Поурочные планы. ИЗО. 2 класс. Казахстан.(на весь год архивом)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Уроки 1—2

Тема уроков: «Край, в котором ты живешь»

Цели урока: знакомство с произведениями художников- пейзажистов (А. Кастеев), формирование знаний о колорите картины.

Планируемые результаты:

Предметные: знать выразительные возможности живописи, уметь использовать знания о теплом и холодном колорите.

Личностные: проявлять внимание и наблюдательность; любовь к природе, эстетическое отношение к действительности.

Системно-деятельностные: применять живописные навыки и умения; владеть основами понятия «колорит».

Материалы и инструменты к уроку

Для учителя: наглядный материал - фотографии природы Казахстана и репродукции А. Кастеева.

Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ластик, гуашь, кисти, баночки для воды.

Межпредметные связи: музыка, познание мира, литература.

Примерный ход урока:

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Подготовка рабочего места.

2

Актуализация опорных знаний.

В ходе эмоционального обсуждения фотографий и репродукций предлагает учащимся поделиться впечатлениями о природе родного края. Вводная беседа. Бескрайние степи и знойные пустыни, величественные горы, прекрасные зеленые леса и быстрые реки с чистой и прохладной водой - все это главный источник вдохновения для многих казахстанских художников. Одним из замечательных художников, воспевающих родной Казахстан, стал выдающийся казахский художник Абылхан Кастеев. Он является основоположником национального казахского изобразительного искусства. В своих произведениях А. Кастеев передает любовь к родному краю, к неповторимой красоте родной природы. Художник доносит до нас, зрителей, свое восхищение красотой, гармонией, неповторимостью природы. Сообщение темы, и цели урока. Познакомимся с произведениями А. Кастеева, узнаем, что такое колорит картины.

Предлагает учащимся внимательно рассмотреть репродукции картин А. Кастеева.

Обсуждают увиденное и делятся своими впечатлениями.

Учащийся: Я очень люблю природу моего края. Мне очень нравятся холмы за нашим селом и река. Учащийся: А мне очень нравится наблюдать природу в разные времена года. Рассказывают, что они увидели и почувствовали, рассматривая эти работы.

Учащийся: А. Кастеев правдиво передает изображение природы.

3

Работа над новым материалом.

Дает понятие колорита картины. Если в картине преобладают желтые, оранжевые, красные цвета, мы можем сказать, что общий колорит картины теплый, а если картина наполнена голубыми, синими, фиолетовыми цветами, то колорит этой картины будет холодным.

Называют теплые и холодные цвета.

Рассматривают таблицу и записывают в тетрадь понятие о колорите.

4

Эксперимент. Подбор колорита. Предлагает учащимся выполнить на отдельных листах упражнения на составление теплого и холодного колорита.

Подбирают в тетради или на листах- пробниках теплые и холодные цвета.

5

Практическая деятельность учащихся. Задание - вспомните и нарисуйте пейзаж своего края, используя в своем рисунке теплый или холодный колорит. Во время индивидуальной работы с учащимися напоминает им:

  • не добавлять в краски большого количества воды, потому что при высыхании образуются неопрятные белесые пятна;

  • кисти следует промывать в баночке с водой тщательно, чтобы остатки краски не создали в рисунке «грязь»;

следить за гармоничным сочетанием цветов и оттенков в работе. Не забывать об общем колорите рисунка, разнообразие красок слишком трудно привести к гармонии.

Работают в тетради или в альбоме. Самостоятельная работа учащихся.

6

Рефлексия. Спрашивает у учащихся, что они узнали об Абылхане Кастееве, какие из его работ им запомнились.

Осуществляют самооценку полученных знаний.

Учащийся: Я познакомился на этом уроке с творчеством Абылхана Кастеева. Узнал, что он был первым

национальным художником Казахстана.

7

Подведение итогов. Предлагает ребятам несколько минут отдохнуть и спокойно созерцать пейзажи, созданные одноклассниками, затем поделиться своими впечатлениями об увиденном.

Д/з с.8-9

Делятся впечатлениями. Учащийся: Мне понравились рисунки моих одноклассников. Мне кажется, что всем удалось передать красоту природы и свое настроение в пейзаже.

Справочный материал для учителя

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твердую поверхность (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытую грунтом. Используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объемность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и свето- воздушную среду и др. В силу своих обширных художественных возможностей является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями. Может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры: пейзаж (городской, сельский, индустриальный, марина), натюрморт, портрет (парадный, интимный, групповой, шарж, карикатура), исторический (мифологический), бытовой (галантный), батальный, анималистический, интерьер. Различают: монументаль- но-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно, диорамы), декорационную (росписи, эскизы), станковую (картина, иконопись, миниатюра). По характеру веществ, связующих пигмент, по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются: масляная, темпера, клеевая, восковая (энкаустика), эмаль, гризайль, фреска, граффито, а также мозаика, витраж, акварель, гуашь, пастель. Возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет назад).

Колорит (от лат. со1ог - цвет, краска) - в искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Служит одним из важнейших средств эстетической эмоциональной выразительности, компонентом художественного образа. Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведения, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции: первая связана с применением системы количественно ограниченных локальных цветов, вторая - стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света, использование ва- лера и рефлекса. По характеру цветовых сочетаний может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, ярким, сдержанным, блеклым и т. д.

Абылхан Кастеев. Первый национальный художник Казахстана Абылхан Кастеев, чьим именем назван Государственный музей искусств республики, родился 1 января 1904 г.

Кастеев вырос в Жаркентском районе Талдыкорганской области в большой семье бедняка-скотовода. Судьба была благосклонна к нему, но вместе с тем и строга на протяжении всей жизни. Рано потеряв отца, юныйАбылхан начал трудиться чуть ли не с восьми лет. Сначала чабаном в родном ауле, затем в Жаркенте - чернорабочим, а позже на строительстве Турксиба.

В то время ему едва исполнилось двадцать три. Молодой, любознательный, полный сил и творческой энергии Абылхан совмещал работу с живописью. Любую свободную минуту он с упоением рисовал, делал карандашные наброски для будущих картин. С Турксиба начался его творческий путь. Гораздо позже, в 1969 г., по своим воспоминаниям он напишет масштабное полотно «Турксиб» - произведение, в котором каждый фрагмент наполнен ощущением несказанной радости. Оно исполнено с огромной любовью и признательностью к тому времени. Большой формат позволяет подробно описать незабываемое событие в жизни людей и в жизни самой страны - встречу первого поезда.

В 1929 г. Абылхан переезжает в Алматы. В течение двух лет Кастеев обучается в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова, приехавшего в Казахстан из России в составе этнографической экспедиции. Здесь обретает новых друзей, чьи имена сегодня вошли в историю казахстанского изобразительного искусства. Здесь он сделал окончательный выбор - стал художником. Потом была Москва, где он провел два года. Кастеев знакомится не только с русской национальной школой живописи, но и посещает художественные музеи, где познает шедевры мирового искусства. Безусловно, это наложило отпечаток на его дальнейшее творчество. После возвращения на родину он участвует в выставках городского, республиканского и всесоюзного значения.

Абылхан Кастеев работал в разных жанрах и с разным материалом. В работе с карандашом он всегда увлекался линией и, следуя ей, передавал зрителю события волнующие, а потому и описываемые художником. У него нет обобщенных рисунков, все они испещрены бороздой мелких и больших, тончайших и плотных линий. Именно линия здесь задает глубину и выстраивает пространство. Кастеева еще называют «честным художником» за то, что он никогда не обманывал зрителя, не исключал детали из своего произведения, даже если это нарушало композицию, и соответственно не добавлял от себя ничего лишнего.

Генетическая память художника, отбирающая при создании образов нового искусства наиболее близкие, понятные ему темы, особенно ярко проявилась в пейзажах. Предпочтение, отданное этому жанру, не случайно: вся жизнь казаха - скотовода и кочевника, была тесно связана с природой. Пейзажи в творчестве А. Кастеева можно разделить на три группы, - горный, степной и жанровый. Художник всегда сохраняет широкую панораму охвата, позволяющую добиваться масштабного, эпического звучания полотна («В горах Казахстана», 1951; «Озеро Иссык», 1953 и др.). Его любовь к горным пейзажам объяснима: горы - символ вечности и устойчивости бытия, символ родины, ее природы.

Всем техникам Кастеев предпочитал акварель. Виртуозно владея цветом, он работал в акварели, словно скульптор, мазок за мазком выстраивая пространство произведения. Среди акварельных работ особого внимания заслуживает серия «Старый и новый быт». Здесь находят свое отражение национальные традиции, обычаи, обряды, быт, а также новые веяния века. Таковы работы «Сватовство бая», «Бедняк и богатый у колодца» или «Новый быт колхозника». Акварельные пейзажи зачаровывают зрителя своей искренностью и любовью к родному краю. Даже небольшие по формату рисунки огромны по своему содержанию.

Среди живописных работ особого внимания заслуживают «Портрет А. Иманова» и «Насильственный увоз девушки». За портрет Иманова в 1944 г. А. Кастееву было присвоено звание народного художника, он был удостоен грамоты Верховного Совета Казахской ССР.

«Насильственный увоз девушки» искусствоведы по праву называют шедевром. Художник правдиво изобразил быт, передал даже характер и настроение каждого персонажа. Трагизм подчеркнут умелым использованием цветовой палитры в темных и сложных тонах. Глядя на картину, становится больно и страшно за девушку.

Абылхан Кастеев умер в 1973 г., оставив после себя огромное творческое наследие. Каждое произведение - это история народа, история казахстанской живописи, которой вместе с первым казахским художником уже более 100 лет.






































Урок 3

Тема урока: «Здравствуй, осень!»

Цель урока: формирование знаний о технике пастозной живописи как средства передачи эмоционального состояния в рисунке.

Планируемые результаты:

Предметные: знать выразительные возможности пастозной живописи, раздельного мазка; уметь сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже.

Системно-деятельностные: применять в работе по памяти ассоциативное цветоощущение, находить эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.

Личностные: проявлять любовь и бережное отношение к родной природе; понимать окружающий мир, воспринимать природу и искусство.

Материалы и инструменты к уроку

Для учителя: репродукции картин И. Левитана.

Для учащихся: художественные материалы - рабочие тетради, альбомные листы, простые карандаши, ластик, гуашь, кисти, баночки для воды.

Межпредметные связи: познание мира, литература.

Примерный ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап. Сообщение темы и цели урока. В отличие от красочных картин летней природы на данном уроке будем любоваться осенним пейзажем, познакомимся с техникой пастозной живописи. Родная земля предстает в новом варианте: многоцветий.

Подготовка рабочего места.

2

Актуализация опорных знаний. Вводная беседа. В картинах И. Левитана «Золотая осень», «Осень. Туман» мы видим различные проявления осени. Мягкое сияние золотистых берез утопает в серебристо-белом тумане в картине «Осень. Туман». В «Золотой осени» показана вся красота осенней природы, где теплые желтые, золотистые, охристые краски контрастируют с холодной голубизной неба и глубокой синевой осенней реки. Рассматривая репродукции, мы, зрители, вновь ощущаем радость от того, что художники открыли красоту в обыденном, в родных просторах. Во время просмотра репродукций учитель формулирует вопросы таким образом, чтобы, отвечая на них, второклассники раскрывали свои способности выявлять эмоционально-эстети- ческую связь между природными явлениями и художественным образом - картиной природы. Это отразилось бы и на особенностях восприятия детьми картин пейзажа своего города, села, поселка.

Принимают участие в беседе. Высказывают свое мнение. Рассказывают о

своих наблюдениях. Учащийся: Осень очень красивое время года. Листья на деревьях желтеют или краснеют. Учащийся: Листья на деревьях и кустарниках становятся разноцветными - желтыми, коричневатыми, красными,

оранжевыми. Учащийся: Желтая листва красиво смотрится на фоне ярко-синего неба.

3

Эксперимент. Педагог предлагает освоение художественного материала (гуашь) и приемов пастозной живописи осуществить на уроке в эксперименте с длинным раздельным мазком. Эти упражнения выполните в рабочей тетради или на отдельных листах-проб- никах.

Выполняют упражнения в тетради или на листочках-пробниках. Дети отмечают, что раздельные красочные мазки,

пятна в зависимости от их ритма и расположения могут ассоциироваться с природными явлениями: «Лес», «Солнце», «Поле», «Облака» и др. Упражнение выполняют в быстром темпе.

4

Этап применения новых знаний и способов действий. Рассматривает композиционные схемы в сравнении с пейзажами и уточняет представление о том, как разнообразно изображены главные элементы в композиции пейзажей (земля, небо, вода).

Участвуют в составлении композиционных схем на доске. Приступают к самостоятельной творческой работе. Дети рисуют свои варианты композиции на доске мелом, что дает им возможность

исправить неудачный вариант композиционного решения рисунка.

5

Этап практической деятельности. Рисование по памяти: «Нарисуй, какой ты видишь землю своего города, села, поселка осенью».

Самостоятельная работа учащихся.

6

Рефлексия. Спрашивает у ребят, что они узнали о творчестве художника-живописца, какие впечатления они получили на уроке.

Осуществляют самооценку полученных знаний.

Учащийся: Я узнал о творчестве художника Левитана, о том, что его называли певцом осени.

Учащийся: Мне очень понравилось, как художник изображал осенние пейзажи.

Учащийся: Левитан очень хорошо передавал настроение в пейзаже - грустное или задумчивое, радостное или печальное.

7

Подведение итогов. Выставка работ. Коллективный просмотр рисунков.








Д/з с.10-11

Во время коллективного просмотра работ отмечают, как средствами цвета передано настроение в осенней природе и по- разному изображены главные элементы композиции (земля, небо), как при этом сочетаются с ними дополнительные элементы (дерево, дом, кустарники, вода и т. п.), применены выразительные возможности приема раздельного мазка (цвет, направление).

Справочный материал для учителя

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 г. в небольшом литовском городке Кибарты. Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее образование. В выборе жизненного пути Исаака Левитана решающую роль сыграл его старший брат - художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества.

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах училища он не только обнаружил недюжинные способности, но и сумел ска- затъ новое слово в русском пейзаже. Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. С18 лет он начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкино, в Московской и Тверской губерниях, в Крыму, на Волге. Был членом «Товарищества передвижников». Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Необыкновенно восприимчивый к явлениям природы, Левитан в своих картинах и акварельных рисунках передавал поэтическое настроение, порождаемое видом ее разнообразных состояний, не увлекаясь при этом отделкой подробностей, верно и тонко улавливая в ней то, от чего возникает такое настроение.

Ранние работы художника удивительно лиричны (например, «Осенний день. Сокольники», 1879). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в поэтический образ России, открывается «Березовой рощей» (1885-1889). Уже в те годы солнечные полотна иногда уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества и тоски. Левитан был тяжело болен, и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи направляют Левитана в Италию. Поэтикой тонкого образного обобщения одухотворены произведения «волжского периода», когда художник вместе с товарищами путешествует по Волге («Вечер на Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889), а также тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-1895. Особенно сильное впечатление произвели на него староверческие скиты над рекой и древний город Свияжск. Далекий уголок русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины «Над вечным покоем».

Умер Левитан 22 июля 1900 г. Он прожил всего сорок лет. Был порывисто-неуравновешенным человеком, легкоранимым, подверженным приступам тоски. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний природы: он показывал русскую природу в широком диапазоне - от сумрачного минора до ясной праздничности. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был тяжело и неизлечимо болен. С другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. В русской природе, которую Левитан любил превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти «тихую обитель». Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: «Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским».

Живописная техника. Можно выделить виды живописной техники по характеристике красочных материалов: масляная живопись, водяная живопись, темпера, восковая живопись, акварель, гуашь, тушь и др. В каждой из техник живописи сложились свои приемы. Совокупность способов и приемов, с помощью которых выполняется живописное произведение.

Пастозная живопись (от итал. разово - тестообразный) - качество красочного слоя в технике живописи, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты- краски. Придает поверхности рельефность, иногда значительную, часто сохраняющую форму, приданную ей кистью или мастихином; в наиболее выпуклых местах дает блики. Позволяет усилить эмоциональную выразительность произведений, особенно убедительно передать материальную насыщенность предметного мира, раскрыть пластические возможности самой красочной массы.




Урок 4

Тема урока: «Осенняя ветка»

Цель урока: рисование с натуры несложной постановки графическими материалами.

Планируемые результаты:

Предметные: знать правила рисования с натуры, уметь рисовать с натуры.

Системно-деятельностные: применять графические умения и навыки: воспринимать натуру и передавать пропорции объекта.

Личностные: проявлять любовь и бережное отношение к родной природе.

Материалы и инструменты к уроку

Для учителя: наглядный материал - несложный постановочный натюрморт с осенней веточкой в вазе, репродукции графических натюрмортов.

Для учащихся: альбомные листы, простые карандаши, ластик, черная гелевая ручка.

Межпредметные связи: познание мира, литература.

Примерный ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Подготовка рабочего места

2

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. Рассматривает вместе с учащимся постановочный натюрморт. Объясняет, что на уроке им предстоит рисовать с натуры, т.е. изображать то, что они видят, ведь на предыдущих уроках мы создавали рисунки, используя лишь свою память и воображение.

Слушают объяснение, активно участвуют в диалоге.

3

Этап подготовки к изучению нового материала, актуализация опорных знаний. Выставляет натюрморты художников-графиков (работы Е. Бейсембиновой). Отмечает правдоподобность, жизненность изображений. Предлагает внимательно рассмотреть ветку. Приемом устного рисования определяем, как изгибаются веточки, какие черешки у листьев, какой формы листочки. Предлагает ученикам попробовать нарисовать осеннюю веточку с листьями с натуры, т. е., рассматривая веточку, стараться нарисовать ее такой, какая она есть.

Рассматривают репродукции, высказывают свое мнение. Используя прием устного рисования, описывают натюрморт: Веточка прямая, она чуть-чуть наклонена вправо. Черешки у листьев длинные. Листики по форме напоминают перевернутую каплю.

4

Этап усвоения новых знаний. Демонстрирует учащимся приемы рисования с натуры. Этап первый - определить, сколько места на рисунке займет веточка, и как лучше разместить рисунок - по горизонтали или по вертикали. Этап второй - слегка наметить движение веточек и форму листиков.

Этап третий - прорисовать подробно и веточку, и листики, стараясь передать сходство с натурой.

Смотрят и запоминают

последовательность работы над рисунком.

5

Этап применения новых знаний и способов действий. В ходе выполнения самостоятельной работы напоминает учащимся, что следует соблюдать правильную последовательность, а также не забывать о правильном композиционном размещении рисунка на альбомном листе. Напоминает детям о возможностях линии при передаче пластики объектов.

Самостоятельно выполняют работу в рабочей тетради или в альбоме.

6

Рефлексия. Спрашивает у учащихся, что нового они узнали о графике, какие приемы работы им понравились.

Осуществляют самооценку полученных

знаний. - Я узнал, что графика - это вид изобразительного искусства. - Графика - это произведения, выполненные графическими материалами.

- Мне понравилось рисовать гелевой ручкой - линии получаются четкими и выразительными.

7

Подведение итогов.




Д/з с.12-13

При подведении итогов ребята отмечают работы, наиболее точно передающие натуру. Оценивают свои работы и работы одноклассников: - Все работы одноклассников мне нравятся. Всем удалось нарисовать с натуры

веточку. - Рисовать с натуры интересно.



Справочный материал для учителя

Графика (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую) - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография, монотипия и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-жур- нальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. В основе искусства графики лежит линия, контраст белого и черного или нюансное соотношение, используются штрих и пятно, фон листа. Стилистические средства разнообразны, - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).

Композиция - это построение такого произведения, в котором составляющие части взаимно связаны друг с другом, а каждая часть подчинена целому так же, как и все целое связано с каждой из его частей. Основные принципы композиции: целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие, единство.