РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования на основе авторской программы по изобразительному искусству для начального общего образования 1 - 4 класс / Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н. - М.: Вентана - Граф, 2010.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств;
любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально- чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства;
развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Общая характеристика
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-
образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Тема «Художественно - образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика)» включает в себя различные виды экскурсий. Считаю целесообразным изучать её не отдельным блоком, а в контексте с другими темами. Исходя из этого часы, отведённые на прохождение этой темы, распределяются между другими темами курса.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного искусства являются следующие:
Духовное возвышение ребенка.
Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока.
Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
Действие, радость, увлечение школьника работой.
Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
Живое общение с искусством.
Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
Опора на региональный компонент в обучении.
Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно- информативный материал урока и планируя учебные творческие задания.
Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
Раскрытие разных сторон жизни искусства.
Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
Активное творчество самих детей
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану по изобразительному искусству в 1-4 классе составляет 135 часов
(1 класс - 33 часа, 2 - 4 классы - 34 часа)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
5. получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся первого класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны
называть:
художественные инструменты и материалы (акварель, гуашь, карандаши, пастель, кисть);
основные цвета;
2-3 произведения известных художников.
различать:
теплые и холодные цвета;
формы линий;
узор и орнамент;
изделия народных художественных промыслов.
решать учебные и практические задачи:
выбирать горизонтальное и вертикальное положение листа;
правильно выбирать величину изображения;
работать акварельными красками и выбирать кисть;
работать карандашом, проводить линии разной формы;
составлять узоры и орнаменты из геометрических фигур;
составлять иллюстрации;
использовать знакомые термины при описании художественных произведений или работ учащихся.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся второго класса
В конце 2 класса обучающиеся должны знать:
что такое искусство и как оно говорит со зрителем;
основные виды и жанры произведений изобразительного искусства;
чем и как работает художник;
что такое цветовой круг и как работать кистью;
как работать с пластилином;
что такое аппликация;
что такое украшения;
простейшие формы в изображении;
холодные и тёплые цвета.
В конце 2 класса обучающиеся должны уметь
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства;
определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
составлять аппликационные композиции из разных материалов;
уметь различать тёплые и холодные цвета;
уметь украшать свои композиции.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса.
В течение учебного года обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и получат возможность усвоить:
понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;
простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России
начальные сведения о декоративной росписи матрешек.
К концу учебного года обучающиеся научатся:
выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 4 класса
Учащиеся должны знать:
отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего; особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
6. Основное содержание курса
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
1 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой).
Формирование представлений учащихся о происхождение искусства. Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди. Инструменты и художественные материалы современного художника.
Развитие наблюдательности, формирование умения передавать в цвете свое впечатление от увиденного в природе и окружающей действительности.
Освоение всей поверхности листа и ее гармоничное заполнение. Первые представления о композиции.
Развитие представлений об основных направлениях: «вертикально», «горизонтально», «наклонно». Передача в рисунке наблюдаемого в действительности.
Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности. Изображение предметов в открытом пространстве.
Развитие понятия зрительной глубины и ее передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции.
Развитие наблюдательности за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве.
Получение нового цвета путем смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: как с помощью белой краски можно изменить цвет.
Развитие интереса к объектам животного мира природы. Наблюдение за красотой и выразительностью движений животных, птиц, рыб.
Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие представлений о «ближе-ниже», «дальше-выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под.
Развитие индивидуального чувства формы.
Передача движения в объеме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов.
Стилизация природных форм в декоративные. Освоение техники бумажной пластики
Изображение по представлению с помощью разнообразных линий. По характеру начертания. Передача ощущения нереального сказочного пространства: предметы, люди в пространстве.
Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни.
Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение.
Развитие фантазии и воображения
Преобразование наблюдаемого в жизни в творческий продукт. Развитие эстетических чувств ребенка, интереса к разнообразию цвета, форм, звуков, жестов, движений, запахов. Интонации в природе, искусстве и жизни и их отображение в творческих работах.
Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии».
Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенные) цветовых отношений. Передача сюжета в работе. Развитие умения порождать свой сюжет.
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето- музыкальных композициях.
Изображение движения.
Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умение видеть необычное в обычном.
Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, в парк, по городу, зоопарку.
Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объемной форме.
Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства. Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе, по мотивам литературных произведений.
Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера).
Форма и украшение в народном искусстве.
Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства — музейная педагогика
Изобразительное искусство в среде других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью.
Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина).
Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности.
Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев. Экскурсия в парк или лес.
Представление работы художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре.
Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом.
2 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму
Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение.
Выбор художником образов, красок, средств выражения замысла, полученных от наблюдений за изменениями цвета, пространства и формы в природе, музыки в ин терьере в зависимости от освещения. Выражение чувств художника в художественном произведении через цвет и форму.
Зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания темы.
Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер, форма, материал, фактура, рефлекс. Композиционный центр, предметная плоскость. Изображение с натуры.
Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и природе; возможность выражения в цвете настроения, звука, слова; цвет в пространстве природы и жизни.
Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.
Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.
Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.
Освоение окружающего пространства как среды, в котором все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.
Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.
Освоение пространства предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство).
Архитектурный проект. Знакомство с различными композиционными решениями объемно-пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.
Равновесие в композиции. Объемно-пространственная композиция.
Связь образов народной игрушки с темами и характером народных
сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С. Образцов и его кукольный театр в Москве.
Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Декоративная композиция.
Симметрия в декоративно-прикладном искусстве.
Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве.
II. Развитие фантазии и воображения
Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества.
Общее и различие в разных видах искусства (поэтическое слово, живопись, музыка). Выразительные средства разных видов искусства (звуки, ритм в музыке; слово, ритм в поэзии, линия, пятно ритм в живописи).
Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию литературных произведений. Сочинение — условие развитие фантазии и воображения.
Былины о происхождении дождя, грома, молнии, ветра, радуги, огня, воды, воздуха.
Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, поэзии,
Формирование представлений об объемно-пространственном изображении. Создание коллективных объемно-пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.
Тематические композиции — передача праздничного настроения с помощью элементов декоративного украшения. Разработка всевозможных композиций в реальном пространстве класса.
Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов.
Выполнение коллективной объемно-пространственной композиции.
Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов.
Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песенных, литературно-сказочных и образно-цветовых словесных описаний в зрительные образы.
Перенесение реальных предметов в условно-графическое изображение. Плоскостная или глубинно-пространственная композиция.
Восприятие настроений, заложенных в музыкальных и литературных произведениях и произведениях народного искусстве. Осмысление впечатлений ребенка от услышанного: в музыке, в стихе, художественном слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.
III. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного в Москве. Художественные музеи как места для хранения произведений искусства.
Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих рассуждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.
Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы, насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.
Писатель-художник-книга. Декоративное оформление книги (обложка, страница, буквица). Выбор текста для иллюстрирования.
Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регионов России.
Связь и родство изобразительного искусства с другими искусствами: музыкой, театром, литературой, танцем.
3 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).
Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
Передача объёма в живописи и графике.
Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании
предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.
Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа.
Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства.
Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно- прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства (музейная педагогика)
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей, Чарушин.
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе.
Красота и своеобразие произведений народного декоративно - прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
4 класс
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
Художник — творец и природа. Искусство в окружающей предметно- пространственной среде. Развитие пространственного ощущения мира (многомерность историческая, культурная, национальная, географическая): архитектура, быт, народное искусство.
Первоосновой для создания художником произведения искусства выступают впечатления от природы, которая покоряет его многообразием состояний, форм, цвета, звуков, ароматов, ритмов, игры света и тени.
Развитие представления о пространстве окружающего мира: природное пространство разных народов: Север (снежные просторы, океан), Восток (пустыни, пески, сады), Закавказье (горы, леса, озера), средняя полоса России (равнины, реки, поля, леса) и др.
Развивать представление об особенностях окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира — мироздании: красоте, добре, чести и справедливости. Формировать представление о красоте и величии природы в большом и малом. Связь былин, сказаний, сказок песен, танцев с природным окружением.
Освоение разными народами своего природного пространства. Зависимость архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Развитие понимания того, что каждый народ живёт в своём природном пространстве, которые отличаются разнообразием природных ландшафтов (рельеф местности), климатом, флорой и фауной.
Организация и проведение работ по памяти или по наблюдению на темы по выбору: развитие представлений о композиции на основе кругового распределения фигур в пространстве. Использование в работе способов, приемов, средств художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет.
Содержание и художественный образ в произведениях разных художников в разных видах искусства (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература и музыка) помогают понять, как каждый народ воспринимают природу и выстраивают с ней отношения. Народная архитектура в природной среде.
Пространс твенные отношения между предметами в открытом пространстве с учетом единой точки зрения и воздушной перспективы. Формирование понятия об ахроматической и хроматической гамме.
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учетом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешнее сюжетно-смысловые атрибуты. Развитие стремления самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением.
Знакомство с пропорциями тела человека. Передача характерных особенностей модели (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски) графическими средствами (наброски, зарисовки, на передачу характерной формы и характера человека) Изображение человека по наблюдению.
Рисование с натуры одного предмета (домашней утвари разных народностей) в разной цветовой гамме: передача окраски предметов хроматическими цветами; передача окраски предметов с помощью тональных отношениями (черно-белое изображение).
Передача на плоскости в объеме характерных особенностей предмета, его пропорций, конструкции, масштаба деталей, выразительности формы.
Знакомство с песенным фольклором, сказками и былинами разных народов. Обращать внимание на описание в сказках характеров героев, природного и бытового пространства.
Коллективные исследования по материалам народной архитектуры, условий жизни, занятий, народного творчества разных народов (казахи, горцы, китайцы, русские, др.). Общее и отличие одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия.
Знакомство с народными праздниками. Оформление и разыгрывание народных праздников, обрядов, соответствующих временам года и сезонным работам.
Лепка из глины или пластилина, коллективная многофигурная композиция: «Праздник в деревне, ауле», «Праздник дракона» и др. Лепка человека в национальном костюме, за определенным видом деятельности.
Пропорции человека. Лепка в глине или пластилине. Связь костюма с регионом и головного убора климатическими условиями.
Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Создание объемно-пространственной композиции по мотивам народной архитектуры в природной среде по описанию в народной сказке.
Декоративное украшение и убранство народной архитектуры (изба, хата, хижина, сакля, юрта, и др.). Узорная резьба наличников, причелин, крыльца и ворот избы. Формирование представлений о том, что по украшению дома можно судить о его хозяине.
Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Передача на плоскости и в объеме характерных особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений. Отображение флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа.
Изображение замкнутого пространства. Представление о трехмерном пространстве помещения и его изображения на плоскости (три измерения: длина, высота, глубина (ширина). Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте.
Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и другие) их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей природе (растительном и животном мире).
Развитие фантазии и воображения
Введение учащихся в мир фантазии, воображаемое пространство разных народов. Освоение сюжетного разнообразия сказок, чудотворной силы, используемых народами в сказках; отражение в сказке жизни народа, особенностей трудовой деятельности; характера флоры и фауны окружающей природы.
Самостоятельное вычленение творческой задачи. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке. Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.
Творческие работы по воображению и представлению на обозначенные исторические темы, созвучные с предметами истории, литературы, внеклассного чтения.
Выражение исторического времени в литературе, поэзии, театре через отражение среды, его отображение изобразительном искусстве.
Формирование представления о композиции без конкретного изображения (абстрактная композиция). Передача в композиции настроения, динамики, колорита, исторического времени.
«Путешествия» на «машине времени» (перемещение в другие Миры, эпохи прошлого и будущего, космические путешествия, в том числе «музыкальные»).
Лепка по подсказке с соблюдением основной технологии и раскраска. Развивать умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другую.
Изучение особенностей формы народных игрушек, взаимодействия: материала, пластики, характера, украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.
Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших
ранее промыслов и ремесел в близлежащих областях и населенных пунктах. Особенности традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Зависимость народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
Символика народного орнамента узоры народного орнамента. Как через орнамент можно рассказать о жизни людей, которые его создали: как они представляли себе мир вокруг, в каких природных условиях жили и даже чем занимались.
Форма изделий определялась их прикладной функцией. У каждого промысла была своя, только ему присущая технология изготовления вещи. Поэтому каждый народный промысел самобытен. Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Художник- прикладник создаёт вещи для жизни — красивые (декоративные) и удобные (то есть имеющие практическое — прикладное — значение).
Подготовка одного большого художественного события на темы сказок или такие темы, как: «Жизнь на Земле через 1000 лет», «Космическая музыка».
Народные промыслы в области художественной росписи. Отображение в декоре элементов окружающей природы.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.
3.1. Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве: живопись, графика, роспись (ритм, динамика цветовая гармония, смысловой композиционный центр).
Народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская) росписи (жостово, городец, хохлома).
Работая над игрушкой, мастера создают разные образы. Проведение исследований на темы: какие народные игрушки изготавливались там, вы живёте. Какие природные материалы мастера использовали в их изготовлении? Украшались ли игрушки росписью? Продолжаются ли сегодня традиции народного промысла?
Особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона. Народная архитектура: форма, декоративное украшение.
Легенды и мифы в изобразительном искусстве. Сюжетный и мифологический жанры. Сакральное искусство разных народов. Нравственный смысл народного искусства.
Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно- прикладном искусстве. Отражение в них формы, характера движений, смыслового содержания.
Изображения человека в разных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве (Фаворский, Кустодиев, Репин, Коненков, Суриков, Васнецов, Нестеров и др.). Своеобразие формы, пластики, динамики, характера и манеры изображения каждого художника.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс
Тема
Характеристика деятельности учащихся
1
Форма
Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель.
2
Форма
Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
3
Форма
Придумать и нарисовать три вазы разной украсить вазы, подчёркивая форму.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. «Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.
4
Форма
Рисование осенних листьев различной формы.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень»
5
Форма
Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её.
Освоение основ декоративно - прикладного искусства.
6
Форма
Придумать и нарисовать дом для любимого сказочного героя.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке (узор).
7
Форма
Одеть фигуры человека так, чтобы из них получились разные персонажи (клоун, принцесса, богатырь)
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
8
Форма
Лепка двух различных животных, которые отличаются друг от друга формой своего тела.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
9
Форма
Придумать и нарисовать форму сосуда, в котором живёт волшебный цвет. Дать название.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
10
Цвет
Превратить контурный рисунок в осенний пейзаж.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
11
Цвет
Создание зимнего пейзажа.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.
12
Цвет
Изображение Весны- Красны на цветущем лугу. Украсить её платье, используя главные цвета этого времени года.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
13
Цвет
Рисование картины «Моё лето»
Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.
14
Цвет
Выбрать и нарисовать два разных настроения в природе.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
15
Цвет
Изображение цветом, как грозовая туча ползёт по небу и хочет закрыть солнышко
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
16
Цвет
Придумать свой цвет, который живёт в волшебной форме.
Виды и жанры изобразительного искусства.
Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.
17
Композиция
Вступительная беседа о том, как располагать изображение на листе бумаги. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка Салтане....»
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры
России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
18
Композиция
Заселение в аквариум черепахи и рыб разной формы.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.
Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.
29 Фантазия
Нарисовать цветы, в которые превратились песенки разных птиц: соловья, кукушки, воробья, иволги, журавля, стрижа.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,
композиции, объёма, материала.
Использование различных материалов: пластилин.
30
Фантазия
Рисование и раскрашивание волшебных камней во дворце Морского царя.
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
31
Фантазия
Придумать и нарисовать планету яблоко и фантастический мир на ней (групповая работа).
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
32
Фантазия
Нарисовать волшебную музыку ветра.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.
33
Итоговый урок.
Как я хочу провести летние каникулы.
Использование различных художественных техник и материалов аппликация
2 класс
урока
Учебная тема
Характеристика деятельности учащихся
1
Что значит быть художником? Фактура предмета. Снимаем отпечаток с фактуры предмета.
Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму, фактуру, рефлекс.
Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о цветовой гамме.
Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе.
2
Рефлекс в изобразительном искусстве.
Рисуем натюрморт.
Передавать наглядную перспективу,
Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.
3
Что могут рассказать вещи о своём хозяине?
Осваивать и изображать в рисунке замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображён интерьер.
4
Что такое открытое пространство?
Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость, тревогу, грусть, горе, веселье, покой.
Иметь представление о художественных средствах изображения.
5
Открытое пространство и архитектура.
Передавать наглядную перспективу.
Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. ередавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых редметов, использовать загораживание.
6
Кто создаёт архитектуру?
Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё природное пространство и своя архитектура: изба, хата, юрта, яранга и др. Участвовать в беседах, исследованиях.
Находить в Интернете пейзажи и народные жилища разных стран. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий с народной архитектуры.
7
Какие бывают виды искусства?
Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи
искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
8 | Сочиняем сказку и показываем её как в театре. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. |
9 | Какие бывают игрушки? | Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы: бусинки, стеклярус, пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования. |
10 | Художественно - выразительные средства. | Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять в работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. |
11 | О чём говорят на картине цвета? | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния). |
12 | Учимся изображать с натуры. | Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы, - радость тревогу, грусть, горе, веселье, покой. Иметь представление о художественных средствах изображения. |
13 | Портрет. | Создавать этюды, зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека. |
14 | Такие разные маски. | Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы и тип красок от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению. |
15 | Графическое изображение. | Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости, первом и втором планах и находить их в работе. |
16 | Контраст. | Выражать с помощью цвета различные чувства и настроение (задумчивость, восторг, |
волнение, ощущение волшебства, тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).
17
Пятно.
Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
18
Тон.
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.
19
Штрих.
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова.
20
Набросок.
Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать свою коллективную пополняемую коллекцию фактур.
21
Придаём бумаге объём.
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы.
22
Пейзаж.
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передавать простейшую плановость пространства и динамику.
23
Работаем в смешанной технике.
Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации.
24
Животные в произведениях художников.
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, художественного движения.
25
Сюжет.
Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов.
26
Удивительный мир растений.
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях
в техники отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности.
27
Человек учится у природы.
Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе.
28
Природные формы в архитектуре.
Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе.
Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика, живопись, аппликация).
Передавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику, контраст и нюанс цвета и формы.
Осваивать возможности компьютерной графики (линия, пятно, композиция).
29 Собираем коллекцию камней.
Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.
30
Симметрия в природе и искусстве.
Иметь представления о симметрии в изобразительном искусстве, о связи
искусства с действительностью.
Высказывать свои представления и объяснять их.
31
Орнамент.
Иметь представления об орнаменте изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
32
Слушаем и наблюдаем ритм.
Иметь представления о ритме в изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.
33
Смотри на мир широко открытыми глазами.
Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.
Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать и эмоционально оценивать картину.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.
34
Фотографируем, работаем с компьютером, дополнительную информацию.
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами).
3 класс
п/п Темы уроков
Характеристика деятельности учащихся
1
Цветовое богатство оттенков в живописи. «Букет из осенних листьев»
Работа на плоскости. Выполнение цветовых композиций на передачу характера светоносных явлений в природе. Цветовое богатство оттенков в живописи. Материал: акварель, белила, гуашь
2
Ритм и орнамент в природной среде. «Солнечный день в горах»
Работа на плоскости. Ритм и орнамент в природной среде и искусстве. Материал: гуашь, пастель, тонированная бумага
3
Своеобразие природы разных стран. Закат сумерки
Работа на плоскости. Передача в цвете своего впечатления от увиденного в природе и окружающем предметном мире. Сравнение природы разных стран. Материал: гуашь, пастель, тонированная бумага
4
Композиция. На дороге
Работа на плоскости. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение.
Освоение природного пространства человеком, животными, птицами, насекомыми и т. д.
Материал: гуашь, пастель тонированная бумага
5
Композиция. Натюрморт с натуры (два округлых предмета)
Работа на плоскости. Композиционное размещение предметов в рисунке, преодоление измельчённости изображения. Материал: акварель
6
Окно и пейзаж за окном. Рисование по наблюдению.
Работа на плоскости. Наблюдения за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы,
настроением в природе. Композиционное размещение предметов на листе бумаги.
Материал: акварель, восковые мелки
7
Портрет. Рисование по наблюдению. «Моя мама (папа)», «Мой друг»
Работа на плоскости по наблюдению. Материал: гуашь, акварель, цветные мелки
8
Образы природы, людей, животных, вещей
Работа на плоскости. Составление разнообразных оттенков цвета. Контраст формы, цвета, размера. Материал: гуашь (на цветном фоне)
9
Набросок человека (стоит, идет, бежит).
Работа на плоскости. Передача движений: стоит, идёт, бежит. Материал: гуашь (1 цвет по выбору)
10
Рисование с натуры. «Утюг», «Часы», «Игрушки»
Рисование с натуры предметов конструктивной формы. Материал: тушь, палочки, перо, шариковая ручка
11
Сосуд в виде птицы (животного, дерева)
Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина. Стилизация на основе русской традиционной посуды
12
Человек в движении.
Работа в объёме и пространстве. Выполнение рельефного изображения из цветного пластилина:
«Лыжник», «Гимнаст» динамичная композиция из объёмных форм.
13
Эскиз архитектурного сооружения на основе природных форм. Дом в виде ракушки
Работа в объёме и пространстве. Создание рельефного изображения из цветного пластилина: эскиз на основе природных форм
14
Художественная выразительность языка у народов. Прялка расписная
Декоративно-прикладная деят-ть. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, жуки и т. д.). Сравнение декоративно-прикладного искусства у разных народов
Коллективная работа. Карта достопримечательностей. Географическая карта
Декоративно-прикладная деят-ть. Аппликация (коллективная работа). Материал: гуашь, фломастер
17
Эскиз одежды. Растительный орнамент. Платок для мамы
Декоративно-прикладная деят-ть. Изображение по представлению с помощью разнообразных линий, пятен. Материал: тушь, перо, акварель, гуашь
18
Коллективная работа. Плотное изображение пространства листа изображением.
Работа на плоскости. Работа кистями и палочкой. Создание панно. Материал бумага, гуашь
19
Взаимосвязь содержания художественного произведения с иллюстрацией. Дворец Снежной королевы
Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь
20
Иллюстрации к произведению
Работа на плоскости. Развитие ассоциативных форм мышления. Передача настроения, впечатления
21 22
Эскиз сцены к сказке
Сюжетная объёмно-пространственная композиция. Изготовление всех возможных атрибутов. Материал: аппликация, гуашь
23
Декоративная лепка. Три кувшина: торжественный, грустный, озорной
Декоративная лепка. Украшение декоративными элементами. Воспитание эмоциональной отзывчивости, внимания к цвету в живописи. Материал: пластилин
Архитектурный эскиз Сказочный город
Работа в объёме и пространстве. Работа с крупными формами. Конструирование , украшение. Сюжетная объемно-пространственная композиция.
26 27
Роспись как элемент украшения. На ярмарке
Декоративно-прикладная деят-ть. Коллективная композиция
28
Взаимосвязь содержания текста и характера шрифта. «Плакат»
Работа на плоскости. Развитие представлений и контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Материал: бумага, гуашь
29
Архитектура и декоративно-прикладное искусство
Развитие представлений об архитектуре, видах декоративно-прикладного искусства
30
Мастерская художника
Этапы работы над картиной: наброски, эскизы, композиция и её элементы
31 Жанры изобразительного искусства. Натюрморт, портрет, пейзаж
Развитие представлений о жанрах изобразительного искусства. Особенности жанра, роль цвета в передаче настроения в картине
32
Архитектурные достопримечательности
Развитие представлений об особенностях объёмного изображения. Видеоэкскурсия.
33
Крупные музеи России
Характер интерьера музея. Поведение в музее. Культурно-исторические памятники. «Русский музей». Видеоэкскурсия.
34
Итоговый урок «Чему мы научились»
Мастерская художника
4 класс
п/п Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
1.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. «Пейзажи нашей Родины».
Развитие пространственного ощущения мира. Красота окружающей среды, характер природы разных мест России (природа нашей местности).
2.
Путевые зарисовки художника. Архитектура разных мест. «Санкт-Петербург - город прямых линий»
Закрепление знаний об освоении разными народами своего природного пространства. Установление зависимости архитектуры, одежды, утвари от климатических условий. Графическое изображение пейзажа с архитектурными сооружениями.
3.
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Сюжетные композиции: «На площади».
Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Передача индивидуальной характеристики персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т.п.)
4.
Основы изобразительного языка: рисунок, композиция, пропорции. «Перед грозой».
Формирование понятий об ахроматической и хроматической гамме. Пространственные отношения между предметами с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. Знакомство с произведениями живописи: И.И.Шишкин грозой».
5.
Знакомство с пропорциями человека. «Школьный кросс».
Работа по представлению на темы, связанные с передачей на плоскости нескольких фигур в движении.
6.
Изображение с натуры цветка.
Рисование с натуры цветка в разных гаммах, передача окраски предметов хроматическими цветами. Знакомство с произведениями живописи:
В.Ван Гог «Подсолнухи».
7.
Передача настроения в живописи с помощью цвета, композиции, пространства. «Праздничный город».
Рисование по памяти и представлению праздничного города. Прослушивание музыкальных произведений, сходных по настроению.
8.
Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. «Портреты богатырей Русской земли».
Работа с моделью: наброски, зарисовки на передачу характера человека. Передача характера героя через его одежду. Знакомство с произведениями живописи: В.М.Васнецов «Богатыри».
9.
Изображение по памяти и воображению. «Дети лепят снеговика».
Наблюдения, предварительные наброски и зарисовки по памяти или наблюдению: круговое распределение фигур в пространстве.
10.
Традиционное ремесло крестьян и их одежда.
Лепка из пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности.
11.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: лепка, бумажная пластика, гуашь. «Посиделки».
Знакомство с песенным фольклором.
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции из выполненных игрушек по типу народных в лепке, бумажной пластике, гуашью.
12.
Знакомство с особенностями традиционной народной одежды разных стран. «Национальный русский костюм: орнамент, крой, силуэт».
Установление связи костюма с климатическими условиями региона. Создание эскиза костюма, элементов украшения головного убора.
13.
Симметрия и асимметрия в природной форме. «Бабочки, жуки».
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета с учётом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений (коллективная работа).
14.
Взаимодействие света и цвета. Пейзаж: «Закат солнца».
Создание большой коллективной работы (панно задника для сцены): выкладывание из приготовленных ранее небольших квадратов цветной бумаги размером 10х10 см. (на одном большом листе создаётся множество оттенков одного плавных переходов одного цвета в другой; затем лист разрезается на квадратики, служащие изобразительным материалом для коллективной работы). Передача настроения в работе. Взаимодействие света и цвета. Знакомство с произведениями музыки: Фантазии до минор и ля минор В.А. Моцарта.
15.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. «Фантастическая птица».
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Выполнение эскизов рельефных украшений.
16.
Творческое исследование. Зарисовки деталей украшений, передача формы и цвета предметов народного искусства.
Проведение исследовательских работ по выявлению существовавших ранее промыслов и ремёсел родного края. Рассмотрение особенностей традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знакомство с происхождением народного искусства, его изначальной прикладной функцией. Выявление зависимости народного искусства от особенностей местности, климата, культурных традиций, национальных особенностей.
17.
Экспедиции в места народных промыслов.
Создание в классе «музея-уголка» народного искусства из собранных собственными экспонатов.
18.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. «Нарисуем песню».
Самостоятельное вычленение творческой задачи. Раскрытие понятия об устном народном творчестве и литературной сказке.
19.
Отображение в изобразительном искусстве исторических событий Родины. «Ледовое побоище»
Рисование по представлению на обозначенные исторические темы.
20.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. « В землянке».
Беседа об отображении исторической тематики в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре через отражение среды. Выполнение графических работ по материалам обсуждения.
21.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. « Я в пещере древнего человека».
Индивидуальное восприятие пространства. Создание сюжетных композиций на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа».
22.
Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой. Иллюстрации к сказкам разных народов.
Выполнение цветовых и графических композиций по отдельным эпизодам. Создание своей книги.
23.
Путешествие на машине времени. «Жизнь на Земле через 1000 лет».
«Перемещение» в другие миры, эпохи прошлого и будущего, космические «путешествия». Создание по впечатлениям от этих «путешествий» объёмно-пространственных композиций.
24.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. «Кованые изделия - застывшая музыка».
Выполнение работы в технике проволочной конструкции.
25.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
«Образ предметно-пространственной среды».
Активное привлечение школьников к созданию необычной среды (в классе, в своей комнате). Коллективная работа в реальной среде.
26.
Изготовление кукольных персонажей сказок в технике бумажной пластики.
Изучение формы народных игрушек, взаимодействие материала, пластики, характера украшения (Филимоново, Дымково, Городец, Полховский Майдан, местные народные промыслы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике.
27.
Декоративно-прикладная деятельность. Изготовление костюмов, предметов быта.
Подготовка одного большого «Художественного события» на темы сказок. Игра с куклами, вживание в образ сказочных героев.
28.
Взаимосвязь изобразительного искусства
с литературой, музыкой, театром. «Весна-красна».
Коллективное панно в технике аппликации, коллажа.
29.
Композиция в изобразительном искусстве.
Развитие представлений о композиции в графике и живописи (ритм, контраст, равновесие, динамика, статика, композиционный центр) Проявление индивидуальной манеры художника в композиции.
30.
Заочная экскурсия в музей народного декоративно-прикладного искусства.
Знакомство с красотой и своеобразием произведений народного декоративно- прикладного искусства.
31.
Жанры изобразительного искусства. Анималистический жанр.
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Анималистический, исторический, бытовой, мифологический жанры в живописи, скульптуре, графике.
32.
Жанры изобразительного искусства. Мифологический жанр.
Формирование представлений о мифологическом жанре. Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд народов мира. Религиозное искусство и его нравственный смысл.
33.
Экскурсия в природу на открытое пространство.
Формирование представлений о воздушной и наблюдательной
перспективе в изобразительном искусстве, наблюдение за изображением предметов в пейзаже у различных художников. Знакомство с произведениями живописи: К.Ф.Юон «конец зимы», «Полдень», И. С. Остроухова «Золотая осень».
34.
Знакомство с крупными музеями России. экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею.
Знакомство с особенностями художественного оформления фасада Государственной Третьяковской галереи. История создания музея, экспонаты. Проведение самостоятельных исследований детей по изучению коллекции музея и художников, представленных в галерее.
8.Материально- техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Окружающий мир» 1-4 класс
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 1-4 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф К
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
1
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. - М.: Вентана-Граф. Изобразительное искусство.
К
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1
Классная доска.
1шт
2
Магнитная доска.
1шт
3
Документ камера.
1шт
4
Персональный компьютер.
1шт
5
Мультимедийный проектор.
1шт
6
Сканер, принтер, цифровая камера.
По 1шт
7
Ученические столы с комплектом стульев.
16 шт
8
Стол учительский с тумбой.
1шт
9
Стол для аппаратуры
1шт
10
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
1шт
К - полный комплект (на каждого ученика класса)