РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
изобразительное искусство
в 3 классе
(УМК «Начальная школа XXI века» )
Учитель: Смолина Елена Евгеньевна
1 квалификационная категория
2015– 2016учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учителя по изобразительному искусству для учащихся 3-го класса разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова.1-4 класс - М.: Вентана – Граф,2012г.в соответствии:
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2011 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Подгоренская основная общеобразовательная школа» (далее Образовательной программой);
Примерные программы по учебным предметам .Начальная школа. Ч 1.,2. -5-е изд. Перераб. - М: Просвещение .2011.г.(стандарты второго поколения)
Формирование универсальных учебных действий в основной школе.Система заданий :пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение , 2010 г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе . Система заданий . В 3 ч. Под ред. Г.С. Ковалёвой , О.Б. Логиновой .- М. :Просвещение ,2011г
Концепция духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков , - М.: Просвещение , 2011г.
с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их родителей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Преподавание изобразительного искусства в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».
Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития
ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно- образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов — художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления.
В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления.
Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом.
Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение как в творчестве художника, так и в произведениях других видов искусства.
Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла.
Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей; способствует активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательских заданий и проектных форм работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.
Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часов (1 ч в неделю), во 2-4 классах по 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
В авторскую программу изменения не внесены
В работе с классом будет использоваться УМК:
Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник (Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.) Издательство Вентана-Граф 2012;
Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство»3 класс Савенкова Л.Г. Вентана-Граф 2013
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе 33 часов (1 ч в неделю), во 2-4 классах по 34 часов (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
В работе с классом будет использоваться УМК:
Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник (Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.) Издательство Вентана-Граф 2012;
Рабочая тетрадь «Изобразительное искусство»3 класс Савенкова Л.Г. Вентана-Граф 2013
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1. Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениями художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний.
3. Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами — их руками, глазами, словами.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу.
5. Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно
планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти.
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны:
1) исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете;
2) творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности;
3) самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры».
9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
I. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок).
1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие).
1.5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
1.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
1.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
1.10. Передача объёма в живописи и графике.
1.11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект.
1.12. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала).
1.13. Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении.
1.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
1.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
1.16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт.
1.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
1.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
II. Развитие фантазии и воображения
2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2.2. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
2.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
2.5. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
2.6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля.
2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
2.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния
исторического времени и условий жизни художника (архитектора,
дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении.
Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
2.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно- прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
III. Восприятие искусства (музейная педагогика)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
ПЛАНИРУЕМЫЕТ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 3-ОМ КЛАССЕ
Ученик должен:
1. Овладеть языком изобразительного искусства:
понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски, нюанс, гризайль, монотипия, архитектурный ансамбль, воскография, перспектива, натура, шрифт, буквица, дизайн, объём, рельеф, изразец;
знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета;
знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; - учиться описывать живописные произведения с использованием изученных понятий;
различать глухие и звонкие, главные и дополнительные цвета;
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;
3. Различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Владеть простейшими навыками:
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
композиция, рисунок, цвет для живописи;
композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики, объём, ритм.
6. Иметь представление о творчестве великих художниках: И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, И.Я.Билибин, В.А.Серов, В.Ван Гог и др.
Календарно – тематический план
п/п
Наименование раздела и
темы уроков.
Проектная деятельность
Кол-во
часов
Планируемые
результаты
УУД
Дата проведения
Наглядные пособия и ТСО, ИКТ
Примечание
план
факт
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)
1.
Работа на плоскости.
«Букет из осенних листьев».
1
Получит возможность научиться:
овладеть основами языка живописи и графики, передавать разнообразие и красоту природы, ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства, передавать графическими средствами воздушную перспективу;
изображать с натуры предметы конструктивной формы,
передавать движение человека и объём графическими средствами
Научится:
овладевать приёмами коллективного сотворчества;
экспериментировать с цветом,
создавать плавные переходы цвета ;
работать в одной цветовой гамме
04.09
Букет из разноцветных осенних листьев.
2.
Работа на плоскости.
«Гроза в лесу».
1
11.09
Картины и фотографии грозы в лесу.
3.
Работа на плоскости.
«Подводные обитатели».
1
18.09
Необычные фотографии подводной среды и её обитателей.
4.
Работа на плоскости.
«Солнечный день в горах».
1
25.09
Картины и фото горного ландшафта.
5.
Работа на плоскости.
«Закат солнца. Сумерки».
1
02.10
Картины художников с изображением заката солнца.
6.
Работа на плоскости.
«Журавлиная стая на восходе солнца».
1
09.10
Фото и рисунки клина журавлей.
7.
Работа на плоскости.
«Прогулка в парке».
1
16.10
Картины и рисунки с изображением осеннего парка в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра
8.
Работа на плоскости.
«Букет цветов» (рисование с натуры)
1
23.10
Букет цветов в вазе.
9.
Работа на плоскости.
«Человек на сборе урожая»
1
30.10
Фотографии и картины художников, на которых изображён человек на сборе урожая.
10.
Работа на плоскости.
Рисование яблока с натуры.
1
13.11
Яблоко.
11.
Работа в объёме и пространстве
«Хоккеист и балерина».
1
20.11
Объёмные фигуры людей в движении.
12.
Работа в объёме и пространстве
«Артисты на арене цирка».
1
27.11
Объёмные фигуры артистов на сцене цирка.
13.
Работа в объёме и пространстве
Коллективная работа «Детский городок».
1
04.12
Домик, выполненный с помощью каркаса.
14.
Декоративно-прикладная деятельность
Групповая работа. «Цветочный город».
1
Получит возможность научиться:
создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм ;
создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных объектов;
выделять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.
Научится:
привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.
11.12
Композиции по мотивам литературных произведений.
15.
Декоративно-прикладная деятельность
«Декоративная ваза».
1
18.12
Предметы для интерьера в форме вазы.
16.
Работа в объёме и пространстве
«Насекомые»
1
Получит возможность научиться:
представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве;
понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме;
передавать ритм и динамику при создании художественного образа;
участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Научится:
создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению
25.12
Объёмные насекомые.
17.
Декоративно-прикладная деятельность
«Коралловый остров»
1
15.01
Фотографии оригинальных, причудливых форм природных объектов.
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
18.
Работа на плоскости
Живопись.
1
Получит возможность научиться:
улавливать настроение и ритм музыкального, литературного и поэтического произведения и передавать их графическими средствами,
понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха;
Научится:
находить индивидуальную манеру изображения.
22.01
Музыкальные, литературные, художественные произведения о природе.
19.
Работа на плоскости
«День и ночь».
1
29.01
Контрастные композиции в рисунках.
20.
Работа на плоскости
«Звуки природы»
1
Фонограммы звуков природы.
21.
Работа на плоскости
Коллективная книжка – раскраска. Иллюстрации сказок.
1
Иллюстрации к художественным произведениям.
22.
Работа на плоскости
Коллективная работа «Алфавит из буквиц».
1
Книги с буквицами в сказочных и былинных произведениях.
23.
Работа в объёме и пространстве
Эскизы оформления сцены по мотивам литературных сказочных произведений.
1
Получит возможность научиться:
создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки,
применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Научится:
Работать в коллективе, распределять обязанности.
Фотографии и рисунки театральных костюмов и оформления сцены в театрах.
24.
Работа в объёме и пространстве
«Дворец моей мечты».
1
Изображения сказочных дворцов, старинных архитектурных зданий.
25.
Декоративно-прикладная деятельность
«Три кувшина: торжественный, грустный, озорной».
1
Получит возможность научиться:
понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов;
применять в украшении мотивы растительного и животного мира;
соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы
Научится:
понимать и передавать в символическом изображении его смысл;
работать в коллективе
Фотографии, рисунки и картины декоративных предметов.
26.
Декоративно-прикладная деятельность
«Игрушки в национальных костюмах».
1
Картинки с изображением людей в разных национальных костюмах.
27.
Декоративно-прикладная деятельность
«Знаки в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома».
1
Картинки из книг старинных вывесок на магазинах.
28.
Декоративно-прикладная деятельность
«Бусы в подарок».
1
Бусы. Картинки бус из книг.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)
29.
Музейная педагогика.
Архитектура и декоративно-прикладное искусство.
Научится:
понимать и выражать в словесной форме свои представления о видах и жанрах изобразительного искусства, архитектурных сооружений;
выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства;
понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).
Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства
Картины с изображением архитектурных зданий.
30.
Музейная педагогика.
Виды искусств.
Предметы мастеров нескольких видов искусств.
31.
Музейная педагогика.
Экскурсия в мастерскую художника.
Картины знаменитых художников.
32.
Музейная педагогика.
Жанры изобразительного искусства.
Презентация. «знаменитые музеи нашей страны», их специфика.
33.
Музейная педагогика.
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Произведения декоративно – прикладного искусства.
34.
35
Музейная педагогика.
Архитектурные сооружения.
Музейная педагогика.
Архитектурные сооружения.
Фото памятников архитектуры.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения
количество примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
количество
Авторская программа «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова1-4 класс. – М: Вентана – Граф, 2012.
УМК по программе ИЗО, выбранной в
качестве основной для проведения уроков
ИЗО.
Методические пособия
Методические журналы по искусству.
Учебно-наглядные пособия.
Хрестоматии литературных произведений к
урока ИЗО.
Справочные пособия, энциклопедии по
искусству.
Альбомы по искусству.
Книги о художниках и о художественных
музеях.
Научно-популярная литература по искусству
1
к
д
д
д
д
д
д
д
д
Печатные пособия
Портреты русских и зарубежных художников
1
Таблицы по цветоведению, перспективе,
построению орнамента.
Таблицы по стилям архитектуры, одежды,
предметов быта.
Схемы по правилам рисования предметов,
растений, животных, деревьев, птиц,
человека.
Таблицы по народным промыслам, русскому
костюму, декоративно-прикладному
искусству.
1
5
4
3
Репродукции картин в соответствии с тематикой и
видами работы, указанных в программе и
методических пособиях
имеются в наличии
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия
Программно-методический комплекс «Фантазёры»1-4 класс
имеются в наличии
1
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для
крепления таблиц.
1
Ноутбук НР 635
1
Доска магнитно-маркерная ДК -125
1
Принтер лазерный Camsunq ML 1860\XEL
1
Акустические колонки Genium SP –S110
2
Сетевой фильтр Ippon BK252
1
Коммутатор Dlink 7 gjhnjd
1
Модульная система экспериментов PROLoq
1
Микроскоп цифровой ЛОМО «Эксперт»
1
Проектор мультимедийный ВепQ MS 500
1