18
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№5»
Авторы:
Учащиеся 4а класса
Зайкова Юлия, Михайлова Вероника
Руководитель;
Васикова Зиля Миргараповна,
учитель начальных классов
Тема: Традиционные праздники народов Севера.
(исследовательская работа)
г. Югорск
2016 г.
Традиционные праздники народов Севера
Зайкова Юлия, Михайлова Вероника,
ХМАО-Югра, город Югорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
4А класс
Аннотация
Данная исследовательская работа посвящена изучению праздников коренных жителей Севера. Национальные, традиционные праздники являются частью культуры народов ханты и манси. Мы считаем, что жители Югры должны уважать и знать обычаи, традиции, культуру коренного народа.
Тема проекта: Традиционные праздники народов Севера.
Цель: знакомство с праздником «Вороний день» народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО
Мы считаем: эта тема актуальна тем, что богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.
Практическая значимость: рассматриваемая тема представляет интерес при проведении классных часов, уроков литературы.
Таким образом, объектом нашего исследования стали хантыйские праздники, в частности праздник «Вороний день». Предметом изучения стало символическое значение праздников, особенно данного праздника.
Мы выдвинули гипотезу: национальные праздники – часть культуры народа ханты и манси с определенным символическим значением и глубинным смыслом.
Методы исследования:
теоретический (анализ и синтез);
В ходе работы над темой, в результате изучения материала о культуре народа ханты и манси, посещения городского музея, театра мы пришли к выводу, что у коренных жителей есть разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники День оленевода, Вороний день, Медвежьи игрища. Мы пришли к выводу, что каждый праздник имеет свое символическое значение, связан с определенным обрядом, приметами. Установили, что ханты поклоняются вороне, потому что эта птица является символом весны, тепла, радости, добрым вестником, покровительницей женщин и детей
Оглавление
Введение 4
1.Знакомство с праздниками народа ханты, характеристика некоторых праздников 5
2.Характеристика некоторых праздников 6
3.«Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?». 7
4.Ворона-оберег………………………………………………………………………………. 10
5.Образ вороны в хантыйской литературе………………………………………………...12
6.Заключение…………………………………………………………………………………..13
Список литературы.
Приложения.
Традиционные праздники народов Севера
Зайкова Юлия, Михайлова Вероника,
ХМАО-Югра, город Югорск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
4А класс
Введение
Тема проекта: Традиционные праздники народов Севера.
Мы считаем: эта тема актуальна тем, что богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.
Цель: знакомство с праздником «Вороний день» народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО
Задачи:
-Развивать интерес к народным праздникам,
-Помочь детям через праздник понять особенности национальной культуры людей.
-Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов ханты и манси
Таким образом, объектом нашего исследования стали хантыйские праздники, в частности праздник «Вороний день».
Предметом изучения стало символическое значение праздников, особенно данного праздника.
Мы выдвинули гипотезу: национальные праздники – часть культуры народа ханты и манси с определенным символическим значением и глубинным смыслом.
Практическая значимость: рассматриваемая тема представляет интерес при проведении классных часов, уроков литературы.
Методы исследования:
теоретический (анализ и синтез);
В ходе работы над темой мы изучили энциклопедию о культуре народов ханты и манси, проанализировали Интернет - источники. В статьях и книгах мы почерпнули информацию о праздниках и традициях народов ханты и манси.
1. Знакомство с праздниками народа ханты, характеристика некоторых праздников.
Мы узнали, что ханты- это древний народ, живущий преимущественно на территории Ханты – Мансийского и Ямало – Ненецкого автономных округов. Ханты не единственное название данного народа, на западе он известен как остяки или югры, однако точное название «ханты» (от хантыйского «кантах» - человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального. Культура народа ханты, язык и духовный мир не однородны. Это объясняется тем, что ханты расселились довольно широко и в разных климатических условиях сформировались различные культуры. Южные ханты в основном занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Основными занятиями северных хантов были оленеводство, охота и рыболовство.
Традиционная культура народов севера (ханты и манси) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.
Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличие от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.
2.Характеристика некоторых праздников.
«Вурщиххатл» - «Праздник трясогузки» - весенний детский праздник, проводится в мае, когда на север прилетают перелетные птицы, среди которых появляется маленькая подвижная птица – трясогузка. В этот день дети читают стихи о весне, проходит дегустация блюд хантыйской кухни, загадывают заветные желания. Блюда должны быть приготовлены родителями и детьми.
«Петров хатл» - « Петров день» - праздник представляет собой совершение обряда кормления «духов – хозяев» для определенного настроя в предстоящем промысле. Эти обряды могут быть индивидуальными, но их значение усиливается во времена массовых праздников. По представлению народов ханты и манси водяные духи населяют все водоемы, чаще всего выступают хозяевами этих мест. Почти все водяные духи подчинялись «Обскому старику Ас ики». От него зависел успех рыбного промысла. Ханты жертвовали водяному духу коричневого петуха, жеребенка или маленького быка, овцу, монеты, уду и т.д. Целью этих обрядов и праздников являлось стремление задобрить Обского старика, и шкуру жертвы бросали в быстрое течение. Чтобы она как можно скорее была доставлена этому хозяину реки. Кровь жертвенных птиц, животных выливали в реку. При этом произносили молитву и затем трижды бросали понемногу каждого вида пищи в воду, трижды кланялись. Мясо съедали. Все эти действия, по мнению участников, должны были способствовать успеху рыбного промысла. После завершения всех обрядов проводились различные соревнования.Петров день праздновался 12 июля.
«Тыльщ Поры» - «Нарождение луны» - это праздник, который проводится в январе, феврале, марте, является началом празднования Нового года. Девушки и парни брали мешок, палку и лопату и ходили собирать угощения. Перед тем, как войти в дом, палкой скребут стену или дверь снизу вверх: «Хулы, хулы, тэлвохс, йилупнай пух, йилупворт пух, щи этас». Хозяева приглашают пришедших. Участники праздники несут из дома еду и посуду для себя.
В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища, которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем – приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают – глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение – хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи. На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.
В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность.
В ходе работы мы изучили материал о национальных праздниках хантов и узнали, что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. Нас заинтересовали некоторые традиционные праздники северного народа и пришли к следующим выводам:
многие из национальных праздников связаны с совершением каких – либо обрядов;
каждый праздник имеет определенное символическое значение;
праздники способствуют сплочению хантыйского народа;
почти все праздники показывают гармонию между живым миром природы и коренным народом;
ханты – суеверные люди.
3.«Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?».
Почему решили заниматься исследованием именно этого праздника? (Приложение 3). Нам стало интересно узнать, почему ханты поклоняются вороне, с чем ассоциируется эта птица у северного народа, символом чего она является, какие приметы связаны с данным праздником.
Мы узнали, что у народа ханты ворона – покровительница детей и женщин, символ весны. Тогда решили узнать, символом чего является ворона (ворон) у других народов.
Выяснили, что у африканцев ворона – проводник, предупреждающий об опасности;
у египтян означает разрушение и злобу;
в Италии и во Франции ворона – птица, приносящая несчастье;
в Китае ворона – эта птица, приносящая зло, коварство, неудачу.
Мы пришли к выводу, что у хантов ворона –это добрый вестник, приносит людям радость.
Мы выяснили, почему ханты упоминают белую ворону, хотя ворона черная. Об этом написано в хантыйской легенде (приложение1).
Ворон – мудрая и гордая птица. Живет она очень долго, 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко – далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
На Север Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры-ханты и манси - считают эту птицу покровительницей женщин и детей, и посвящают ей специальный праздник.
Вороний праздник-ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний праздник был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле, у северных манси он символизировал половину года — тал котль. В календарях разных групп ханты и манси есть название вороньего месяца, с которого у васюганско-ваховских ханты начинался год.
Из разных источников мы узнали следующее.
Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калтащ (Сянь), помогающей при родах, или Торумэви, Небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи и пели воронью песню. В этой песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»
В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.
Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:
«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».
По обычаям народов ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку) каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки».
Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а выходя замуж, брали их с собой в новое жилище. В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но понятия о вороне и там связаны с заботой о воспроизведении жизни, здоровье и благополучии детей. Про неё здесь говорили, что она «прилетает, кто, где родит, добра желает». Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы они были счастливы.
Раньше в этот день взрослые собирались в домах, ходили друг к другу в гости и готовили много еды из мяса домашних животных. Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы. Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный инструмент - саигвильтат. В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.
Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение вороне: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар. Сюда могли прийти только маленькие «чистые» девочки и старушки. Весенние женские праздники ханты и манси по сути близки Вороньему дню. Цель их - стремление к благополучию семьи, в первую очередь детей.
В Вороний день ханты и манси гадали и наблюдали за природой. Например, если ветер дул с севера, то «сорок утренников пройдёт до тепла», то есть сорок дней сохранится холодная погода; если прилетевшая ворона сядет на верхушку дерева, говорили, что будет «большая вода». По количеству снега в этот день определяли, много ли будет рыбы и ягод. Обские угры были уверены в том, что некоторые магические приёмы должны действовать в преддверии или в день праздника. В ночь на 7 апреля выходили на дорогу и раскладывали комки лошадиного навоза. Считалось, кто больше соберет их утром, у того будет много утиных яиц летом и удачная охота.
Вороний день имеет интересную примету: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Оказавшись на этом прекрасном празднике, можно окунуться в своеобразный мир народов Севера и на своём личном опыте почувствовать их многовековую культуру. Также можно насладиться великолепным концертом, участие в котором принимали различные творческие коллективы, как взрослые, так и дети, попробовать различные национальные блюда, принять участие в конкурсах и спортивных состязаниях, поиграть в интересные игры, а самое главное по традиции завязать на дереве ленточку и загадать желание, которое обязательно сбудется.
У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.
Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.
Изучив материалы о празднике «Вороний день», мы пришли к выводу, что это очень разносторонний праздник со своими правилами. Это и праздник весны, тепла, и праздник начала жизни, и праздник благополучия.
4. Ворона-оберег.
Северный народ знает мудрость и благосклонность священной птицы, верит, что хороший праздник принесет благополучие на целый год. Повязывая ленточку на священное дерево, каждый участник праздника по традиции произносит пожелание: «Пусть пищи хватит каждой паре!», «Пусть хватит пищи и людям, и птицам!»
Так как Ворона является покровительницей семейного счастья, оберегающая семейный очаг, предлагаем вам познакомиться с изготовлением куклы-оберега «Ворона» (Приложение 1)
Для изготовления «Вороны» нам потребуются:
Лоскуты ткани 4*20см, согнутые пополам и заутюженные – 9 шт
2 красные нитки: 25 и 30 см
Красная косынка 13*13см
Клюв (треугольник ткани) 3*3см
Хвост 30*2 см
5.Образ вороны в хантыйской литературе.
Нам стало интересно узнать, как в хантыйской литературе отражается образ вороны, но, к сожалению, мы нашли совсем мало материала.
На Вороньем празднике кто – то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне (Приложение 2)
Также мы прочитали стихотворение «Ворона», посвященное национальному празднику народа ханты. Автор А.Тарасова показывает ворону как доброй, мудрой, первой птицей весны. Поэтому ханты почитают ее, поклоняются ей. (Приложение 3)
6. Заключение.
Таким образом, традиционные национальные праздники коренного народа Севера занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами Севера как одно из средств возрождения своей культуры. В процессе исследования мы пришли к выводам:
традиционные праздники народа Севера – часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;
у каждого праздника свое символическое значение;
почти все праздники связаны с живым миром природы;
богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.
Нам понравилось исследовать эту тему. В ходе исследования мы составили сценарий праздника «Вороний день» Приложение 4) и показали учащимся нашей школы. Научились делать Ворону-оберег и показывали мастер-классы в школе, участникам фестиваля, посвящённого 85 летию ХМАО-Югры и участникам 3 всероссийского фестиваля любительских театров.
Мы подтвердили гипотезу, что традиционные национальные праздники коренного народа Севера – это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом. В дальнейшем мы хотим продолжить изучение других национальных праздников ханты и манси.
Список литературы
Югория. Энциклопедия ХМАО: Ханты – Мансийск, 2000.
Пятникова, Т. Р. Вороний день / Т. Р. Пятникова // Традиционные обряды.хантовУсть-КазымскогоПриобья / Т. Р. Пятникова. – Екатеринбург, 2008.
Айпин Е. Я слушаю землю: М. Советская Россия, 1990.
Матюков А.К. День Вороны.- Екатеринбург: Баско,2008.
Интернет – ресурсы.
Приложение.
Приложение 1
Для изготовления «Вороны» нам потребуются:
Лоскуты ткани 4*20см, согнутые пополам и заутюженные – 9 шт
2 красные нитки: 25 и 30 см
Красная косынка 13*13см
Клюв (треугольник ткани) 3*3см
Хвост 30*2 см
Этапы работы:
Берем лоскутки ткани (9 штук), складываем их пополам. [pic]
Вставляем клюв. [pic]
Перевязываем полоской – получаем хвостик. [pic]
Затем перевязываем красной ниткой, длиной 30 см. [pic]
Накидываем косынку. [pic]
Перевязываем косынку красной ниткой, длиной 25 см. [pic]
Приложение 2
1. Легенда о вороне.
1.“Давным-давно ворона была белой и жила с людьми в чуме. Но в трудные голодные времена, когда никакой еды у очага не осталось, ворона из чума улетела на поиски пищи. Летала она недолго - увидела падаль, да и наклевалась вдоволь. Люди в стойбище ее не узнали - вернулась ворона черной - и прогнали. Нельзя опускаться так низко, как бы ты ни бедствовал. Прогнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере. И еще, наверное, потому, что помнят люди те давние времена, когда все жили в мире и благополучии, а ворона была белой”.
2. Хантыйская легенда гласит: "Давно это было. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала, летала – вокруг никого; холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во всё горло. Полетело её звонкое "Кар-кар" над просторами севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах, от этого крика ожила Земля от зимней спячки, проснулся человек – закипела жизнь!"
Приложение 3
А.Тарасова «Ворона»
Хантыйский древний праздник «Вурнгахатл»-
Явленье птицы, символ новой жизни.
Вороне в тундре каждый рад:
Близка весна. Ворона- первый признак.
У птицы просят мудрости, добра,
Готовят стол из угощений разных.
И рады дети- множество забав
Приносит им весенний первый праздник.
Приложение 4
Сценарий праздника «Вороний день»
Ведущий: Паща олэн, няврамыт, муй махмыт!
Я поприветствовала всех присутствующих на языке коренных народов Севера!
Сегодня мы познакомимся праздником народов ханты и манси, который называется «Вороний день» .
Звучит мансийская мелодия, входит Акань (женщина одета в национальную одежду).
Акань: Наконец-то добралась до своей любимой поляны. Вот только не пойму, кто у меня на поляне лишний появился? Ох! Сколько народу собралось! А вы друзья или недруги? (ответы детей), а раз друзья милости прошу! Рада видеть вас у себя в гостях. У меня есть волшебный мешочек, а в нем…. Ой, где же мешочек? Ну вот …. Опять Ворона мешок проворонила. Ну где же она? Обещала принести мне его, сюда и все нет и нет. Где же Ворона?
Акань: Так мы весну сейчас всем хором и позовем.
Позовем ребята? Тогда все вместе: Весна, весна! ” (дети зовут весну).
Акань: Нет, ничего у нас не получится, потому что весна людей не слышит. Только пение птиц может разбудить ее. Нужно позвать ворону.
Нужно три раза сказать слова:
Ворона, прилетай! Ба-ся! Урин-еква!
Дети: Ворона, прилетай! Ба-ся! Урин-еква! (3 раза)
В зал вбегает ворона.
Ворона: Карр-карр! Не ворчи, Акань. Я уже здесь! Держи свой мешочек, да поблагодарить не забудь!
Акань: Здравствуй ворона, так это ты весну можешь позвать?
Ворона: Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать. Но весну просто так не позову, нужно задания выполнить.
Акань: Загляну-ка в волшебный мешочек и узнаю, какую игру он нам предложит.
И так, задание такое: Я начну пословицу, а вы должны ее закончить.
Плоха та птица, которая (свое гнездо марает) .
Слово не воробей (вылетит не поймаешь)
Всякая птица… .(свое гнездо любит)
Лучше синица в руках (чем журавль в небе)
Гусь свинье… .(не товарищ)
Старого воробья на мякине (не проведешь)
Ворона: А сейчас мое задание. Я загадаю загадки о моих сородичах, а вы их отгадайте.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
Но вот проснулись яблоки
Ведь это - __________. Снегири.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?_________. Соловей.
Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... Сорока.
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
-Тук-тук-тук - в ответ нам... Дятел.
Ведущий: Вот наверно, теперь весна точно придет. Правда, Ворона!
Ворона: Нет, не спишите. Я хоть и добрая птица, но ехидная пусть ребята порадуют меня чтением стихотворений.
Дети читают стихи.
Ворона. А теперь пусть дети меня порадуют танцами.
Акань: Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по своему. Играли, готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как - будто вороне, чтоб она принесла удачу, счастье, тепло, солнце. Привязывали к веткам деревьев ленточки и загадывали желания, веря, что они сбудутся. Давайте и мы сегодня загадаем желания и украсим нашу березку
Ворона: Молодцы ребята! Спасибо вам за конкурсы, игры, стихи, песни. Теперь Весна к вам точно придет, не будет задерживаться
Ведущий: Ребята, подошел к концу наш праздник «Вороний день», мы рады были видеть вас на нашем мероприятии.
Паям улаты! Тумтакеш, па тумтак кур!