Беседа 1
Традиции
здорового образа жизни в культуре башкирского
народа
Особенности организации быта любого народа формируются в соответствии с тем образом жизни, который этот народ ведёт исторически.
Башкиры вели кочевой и полукочевой образ жизни, поэтому имели крепкое физическое здоровье, высокую выносливость, терпеливость и т. д. Эти качества позволяли кочевникам приспособиться к суровым условиям существования.
Идеал физического совершенства олицетворяется башкирским народом в образе героя-батыра. Батыр наделялся чрезвычайной силой, умом, находчивостью, сочетал в себе не только богатырскую силу и здоровье, но и выступал в качестве заступника, героя-патриота, которого отличают высокая сила воли, готовность пройти через многие испытания и трудности, поскольку физическая красота только тогда достойна уважения и почитания, когда неразрывна с высокими нравственными и моральными качествами личности.
Формирование силы воли начинается со строго соблюдения традиции и обычаев своего народа, с обуздания эгоистических желаний во имя долга, добра и высоких целей.
Большое значение в воспитании волевых качеств характера и выносливости придавалось физической подготовке. Это и раннее приобщение мальчиков к верховой езде (хотя надо сказать, что и девочки легко справлялись с лошадью), соревнования по борьбе, стрельбе из лука, скачки на перегонки и т.д.
Особое значение в этом смысле имела традиция мусульманского поста – Рамазан. Исторические корни обычая воздержания от еды и питья проходят из культуры арабов-кочевников, которым нередко приходилось совершать многодневные переходы по пустыне, имея ограниченный запас воды и пищи.
Оставаясь длительно кочевым и полукочевым народом, башкиры жили на лоне природы и хорошо изучали её.
Экологическая культура и воспитание были определяющими факторами выживания этноса. Сложилось народное правило: «если добра будет больше, трать на землю, ибо всё, что потратить на землю, от земли и получить». В самом происхождении слова «башкир» находит отражение тесная взаимосвязь человека с природой:
«баш» – главный, глава,
«корт» – волк, пчела.
Башкиры жили в соответствии с принципом природосообразности. Ибо жить вопреки законам природы, значит, обрекать себя на вымирание.
Поселение башкир располагались на возвышенных местах, вдоль рек, с учетом розы ветров. Такой подход позволял выбрать для жилья наилучший микроклимат, а также наблюдать за пасущимся скотом. Принималось во внимание и эстетическая сторона вопроса. Живописность расположения башкирских деревень отмечалась многими известными писателями – Л.Н.Толстым, Д.М. Маминым-Сибиряком и другими.
Жилища строились постоянные и временные. В расположении летних кочевий сооружались временные юрты, кибитки, шалаши. Постоянные жилища строились из дерева, самана и другого естественного материала. В юртах всегда были дымовые отверстия, что способствовало циркуляции воздуха.
В целях дезодорации широко практиковалось окуривание помещения путем сжигания веток можжевельника, травы чабреца, душицы. Жилище убиралось при помощи мочалки и мыла, бельё стиралось в горячем щелоке, все вещи тщательно проветривались. Особо следили за чистотой тела. Мытьё рук, еженедельное мытьё в бане со сменой белья, для мытья головы использовали только мягкую воду (дождевую или снеговую), вместо мыла при мытье головы использовали катык или коротную сыворотку.
Волосы женщины заплетали в косы и содержали под платком. Хождение без платка считалось неприличным и греховным. В данном случае под религиозным запретом прослеживалось разумное гигиеническое требование, исключающее попадание волос в пищу в процессе её приготовления. У мужчин было принято бритьё волос.
В сильные холода и ветер на кожу лица наносили гусиное или конское сало, которое защищало её от обморожения и обветривания.
При уходе за полостью рта обязательным было полоскание её после приёма пищи, сна и посещения бани. Зубы чистили мелко источенным древесным углем или поваренной солью в отдельных местах практиковалось протирание зубов корнем мордовника. В целях дезодорации рот полоскали отваром душицы.
Для приготовления пищи башкиры обычно пользовались родниковой водой. При отсутствии её употреблялась вода речная, причём забор её осуществлялся ранним утром и преимущественно у истока, справедливо полагая, что вода в этом месте наиболее чистая. «Живущий у истока реки пьёт воду, а у устья – яд»; «В воду, что пьют, не плюют»; «Если дна посуды не видно, воду не пей» - гласят башкирские поговорки.
Башкирская кухня включала большой ассортимент разных блюд, хотя в повседневной жизни рацион питания отличался разнообразием. Башкиры ежедневно употребляли мясо (бишбармак, куллама). Из мяса предпочтение отдавалось конине, баранине и мясу домашней птицы. По мнению башкир – аксакалов, при употреблении конского мяса, особенно жирного, человек меньше мерзнет.
Приём пищи осуществлялся неторопливо, её тщательно пережёвывали, Осуждалось переедание, излишества в еде и нечистоплотность.
«Не живи ради еды, а ешь ради жизни»;
«Питающийся умеренно – здоров»;
«Не пережевывающий пищу умрёт, подавившись»;
«В меру мясо – лекарство, через меру – яд» – гласит народная мудрость.
Основным источником витаминов была дикорастущая зелень: борщевик, различные виды дикого лука и чеснока, кислица, свербига восточная, щавель, саранка и другие. Широко использовались дикорастущие ягоды и плоды: земляника, клубника, брусника, малина, черная и красная смородина, вишня, черёмуха, черника и другие.
В осенне-зимнее время от состояния авитаминоза в какой-то мере защищали мясо-молочная пища и своеобразно консервированные растительные продукты (черёмуховое масло, вишня в масле, красный сушёный творог, пастила, конская домашняя колбаса, сушёное мясо и т.д.).
Перечисленные традиции питания позволяли избегать развития у коренного населения таких известных заболеваний связанных с авитаминозом, как рахит, цинга и т. д.
Из напитков особой популярностью пользовались чай, молочные напитки: катык, айран, кумыс, и другие. Кобылье молоко использовали при лёгочных заболеваниях, истощении, малокровии.
Исторически башкирский народ чрезвычайно ответственно относился к созданию семьи. Большое внимание уделялось выбору супруги, что было необходимым условием рождением здорового ребёнка. Невесту стремились брать из отдалённых мест – за 100 и более километров. Если же иногда женились на девушке из своей деревни, то она должна была быть из другого рода (аймака).
Обе стороны интересовались наличием в роду невесты и жениха умственно отсталых, туберкулёзных и других больных.
Много наставлений и нравственных назиданий говорилось молодым на свадьбе. «Богатство девушки в примерном поведении, богатство мужчины – в решительности», «Умная женщина – сокровище», «Если жена хорошая, то рай не нужен» и так далее.
Честь, совесть, скромность, сдержанность и стыдливость во взаимоотношениях между девочками и мальчиками воспитывались с детства.
Законами шариата оговаривается и возраст вступления в брак. Для девушки 16-17 лет, иногда 14-15 лет и даже 12-13 лет, для юношей 16-18 лет. Мужу полагалось быть старше жены на 3-5 лет. Ранние браки не поощрялись.
Прежде чем получить согласие на брак, жених должен был пройти ряд испытаний, чтобы показать свою смелость, физическую силу, стойкость, храбрость и выносливость.
Известие о предстоящем ребёнке всегда принималось с радостью. Беременной рекомендовался душевный покой, полноценное питание, не разрешалось поднимать тяжести, подвергать себя физической нагрузке.
Так же был обычай: беременным запрещалось пить сырую воду и долго находиться у горячего очага – якобы ребёнок может умереть в будущей жизни от воды и огня. В этих суевериях есть рациональное зерно, так как в сырой воде могут быть вредные микробы, а перегревание вредно для развивающегося плода.
Создавался культ ребёнка, о котором беспокоились не только родители, но и ближайшее окружение взрослых.
Башкиры не скупились на поощрение и были сдержаны в наказании. «Много не брани – безвольным сделаешь», «Не хвались сыном, хвались его делами», «Ребёнка будешь медленно гнуть – своим сделаешь, будешь разом гнуть – сломаешь», «Хорошему сыну отцовское богатство ни к чему, плохому – наследство оставлять ни к чему».
В семье ребёнок постигает нормы поведения в обществе. Важнейшее моральное качество, которое прививают детям – уважение к родителям и старшим. «Золото, серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», «Что знает старик, того не знает даже пери» (Пери – добрая фея, охраняет людей от злых духов).
В семье дети могут наблюдать такие примеры нравственного поведения, как взаимопомощь и коллективное сотрудничество, ибо, «Где единство, там и спасение», «Богатство – не богатство, единство – настоящее богатство», «В единстве – спасение, в разобщенности – гибель», «У кого много друзей, у того много силы», «Слившиеся воды образуют реку, а разлившиеся – капли».
Так, изо дня в день, находясь рядом с родителями и взрослыми, дети вбирали в себя стиль и уклад семейной жизни, следовали обычаям и традициям своего народа, передовая их новым поколениям.
7