Проектная работа История русской матрёшки - символа русской культуры

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Приложение 1


«История русской матрёшки — символа русской культуры»


Рассказывают, что в конце ХIХ века в семью Мамонтовых — известных

русских промышленников и меценатов — то ли из Парижа, то ли с

острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского

святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она

разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше,

которая так же состояла из двух половинок. . . Всего таких куколок

насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на

создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе

крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным

именем Матрешка (Матрена).

В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении

матрешки.

Предполагается, что первая русская матрешка была выточена и

расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах

Х1Х века, по образцу привезенному из Японии.

Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял

собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского

мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх

от многочисленных раздумий.

История развития игрушечного промысла в России позволяет

предположить, что созданию русской матрешки способствовала

традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.

Приблизительно с 1898 года можно отсчитывать возраст

матрешки, национального сувенира.


Сергиевская игрушка


Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрёшки

всё же стал подмосковный Сергиев Посад — крупнейший в России

центр кустарного производства игрушек, своеобразная “игрушечная

столица”.

Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг

расцвета на рубеже XVIIXIX веков. Тематика сергиевской ручной деревянной игрушки была достаточно разнообразной, что объяснялось, прежде всего, выгодным

географическим положением промысла. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в

Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900

года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

Массовому экспорту сергиевской матрешки способствовали и

ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала

так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного

базара кустарных изделий, проходившего в начале ХХ века в Лондоне.

А благодаря передвижной выставке, организованной “Русским

обществом пароходства и торговли”, с русской матрешкой

познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран

Ближнего Востока.

Силуэт и стиль росписи матрешки в Сергиевом Посаде менялись с

течением времени. В начале ХХ века большое влияние на тематику

оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским

губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии

матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и

другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия

Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и

Наполеон” со штабами.

Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный

герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской

княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные

произведения русских классиков — “Сказка о царе Салтане ”‚ “Сказка о

рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек - Горбунок ” П.П. Ершова,

басня “Квартет” И.А. Крылова И многие другие. ..

100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен

появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений.

Постепенно утвердилась и форма матрешки, наиболее близкая к

первоначальной, и похожая на нее “неваляшка”, которую

изготавливали в Сергиевом Посаде из папье-маше еще в Х1Х веке. А из

всего разнообразия тем и сюжетов росписи наибольшее развитие

получили бытовое, так как они отражали праздники и будни каждого

кустаря, поэтому были общедоступны и любимы как мастерами, так и

покупателями. Это женихи и невесты с многочисленными

родственниками и гостями, цыганки, старообрядцы, урядники, купцы с

чадами и домочадцами, компании за самоваром и нескончаемый ряд

девчонок и мальчишек, взрослых баб и мужиков с корзинками,

узелками, посудой, живностью, инструментом или угощением в руках.


«Загорский» стиль росписи матрешки


В течение десяти с небольшим лет матрешечный промысел в

Сергиевом Посаде развивался как один из видов оригинального

авторского художественного творчества.

При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает

изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником

сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками

и точками.

В росписи обычно используются три — четыре цвета — красный или

оранжевый, желтый, зеленый и синий — с добавлением черного для

обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи

матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием

нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой

социально — экономической и культурной ситуации в стране.

С 1940 годов разработкой образов для фабричного производства

матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево —

Посадских ) художественно — производственных мастерских. Но и в

росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась

упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего

тиражирования.


Семеновская и мериновская матрешки


На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом

наибольшей известностью пользовались семёновские и мериновские

матрёшки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с

понятием “русская матрешка”.

Эти матрешки заметно потеснили загорскую‚ что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались

художественной обработкой дерева. В конце ХХ столетия сложились и

игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки

из Городца и Федосеева.

В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на

Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась

всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и

вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья

Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный

промысел. Это ремесло и по сей день остается основным для

мериновских мастеров

В 1953 году семеновкие изделия впервые попали за рубеж. Именно с

этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской,

выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом.

Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешек в

Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более

ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются

стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном

отношении роспись иногда напоминает пышный букет. Все это

позволило матрешке с берегов Волги естественно и без болезненно

влиться в круг характерных для тех мест изделий.

Полховская игрушка

Почти одновременно с мериновской В Поволжье появилась еще одна

матрешка — в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан,

как его назвали в простонаречии.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих

сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее

необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто

вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной

головкой до примитивных одноместных фигурок — столбиков и

толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских

матрешек строится на сочетании малиново — красного, зеленого и

черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.

Цветы с наводкой” — наиболее типичная и любимая в Полховском

Майдане роспись, более близкая и “пестрение” — украшение при

помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские

соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по

предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся

спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится

без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и

темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Вятская игрушка

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается

другой тип матрешки — родом из Вятки. Помимо традиционной

росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно

технологический прием, вообще характерный для изделий этого

региона — инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка — коробами,

корзинами, туесами — в которых помимо искусной техники плетения,

использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой

стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ

художественного оформления изделий. Но вятской матрешке повезло

меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за

известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и

развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание.

Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности,

помешала также сложность самого процесса инкрустации, требующего

больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Всеобщая мода на матрешку не только обогатила ассортимент русских

промыслов, но и вывела эту игрушку за пределы национальных границ.

В 1960 годы появились башкирские и марийские матрешки,

расписанные в национальных традициях.

Второе рождение матрешки — авторская матрёшка

Несмотря на то, что упрощенно — примитивные фабричные матрешки,

наводнившие прилавки магазинов, надолго заслонили достаточно

редкую авторскую, которая не тиражировалась и несла на себе

неповторимый отпечаток индивидуальности ее автора, ведущие

художники Сергиева Посада бережно сохраняли сложившиеся приемы

росписи.

С середины 1980-х годов приобретают известность авторские работы

Главного художника Загорской фабрики игрушек №1 С.Л. Нечаева. В

собрании Художественно — педагогического музея игрушки Сергиева

Посада можно увидеть две выполненные им матрешки. Их объединяет

подчеркнутая декоративность, сочный колорит и ставшее классическим

для Загорской (сергиевской) матрешки сочетание цветов — синего,

красного, желтого, зеленого.

В иной, мягкой, изысканной Цветовой гамме работала в этот же период

И.А. Марачева

В настоящее время творчество в этой области достигает своего

художественного расцвета. Из богатейшего и разнопланового

ассортимента сергиевского игрушечного промысла прошедшего Х1Х

столетия в живых осталась, пожалуй, одна матрешка. Поэтому не

случайно, что именно к ней И обратились мастера. Благодаря

многократно увеличившемуся притоку иностранных туристов в конце

1980—х годов матрешка вновь стала не только популярным изделием

художественного творчества, но и ходовым товаром, пользующимся

большим спросом у иностранцев и приносящим ощутимый доход

мастерам. Поэтому точением и росписью матрешек стали заниматься

не только люди, имеющие профессиональные знания и навыки, а так

же и те, кто два — три года назад об этом и не помышляли.

В конце 1980-х годов наиболее известны были фабричные изделия с

простейшими элементами росписи. Рынок же требовал, как и в начале

века, более высокого уровня художественного оформления и

разнообразия мотивов. Хранящиеся в фондах Музея игрушки — старые

сергиевские образцы, были доступны далеко не каждому. Поэтому

матрешки последних лет отмечены печатью непрестанных и порой

мучительных поисков, иногда с налетом вкусовщины, слащавости.

Однако наряду с этими чертами ощущаются и другие — полное

раскрепощение мастера, освобождение от давления жесткого канона.

Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями

в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо

расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие

популярных политических лидеров с заметным портретным сходством.

С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не

только в традиционных районах, но и в крупных городах — Москве,

Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще

всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской

матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются

изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки

Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно

выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка

1990-х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто

русских традициях с платками и Шалями по мотивам знаменитых

Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как

крестьянский”, так и “боярский” стили. Не забывается мастерами и

изначальная идея матрешки — девочки. В этом направлении интересно

работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки

угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в

букеты Васильки и ромашки... Творчество этой мастерицы — удачный

пример обращения непрофессионала к традиционному

художественному промыслу. В то же время работы художника —

графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что возможности

творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают

привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки

работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки,

отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим

рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей

особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование.

Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е.

Паниной и других.

Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне

самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто

встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест.

Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми

местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её

изготовление требует большого мастерства от токаря.

Роспись собственной матрешки - дело трудное, кропотливое, но

благодарное, даже если вы будете стремиться просто скопировать

существующий образец, непременно получится что—то другое, своё.

Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Стоит

потренироваться рисовать разнообразные цветы, копируя их, например,

с русских подносов, чашек, платков. Однако цветы - лишь одна из

возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах,

на шкатулках, шапках и т.п. Что, если попробовать расписать матрешку, используя традиционные орнаменты других народов: китайские, арабские, северные? Ваша матрешка будет единственной в мире.