I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план разработан на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080, зарегистрированным в Минюсте России 24 декабря 2010 г., регистрационный номер 19776);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- примерной основной образовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) на основе авторской программы по ИЗО 2011 года под редакцией Б.М.Неменского.
Цели курса:
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
-изобразительная художественная деятельность;
-декоративно-художественная деятельность;
-конструктивная художественная деятельность.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.
Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.
Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч. (1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО
-Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.
-Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Третьеклассник получит возможность для формирования:
-Понимания значения изобразительного искусства в жизни человека.
-Понимания роли искусства в собственной жизни.
-Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ.
-Уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям.
-Мотивации к коллективной творческой работе.
-Представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека.
-Личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.
Метапредметные учебные действия
Третьеклассник научится:
-Овладеет умением творческого видения с позиции художника.
Овладеет умением вести диалог, распределять функции в роли выполнения коллективной творческой работы.
-Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию.
-Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
-Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
-Осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.
Третьеклассник получит возможность:
-Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
-На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
-Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.
-Воспринимать мнение и предложения своих сверстников.
-Соотносить произведения по настроению, форме, по средствам художественной выразительности.
-Делать несложные выводы.
-Обсуждать со сверстниками ход выполнения работы и её результаты.
-Использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи.
-Следить за действиями других участников в совместной деятельности.
Предметные результаты.
Опыт учащихся в художественно-творческой деятельности.
Третьеклассник научится:
Третьеклассник получит возможность научиться:
-Различать виды художественной деятельности.
-Различать виды и жанры в ИЗО.
-Понимать образную природу искусства.
-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
-обсуждать и анализировать произведения искусства.
-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.
-Видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.
-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники
-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
-Эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.
-Сопоставлятьобъекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.
-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
-Овладеть на практике основами цветоведения.
-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС (34 ч) Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы. Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. 3накомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства. Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения. |
Искусство в твоем доме (8 ч) В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чём состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором представляются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из ник сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома. |
Твои игрушки | Играя, дети оказываются в роли художника, потому что одушевляют свои игрушки. Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложен-ный в нем образ - характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из раз-ных предметов. Разнообразие форм и декора игрушек. Роль иг-рушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прош-лых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров - Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения - в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. Задание: создание игрушки из любых подручных материалов. Вариант задания: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. |
Посуда у тебя дома | Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло).Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция - форма, украшение, роспись. Задание: лепка посуды с росписью по белой грунтовке. Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов (при этом обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин или глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага. | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. |
Обои и шторы у тебя дома | Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты , имеющей четкое назначение (спальня, гос-тиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа. Материалы: гуашь, кисти; клише, бумага или ткань. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. |
Мамин платок | 3накомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись плат ков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный). Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный и геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка. Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседнев-ного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага. | Воспринимать и эстетически оценивать разнооб-разие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназ-начен. Знать и объяснять основные варианты ком-позиционного решения росписи платка (с акценти-ровкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать пост-ройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). |
Твои книжки | Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е.Чарушин и др.).Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания: иллюстрация к сказке или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы (для учащихся); степлер (для учителя). | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. |
Открытки | Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики). Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго поже-лания. Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики. Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейка-ми или графической монотипии). Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике). Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения |
Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из братьев- Мастеров в создании форм предмета и его украшения. Выставка творческих работ. Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого).Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника. Задание: проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников. |
Искусство на улицах твоего города (7 ч) Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы , родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры - памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города. |
Памятники архитектуры | Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села). Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор. Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры - каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т. д.). Памятники архитектуры - достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством. Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. |
Парки, скверы, бульвары | Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) - важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой. Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.).Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках - мемориалах воинской славы. Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы , клей. | Сравнивать и анализировать парки, скверы , бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. |
Ажурные ограды | Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью. Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т. д.) в создании ажурного узорочья отрад. Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот вырезание из цветной бумаги, сложенной гармошкой (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары». Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. |
Волшебные фонари | Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари - украшение города. Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Связь образного строя фонаря с природными аналогами. Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Материалы: тушь, палочка или белая и цветная бумага, ножницы, клей. | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). |
Витрины | Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т. д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города. Праздничность и яркость оформления витрины, обшей цветовой строй и композиция. Реклама на улице. Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнитель-ном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам). Материалы: белая и цветная бумага, ножницы клей, | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. |
Удивительный транспорт | Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть об-раз в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Природа – неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет- стрекоза, вездеход-паук и т. д.). Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Материалы: графичес-кие материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей. | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать. создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. |
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города. Создание коллективных панно. Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей).Беседа о роли художника в создании облика города. Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе, о роли художников, которые создают художественный облик города (села) | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. |
Художник и зрелище (11 часов) Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство – необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение)Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей. |
Художник в цирке | Цирк – образ, радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие. Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. |
Художник в театре | Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актёрского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) – основа любого действия. Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством. Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трёх Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля. Задание: театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы. | Сравнивать объекты, элементы театрально- сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно – пространственной композиции. |
Театр кукол | Истоки развития кукольного театра. Петрушка - герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица. Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы , характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы , куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. |
Маски | Лицедейство и маски. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Маски характеры, маски-настроения. Античные маски - маски смеха и печали - символы комедии и трагедии. Ус-ловность языка масок и их декоративная выразительность. Искус-ство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, кар-навальные маски). Грим. Задание: конструирование выразитель-ных и острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. |
Афиши и плакат | Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость. яркость, ясность, условность, лаконизм.
| Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектак-ле). Уметь видеть и определять в афишах-плака-тах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спек-таклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваи-вать навыки лаконичного, декоративно-обобщен-ного изображения (в процессе создания афиши или плаката). |
Праздник в городе | Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др.Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление. Задание: выполнение рисунка проекта оформления праздника. Варианты заданий: выполнение рисунка «Праздник в городе (селе)». Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. |
Школьный карнавал (обобщение темы) | Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т.д. Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках. | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. |
Художник и музей (8 ч) Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
|
Музей в жизни города | Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов - хранители великих произведений мирового и русского искусства. Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.). Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея). Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы ) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д.Рассказ учителя и беседа. | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. |
Картина – особый мир. Картина – пейзаж
| Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением (радостный или грустный, мрачный или нежный, певучий). Материалы: тушь, кисти или пастель, белая бумага. | Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. |
Картина - портрет | Знакомство с жанром портрета. 3наменитые художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (одного из родителей, друга, подруги) или автопортрета (по представлению. Материалы: гуашь, кисти или пастель, акварель по рисунку восковыми мелками, бумага. | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. |
Картина-натюрморт | Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западно-европейские художники, работающие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П.Кончаловский, М.Сарьян, П. Кузнецов, В. Стожаров, В. Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте. Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения). Вариант задания: в изображении натюрморта рассказать о конкретном человеке, его характере, его профессии и состоянии души. Материалы: гуашь, кисти, бумага. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта |
Картины исторические и бытовые | Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины. Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). |
Скульптура в музее и на улице | Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное - главные темы в искусстве скульптуры. Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее её пространство. Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина). Учимся смотреть скульптуру. Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона. | Рассуждать, эстетически относиться к произведе-нию скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры Объяснять роль скульптурных памятников. Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Назвать виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. |
Художественная выставка (обобщение темы) | Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»). Выставка как событие и праздник общения. Экскурсия по выставке. Подведение итогов, ответ на вопрос: какова роль художника в жизни каждого человека?» | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творчес-кую активность. Проводить экскурсии по выстав-ке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. |
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ № урока
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания
Характеристика деятельности
Вид и
формы
контроля
УУД
Д/з
Дата
Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
1
Изображения всюду вокруг нас
Введение новых знаний
Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.
Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.
Знакомство с Мастером Изображения.
Проговаривает правила работы на уроке и материалами.
Изображает увиденное.
Практическая работа
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
2
Мастер Изображения учит видеть
Введение новых знаний
Красота и разнообразие окружающего мира природы.
Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.
Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.
Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).
Проговаривает значение понятия «форма».
Выполняет рисунок листа.
Практическая работа
Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).
3
Изображать можно пятном
Введение новых знаний
Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.
Проговаривает технику выполнения работы пятном.
Изображает рисунок животного пятном.
Практическая работа
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору —находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).
4
Изображать можно в объеме
Введение новых знаний
Объемные изображения.
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.
Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.
Целостность формы.
Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.
Проговаривает значение понятия « объём».Правила работы с пластилином.
Выполняет фигуру животного. Лепка птиц и зверей.
Практическая работа
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).
Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).
5
Изображать можно линией
Введение новых знаний
Линии в природе.
Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).
Проговаривает значение понятия « графика».
Выполняет путаницу из линий, дорисовывает до получения изображения какого – то предмета.
Практическая работа
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
6
Разноцветные краски
Введение новых знаний
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Рисует коврик.
Практическая работа
Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.
7
Изображать можно и то, что невидимо.
Введение новых знаний
Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Рисует своё настроение.
Практическая работа
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).
Изображать радость или грусть (работа гуашью).
8
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
Введение новых знаний
Практическая работа
9
Художники и зрители (обобщение темы)
Введение новых знаний
Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.
Начальное формирование навыков восприятия станковой картины.
Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.
Художественный музей.
Проговаривает виды и жанры искусства.
Рисунок летнего леса.
Практическая работа
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки.
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
10
Мир полон украшений
Цветы
Введение новых знаний
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.
Цветы — украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.
Проговаривает значение слова украсить.
Выполняет рисунок сказочного цветка.
Практическая работа
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
11
Красоту надо уметь замечать
Введение новых знаний
Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.
Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
Проговаривает значение слова кайма.
Выполняет рисунок свободного выбора.
Практическая работа
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.
Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
12
Узоры на крыльях.
Ритм пятен
Введение новых знаний
Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях.
Ритмический узор пятен и симметричный повтор.
Узоры на крыльях бабочек, на что похожи.
Изображает наряд для бабочки.
Практическая работа
Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших мелких форм в узоре.
13
Красивые рыбы.
Монотипия
Введение новых знаний
Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).
С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей (любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографиях). Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.
Монотипия — это цветное пятно (в форме рыбы), сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.
Проговаривает значение слова монотипия.
Изображение рыбы.
Практическая работа
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.
Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.
Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.
Освоить простые приемы техники монотипии.
Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.
Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
14
Украшения птиц.
Объемная аппликация
Введение новых знаний
Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.
Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять характер (веселая, быстрая, важная)
Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры.
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Изготавливает сказочную птицу.
Практическая работа
Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.
Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.
Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.
15
Узоры, которые создали люди
Введение новых знаний
Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.
Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Рисует орнамент.
Практическая работа
Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
16
Как украшает себя человек
Введение новых знаний
Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей?
Когда и зачем украшают себя люди?
Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Изображает своего любимого сказочного героя.
Практическая работа
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).
17
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
Введение новых знаний
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.
Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.
Проговаривает инструктаж по выполнению поделок.
Изготавливает игрушку.
Практическая работа
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
18
Постройки в нашей жизни
Введение новых знаний
Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.
Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.
Проговаривает новые слова архитектура, дизайн.
Изготовление своего дома.
Практическая работа
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.
19
Дома бывают разными
Введение новых знаний
Многообразие архитектурных построек и их назначение.
Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.).
Практическая работа
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).
20
Домики, которые построила природа (сказочные домики).
Введение новых знаний
Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции.
Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.
Соотношение форм и их пропорций.
Припоминает новые слова архитектура, дизайн.
Изображает сказочные домики для героев из книг.
Практическая работа
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.
21
Домики, которые построила природа (гнездо).
Введение новых знаний
Припоминает новые слова архитектура, дизайн.
Изготовление сказочного домика из пластилина.
Практическая работа
22
Дом снаружи
Введение новых знаний
Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.
Проговаривает понятия «внутри» и «снаружи».
Изображает дом из буквы алфавита.
Практическая работа
Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри
23
Дом внутри
Введение новых знаний
Практическая работа
24
Строим город
Введение новых знаний
Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности — рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов.
Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.
Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.
Приемы работы в технике бумагопластики.
Припоминает новые слова архитектура, дизайн.
Строит город из пластилина.
Практическая работа
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.
Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.
25
Строим город (макет игрового городка).
Введение новых знаний
Практическая работа
26
Все имеет свое строение
Введение новых знаний
Конструкция предмета.
Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.
Проговаривает последовательность техники аппликации из геометрических фигур.
Изготавливает из бумаги жирафа.
Практическая работа
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
27
Строим вещи
Введение новых знаний
Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.
Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?
Припоминает новые слова архитектура, дизайн.
Изготавливает сумочку для карандашей.
Практическая работа
Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий
28
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
Введение новых знаний
Создание образа города.
Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Выполняет аппликацию.
Практическая работа
Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.
Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
29
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
Введение новых знаний
Взаимодействие трех видов художественной деятельности.
Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства.
Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка.
Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Практическая работа
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
30
Праздник весны.
Праздник птиц.
Разноцветные жуки
Введение новых знаний
Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм.
Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы.
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Конструирует птицу из бумаги.
Практическая работа
Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.
Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.
Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.
Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.
Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.
Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.
Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.
Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.
Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.
31
Сказочная страна
Введение новых знаний
Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.
Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно.
Проговаривает правила работы на уроке с материалами.
Изображает сказочный город со своими жителями.
Практическая работа
32
Времена года
Введение новых знаний
Создание коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов плоскостного и объемного изображения в единой композиции.
Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.
Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии.
Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.
Припоминает изученные слова в течение года.
Создаёт композицию «Здравствуй, лето!»
Практическая работа
33
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)
Комбинированный
Восприятие красоты природы.
Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.
Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими серёжками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые)
Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).
Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.
Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.
Умение видеть. Развитие зрительских навыков.
Практическая работа
Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.
Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.
Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс.
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс.
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.
Книги о художниках и художественных музеях.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – М.: Просвещение, 2011
Специфическое сопровождение (оборудование):
-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;
-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;
-схемы рисования предметов, растений, животных человека;
-открытки и календари с репродукциями;
-таблицы по ДПИ;
-стелажи (полки) для хранения;
- демонстрационные и постановочные материалы;
-разнообразные художественные материалы.
Электронно-программное обеспечение:
-презентации к урокам на дисках и флеш.носителях;
-DVD – фильмы по ИЗО;
-записи классической и народной музыки.
Технические средства обучения:
-мультимедийный проектор,
-ноутбук с художественными программами,