Министерство образования и науки РБ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа
___________________________________________________________________________
671332, Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Полевая, 1,
тел. 45-4-02, 45-4-25.
Номинация «Литература»
Тема работы
«Куклы-героини художественных произведений»
Автор: Мисайлова Оксана, ученица 4 класса
МБОУ «Шпалозаводская СОШ»
Домашний адрес: с. Новоильинск
Ул. Солнечная,9-1, Телефон:89148491280
Руководитель: Матвеева
Светлана Викторовна,
учитель начальных классов.
Телефон: 89149872680
г.Улан-Удэ
2016г.
АННОТАЦИЯ
к работе «Куклы-героини художественных произведений», номинация «Литературное сочинение».
Автор: Мисайлова Оксана, ученица 4 класса МБОУ «Шпалозаводская СОШ», домашний адрес: с. Новоильинск, ул. Солнечная,9-1, телефон: 89148491280. Руководитель: Матвеева Светлана Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Шпалозаводская СОШ», телефон: 89149872680.
Данная работа актуальна, так как кукла-игрушка существует много столетий. Она играет роль посредника между внешним и внутренним миром подрастающего человека. В художественной литературе игрушка выступает в роли предметно-бытовой детали жизни героя.
Если я изучу произведения художественной литературы, где в качестве художественной детали выступает кукла, то я смогу лучше понять её роль в художественной литературе.
Цель работы:
Методы: описательно-аналитический, сравнительный, анализ научно-популярной, художественной литературы, анкетирование.
В моей работе была цель определить роль игрушки в жизни людей и в судьбах героев художественных произведений. Анализ текстов показал, что в произведениях художественной литературы игрушка является очень важной деталью.
Оглавление
Введение.
Социологический опрос.
Кукла в художественной литературе.
Волшебная сказка «Василиса Прекрасная»
Ю. Олеша «Три толстяка»
В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения.
Введение
«…без куклы мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли»
Андрей Синявский
Актуальность:
Кукла-игрушка существует много столетий. Она играет роль посредника между внешним и внутренним миром подрастающего человека. В художественной литературе игрушка выступает в роли предметно-бытовой детали жизни героя.
Объект:
Предмет исследования:
Цель:
Гипотеза:
Если я изучу произведения художественной литературы, где в качестве художественной детали выступает кукла, то я смогу лучше понять её роль в художественной литературе.
Задачи:
проанализировать тексты художественных произведений, где в качестве художественной детали выступает игрушка;
определить роль игрушки в художественных произведениях.
Методы: описательно-аналитический, сравнительный, анализ научно-популярной, художественной литературы, анкетирование.
Материал для исследования: художественные произведения.
Игрушка существует много столетий. Мне стало интересно: почему такая важная деталь из жизни детей редко встречается в художественных произведениях.
Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность куклы.
2. Социологический опрос (Приложение 1)
1. Играете ли Вы в куклы?
2. Играли ли Ваши родители, бабушки и дедушки в куклы?
3. Какие произведения с участием кукол-героинь Вы знаете?
5. Какие качества куклы-героини Вашего любимого произведения Вам нравятся больше всего?
3. Кукла в художественной литературе
В произведениях художественной литературы есть множество примеров, когда рядом с героем появляется игрушка, и её можно рассматривать как художественную деталь, как своеобразный прием характеристики героев.
3.1. Волшебная сказка «Василиса Прекрасная» (Приложение 2)
Главная героиня сказки – Василиса Прекрасная, красивая, добрая, умная девушка. При прочтении сказки переживаешь вместе с ней все нелегкие испытания, которые возникли на ее пути. Сопереживаешь ей, хочется помочь.
Сила Василисы в ее волшебной помощнице-куколке, которая является материальным благословением ее покойной матушки. Куколку никто не видит, она всегда рядом с Василисой, в ее кармане.
«…я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью»
«(…) двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисть её от чернушки».
Кукла-игрушка - воплощение магической силы, способной помогать в трудные минуты.
Кукла выступает в качестве чудесного помощника главного героя.
3.2.Ю. Олеша «Три толстяка» (Приложение 3)
«…кукла молчала. Она не могла рассказать наследнику Тутти о многих вещах... Он ничего не знал о народе, о нищете, о голодных детях, о том, что богачи заставляют бедняков трудиться и забирают всё себе, что сделано худыми руками бедняков…
Дворцовая стража испортили чудесную куклу наследника Тутти, которая похожа на живую девочку.
Доктору дан приказ починить. Он не может этого сделать и везёт куклу во дворец, но по дороге теряет её.
В поисках куклы он находит девочку-циркачку Суок, как две капли воды похожую на сломанную куклу.
«…- Господин наследник!- торжественно сказал Доктор Гаспар. Я вылечил вашу куклу. Больше того, я научил её говорить, петь песенки и танцевать. Её зовут Суок...»
«… - Итак, ты должна будешь разыграть роль куклы наследника Тутти…»
«- Я требую, чтобы даровали жизнь всем рабочим, приговоренным к смерти.
Я требую, чтобы сожгли плахи, - повторил доктор не громко, но твердо.
- Нет! Нет! Нет! Ни за что! Они будут казнены!
- Умрите, - шепнул доктор кукле.
Суок сообразила, в чем дело. Она снова встала на носки, пискнула и покачнулась. Платье ее затрепетало, точно крылья у пойманной бабочки, голова опустилась, - каждую секунду кукла готова была упасть.
Наследник бросился к ней.
- Ах! Ах! - закричал он.
- Вот, - сказал доктор Гаспар, - вы видите? Кукла снова потеряет свою жизнь. Механизм, заключенный в ней, слишком чувствителен. Она окончательно испортится, если вы не исполните моей просьбы. Я думаю, что господин наследник будет, не очень доволен, если его кукла станет негодной тряпкой.
Конечно, Толстяки сдались. Приказ был дан. Помилование было объявлено.
«…Суок вынула маленькую дощечку из кармана своего нового платья, и кое-что прочла детям.
В одну страшную ночь умирающий таинственный человек, похожий на волка, передал ей дощечку из печальной клетки в зверинце.
Вот что было написано на ней:
"Вас было двое: сестра и брат - Суок и Тутти.
Когда вам исполнилось по четыре года, вас похитили из родного дома гвардейцы, Трех Толстяков. Я - Туб, ученый. Меня привезли во дворец. Мне показали маленькую Суок и Тутти. Три Толстяка сказали так: "Вот видишь девочку? Сделай куклу, которая не отличалась бы от этой девочки". Я не знал, для чего это было нужно. Я сделал такую куклу. Я был большим ученым. Кукла должна была расти, как живая девочка. Суок исполнится пять лет, и кукле тоже. Суок станет взрослой, хорошенькой и печальной девочкой, и кукла станет такой же. Я сделал эту куклу. Тогда вас разлучили. Тутти остался во дворце с куклой, а Суок отдали бродячему цирку в обмен на попугая редкой породы, с длинной красной бородой. Три Толстяка приказали мне: "Вынь сердце мальчика и сделай для него железное сердце". Я отказался. Я сказал, что нельзя лишать человека его человеческого сердца. Что никакое сердце - ни железное, ни ледяное, ни золотое - не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца. Меня посадили в клетку, и с тех пор мальчику начали внушать, что сердце у него железное. Он должен был верить этому и быть жестоким и суровым. Я просидел среди зверей восемь лет. Я оброс шерстью, и зубы мои стали длинными и желтыми, но я не забыл вас. Я прошу у вас прощения. Мы все были обездолены Тремя Толстяками, угнетены богачами и жадными обжорами.
Прости меня, Тутти, - что на языке обездоленных значит: "Разлученный".
Прости меня, Суок, - что значит: "Вся жизнь"...".
Кукла спасает героя от одиночества, становится верным другом, с которым он может делиться секретами, которому персонаж способен раскрыться полностью.
«Общение» с игрушкой поменяло общение наследника с живыми людьми.
Появление живой Суок, разрушает дворцовый миф о всеобщем благополучии, стирает границы между мирами.
Благодаря девочке, заменившей механическую куклу, Тутти понимает, что мир несправедлив и требует немедленных изменений.
Тем самым в сказке утверждается идея торжества живой жизни над жизнью вымышленной.
3.3. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (Приложение 5)
« Местечко Княж-Городок, где живёт Вася, окружали пруды. На одном из них был остров, на острове — старый замок, ужас от которого «царил над всем городом». В развалинах замка жили нищие. Однажды Вася с друзьями забирается в часовню на горе возле замка. Друзья испугались «чертей» в темноте часовни и убежали, оставив его одного. Так Вася знакомится с Валеком и маленькой Марусей. Они подружились. Позднее Вася попадает в подземелье. Здесь живут его новые друзья.
Вася стал часто ходить к детям из «плохого общества». Маруся была одного возраста с его сестрой, но выглядела болезненно: тоненькая, бледная, грустная. Её любимой игрой было перебирать цветы. Валек сказал, что «серый камень высосал из неё жизнь».
«…Близилась осень. В поле шла жатва, листья на деревьях желтели. Вместе с тем наша Маруся начала прихварывать.
Она ни на что не жаловалась, только все худела; лицо ее все бледнело, глаза потемнели, стали больше, веки приподнимались с трудом…»
«…У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.
Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами.
«…Но дела были плохи, Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.
Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. Но мы ошиблись! Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тот час же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни.
Кукла способна повлиять на душевное и физическое состояние героя.
Именно игрушка «оживила» героиню, наполнила ее жизнь радостью и смыслом.
4. Заключение
В моей работе была цель определить роль игрушки в жизни людей и в судьбах героев художественных произведений. Анализ текстов показал, что в произведениях художественной литературы игрушка является очень важной деталью.
КУКЛА:
выступает в роли «двойника» героя;
выступает в роли «чудесного помощника»;
символизирует мечту, цель жизни;
спасает от одиночества.
Я хочу продолжить исследование темы: «Куклы- героини художественных произведений».
Список использованной литературы
Народная кукла:[Электронный ресурс] //vedjena.gallery.
Золотая книга русских сказок. – СПб.: Ленинздат, «Ленинград», 2005
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., - М.: «А ТЕМП», 2004
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.2: И – О. – М.: ТЕРРА, 1995.
Олеша Ю. Три толстяка. – М.: Издательство «Росмэн-Пресс», 2009
Русская народная сказка. Василиса Прекрасная.
В.Г.Короленко "Дети подземелья" Издательство "Народная асвета", Минск, 1979
Приложение 1
Результаты анкетирования
Было опрошено 40 девочек, учащихся начальной школы.
[pic]
[pic]
[pic]
Приложение 2
[pic]
[pic]
Приложение 3
[pic]
[pic]
Приложение 4
[pic]
[pic] [pic]
16