Храмы Переславля-Залесского:
прошлое и настоящее
Исследовательская работа
Выполнена обучающимися
3 «Б» класса МОУ СШ № 4
Голубевым Никитой,
Облыгиной Еленой
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Широких Наталья Анатольевна
Переславль-Залесский, 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………….…………..…….. 3
Глава 1. Храмы города Переславля-Залесского……………………...…….. 5
Действующие храмы …………………………………..……….………....… 5
Недействующие храмы …………………………………….…………..…… 9
Глава 2. Результаты социологического опроса о храмах города Переславля-Залесского……………….……………………………….……... 11
Заключение ………………………………………..………...…..………..…… 13
Список источников и литературы ………………………………………… 14
Приложения …………… …………………………………………………….. 15
Приложение 1. Образец анкеты для социологического опроса ………..……15
Приложение 2. Фотографии действующих храмов …………..……………… 16
Приложение 3. Фотографии недействующих храмов ………..……………….23
Введение
«Если человек не любит старые улицы, старые дома,
значит, у него нет любви к родному городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории,
он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д.С. Лихачев.
Знать историю своей Родины важно каждому человеку – ведь это наше наследие, которое мы должны сохранить и передать другому поколению. Не случайно говорят, что у народа, который не знает своего прошлого, нет будущего. А история каждого человека начинается с истории родного края, где он родился и вырос, с его любви к малой родине. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. На занятиях кружка «Краеведение» мы знакомимся с историей нашего города. Одна из тем этих занятий была посвящена храмам Переславля-Залесского. Она вызвала у нас большой интерес, потому что в нашем городе много церквей. Их история – это часть истории нашего родного края. Сегодня всё больше людей посещают храмы. Почти в каждой семье есть верующие, которые обращаются к Богу и в трудную минуту, и в минуту радости. Мы решили выяснить историю возникновения храмов, их прошлое и настоящее.
Объект исследования: храмы Переславля-Залесского.
Предмет исследования: названия храмов, дата возведения, сохранность.
Цель исследования: изучить переславские храмы как важнейшие исторические памятники.
Задачи:
Собрать материалы о сохранившихся храмах нашего города;
Узнать, какие из храмов являются действующими в настоящее время;
Провести опрос одноклассников, родителей и учителей о храмах Переславля-Залесского;
Обобщить собранные материалы.
Гипотеза: не все существовавшие ранее храмы Переславля-Залесского сохранились до настоящего времени и продолжают действовать.
Методы исследования:
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, истории, при проведении классных часов.
Глава 1. Храмы города Переславля-Залесского
Действующие храмы
В ходе анализа литературы и интернет-источников, мы узнали о храмах города Переславля-Залесского очень много нового и интересного. Оказывается, до XVII века в нашем городе их существовало около 30. На сегодняшний день сохранилось только лишь 11 храмов, из них действующих только 8 (приложение 2).
Действующие храмы
Церковь Сорока мучеников Севастийских (Сорокосвятская) (ХVIII в.)
Знаменская церковь (ХХI в.)
Собор Владимирской Божией Матери
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (XVIII в.)
Церковь Александра Невского (XVIII в.)
Сретенская церковь (ХVIII в.)
Симеоновская церковь (XVIII в.)
Храм святого великомученика Георгия Победоносца (нач. ХХI в.)
У каждого храма своя история. Необычна она и у собора Владимирской иконы Божией Матери (ХVIII в.) Очень-очень давно паломники (так называют верующих людей, которые ходят и ездят в разные города и посещают различные церкви и монастыри) носили икону Владимирской Божьей матери по городам Руси. Они посетили также и наш город. И на том месте, где останавливались паломники, некоторое время спустя было решено построить церковь и назвать её Владимирской (1740-1749гг.). В начале ХХ века после капитального ремонта просторный и перестроенный Владимирский храм стал называться Новым Городским собором (в отличие от Старого – так именовали древний Спасо-Преображенский собор)[4]. После революции, многие церкви были разрушены, а те, которые сохранились, были закрыты. Богослужения в них не проводились. Использовались они совсем по другому назначению: служили складами, магазинами, в некоторых содержали домашний скот. Эта участь не обошла и Владимирский собор. В 1929 г. он был закрыт и приспособлен под библиотеку и Дом физкультурника. В ограде собора оборудовали физкультурную площадку. Позднее внутренность собора перестроили под хлебопекарню. В 1990-х гг. храм возвращён верующим, в нём возобновились богослужения.
Одна из самых красивых достопримечательностей нашего города – церковь Сорока мучеников Севастийских (ХVIII в.), или Сорокосвятская церковь. История из жизни сорока севастийских воинов-христиан, в честь которых названа церковь, интересна и поучительна. Мы были поражены их подвигом. Они приняли мученическую смерть, отказавшись участвовать в языческой церемонии жертвоприношения. Эта смерть, не предавших своей веры христиан, стала легендой. Согласно историческим сведениям, деревянный храм Сорока мучеников стоял у устья Трубежа с 1628 года. Чуть позже, в 1652 году, в Рыбной слободе при Сорокосвятском храме появилась и вторая церковь. А в 1775 году вместо этих двух деревянных церквей поставили новую, из кирпича[6]. Как и во многих церквях, в годы советской власти здесь были прекращены богослужения. Только с 1995 года в храме снова стали проводиться службы. В настоящее время церковь причислена к объектам культурного наследия ХVIII столетия. В ней хранится значимая святыня — икона Сорока Севастийских мучеников с частичками мощей [link] Придел — пристройка православного храма или специально выделенная часть основного здания для вмещения дополнительного алтаря с престолом.
26