Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №38
«В мире прекрасного»
ХРАМЫ РОДНОГО КРАЯ
Работу выполнила:
Коробкова Ирина
ученица 4 «А»,
МОБУ СОШ №38,
г.Таганрог
Руководитель:
Арутюнова Мария Викторовна
г.Таганрог
2016г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………
1.1. . Цели и задачи. Методы исследования …………….…………
1.2 Обоснование актуальности темы исследования ……………………….……
Раздел 2. Содержание исследования……………………………….……
2.1. Приход Всех Святых(1810)
2.2. Свято-Георгиевский храм
2.3. Никольская церковь
2.4. Храм Иерусалимской иконы Божьей Матери
2.5. Храм Преподобного Сергия Радонежского
2.6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Раздел 3. Заключение.……………………………………………………………..
3.1. Выводы …………………………………………………………………………....
Раздел 1. Введение
1.1. Цели и задачи
Объект данного исследования – святыни и памятные места, православные храмы г.Таганрога. Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей г.Таганрога, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем Таганрогских церквей, определение их роли в жизни людей.
Задачи:
изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории церквей;
выявить и оценить произошедшие изменения;
пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей;
развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.
Для достижения цели исследования авторы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:
- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
- фотосъемка объектов исследования.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие исследования, мы лучше стали понимать историю своей малой родины
1.2.Обоснование актуальности темы исследования
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.
Более трёх веков наш город находится под покровительством святых. Таганрогу- 318 лет! Немалый исторический период. Какова же историческая судьба православного города? Какова история его святых мест: храмов, монастырей? На эти и другие вопросы мы решили найти ответы в ходе исследования.
Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников и их родителей (Приложение 1). Большинство учащихся плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашем городе. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть учащихся затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашего края.
Раздел 2. Содержание исследования
2.1. Приход Всех Святых(1810)
Церковь Всех Святых находилась в некрополе XIX-XX вв. в старой части города Таганрога. Она была заложена в 1810 г. В 1824 – приписана к Таганрогскому собору.
В 1826 супруга Александра I пожертвовала на нужды храма 1000 рублей.
Первым штатным священником кладбищенской церкви был назначен
двадцатидевятилетний отец Павел Афанасьевич Дмитревский, прослуживший в храме до 1867 г.
Первым старостой Всехсвятской церкви был таганрогский купец Герасим Фёдорович Депальдо, именно он пожертвовал на окончание строительства кладбищенского храма 10.000 рублей. До наших дней сохранился скромный памятник над могилой его родной сестры Марии Фёдоровны Алфераки с правой стороны от главного входа в храм. В 1837 году церковь была перестроена и в таком виде дошла до наших дней. Это единственное из 25 культовых сооружений города, сохранившееся в изначальном виде и не разрушенное в советское время.К 1860 году церковь обветшала и была капитально отремонтирована и расширена по проекту, составленному в Санкт-Петербурге с пристройкой к церкви трапезной и колокольни
[pic]
[pic]
2.2. Свято-Георгиевский храм
В 30-е гг. прошлого века все церкви и храмы города, кроме двух, были закрыты либо уничтожены. Но когда город был оккупирован во время Великой Отечественной войны, его жители обратились к властям с просьбой позволить открыть храм, и эта просьба была удовлетворена. В 1943 г. новая церковь была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца. Храм занял часть обыкновенного одноэтажного дома, в котором располагался магазин. После освобождения Таганрога жители своими силами собрали средства на то, чтобы церковь «переехала» в более подобающее ей место. Так был куплен участок земли по соседству, на котором стоял старинный амбар из камня. Амбар был отреставрирован и переделан под церковные нужды. После этого много лет подряд Георгиевский храм был любимой церковью этой части города. После освобождения Таганрога жители своими силами собрали средства на то, чтобы церковь «переехала» в более подобающее ей место.
В 1988 г. городская администрация планировала закрыть храм, поскольку здание давно перестало удовлетворять санитарно-гигиеническим требованиям. Спас церковь отец Ариан, тогдашний настоятель, который воевал и получил множество боевых наград. Он же инициировал строительство нового здания, уже более похожего на настоящий храм — с колокольней и куполом.
Сегодня храм представляет собой небольшое краснокирпичное здание, увенчанное золотистой главой-луковкой. [pic]
2.3. Никольская церковь
В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев обратился с ходатайством к архиепископу Славенскому Евгению о разрешении постройки храма во имя Святителя Николая в так называемых морских кварталах г. Таганрога. По получении разрешения началась постройка, которая продвигалась быстро, так как материал и рабочие были казенными. В 1778 году церковь была освящена; храм оказался по тем временам величественным и благообразным. [pic]
По легенде место для храма было выбрано в том самом месте, где стояла палатка Петра Великого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог и делал в море промеры. Храм был построен моряками, и прихожанами его были преимущественно рыбаки.
В [link]
[pic]
[pic]
Раздел 3. Заключение
3.1. Выводы
В ходе исследования авторы пришли к следующим выводам:
1) История наших храмов, обителей – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь города, твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.
2) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.
Не все страницы истории таганрогских церквей ещё хорошо изучены. Мы продолжим работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний современников. Данная работа является «лучшим средством доброго воспитания детей». Поэтому начатое исследование явилось отправной точкой для работы по созданию учащимися нашей школы православного портрета Таганрога. Портрета, который также должен содержать упоминание и о тех, чьими стараниями и заботами возрождались обители, чьими силами поддерживалась красота храмов. В истории нашего края таких людей немало, их жизнь является примером веры, мужества нам и последующим поколениям. Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.
Результаты социологического опроса школьников и их родителей(Приложение1)
Количество- 39
Метод опроса - анкетирование
Вопрос 1. С историей какого храма, часовни в нашем городе (существующих ныне или ранее) ты знаком!
[pic]
Вопрос 2. Можно ли считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея познаний в истории православной культуры?
[pic]
Вопрос 3. Что такое храм?
[pic]