протокол №1 от 18. 08.2016
______________ С. Е. Шимина
Раздел
Содержание
1 класс (35 часов)
1
Мой дом в искусстве (15 часов)
Мой дом в искусстве. Дом, в котором я живу (2 часа).
Опыт восприятия окружающего мира. Внешний вид зданий разного предназначения. Отличие жилого дома от дворца, замка, общественного здания (величина, украшение). Описание дома, оперируя понятиями: большой, маленький, красивый, обычный, необычный, старый, новый, высокий, низкий, многоэтажный, деревянный, каменный, нравится, не нравится. Найти в домах на фотографиях черты, сходные с собственным домом, определить, что нравится, что не нравится; объяснить, почему. Понимание того, что прежде чем построить дом, его надо нарисовать. Художественные материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, цветная бумага.
Моя мама (1 час). Представление о своем доме в первую очередь ассоциируются с образом матери. Изображение матери и дитя художниками разных стран в разные времена (в иконе – Богоматерь Владимирская, в живописи - Леонардо да Винчи, Рембрандт, П.Пикассо, А.Дейнека, Г.Климт, К. Петров-Водкин, А.Пластов). Качества мамы, которые выделяют художники в своих произведениях. Сравнение образов матери и дитя у разных художников. Описание отношения матери к ребенку, выявленное по ее взгляду, жесту.
Сравнение Образа Богоматери с иконы Богоматерь Владимирская и Мадонны Бенуа Леонардо да Винчи. Качества мамы, которые выделяют художники в своих произведениях. Слова для справки: ласковая, добрая, заботливая, спокойная, строгая, весёлая, отзывчивая, нежная, счастливая, грустная, печальная, радостная, усталая, встревоженная, любящая.
Семья – «семь – я» (2 часа). Интерпретация смысла поговорки «Семья – это семь «Я». Изображение художниками разных семей и взаимоотношений внутри них (например, семья Эхнатона со спинки трона, «Семья молочницы» Л. Ленена, «Святое семейство» Рембрандта). Описание сюжета картины по плану: Кто изображён на картине? Что делают герои картины? Что выражают лица героев? Как природа и окружающая среда отражают настроение людей? Варианты размещения фигур на листе. Рассказ о картине Рембрандта «Святое семейство». Слова для справки: дружный, заботливый, трудолюбивый, нежный, безмятежный, безразличный, спокойный, сосредоточенный, любящий, тихий, теплый, ласковый, уютный. Варианты размещения фигур на листе.
Семья за обедом (1 час). Наблюдение художниками жизни разных семей. Обед - как важное семейное действо. Показатель особенностей быта и взаимоотношений между членами семьи (семьи – богатые или бедные, городские или сельские; отношения дружные или напряженные; о чем они могут разговаривать между собой). Предметы, расположенные художниками на столе, рассказывают о людях, которые ими пользуются, об образе их жизни.
«Красна изба пирогами» (1 час). Изображение художниками предметов, используемых во время чаепития: чайников, чашек, самовара, и разнообразных лакомств. Особое отношение на Руси к пряникам. Способы изготовления пряников в старинных русских городах. Пряники лепные и печатные. Формы и украшения пряничных досок.
Мои игрушки (1 час). Из истории развития куклы. Самодельные куклы из деревяшек, соломы, тряпочек. Современные куклы, изготавливаемые фабричным способом. Игрушки должны быть добрыми и создавать у детей хорошее настроение. В производстве игрушек важную роль играет работа художника. Этапы работы с бумагой.
Мои книжки (1 час). Детские книги красивы и нарядны. В детских книгах всегда много иллюстраций, которые художник рисует к тесту. Одних и тех же персонажей разные художники изображают по-своему. Сравнение изображения медведя, лисицы, волка или других зверей, выполненные разными художниками. Определение художника по его художественной манере. Понимание того, что художник, передавая главные черты героя, придает ему определенную индивидуальность. Портрет – это изображение реального человека или литературного героя. Работу над портретом начинают с размещения фигуры в центре листа, цветом намечают пятно лица и шею. Особенности работы цветным мелком – плашмя и кончиком.
Одежда (2 часа). Одежда не только украшает человека, она оберегает его от непогоды. Удобная и красивая одежда создает хорошее настроение самому человеку и тем, кто на него смотрит. Определение, какая одежда подойдет для праздника, а какая для спорта, учебы, загородной прогулки. Модную одежду создают художники-модельеры.
Мебель (1 час). В каждом доме есть мебель: столы, стулья, кровати, диваны, шкафы. Мебель может быть очень разнообразной по форме, цвету, материалу. Рассмотреть разнообразие форм и стилей мебели на примере стула или стола. Красота и удобство мебели. Выбрать среди изображений стульев и столов разной формы и декора, те, что подходят друг другу по стилю. Декор – украшение. Стиль – сходные черты.
Животные у нас дома (1 час). Наблюдение за жизнью, домашних животных, их движениями, привычками. Художники, изображая животное, передают его характер и настроение (веселый, добродушный, дружелюбный или злобный, сварливый, агрессивный). Изображение общей формы животного «от пятна» с последующим добавлением деталей. Выбор размера пятна и размещение фигуры на листе.
Все дома (1 час). В выходные дни вся семья собирается дома. Совместная работа по дому (уборка, приготовление пищи) и совместный отдых (чтение. Просмотр фильма, игра в шахматы, прогулка за город и т.д.). Изображение художниками отдыха разных семей и оценка ситуаций, представленных в произведениях искусства. Слова для справки: добрый, весёлый, уютный, тоскливый, солнечный, заботливый, умный, требовательный, суровый, осторожный, чуткий, надменный, шутливый, капризный, будничный, праздничный, ленивый, трудолюбивый, бедный, состоятельный, строгий.
Отдых семьей (1 час). Художников во все времена привлекала тема отдыха в семейном кругу. Сюжеты картин П. Кончаловского, А. Дейнеки, Матисса, Ренуара и др. на темы семейного отдыха. Размещение изображения на всей плоскости листа.
2
Мои друзья всегда со мной (7часов)
Мой самый лучший друг (1 час). Рассмотреть рисунки и картины художников, изображающие детей (В.Серов, З. Серебрякова, А.Пластов и др.). Сосредоточить внимание на том, как художник относится к изображенным детям, какие черты и качества подчеркивает. Прочитать отрывки из стихотворений о друзьях, сравнить с образами, представленными художниками и соотнести с образами своих друзей.
Мы вместе учимся и играем (1 час). Человек учится всегда, когда получает новую, полезную информацию: на уроке в школе, читая книгу, просматривая фильм, беседуя с другим человеком. Художники, изображая, как люди общаются друг с другом, показывают взаимоотношения между людьми, их характеры и привычки.
Мы мечтаем (1 час). Рассмотреть картины, изображающие беседующих между собой детей (например, В.Серов «Дети. Саша и Юра», З.Серебрякова «Девочки», А.Дейнека «Будущие летчики» и др.). Предложить ребенку представить себя среди этих детей и рассказать, о чем идет разговор, о чем дети мечтают.
День рождения друга. Каждый человек отмечает свой день рождения и дни рождения близких ему людей. Принято поздравлять друзей с днем рождения, дарить подарки. Рассмотреть варианты оформления поздравительных открыток. Приемы стилизации в изображении растений, животных, птиц. Особенности поздравительной открытки: красочность, нарядность, праздничность. План работы над открыткой: 1. Придумать, что было бы другу приятно получить в подарок. 2. Подготовить нужный по размеру и форме лист бумаги. 3. Выбрать художественный материал – краски, цветную бумагу, цветные карандаши или фломастеры. 4. Определить цвет фона. 5. Вырезать элементы изображения и наклеить их на фон. 6. Цветным фломастером можно написать поздравление другу.
Четвероногий друг (1 час). Многие люди дома имеют животных. Самым преданным другом может быть собака. Рассмотреть фотографии разных собак и рисунки художников, изображающие взаимоотношения детей с четвероногим другом. Рассказать, о своем четвероногом друге.
Праздник с друзьями (1 час). Настоящие друзья всегда рядом – и в будни и в праздники. Вспомнить, какие праздники ребенок встречал вместе с твоими друзьями. Подготовка к празднику. Исполнение ролей сказочных персонажей. Характер и внешний вид персонажа.
3
Природа - лучший учитель художника
Природа Земли (1 час). Человек живёт на большой и прекрасной планете Земля. Природа Земли разнообразна: равнины, степи, леса, моря, горы. Рассказать, что привлекает в разных природных ландшафтах, чем нравятся горы, море, леса, равнины и др. Рассмотреть изображения природы художниками в разное время года и в разную погоду. Вспомнить какие места видел на картинах, по телевизору или побывал сам. Сравнить соответствует ли изображение этих мест на картине впечатлениям. Определить, какие цвета художники используют для изображения листвы, травы, неба, воды. Какие цвета художники используют для изображения зимы, весны, лета, осени. Пейзаж - изображение природы в искусстве.
Посмотри на небо (1 час). Небо бывает приветливым и нежным, бывает грозным и страшным. Художники любят изображать разные его состояния. Иногда по небу плывут пушистые белые облака. Рассмотреть изображения облаков на картинах художников (например, Н.Рериха). Разнообразие формы облаков. Вспомнить, как летом в солнечную погоду смотрел на облака и представлял, на что они похожи.
Поля, луга, поляны (1 час). Равнинная местность может быть совсем не скучной, если увидеть ее глазами художника. Соотнести фрагменты с изображением поля, луга, листвы с картинами художников и найти, откуда они. Пейзажи И. Левитана, И. Шишкина, И. Куинджи, М. Нестерова с изображением степи, полей, луга.
Море и горы (1 час). Рассмотреть изображения моря и гор в картинах художников. Рассказать какие они. Вспомнить литературные произведения (стихи, сказки, рассказы), где действие происходит на море или в горах. Как авторы описывают море и горы.
Деревья (2 часа). На Земле много разнообразных деревьев. Они большие или маленькие, толстые или тонкие, мощные или нежные. Породы деревьев и их внешний вид. Изображение деревьев в произведениях художников. Характер деревьев.
Насекомые (1 час). На природе в теплое время года обитает множество насекомых: бабочки, стрекозы, жуки, осы, мухи и т.д. Одни насекомые безвредные и красивые, другие – страшные и опасные или надоедливые.
Вспомнить, каких насекомых видел, и чем они е запомнились. Героями, каких сказок были насекомые. Какими они были, добрыми или злыми, красивыми или уродливыми. Рассмотреть внимательно фотографии жуков и бабочек, их формы и украшения. Определить из каких простых элементов состоят их украшения (полоски, кружки, треугольники).
Домашние животные на природе (1 час). За городом на природе под заботой человека живут разнообразные домашние животные и птицы: лошади, коровы, овцы, козы, утки, гуси, куры, индюки. Они обычно пасутся недалеко от дома своего хозяина на полянке или на лугу. Рассмотреть, как художники изобразили домашних животных. Рассказать, какие они. Слова для справки: добрый, забавный, задиристый, непослушный, кусачий, опасный, нежный, сильный, упрямый, уставший, пугливый.
Дикие животные (1 час). В лесах, степях, горах живут дикие животные. Дикие животные бывают травоядными и хищниками. Вспомнить, качества свойственны диким животным. Определить, какие качества животных подчеркнули художники в своих произведениях (Дюрер, В.Ватагин, П.Пикассо и др.). Вспомнить сказки, героями которых были животные.
Обобщающий урок. Мы все - жители планеты Земля (1 час). Обобщение материала. Ребенок в этом учебном году познакомился с изобразительным искусством и узнал, что произведения художников посвящены самым важным для каждого человека темам: семье, родному дому, дружбе, любви к природе и к животным. Одним словом тому, что человека постоянно окружает, к чему он привыкает и поэтому не всегда замечает. Художник, изображая окружающий мир, обязательно выражает свое отношение - восхищение или разочарование, удивление или недоумение, восторг или тревогу. Художник учит каждого человека видеть и ценить то обыденное, что всегда находится рядом с ним. Научись и ты ценить свой дом, свою семью, свой город или село, где ты живёшь и наш общий дом - планету Земля.
2 класс (35 часов)
1
Художественный образ - основа любого искусства (1 час)
Художественный образ (1 час). Образ - это изображение, отображение. Художественный образ создаётся художником в процессе творческой деятельности. Создание в изобразительном искусстве визуальных образов реального и вымышленного мира. Создание художественного образа в изобразительном искусстве (на примере образа дерева): замысел – сбор и изучение материала - зарисовки - отбор рисунков, которые наиболее полно передают идею – воплощение замысла. Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу. Передача художником с помощью художественного образа мыслей и чувств.
Образ Древа Жизни и его художественные воплощения. Образ дерева в искусстве разных художников. Разница между фотографией и произведением изобразительного искусства.
2
Азбука искусства (28 часов)
Введение в азбуку изобразительного искусства (2 часа). Язык искусства. Цвет, линия, объём. Передача окружающего мира с помощью цвета, линии, объёма.
Художественные материалы. Создать выразительный художественный образ помогают художественные материалы. Материалы, передающие красочное разнообразие мира (краски – акварель, гуашь, масляные); материалы помогающие быстро сделать рисунок (карандаш, фломастер, уголь, перо и тушь, роллер, пастель, уголь); материалы, создающие объёмное изображение (пластилин, глина, камень, литье из металла). Использование необычных, не художественных материалов (бумага, тесьма, нити, стекло, пластиковые бутылки, береста). Образ осени. Соотнесение очертания листа с очертанием дерева. Сравнение литературных и живописных образов осени.
Линия, штрих и художественный образ (1 час). Создание образа природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа. Описание характера линий и штрихов. Слова для справки: весёлый, оживлённый, грустный, спокойный, озорной, резкий, грубый, колючий, воинственный, ужасный.
Графика. Графические художественные материалы. Рисунки художников, в которых разные по характеру штрихи создают разнообразные художественные образы природы.
Линия, пятно и художественный образ (2 часа). Пятно и линия. Пятно и художественный образ в графике. Воплощение художественного замысла с помощью пятна и линии. Художественные материалы: краска, тушь, уголь. Угадывание изображений в случайных пятнах. Получение отпечатка. Создание образа животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями.
Создаём художественный образ в графике (2 часа). Изображение и значение образа птицы в искусстве (песни, сказки, росписи, резьба и т.д.). Сказочные птицы – образы добра и зла, дня и ночи. Использование различных по характеру линий и штрихов для изображения добрых и злых птиц.
Цвет и художественный образ (2 часа). Использование цвета для создания выразительных образов в живописи. Три основные цвета - жёлтый, красный, синий. Смешивание основных цветов для получения составных. Умение различать на репродукциях картин основные и составные цвета.
Многоцветие природы осенью. Образы осенней природы в живописи и в поэзии. Образ дерева осенью. Слова для справки: весёлый, грустный, резкий, тихий, шелестящий, подвижный, замерший, оживлённый, озорной, грубый, воинственный, тревожный, радостный.
Тёплые и холодные цвета создают разные образы (2 часа). Теплые и холодные цвета создают разные образы. Характеристики тёплых и холодных цветов.
Тёплые цвета – цвета солнца, огня, земли — жёлтый, оранжевый, красный, коричневый. Вспомнить сказки, в которых принимают участие Солнце, Огонь или Земля. Образ Огня и Солнца. Продумать, какими они могут быть: добрыми или злыми, полезными для человека и природы или вредными. Слова для справки: палящий, жалящий, хищный, ласковый, тёплый, согревающий, дающий жизнь, губящий всё живое, испепеляющий, весёлый, радостный, озорной.
Особое значение образов Солнца, Огня, Земли. Выбрать краски, которые понадобятся для изображения солнца или огня.
Холодные цвета. Холодными цветами называют цвета снега, льда, моря, травы, неба – зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Вспомнить сказочные образы, связанные с этими цветами.
Создаём художественный образ в живописи (1 час). Повторить, какое настроение помогают передать тёплые цвета, а какое — холодные. Передача оттенков настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски. Изменение характера цвета при смешении с белой краской. Изменение характера цвета при смешении с чёрной краской. Найти примеры смешения красок с белой и черной в картинах художников. Описать, какое настроение удалось выразить художникам в этих картинах с помощью цвета.
Объём и художественный образ (1 час). Объём использует скульптор для создания художественного образа человека или животного в скульптуре. Скульптура — один из самых древних видов искусства. Материалы скульптуры и способы их обработки: из мягких материалов — пластилина, глины — скульптуру лепят; работая с твердыми материалами — камнем, деревом — скульптор отсекает лишнее. Лепка маленьких статуэток из глины, высечение из камня огромных статуй богов, отливание фигур из различных металлов. Понимание замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры.
Создаём художественный образ в скульптуре. Изображение животных в скульптуре разных времен (первобытное искусство, звериный стиль у Скифов, искусство Египта, Дюрер, Рубенс и др.). Изображение зверей современными скульпторами (В. Ватагин, И. Ефимов). Красота, сила и пластика животных.
Линия, цвет и объём могут работать дружно (1 час). Использование объёма архитектором для создания художественного образа архитектурных сооружений. Рассмотреть фотографии разных зданий, построенных в 15 – 17 вв. в Москве. Пофантазировать и рассказать, каким сказочным героям могли бы принадлежать эти здания. Перечислить признаки, по которым можно здание соотнести с персонажем сказки. Линия, цвет и объём помогают создать выразительный образ в архитектуре.
Цвет, линия и объём (2 часа). Средства художественной выразительности разных видов изобразительного искусства. Использование цвета, линии, объема в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснить, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Симметрия.
Общие средства художественной выразительности (1 час). Живопись, графика и скульптура для создания художественного образа используют общие средства выразительности – это композиция, ритм, форма.
Симметрия и художественный образ (1 час). Симметрия в жизни и в искусстве. Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия уверенности). Характер несимметричных предметов (неустойчивость, готовность к движению). Способы получения симметричной фигуры. Опечаток. Симметрия в композиции. Симметрия помогает создать художественный образ в композиции. Устойчивость и спокойствие симметричной композиции. Передача движения, волнения, тревоги в несимметричной композиции.
Ритм линий и пятен (1 час). Ритм линий и пятен помогают художникам создавать различные художественные образы. Загораживание предметами друг друга в композиции. Передача с помощью ритма весёлого или тревожного настроения.
Ритм, симметрия и орнамент (2 часа). Особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм в построении орнамента. Древнейшие элементы орнамента (круг, квадрат, треугольник, и зигзаг). Значение круга – солнце, небо, покой, свет, передача представления о добре и красоте. Значение квадрата – устойчивость, надёжность, земля. Квадрат или прямоугольник с пересекающимися линиями – пашня, плодородие. Треугольник – движение, рост, устремление ввысь. Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду, дождь. Оберегающее значение древних орнаментов. Орнамент как знак — оберег. Использование древних знаков в украшении предметов народного декоративно-прикладного искусства. Мотивы древних орнаментов – Мировое Древо, фигурки птицы, коня, Праматерь Сыра Земля.
Рассмотреть орнаменты на старинных вышивках, деревянных прялках и определить, что на них изображено. Рисуночное письмо.
Форма и художественный образ (2 часа). Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Простые формы (простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; геометрические тела – куб, призма, конус, пирамида, шар и т.д.). Сложные формы получены при сочетании в одном предмете нескольких простых форм. Определение, из каких простых форм составлены различные предметы. Отражение в форме характера. Рассмотреть натюрморт (например, голландских художников XVII в., Дж. Моранди. П. Пикассо). Вообразить, что предметы на натюрморте ожили, и между ними разыгрывается действие как в театре. Рассказать, какую роль может сыграть каждый предмет. Слова для справки: изящный, лёгкий, хрупкий, скромный, горделивый, строгий, добрый, жадный, надменный, заносчивый, суровый, нежный, добродушный, задиристый, кроткий, глупый, уверенный, храбрый, достойный.
Форма создаёт художественный образ на плоскости (2 часа). Создание с помощью формы выразительного образа персонажа. Различные формы пятен и их характер (плавные, словно стекающие или струящиеся формы, передают состояние покоя, нежности, лёгкости; жёсткие, угловатые формы передают агрессивное, тревожное состояние). Неустойчивые, подвижные, изящные формы, неуклюжие, тяжелые формы пятен. Описать впечатление, создаваемое художником с помощью пятен в картине.
Форма создаёт художественный образ в объеме (1 час). Художественный образ в скульптуре. Восприятие скульптуры при круговом движении. Передача формой характера персонажей. Украшение скульптурой парков, скверов, улиц. Образы сказочных персонажей в скульптурном оформлении современных парков.
Форма в художественном конструировании (1 час). Форма играет важную роль в художественном конструировании. Конструировать можно посуду и мебель, одежду и игрушки, машины и здания. Художественное конструирование — это художественное построение предметов и расположение различных частей по отношению друг к другу. Форма предмета должна быть красива и удобна для использования. Конструирование различных предметов из бумаги. Придание разнообразных форм обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. форм — куб, шар, призма, цилиндр, конус. Формы зданий – формы простых геометрических тел.
Композиция, ритм, форма должны работать дружно (2 часа). Композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Важным атрибутом современного праздника является поздравительная открытка. Композиция ритм, форма в поздравительной 3открытке. Разнообразие форм открыток (от обычной прямоугольной карточки до сложной раскладной конструкции). Открытка игрушка. Ритм форм в композиции открытки. Использование для изготовления открытки плотной бумаги или картона, различных материалов: нитей, ткани, тесьмы, бусинок, сухоцветов.
3
Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа
(6 часов)
Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов (2 часа)
Местоположение главного предмета в композиции (в центре, со смещением вверх-вниз или в сторону). Взаимоотношения второстепенных объектов с главным. Характер композиции (спокойствие или напряженность). Равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Значение каждого предмета в целостном образе композиции.
Тема произведения и художественный образ (2 часа). Художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Темы, нашедшие отражение в искусстве.
Образы природы в изобразительном искусстве. Природа - лучший учитель художника. Пейзаж – изображение природы в изобразительном искусстве. Весенняя природа в изобразительном искусстве, поэзии, в музыке. Разные образы весны. Впечатления от весенней природы, переданные в разных произведениях: общее и особенное.
Образ человека в изобразительном искусстве (1 час). Передача внешности, движений, поведения людей средствами живописи, графики, скульптуры.
Интерес художников не только к внешнему облику, но и внутреннему миру человека. Понимание человека с помощью его изображения, открытие новых черт его характера. Портрет – изображение человека в изобразительном искусстве. Расположение фигуры на листе. Смешение красок для изображения лица и рук. Тень от подбородка. Деление лица на три части линией бровей и линией кончика носа. Характерные черты персонажа.
Музеи изобразительного искусства (1 час). Произведения изобразительного искусства хранятся в художественных музеях. В больших музеях хранятся огромные коллекции живописи, графики и скульптуры, собранные людьми за многие века. Здания, в которых находятся эти музеи. Крупные музеи России, имеющие мировое значение: Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Русский музей в СанктПетербурге. Коллекция произведений художников Древней Руси и России в Третьяковской галерее. Павел и Сергей Третьяковы. Здание Третьяковской галереи (проект В. Васнецова). Коллекция зарубежного искусства в Эрмитаже. Эрмитаж располагается в Зимнем дворце русских императоров.
Региональные художественные музеи. Дом-музей художника Виктора Васнецова в Москве. Доммузей художника Исаака Левитана в Плёсе. Знакомство с музеями своего района, области, города.
3 класс (35 часов)
1
Волшебный мир, наполненный чудесами
(6 часов)
Древние корни народного искусства (1 час). Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Каждый человек с раннего детства входит в необычный сказочный мир, наполненный чудесами. Роль мифа и мифических персонажей в развитии культуры и искусства. Миф и сказка.
Из чего родилась сказка... Представление древних людей о мироустройстве. Знание о том, как жили наши древние предки, сохранилось благодаря искусству. Украшения, предметы быта, орудия труда, найденные при раскопках на местах древних поселений, росписи на стенах пещер рассказывают о жизни древних людей. Изображение животных древними художниками.
…из потребностей жизни (1 час). Древние изображения на каменных стенах пещер, в которых обитали древние люди. Образы животных в наскальной живописи. Обобщенность образа; передача самых типичных качеств животного; сочетание в одном образе реальных и фантастических черт. Выразительность и узнаваемость изображений животных, условность в изображении людей.
из веры (1 час). Вера древних людей в происхождение их рода от животного – медведя, пантеры или оленя. Фигурки животного – покровителя рода, сделанные из камня, дерева, металла или керамики. «Звериный стиль» в искусстве древних скифов. Украшение фигурками животных оружия, конских сбруй, щитов, колчанов, пряжек, застежек на одежде скифских воинов. Передача сути образа: силы, ловкости, скорости, чуткости, зоркости, быстроты реакции животного. Оберег – священное изображение, наделенное, по мнению человека, оберегающей силой. Соединение реальных и фантастических черт в образах животных. Красота и польза в представлении древних. Вера в то, что качества зверя перейдут обладателю его изображения. Коллекция фигурок звериного стиля в Эрмитаже.
... из желания узнать мир и сделать его лучше (1 час). Объединение искусством многих видов деятельности, которые помогали человеку выразить свои представления об окружающем мире, усвоить и передать знания и умения, способствовали общению. Существование искусство в сознании древнего человека слитно с мифом и религией. Раскрытие в мифах не только смысла событий, но и проект их лучшего осуществления. Миф - это сказание передающее представление древних народов о происхождении Мира и человека. Роль мифа в жизни древнего человека: восполнение недостатка знаний, объяснение загадок природы, помощь в понимании мира, уверенность в будущем. Соединение в мифе реального и фантастического. Герои мифов – боги и люди, фантастические звери и птицы, стихии природы - ветер, вода, огонь, земля, волшебные предметы. Воплощение содержания мифов в священных действах - обрядах и ритуалах. Ритуал - это установленный порядок определенных магических действий. Магия - вера в сверхъестественную способность человека управлять природой и предметами. Слитность древнего искусства – музыки, изобразительных искусств, танца, театра – в древних обрядах и ритуалах. Сказочный характер мифологических образов. Сохранение отголосков древнего ритуального действа сохранились в языке сказочных символов.
Знак и символ (1 час). Знак - это общепринятое изображение, используемое для хранения и передачи информации. Все люди, включенные в пространство одной культуры, одинаково понимают смысл знака, например, букв алфавита, цифр, дорожных знаков. Владение языком знаков и символов для понимания искусства. Древние знаки солнца, земли, воды. Символ - похож на знак, но имеет множество значений. Глубокое содержание символа и сообщение им многозначности художественному образу. Раскрытие символом общих для людей переживания мира и самих себя.
Древний символ Древа жизни в народных вышивках. Образ Древа.
Сказка - ложь, да в ней намек... (1 час). Отличия сказки от мифа. Конь – любимый герой народных сказок мифов. Конь - символ добра и благополучия. Роль коня в сказках. Изображение коня в искусстве. Образ коня в раскрытии содержания художественного произведения. Интерпретация образа Коня с иллюстраций к сказкам. Образ коня в искусстве разных народов.
Значение композиция произведения, места, которое занимает конь, его очертания, цвет фона, цвет коня, его связь с человеком в понимании смысла произведения.
Сказочные темы и сюжеты в изобразительном искусстве (2 часа). Богатырская тема в изобразительном искусстве России (В.Васнецов, М. Врубель и др.). Тема – сюжет – содержание произведения искусства. Тема - сфера реальной жизни или фантазия, получившая отражение в произведении искусства. Сюжет - изображенное событие и развитие действия, запечатленного в произведении. Темы поиска счастья или Жар-птицы, от которой оно зависело и др. Троекратные повторы в сюжете. Волшебные превращения в сюжетах сказок. Сказочные мотивы в изобразительном искусстве. Сказочная птица (М.Врубель, В.Васнецов). Композиция и цвет в создании выразительных образов. Отличие положительных и отрицательных героев сказок, преображенных в зверей и птиц. Образы добрых и злых персонажей. Линии и цвета для их изображения. Разнообразие штрихов для передачи фактуры перьев птицы или меха животного.
2
Художники-сказочники. Сказочные образы
(5 часов)
Художники-сказочники (1 час). Художники, использовавшие в своем творчестве сюжеты сказок: Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Иван Билибин, Николай Рерих. Специфика их творчества, художественная манера и свой круг сюжетов. Работы этих художников хранятся в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт – Петербурге.
Герой сказки - носитель народных идеалов (1 час). Образ главного героя сказки. Перерождение в результате выпавших на долю героя по сюжету сказки испытаний, Иванушка-дурачок (царевич, юноша) в сильного, смелого, доброго, крепкого духом идеального героя. Образы русских богатырей с картины В. Васнецова. Одежда русского воина: кольчуга, шлем, кольчужка. Щит и меч - обязательные атрибуты воина. Этапы создания портрета героя сказки: пятном изобразить овал лица, шею и плечи. Изменения в одежде русских воинов с течением времени (17, 19, 20 вв.). Изменения образов.
Образ Героя - защитника отечества в искусстве (1 час). Герои сказок – как воплощение мечты народа об идеальном защитнике, которому по плечу любые подвиги во имя мира и добра на родной Земле. Стремление людей в страшные для нашей Родины дни всегда вставать на ее защиту и спасать родную землю и свой народ. Образ защитника Родины в произведениях художников. Образы разных поколений защитников земли русской в современном искусстве. Образ героя Великой отечественной войны. Соответствие черт, свойственных сказочным героям образам настоящих героев.
Идеальные образы сказочных героинь (1 час). Главные героини русских сказок. Наделение сказочной героини качествами, которые, по мнению народа, должны были присутствовать у идеальной женщины: красота, скромность, терпение, стойкость, верность, доброта, заботливость, трудолюбие, умелость, чувство собственного достоинства. Роль одежды в характеристике женского образа: головной убор - кокошник или платок, сарафан, рубаха.
Идеальные женские образы в искусстве (1 час). Представление об образе идеальной женщины, отраженное в искусстве. Качества женщин – героинь произведений искусства: нежность и сила духа, доброта и смелость, трудолюбие и заботливость, скромность и оптимизм, мастерство и обладание хорошим вкусом.
3
Реальность и фантазия
(12 часов)
Образы отрицательных персонажей (2 часа). Борьба двух главных противников - противоположных по духу, внешнему виду и целям – основа любого сказочного сюжета. Противостояние положительных героев в сказок злым, хитрым, коварным персонажам. Наделение отрицательных персонажей (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей-Горыныч, злая царица и др.) огромной силой, подкрепленной колдовскими чарами. Передача характера с помощью внешнего вида. Зловещие образы злых героинь, ассоциации с образом сердитой птицы или настороженного, агрессивного зверя. Цвет и характер линии в создании образа.
Образы чудовищ. Возникновение образов чудовищ в результате преобразования настоящих животных и птиц, добавления к их реальному виду различных деталей: голов, лап, клыков, крыльев. Образы фантастических чудовищ в резьбе, украшающей избы и храмы. Деревянная резьба. Каменная резьба Дмитриевского собора в г. Владимир, соборов г. Чернигов и Юрьев-Польской. Изображение чудищ на изразцах. Украшение цветными изразцами печей, фасадов каменных храмов и палат. Знакомство со способами изготовления изразца.
Образ дороги в сказке и дорога в жизни (1 час). Дорога как символ жизненного пути. Образ дороги в сказках. Соединение в образе дороги трех миров – подземного, земного и небесного. Путь по стволу дерева к небу, путь через реку в потусторонний мир и т.д. Встречи и приключения, поджидающие героя на дороге. Образ дороги в произведениях художников И. Левитана, Н. Рериха, И. Шишкина, в иллюстрациях И. Билибина. Использование правил перспективы при изображении дороги. Линия горизонта.
Там, на неведомых дорожках... (1 час). Роль перекрестка дорог (перепутье, росстань). Выбор героем своего жизненного пути, принятие, жизненно важного решения. Знаки перепутья: Поклонный крест или огромный валун. Образ пути-дороги – символ судьбы героя. Дорога по реке или по небу.
Странствия по различным мирам (1 час). Соединение дорогой трех миров – подземного, земного и небесного. Странствия героя по различным мирам.
Жизнь человека как путешествие по дороге жизни. Изображение дороги длиною в жизнь человека, весь его жизненный путь на картине К. Петрова-Водкина. Виртуальное присутствие дороги на картине. Представление о дороге, по которой идёт герой, её характеристика, представление о том, какой путь совершил герой, какой была его дорога: лёгкой или тяжёлой, длинной или короткой и т.д.
Образ Сказочного леса (1 час). Дорога через заколдованный лес. Образы сказочного дерева: могучий дуб, нежная березка или рябинка, колючая ель. Близость деревьев по духу персонажам сказок. Способы изображения деревьев и их особенности.
Заколдованный лес (1 час). Образ мрачного леса Бабы Яги как олицетворение для героя иного мира. Избушка на курьих ножках. Образы деревьев, которые могут расти в заколдованном лесу. Выражение в образах этих деревьев характера и помыслов Бабы Яги. Избушка Бабы Яги, созданная по рисунку В. Васнецова в Абрамцево. Иллюстрация И. Билибина к сказке «Василиса Прекрасная». Передача художником с помощью окружающей природы характера и помыслов всадников. Соответствие мрачного вида чащи ельника и колючих ветвей этих деревьев характеру отрицательных персонажей.
Волшебный лес (1 час). Образ заснеженного леса на картине В. Васнецова «Снегурочка», его соответствие образу Снегурочки. Образы Снегурочки у М. Врубеля и Н. Рериха. Черты характера Снегурочки, увиденные каждым художником. Представить какие деревья могут расти в лесу Снегурочки. Рассказать о картине В. Васнецова «Заснеженный лес».
Образ жилища в сказке и в жизни (1 час). Путешествие героя от порога родного дома: избы, каменных купеческих палат или царского дворца. Изба – русское крестьянское жилище, срубленное из бревен и покрытое двухскатной крышей. Отношение крестьян к своему дому. Элементы конструкции и декора избы. Выражение в украшении избы стремлении сберечь семью от различных напастей – болезней, злых духов, природных явлений. Использование в деревянной резьбе изображений оберегающих символов: солнца, птиц, символизирующих небо, львов и русалок, обозначающих подводный и подземный миры. На крыше – конёк представлял солнечное божество и символизировал богатство и достаток в доме. Украшение пространства вокруг дверей и окон – резные наличники. Украшение богатых теремов и царских хором.
Образы сказок в разных видах народного искусства: в декоре домов, в орнаментах вышивки, в резьбе и в росписи предметов быта.
Образ деревни (1 час). Путешествие от порога сельского дома. Жизнь в ладу с природой деревенских жителей, знание и уважение ее законов. Деревенская улица, повторение очертаний рельефа местности. Разнообразие изб: богатые и бедные, украшенные резными орнаментами и почерневшие, покосившиеся от времени. Расположение деревни на живописном берегу реки или озера, среди полей или на опушке леса. В. Васнецов - эскизы декорации к опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Образ деревенской улицы в картинах художников: ощущение сонной тишины или яркого праздничного веселья. Гармоничная связь традиционных сельских построек с окружающей местностью.
Образ города (1 час). Город древности – неприступная крепость. Могучие стены, сторожевые башни, проездные ворота, подъемные мосты, ров, окружающий со всех сторон город. Главный собор в центре города, деревянный или каменный дворец и хоромы или палаты бояр и именитых людей. Дома богатых купцов. Избы бедного и мастерового люда на окраине города (Н. Рерих «Путивль», «Ростовский кремль»; А. Васнецов «Московский Кремль»).
Образ сказочного города (1 час). Образ сказочного чудо-города «с златоглавыми церквами, с теремами и садами». Легенда о невидимом чудесном граде Китеже.
4
Образы сказочных атрибутов
(7 часов)
Роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках: блюдечко с голубой каемочкой, молодильные яблоки, клубок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, волшебные бусины, шапка-невидимка, куколка, прялка, волшебное зеркальце, колечко, гребень, веретено, корона, меч-кладенец и др. Символика и особенности изображения сказочных предметов.
Свет мой, зеркальце... (1 час). Особая роль зеркала, отражение героини, событий, происходящих с другими персонажами сказки. Зеркало как таинственный мир и как дорогая вещь.
Куколка... (1 час). Кукла в сказочных сюжетах и в древних обрядах, и обрядовых играх. Изготовление кукол в древности (вырезание из дерева, вязание из соломы, лепка из глины, скручивание из тряпочек). Куклы - пеленашка, закрутка, стригушка, куватка. Куклы-помощницы, свадебные куклы и др. Обрядовые куклы. Кукла, замещающая надолго ушедшего из дома человека (сказка «Василиса Прекрасная»). Наделение сказочной куклы особой защитной магией. Вера в оберегающую силу куклы. Последовательность изготовления Куватки. Изготовление куклы из соломы, ниток, тряпочек и даже из фантиков.
Яблоки и яблоня (1 час). Волшебное яблоко или от яблони и развитие сюжета сказки. Особое отношение к яблоне на Руси. Праздник Яблочный Спас. Освещение нового урожая плодов. Тайна сказочных яблонь. Добрая или злая сила яблока в сказках. Помощь героям в избрании пути, обретении молодости и мощи, видении событий, происходящих на другом конце света. Принесение вреда героям (отравленное яблоко). Иллюстрации художников А. Куркина и Б. Зворыкина.
Перо Жар-птицы (1 час). Жар-птица – символ бессмертия. Волшебные свойства пера Жар-птицы. Сюжеты сказок с пером Жар Птицы.. Сюжеты сказок, связывающие Жар-птицу с клеткой, внутри которой находятся золотые яблоки. Интерес художников к образу волшебной птицы, освещающей пространство и дающей тепло. Иллюстрация И. Билибина к «Сказке об Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». Внешний вид и повадки Жар-птицы. Вид пера и его сходство павлиньими перьями. Свойства перьев: гибкость, пластичность, сходство с ветвями растений или стеблями цветов.
Корона (1 час). Корона - символ величия и власти. Царские и императорские короны, изготовленные из драгоценных металлов и камней. Древние символы в декоре царской короны. Соответствие в сказках короны характеру и намерениям владельца. Черты короны царя, доброй или злой царицы, царевны, Кощея Бессмертного?
Меч-кладенец и щит (1 час). Меч, щит, копье – оружие, которым пользовались наши предки. Волшебная сила оружия в сказках. Солнечная символика Меча-кладенца и его использование богатырями из русского фольклора. Яркое свечение вокруг меча на иллюстрациях к сказкам. Меч-кладенец - символ отваги, справедливости, могущества, сражающегося за правое дело. Смысл его в мудрости, определяющей коварство и невежество и карающей преступников. Меч мог обозначать также власть и достоинство. Второй важный атрибут воина – щит. Щит – символом защиты и безопасности. Интерпретация слова «защита». Украшение щита эмблемой воина, сообщающей о его идеалах. Оружие захватчиков – злых персонажней сказок. Меч как символ рока, а щит как устрашающая визитная карточка злодея. Значение размещённых на щите изображений: солнце, дуб, ворон, сова, лев, змея, паук, дракон и др. Изображение мечей и щитов, символика которых раскрывает характер и намерения персонажа, в современных фильмах фэнтези и играх.
Прялка и волшебный клубок (1 час). Определяющая роль в сказках прядения, прялки, ткачества, клубка ниток или веретена. Значимость прядения в крестьянской жизни. Зависимость судьбы пряхи от её сноровки, мастерства и вкуса. Наделение в мифах и сказках прядения, ткачества и всего, что с ними связано магической силой. Героини сказок, связанные с этой деятельностью: Василиса Премудрая за одну ночь соткала волшебный ковёр; Баба Яга пряла, скручивая нить в клубок, а клубок помогает герою найти свою судьбу. Клубок – символ времени и бесконечности, символ судьбы. Богини Судьбы, прядущие нить жизни человека в культуре разных народов (Мойры у греков, Доля и Недоля у славян, Среча и Несреча у сербов).
5
Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается. (3 часа)
Изображение праздника и его атрибутов в искусстве (1 час). Счастливый конец сказки. Праздник, народное гуляние на картинах художников. Праздничный стол, посуда, угощение. Самовар, ковши, братины, чаши, туеса, крынки. Посуда на крестьянском столе – деревянная, глиняная. Медная. Посуда на царском столе – серебряная, покрытая цветными глазурями. Дух русской старины в натюрмортах с предметами крестьянского быта (В. Стожаров).
Пир на весь мир (2 часа). Композиции на тему народных гуляний в живописи и в иллюстрациях к сказкам (Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Васнецов).
Символика народного праздника (1 час). Народный праздник – Красная горка. Хороводные игры. Песни-веснянки и «заклички» весны. Символика праздника Красная горка. Хороводы в творчестве художников А. Саврасова, Б.Кустодиева.
4 класс (35 часов)
1
Искусство - генератор культуры
(повторение и углубление предыдущего материала)
Художественный мир, сотворенный по законам сказки (2 часа)
Сказочные сюжеты (1 час). Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты.
Сюжеты жизни и сюжеты сказки. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства. Произведения изобразительного искусства, посвященные темам реальной жизни. О чём рассказывают эти произведения. Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками (на примере картин Б. Неменский. Тишина. М. Шагал. Купание ребёнка. Т. Яблонская Хлеб. В. Васнецов. После побоища В. Перов. Тройка). Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей. В сказке – это начало пути - конец пути, живая вода - мёртвая вода, налево пойти или направо, верхний небесный мир – нижний подземный или подводный мир, светлые помыслы - чёрные мысли и т.п. Восприятие каждой пары противопоставлений как хорошее – плохое. Понятия: добро - зло, верх - низ, прошлое - будущее, лево - право и т.д. в жизни. Рождение сказки из реальной жизни. Произведения изобразительного искусства созданы художниками тоже на основе наблюдения реальной жизни.
Средства художественной выразительности, раскрывающие замысел произведения. Изображение художниками разных явлений окружающего мира. Использование средств художественной выразительности для раскрытия замысла художественного произведения (композиция картины, ритм, колорит, характер линий, формы предметов, местоположение героев в композиции и их костюмы, фон). Сочетание цветов в картине называется колорит. В произведении изобразительного искусства художник в зависимости от замысла сталкивает противоположные по звучанию цвета, линии, формы для того, чтобы создать выразительный образ.
Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды. Использование пейзажа для раскрытия состояния и помыслов персонажей картины (М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею», В.Васнецов иллюстрация к поэме А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Сравнить характер природы, окружающей героев. Определить, какое она создаёт настроение, как образы героев вписываются в пространство, художник сравнивает или противопоставляет героев, изображает начало пути или конец пути, какой путь будет у героев долгий или короткий, трудный или лёгкий, светлый или мрачный.
2
Образы стихий
(7 часов)
Ожившие стихии (1 час). Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии – ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии в картинах художников И.Левитана, К.Айвазовского, Н.Рериха. Помощь пейзажа в раскрытии величия и трагизма события (на примере фрагмента картины А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием»). Стихии, встретившиеся в картине. Смысл и значение древнего декора с символикой стихий.
Образ земли в искусстве (1 час). Почтение человека к земле. часто Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, о родном крае, о Родине. Соотнесение образа земли в поэзии и в изобразительном искусстве.
Многозначность значений земли в искусстве: прочная твердая и непоколебимая опора; пространство земли, располагающееся вокруг – спереди и сзади, слева и справа и расходится на четыре стороны – север и юг, запад и восток. Ассоциация земли с фигурой прямоугольника или квадрата.
Качества свойственные прямоугольнику, их соответствие представлениям древних о качествах земли. Качества, свойственные земле в представлении древних – твёрдость, постоянство, надёжность, уверенность.
Земля – символ плодородия и богатства во многих мифах мира. Образ Земли как Матери-Кормилицы в представлениях древних. Земля – символ трудолюбия, учит, что любые преграды можно снести упорным несгибаемым трудом. Земля – символ жизни, здравого смысла, стабильности, веры в настоящее и в традиции. Слово «ЗЕМЛЯ» синоним слова «МИР».
Ключ Земли - сказы Бажова (1 час). Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Ключ – символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играл решающее значение («Буратино или Золотой ключик», «Королевство кривых зеркал» и др.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения.
Образ воздуха в искусстве (2 часа). Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо – источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей всё живое. Поклонение небу, ожидание от него помощи или наказания. Страх перед небом. Небо – место обитания милостивых и карающих богов в мифах. Мать-Земля, Небо-отец в представлении древних.
Противопоставление воздуха земле, наделение его противоположными качествами. Олицетворение воздухом движения, стремления к открытию нового: новых знаний, новых возможностей; непредсказуемость. В мифах Царство ветров — это священный центр воздуха. Воздух – символ свободы и перемен, воображения и полёта фантазии. Связь со стихией воздуха Воздушных замков – символа прекрасной, недосягаемой мечты. Воздух – среда обитания сказочных существ: эльфов, сильфид и фей в сказках.
Символы воздуха в искусстве – птицы, облака, крылья, воздушный змей или образы лёгких эльфов. Отождествление воздуха с дыханием или порывом ветра в древних народных верованиях. Значение воздушной стихии (Ветра) в сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Изображение эмоционально выразительных состояний природы (Н. Рерих «Небесный бой», И. Левитан «Над вечным покоем», У.Тернер «Метель», А. Рылов «В голубом просторе» и др.).
Образ огня в искусстве (1 час). Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь – символом власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Огонь с древнейших времён священное явление для человека. Значение огня и света в жизни человека и природы. Символика огня – треугольник, направленный остриём вверх; пламя, факел, солнечные лучи. Огонь союзник человека. Горящий очаг – символ семейного благополучия. Огонь – символ справедливости, праведного гнева, который может покарать виновного и обогреть нуждающегося. Огненный меч – символ справедливости, карающий тех, кто сеет мрак.
Огонь – враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Он наделен хитростью и безграничной силой, не щадит никого, пожирая и превращая в пепел всё, что находится на его пути. Огненная карающая безжалостная бездна – ад – в мифах многих народов. Образ древнегреческого героя мифа Прометея, добывшего огонь для людей и жестоко наказанного за это богами. Прометей – символ героического несения света, истины, открытия людям нового знания.
Образ воды в искусстве (2 часа). Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды – символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Враждебность воды, стихийные бедствия. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принять форму сосуда, легко обтекать препятствия, но при этом сама не изменяется. Тайна воды: её видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Народная мудрость: «Капля камень точит». Образ потока – символ трудностей и непреодолимых преград. Спокойна текущая вода – «живая вода», символ неумолимого хода времени, невозможности его вернуть. Река – символ забвения. Разделение рекой в мифологии многих народов мира живых и мира умерших. Вода – источник жизни, не возможность живым существам жить без воды. Вода – символ обновления, очищения, здоровья долголетия. В мифах славян реки и ручьи – это сосуды, по которым течет кровь Земли. В христианстве чистая вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символ воды, водной стихии трезубец бога морей Посейдона. Древнее изображение воды – волнистая линия. Символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки») в деревянной резьбе, украшающей избу.
3
Художественные образы мирового искусства.
Героические образы Древней Греции
(3 часа)
Культура Древней Греции (1 час). В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции - одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха Античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги – Зевс, Посейдон, Аид, и таинственные силы природы.
Образ природы и построек Древней Греции. Архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий. Храмы древней Греции. Главный храм Афинского Акрополя – Парфенон – вершина античной архитектуры. Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города.
Театр в Древней Греции (1 час). Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра. Рождение греческого театра из древнего ритуала, посвященного богу виноделия Дионису – символу умирающей и возрождающейся природы. Красочное зрелище праздника, торжественная процессия, состязания драматургов, поэтов, хоров. Трагедия – спектакль с печальным концом. Комедия – весёлое, смешное представление. Костюм и маска актера. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа: хохота, горести, испуга, умиротворения. Значение цвета маски: багровый означал раздражённого человека, рыжий - хитрого и коварного. Двойные маски с разными выражениями лица. Античные маски. Использование масок в более поздние эпохи.
Образ человека Древней Греции (1 час). Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства. Основные качества достойного человека: мужество, отвага, доблесть, решительность – черты, способные подчеркнуть в нём в первую очередь гражданина – защитника своей страны.
Лучшие черты характера человека облачены в прекрасную, гармоничную форму – физически развитое, сильное, соразмерное тело. Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы богов и людей в искусстве древней Греции: Одежда человека древней Греции: хитон и гиматий. Хитон – мужская и женская нижняя одежда наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий - верхняя мужская и женская одежда. Сравнение образов античной архитектуры и человека.
4
Одухотворённые ОбразыСредневековья (8 часов)
Идеалы Средневековья (1 час). Образ Великого Бога – милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам – в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Строительство града Божьего на Земле. Возвышенные представления людей о Космосе и величественные, устремлённые к небу, соборы, воплотившие идеалы эпохи. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Искусство дарит человеку ощущение просветлённой радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. Украшение соборов скульптурами фигур святых или жуткими чудовищами, словно только что вышедшие из страшной сказки. Культура Средневековой Европы получила название – готика.
Образ человека в искусстве Средних веков (1 час). Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм. Создание ими огромного эмоционального напряжения. Устремлённость вверх формы зданий и вытянутых фигур святых, как призыв человеку забыть о земных невзгодах и устремиться душой ввысь, к Богу. Устремлённость к возвышенному и недосягаемому небу в образе человека. Яркие цветные витражи на окнах готических соборов. Витраж - это орнамент или декоративная композиция, созданная из кусочков цветного стекла. Декоративные орнаменты и композиции с фигурами людей в витражах.
Знаки и символы времени. Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали.
Родовой герб над входом в замок (1 час). Вера древними в неразрывную связь знака и предмета, которого знак обозначает. Рисунки на стенах пещер знаков животных и проведение ритуала охоты. Вера, что если во время ритуала «убит» знак зверя, охота будет удачной. Изображения, которые можно рассматривать как знак и как символ. Древнейшие знаки и символы – основа развития письменности.
Символика цвета (1 час). Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность языка геральдики для рыцарей. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Рыцарские турниры — боевые состязания, облечённые в праздничную форму. Изображение герба на щите каждого рыцаря.
Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок (1 час). Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э.Булатов, О.Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссо – прообраз замка из сказки. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые шпили, маленькие таинственные окошки.
Образ времени в сказках (1 час). Течение времени в сказках: «Жили старик со старухой тридцать лет и три года...», «долго ли коротко ли...», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ночь простоять, да день продержаться». Часы – как символ идущего, навсегда проходящего времени и даже жизни. Солнечные часы. Песочные часы. Пословицы о времени. Смысл часов на картинах художников. Натюрморты голландских художников. Роль часов в сказках. Иллюстрации к сказке Шарля Перро «Золушка». Образ Золушки в иллюстрациях разных художников.
Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля. Подготовительная работа художника: эскизы костюмов героев, эскизы и макеты декораций.
5
Сказочные образы Востока (6 часов)
Чудесный мир сказок народов Востока (1 час). Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок – важные и коварные султаны, бедные и смекалистые рыбаки, хитрые торговцы и мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства каждой страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония). Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока.
Характеристика деятельности учащихся. Понимать, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей.
Образы искусства арабского мира. Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Волшебная лампа Алладина», «Али Баба и сорок разбойников», «Рассказ о царевиче и семи визирях», «Сказка о Синдбаде-мореходе» и др. Отражение в сказках культуры многих стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки.
Образ природы. Разнообразие природы на Востоке. Цветущие сады при роскошных дворцах, узкие глинобитные улочки в бедных районах города, испепеляющая жаром пустыня, штормовые волны моря, мрачные подземелья, пещеры. Краски и цветовые сочетания в природе Востока. Обобщённые образы Востока в живописи армянского художника Мартироса Сарьяна.
Образы архитектуры (1 час). Голубая мечеть в Стамбуле – одно из самых красивых сооружений восточного мира. Богатство декора архитектурных сооружений Востока. содержат Геометрический и растительный орнамент изразцов. Мечеть - это мусульманский храм. Высокие башни - колокольни по углам мечети – минареты. Медресе - религиозное учебное заведение.
Художественное оформление волшебных предметов (2 часа). Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией. Образы мифологии: джины-демоны, сотворенные из чистого огня. Фантастические возможности джинов: умели летать, пробираться глубоко под землю и воду, становиться невидимыми, превращаться в людей, зверей, птиц и растения. Местом их обитания могли служить волшебная лампа, закупоренная бутылка или древний кувшин. Джин – защитник, помощник и джин – враг. Защитный амулет Востока «Ладонь Фатимы» или «Рука Фатимы».
6
Образ человека в искусстве арабского
Востока (2 часа).
Мужской образ. Богатые фольклорные традиции – дающие образ человека. Отсутствие живописи на арабском Востоке. Книжная миниатюра Персии – иллюстрации к произведениям поэтов. Образ человека, запечатлённый в миниатюре, его одежда, окружающие предметы. Качествами настоящего мужчины: великодушие, щедрость, доблесть, стойкость, верность данному слову. Постоянное утверждение мужчиной своего превосходства перед противником, забота о семье, почтение старикам. Элементы одежды, дополняющие образ мужчины?
7
Яркие образы Индии (4 часа)
Образы архитектуры Индии (1 час). Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов - мусульманского и традиционного.
Ступа - символ природы и ума (1 час). Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды – человека, основавшего одну из мировых религий – буддизм. Ступа как вертикальная модель Вселенной. Символические формы ступы: квадрат в основании постройки – символ порядка и устойчивости, круглая, убывающая по спирали форма колокола – символ движения и развития. В Индии в отличие от арабского Востока очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде человека и животных богато украшают храмы снаружи и внутри.
Один из центральных образов в Индии - Будда. Его изображение помещают даже на крыши храмов!
Слон — символ мудрости, величия и непобедимой мощи (1 час). Особое значение слона в Индии. Ганеша – бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии.
Фестиваль слонов. Слоны – персонажи древних и современных росписей. Слон в Индии – символом мудрых правителей. Значение росписи в искусстве Индии. Настенная живопись в древних храмах, украшение панно и расписанными яркими узорами тканями современных помещений.
Образ человека в искусстве Индии (1 час). Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке. Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность.
8
Добрые образы Китая (4 часа)
Образы архитектуры Китая (1 час). Древний Китай – одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая.
Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых богата китайская живопись. Значение художника в древнем Китае: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Любовь к изображению пейзажей с облаками и деревьями, острыми вершинами гор и округлыми очертания холмов, пещерами и ущельями, ветвями дорог, ведущих в горы и деревьями у изгибов дорог. Размещение на небольшом листе сотни тысяч верст: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью». Изображение деревьев.
Искусство выбирать главное (1 час). Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Дополнение рисунков надписями в виде иероглифов. Вертикальное расположение строки. Сравнение рисунка со сновидением: краски и телесность изображаемого тают в пустоте листа.
Дракон - символ добра и защиты (1 час). Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии – вода и огонь, земля и воздух. С действиями Дракона соотносят времена года. Внешний облик дракона: «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Облик Дракона говорит о его первенстве среди всех земных обитателей. Дракон – защитник от зла и нечистой силы, символ счастья и благоденствия. Украшение фигурами драконов императорских дворцов Воздушные змеи и китайские фонарики в форме Дракона.
Образ человека в искусстве Китая (1 час). Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов. Женщины, изображённые на свитках, являются частью пышного, цветущего мира. Многоцветие садов, заросли бамбука, бабочки и диковинные птицы. Одежда женщин из ярких шёлковых тканей, расписанных орнаментами с изображениями пионов, лотоса, тростника, бабочек, драконов, пагод, рыбок, мотивов пейзажа. Огромные причёски, украшенные замысловатыми заколками и бусинами. Головы на тонких, затянутых воротниками-стойками шейках уподобляются хрупким фарфорофым изделиям. Значение веера в древнем Китае как признака достатка и авторитетности его владельца. На веере изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, иногда портреты.
Музеи и выставки (1 час).
Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге.
Музеи искусства в родном городе, районе, области? Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки.