12
18
Мир Шопена.
Стр.82-83
Научится определять муз. язык, стиль композитора, жанр музыки.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П:Активизация творческого мышления.
К: Умение учитывать разные мнения.
12.01
19
Мир Шопена.
Стр.84-85
Научится определять танцевальные жанры музыки, форму муз. произведения.
Возможность научится оценивать явления музы- кальной культуры Польши.
Р: Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения .
П: Умение проводить сравнения муз. произведений.
К: Способность встать на позицию другого человека. Умение вести диалог.
19.01
20
Патетическая соната.
Стр. 86-87
Научится узнавать характерные черты музыкальной речи Бетховена.
Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга.
26.01
21
Симфоническая увертюра.
Стр.88-89
Научится взаимодействовать в процессе коллективного воплощения художественного творчества.
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Выбор способов решения учебных задач.
К: Сотрудничество с учителем и сверстниками.
2.02
«В музыкальном театре» 6 ч.
22
В музыкальном театре (8 часов)
Музыкальная характеристика героев оперы.
Стр.94-95
Научится наблюдать за результатом музыкального развития образов, слышать интонации народной польской и русской музыки.
Р: Выполнять учебные действия в качестве слушателя.
П: Узнавать и называть танцевальные жанры.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
9.02
23
Музыкальная драматургия оперы «Иван Сусанин»
Стр.96-97
Научится наблюдать за развитием драматургии оперы.
Р: Принимать и сохранять учебную задачу.
П: Использовать общие приемы решения задач.
К: Умение вести диалог.
16.02
24
Ария. Сцена в лесу.
Стр.98-99
Научится определять характер, чувства, внутренний мир человека через прослушивание арии.
Р: Формулировать и удерживать учебную задачу.
П: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
2.03
25
Роль дирижера в создании музыкального спектакля.
Стр.90-91
Научится понимать жесты дирижера. Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в музыкально-пластическом этюде.
Р: Оценка собственной музыкально-творческой деятельности.
П: Поиск информации о жанрах симфонической музыки в учебнике.
К: Совершенствование действий контроля, оценки действий партнера.
9.03
26
Русский Восток.
Стр.102-103
Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М.И.Глинки и М.П.Мусоргского.
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.
16.03
27
Восточные мотивы.
Балет «Гаянэ»
Стр.104-105
Научится следить за развитием музы-кального образа, слышать своеобразный колорит, орнамент восточной музыки.
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Активизация творческого воображения.
К: Учитывать разные мнения.
23.03
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7ч.
28
Балет «Петрушка».
Стр.106-107
Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека.
Р: Использовать речь для регуляции своего действия.
П: Узнавать, называть знакомые интонации.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.
6.04
29
Оперетта.
Стр.108-109
Научится ориентироваться в разнообразии музы- кального искусства, сравнивать жанры.
Р: Оценка воздействия муз. сочинения на собственные чувства.
П: Узнавать, называть жанры.
К: Формулировать собственное мнение и позицию.
13.04
30
« Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов)Прелюдия.
Стр.112-113
Научится передавать собственные музыкальные впечатления, определять на слух 3-х частную форму.
Р: Проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.
П: Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
К: Определение способов взаимодействия .
20.04
31
Исповедь души.
Стр.114-115
Научится размышлять о музы- кальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.
Р: Планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.
П: Наличие устойчивых представлений о муз. языке произведений.
К: Продуктивно сотрудничать со сверстниками.
27.04
32
Этюд.
Стр.116-117
Научится понимать жизненный смысл музыкального произведения.
Р: Ставить новые учебные задачи.
П: Активизация творческого мышления.
К: Умение слушать друг друга.
4.05
33
Музыкальный сказочник.
Стр.124-125
Научится видеть и слышать, т.е. понимать жизненный смысл произведения.
Р: Развернутость анализа музыкального сочинения.
П: Владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.
К: Поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.
11.05
34
Заключительный урок-концерт.
Научится правильно держаться на сцене,
петь эмоционально, выразительно.
Р: Выполнять учебные действия в качестве исполнителя.
П: Контролировать и оценивать результат деятельности.
К: Хоровое пение, пение по группам и с солистами.
18.05
10