Рабочая программа: Театральная студия 1 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Калининграда средняя общеобразовательная школа № 19



Утверждена на заседании МС МАОУ СОШ № 19

Протокол № ____ от

_______________


Разрешена к применению приказом директора МАОУ СОШ № 19

Приказ № ____ от __________




Директор МАОУ СОШ № 19

Кулешова О.Е_____________

М.П.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Театральная студия»









Составитель: Пушкарь Н.В.

учитель начальных классов







2016-2017 учебный год

Расшифровка подписи

Соответствие структуре ,техническим требованиям

Ответственное лицо, назначенное директором



Соответствие ООП уровня

Руководитель МО



Полнота содержания

Заместитель директора







































  1. Пояснительная записка

       Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.

Внеурочная деятельность предназначена для учащихся 1-х   классов школы. Программа рассчитана на 66 часов  в год (2 часа в неделю). В результате занятий в студии ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Курс «Театральная студия» обеспечен пособиями:

Детская риторика. Т.А. Ладыженская

Сборник сказок «Русские народные сказки»

А. Бондаренко. «Звуки и буквы» (пособие для начальной школы)

Интернет-ресурсы

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

-знание различных способы сочинения сказочных историй;

-умение сочинять сказочные истории, пользуясь различными играми и упражнениями;

-умение воплощать свои сказочные сюжеты в театрализованные этюды, согласуя свои действия с другими детьми;

-умение произвольно напрягать и расслаблять заданные группы мышц во время заданий на мышечную релаксацию;

-контролировать свое дыхание во время дыхательной гимнастики;

-умение строить взаимоотношения в группе сверстников, занимаясь выполнением одного задания;

-придерживаться заведенных на занятиях правил и традиций.

-овладение детьми красивой, правильной, четкой, звучной речью как средством полноценного общения.

- раскрытие возможностей для самореализации, т.е. удовлетворение потребности проявить и выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои творческие способности.

Формы проведения занятий:

1. Этическая и познавательная беседы.

2. Ролевые игры, инсценировки.

3. Культурные практики по изготовлению костюмов, реквизита, декораций.

4. Репетиции и постановки спектаклей.

5. Театрализованные представления

6. Конкурсы, концерты

Виды деятельности школьников:

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Программа состоит из 5 блоков, которые составляют тематический план. Работа в блоках осуществляется по следующим направлениям:

1.Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для свободного выражения своих чувств, эмоций, артистических и творческих способностей, создание психологического комфорта в группе. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.

2.Мастерство актера. Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим.

3.Сценическая речь. Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

4.Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

5.Мастерство актера. Знания и навыки сценического поведения ребятам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период. Ребятам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет как нужно говорить и двигаться на сцене. Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и поведения. Воздействовать на него в заданном направлении: убеждать, ругать, хвалить, призывать, просить, требовать, разоблачать и т. д. Дать возможность исполнителям подвигаться, сочетая словесное действие с физическим Основы театральной культуры.

Призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены:

  • Особенности театрального искусства.

  • Виды театрального искусства.

  • Рождение спектакля.

  • Театр снаружи и изнутри.

  • Культура зрителя.

6.Работа над репертуаром. Является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Знакомство с пьесой.

  • От этюда к спектаклю.

Основные этапы работы:

  • Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

  • Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

  • Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпоритма спектакля.

7.Репетиции.

Сводная репетиция.

Перед педагогами ставится задача, сложился ли весь спектакль в целом. Просматривается на сколько правильно и динамично выстроена действенная линия спектакля, одинаковы ли по отработке его отдельные эпизоды, удалось ли воплотить разработанный в начале режиссерский замысел, правильное ли развитие получили характеры героев. Разрешение этой задачи требует проведения таких репетиций всего спектакля. Их надо проводить без остановок, от начала до конца.

Монтировочная репетиция.

Эта репетиция проводится для того, чтобы переставить декорацию, вынести или убрать со сцены мебелью ширмы другие детали. Это довольно сложно, так как переменна зачастую должна быть быстрой, бесшумной, точной.

Генеральная репетиция.

Это проверка готовности всего коллектива к проведению спектакля. В этот период группа участников получает полную самостоятельность. Исполнители должны твердо знать свои роли, мизансцены, помнить и выполнять данные им в ходе работы режиссерские указания и задачи.

8.Премьера.


  1. Тематическое планирование театральной студии

Количество часов

Планируемые результаты

Слово, дикция, мимика

12 часов

Научатся правильно дышать, говорить;

Что такое театр, театральное искусство;

Какие представления бывают в театре;

Кто такие актеры;

Какие превращения происходят на сцене;

Как вести себя в театре.

Сказки бытовые

18 часов

Умение дружить

Сказки волшебные

18 часов

Научатся работать в коллективе

Стихи о временах года

8 часов

Выразительно читать


Выступления на праздниках


10 часов


Умение выступать перед публикой


Итого за год:

66 часов













5.Тематическое планирование


1-2


Волшебные предметы и помощники .

Развитие диафрагмально-рёберного дыхания Упражнения" Свеча»Скороговорки

3


Как мы говорим. Темп речи Дж Родари «Тараторка

Техника речи. Развитие диафрагмально-рёберного дыхания. Упр. " Речевая разминка. Звуки Потешка «Ваня»


4-5


Секреты считалок Темп речи

Дикция Артикуляционная гимнастика Е Благинина «Радуга»

6-7


Загадки, стихи о природе

Дикция Считалки, "

Чистоговорки

8-9


Мимика ,жесты, поза

Сказки Чтение сказок по ролям Разучивание сценок о животных "Репка"."Колобок"

10-11


Стихи об осени.

Нормы литературного произношения Инсценировка Выступление на празднике»День учителя»

12-13

Говорящий взгляд, что это такое

Чтение с закрытым ртом, но с выразительным взглядом Разучивание сценок на тему:»Школа»

14-15

Применяем знания «Сказка-«Яблоко»

Распределение ролей

Знакомство с особенностями –сказки Темп речи Мимика Взгляд Репетиция сказки

16-17


Рифма и смысл. Сказка о Яблоке

Репетиция сказки, " выступление перед уч-ся класса Подготовка костюмов

18-19


Осенняя сказка

«Яблоко»-сказка-репетиция и выступление перед уч-ся 3-х классов

20 -22



Настроение чувства и тон говорящего

"С Михалков «Лиса и Медведь»

23-24


Звучащие стихи о . зиме

Стихи и рассказы о зиме "

25-26


Распределение ролей к сказке:»Новогодние приключения Маши и Вити»

Распределение ролей заучивание слов Повторяем тон речи

27-28




Разучивание сказки

Репетиция сказки Готовим реквезиты к сказке

..


29-30


Чувство юмора в сказке.

Репетиция сказки Повторение стихов о зиме

31-32



Стихи, рассказы о зиме,новогодний праздник

Репетиция, выступление перед учащимися школы

37-40


Стихи и рассказы про мальчиков

и девочек.

Ю Владимиров «Ниночкины покупки» Борис Заходер «Перемена»

41-43


Фантазия в литературеСказки

Драматизация. Чтение по ролям. Русские народные сказки о животных Лиса и рак

44-46




Русские народные загадки

Загадки о снеге, волке зайце и др Драматизация

Чтение по ролям. Русские народные загадки


47-48


Что видит и слышит поэт.

Драматизация развёрнутой формы чтение по ролям. Рассказы о детях Стихи для мам и пап

49-52

53-55


Прибаутка и небылица

Сказки народов

Драматизация. Чтение по ролям прибауток и небылиц. Латышская сказка «Как петух лису обманул» Распределение ролей



54-55


Искусство иллюстрации. Что видит художник.

Иллюстрирование сказки и распределение ролей к сказке «Кот и Лиса»



56-58


Рифмующиеся слова.

Выразительное чтение Стихи о школе, о детях

59-62


Русская народная сказка Гуси-Лебеди".

Инсценирование сказки, репетиция.

63 - 64


Выступление перед учащимися начальной школы сказка.

Гуси-лебеди.

65-66

Итоговые занятия перед родителями учащихся театральной студии.

Фестиваль сказок:"

Итого за год

66 ч