АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПО РИТМИКЕ В 4 КЛАССЕ
Пояснительная записка
Последние годы интерес к хореографическому искусству в нашей стране значительно возрос. Учебная программа по хореографии разработана в соответствии с Государственным стандартом нового поколения «Новая школа» и отражает современные требования к обучению подготовки начальной школы. Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живем, времена развития современной и массовой гиподинамии, когда ребенок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – все это приводит к недостатку двигательной активности ребенка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс, в школе.
Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения. Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Обучение хореографии в системе ФГОС целесообразно начинать с занятий по ритмике, служащими преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Занятия ритмикой проводятся весь первый год обучения для подготовки детей к урокам хореографии. Последующие года дети осваивают азы хореографии.
По системе ФГОС дополнительное образование - хореографический кружок называется «Ритмика и танец»
Цель: Создание валеологических обоснованных условий способствующих совершенствованию индивидуального здоровья учащихся средствами двигательной активности (ритмика, хореография) и развитие качеств творческой личности ребенка средствами танцевального искусства.
Задачи:
- Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста;
- соразмерное формирование танцевальных способностей: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве.
- дать первоначальную хореографическую подготовку.
Личностные, межпредметные и предметные результаты освоения деятельности.
Данная программа ориентирована на формирование гармонически развитой личности средствами кружка «Ритмика и танец».
К числу планируемых результатов отнесены:
личностные результаты - активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей
межпредметные результаты – обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий
предметные результаты – выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Межпредметные связи
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.
Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений и танцевальных композиций.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
В ходе занятий учащиеся сталкиваются с понятиями "угол поворота", "направление движения", "доли счета" (1/4, 2/4, 3/4 и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве, необходимость развития и использования абстрактного мышления создает тесную взаимосвязь с изучением математики.
Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.
Формы обучения:
--учебное занятие
--домашнее задание
--учебно-игровые мероприятия
--открытые уроки
--концертные выступления
Методы обучения:
--словесные
--наглядные
--практический показ
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- проведение открытых уроков для родителей;
- организация танцевальных конкурсов;
участие в праздничных программах, концертах;
проведение итогового занятия в конце учебного года.
нужно научить детей:
- двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, понятного детям по своему содержанию, сложности и объему. Критерий оценки при этом является правильность и выразительность движений, а также известная самостоятельность в наиболее правдивой передаче данной музыки.
- двигаться в соответствии со строением музыкального произведения: различать вступление к музыке и уметь использовать его как сигнал к движению; узнавать музыкальные фразы и части; начинать и заканчивать движение точно вместе с музыкой
- ощущать и выделять сильные доли тактов; на слух определять музыкальные размеры, уметь дирижировать в этих размерах: менять характер и объем дирижерского жеста в связи с характером и темпом музыки.
-различать длительность, несложные ритмические рисунки уметь исполнять их средство движения.
- узнавать высокий и низкий регистры и реагировать на их изменения.
- легко, правильно и выразительно двигаться.
Самое главное во время занятий следить за правильной постановкой корпуса, за четким исполнением движений, за раскованностью, эмоциональностью, выразительностью. С самых первых занятий надо стремиться к тому, чтобы дети воспринимали музыку в целом, то есть, прежде всего, чувствовали ее общий характер (веселая, бодрая, плясовая, грустная и т.д.) Во время движения следует неоднократно предлагать детям прислушаться к музыке и двигаться вместе с ней, при этом все время обращать внимание и на скорость движения и на силу звучания. Всякий раз, давая новое упражнение, следует предложить детям сначала прослушать музыку, а затем уже двигаться в соответствии с заданием педагога. Как уже говорилось выше, основной задачей педагога является умение вызвать у детей живой интерес к музыке, желание создавать в движении хотя бы самые несложные, но непременно созвучные образы. Однако, продолжительная сосредоточенность на одной какой-либо стороне звучания, например, на музыкальном размере или ритмическом рисунке, нарушила бы непосредственность и цельность детского восприятия и привела бы к механичности исполнения, лишив детей живой и естественной выразительности при передаче музыки. Для каждого упражнения, игры, танца, педагог должен четко определиться, как он будет объяснять каждое задание. Выбор приема будет зависеть от того, какие задачи ставит перед собой преподаватель, при этом необходимо помнить, что одинаково важно как словесное объяснение, так и показ движений. Словесное объяснение должно быть кратким, точным, конкретным. Особенно осторожно и вдумчиво нужно говорить о музыке, о ее динамических оттенках, темпе. Для детей более понятно, если характеризовать музыку по эмоциональной окраске. Например, тихую музыку – задумчивую, лиричную можно раскрасить в голубой, розовый цвет. Громкую музыку, веселую, энергичную, грозную в красный, черный цвет. В начале работы педагог может выполнять упражнения вместе с детьми. При этом очень важен четкий и красивый показ гимнастических и танцевальных движений. Поэтому педагог должен каждый раз выполнять упражнения в полную ногу, с полной эмоциональной выразительностью, так как дети склонны копировать в точности каждое показанное движения. Для каждого упражнения, игры, танца педагог должен четко определиться, как он будет объяснять данное задание. С первых же занятий педагогу рекомендуется отмечать наиболее способных детей. Дети этого возраста воспринимают движенческую информацию лучше с показа, а не со словесных объяснений. В тоже время нужно приучать детей в игровой форме самостоятельно отвечать на музыку движением. В этом случае показ педагогом нежелателен, так как целью таких заданий является развитие творческой активности детей. Однако при объяснении содержания музыкально-двигательного упражнения, педагогу нужно всегда говорить образно, активизируя детское воображение. При проведении музыкальных игр педагог должен следить за музыкальностью исполнения, особенно за передачей характера произведения, его окраски. Так же необходимо указывать детям, что они не должны придумывать движения, чтобы остальные их не копировали, а затем можно вызвать отдельных учеников, нашедших удачные, выразительные движения, объясняя при этом, что именно в них хорошо. С первых же занятий во всех группах следует добиваться дисциплины на уроке, внимания и серьезного отношения к работе. Однако, приступая к планированию занятий, нельзя забывать о том, что дети этого возраста, отличаются большой подвижностью и в тоже время быстро устают, их внимание неустойчиво, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. Их эмоциональность и наличие интереса к занятиям, увлеченность ими имеют большое значение для успешной работы, поэтому педагог должен постоянно поддерживать их интерес, будить воображение и фантазию, включая постепенно в задания занимательные элементы. Таким образом, каждое занятие должно состоять из ряда недлинных и разнообразных заданий, иметь доступное и близкое детям содержание, чередовать моменты умственной и физической нагрузки с моментами отдыха. В ритмике принят за основу концентрический метод работы: в течение примерно 2-3 месяцев подробно изучаются три первых основных раздела на более простом материале. В последующем педагог возвращается к тем же разделам, планируя более сложные упражнения, включая музыкальные задания повышенной степени трудности, предлагая, более развернутые пьесы, музыкальные образы которых даются в развитии. Таким образом, все обучение идет по спирали, поэтому не следует торопить детей, опережая их возможности и требовать от них четкого выразительного исполнения, а лучше подводить их к желаемому результату в процессе работы, обращая внимание на особенности музыки, ритм.Одновременно с освоением музыкально-ритмических навыков, связанных с восприятием характера музыки и средства музыкальной выразительности, - темпа, динамики, регистровой окраски, формы музыкального произведения, метроритмических особенностей идет работа над выразительными движениями. Это нужно для того, чтобы дети могли свободно реагировать на музыку. Лучше всего начинать с освоения основных движений, а также можно разучивать простейшие элементы танцев. Особенно хорошо удаются детям подражательные движения (труд людей), изобразительные (повадки животных). Уже здесь дети могут импровизировать, создавая свои образы. Во время таких интересных музыкально-двигательных заданий у них снимается психологическая и физическая заторможенность, расслабляются мышцы лица, шеи, губ. В основе работы над выразительными движениями лежит своя логика последовательности упражнений, и одни элементы танца составляют основу для других. Так, например, движение пружинки подготавливает двигательный аппарат к исполнению пружинящего шага. Пружинящий шаг, затем высокий шаг и бег подготавливают к выполнению подскоков. Приставной шаг предшествует боковому галопу и т.д. Таким образом, действуя по принципу: от простого – к сложному, как при освоении новых элементов танца, так и музыкальной грамоты.
План построения урока ритмики
1. Вводная часть. Организационный момент. Поклон. Марш с определенным музыкально-ритмическим заданием.
2. Основная часть. Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков на основе восприятия музыки по выбору педагога. Это могут быть основные движения, гимнастические комплексы, упражнения для развития мышечной свободы рук, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, позиций ног и рук.
3. Ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствования ритмических навыков: определение размера произведений и дирижирование, передача ритмических рисунков через движение, исполнение ритмического «эхо», анализ формы произведений и т.д.
4. Музыкально-ритмические игры, инсценировки, упражнения с предметами разучивание или повторение ранее пройденного танца, отдельные творческие задания.
5. Заключительная часть. Краткий анализ урока или выставление оценок. Проверка домашнего задания.
Предложенная схема построения урока условна. Она обозначает лишь те виды музыкально – ритмической деятельности, которые могут быть включены в ту или иную его часть. В работе с детьми по ритмике стоит придерживаться примерно такого же плана.
Наряду с общепринятой схемой типового урока ритмики педагог, проявляя творческую инициативу, может составлять урок по иному. Так тематический урок может быть построен на музыке одного композитора или целиком составлен из произведений русского народного творчества или проходить в форме сказки.
Возможно, провести обобщающий урок, посвященный танцевальному и игровому творчеству, инсценировке песен и т.д.
Практикуются также итоговые уроки, целью которых являются учет знаний и умений учащихся. Он может строиться в виде опроса по всему материалу или же для опроса отбирается отдельный, конкретный раздел ритмического восприятия, например, элементы русского танца, ритмические рисунки и т.д.
Для достижения наибольшей эффективности результатов по предмету необходима строгая продуманность каждого урока и его отдельных частей. Планируя урок, педагог должен ясно представлять себе его задачи, связь с другими занятиями. Ни один урок нельзя мыслить как обособленное звено, в него всегда входит и повторение пройденного, и новый материал, и соображения о том, как весь этот материал будет связан с дальнейшими заданиями. Нельзя также забывать о том, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием возвращаются к уже пройденным заданиям, нередко сами просят о повторении упражнения, игры или пляски. Возвращение к знакомым играм и движениям позволяет добиваться большей точности и отработанности движений.
Новый материал, как более трудный, следует помещать ближе к началу урока: «веселые» задания, игры и пляски – ближе к концу.
Следует помнить о физической, психической, эмоциональной нагрузках, стараться не переутомлять учащихся большим количеством нового материала, избегать однообразных заданий.
Урок ритмики должен приносить детям радость, удовлетворение от преодоления трудностей, раскрывать их творческий потенциал.
В программе была определена система основных методов, приемов и средств обучения детей младшего школьного возраста, которую целесообразно используют на уроках ритмики. Применение такой системы позволяет достичь главных целей, которые подразумевает ритмика как учебная дисциплина, а именно: через органичный сплав музыки и движения приобщать ребенка к миру гармонии с самим собой и со всем окружающим; воспитывать культуру движения и пластики; расширять кругозор детей, знакомя их с музыкальными произведениями авторов различных стран и народов; развивать творческие возможности каждого ребенка индивидуально; учить слушать и слышать музыку, рисуя в воображении образы, которые она создает; передавать свои фантазии через движения.
Грамотное использование описанной нами системы, повысит эффективность уроков ритмики. Усилится обратная связь: учитель - ученик - учитель. Это выразится в росте заинтересованности ребенка процессом обучения, что повлияет на результативность его работы.Кроме того, систематичность в занятиях заметно повысит физическое и эмоциональное состояние ребят, что способствует активизации работоспособности не только на уроках ритмики, но и поможет в освоении общеобразовательных дисциплин. При обучении на уроках ритмики одной из главных задач является развитие общей организованности, воспитание навыков общественного поведения.
Таким образом, обязательное использование всех методов и приемов педагогики, возрастной психологии, методики преподавания ритмики и личностных качеств самого педагога - неотъемлемая составляющая эффективной деятельности преподавателя, которая будет приносить ожидаемые результаты. Только владея такой информацией, педагог может своевременно отслеживать результаты и влиять на процесс обучения.
Основные разделы ритмики
Сюжетно-образная драматизация.
Музыкальные игры.
Методика разучивания танцевальных элементов и танцев.
Раздел 1 Сюжетно-образная драматизация. Музыкальные игры Раздел 2 Методика разучивания танцевальных элементов и танцев.
ТЕМЫ УРОКОВ
Тема № 1.
Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении. Определение характера музыки (спокойный, торжественный), структуры музыкального произведения, формы, типа и т.д. Игры: «Самолетики», «Плетень», «Рыбачек», «Лебеди», «Сороконожка», «Зеркало»
Тема № 2.
Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве. Положение в парах, свободное размещение в зале с возвратом в колонну. Построения из круга в шеренгу «Воротца», «Карусель», «Змейка». Движение в колонне. Перестроение в парах.
Тема № 3.
Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц: «Зверобика», «Танцевальная азбука». Напряжение и расслабление плечевого пояса: «Бокс», «Игра с мячом», «Поющие руки», «Пилка дров». Упражнения с использованием народных мелодий.
Тема № 4.
Упражнения для развития мимики и пантомимики: «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся, смотрим в бинокль, слушаем, грустим, плачем, стреляем» и т.д.
Тема № 5.
Упражнения и игры, активизирующие внимание: «Задом наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Игры с мячом», «Колобок», «Невод» и т.д.
Тема № 6.
Несюжетные и сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта: «Совушки», «Горелки», «Паук», «Кот и воробьи», «Плетень», «Гуси вы, гуси», «Зайка», «Не зевай», «Кто первый» и т.д.
Тема № 7.
Танцы-игры на развитие творческих способностей: «Веселые барабанщики», «Конники», «Неуклюжий медведь», «Цирковые лошади», «Лыжники», «Ковбои», «Разведчики», «Воробей-зазнайка», «Топ и хлоп», «Скакалка», «Да и нет», «Скакунец».
Тема № 8.
«Встреча с любимыми героями мультфильмов». Движения в образах Чебурашки, Буратино, Винни-Пуха, Зайца, Волка, Кваки-Задаваки, Львенка и Черепахи, Кота Леопольда.
Тема № 9.
«На птичьем дворе». Танцы: «Гуси-Гуси», «Вышла курочка хохлатка», «Веселые петушки». Игры: «Кот и воробьи», «Волк и гуси», «Утята».
Тема № 10.
Куклы. Этюды: «Ванька-встанька», «Восточные куколки», «Оловянные солдатики», «Матрешки», «Тряпочные куколки».
Тема № 11.
«В цирке», «Цирковые лошади», «Собачки считают», «Наездники», «Жонглеры», «Канатоходцы», «Спортсмены», «Хищники на арене».
Тема № 12.
«Здравствуй, весна!» Танцы-этюды: «Подснежники», «Во поле березка стояла».
Хороводы-игры: «Стелю, стелю подушечку», «Про лисичку», «Совушка», «А я по лугу»,
«А мы просо сеяли».
Тема № 13.
Элементы музыкальной грамоты в передаче движениями. Определение характера музыки (веселый, грустный), темпа куплетной формы, жанров музыки (марш, полька, вальс), пауз и т.д. Передача в движении снежинок, бабочек, солдат и т.д.
Тема № 14
Связь музыки и движения на примерах игровых этюдов, образов. Практические занятия на разучивание ритмической разминки «Колобок», этюдов «Я на солнышке лежу», «Истуканчики».
Игры-танцы «Скачут по дорожке», «Пошел козел по лесу», «Ладушки», «Хочу – не хочу».
Тема № 15
Набор танцевальных элементов. Марш, бег, подскоки, пружинка, притопы, хлопки, движения с лентами, мячом, скакалкой.
Тема № 16
Упражнения-этюды на развитие ориентации в пространстве. Построение в колонну, круг, движение по кругу. Этюды «По кружочку мы пойдем», «Во поле березка стояла», «Карусель».
Тема № 17
Упражнения на развитие групп мышц: «Куклы деревянные и тряпичные», «Колка дров», Растягиваем резинку», «Ветерок и ветер», «На речке», «Гладим кошку», «Кошка выпустила когти», «Паровозик», «Спать хочется», «Мельница», «Велосипед» и т.д.
Тема № 18
Упражнения и танцы на развитие художественно-творческих способностей: «Кузнечик», «Антошка», «Звери и птицы», «Тихие воротца», «Внимание–музыка», «Лошадки».
Тема № 19
«Прогулка в зоопарк». Дети имитируют движения зверей и птиц: медведя, волка, обезьяны, павлина, цапли, ласточки, белочки и т.д. (Кто живет в зоопарке?)
Тема № 20
Русский танцевальный фольклор. Хороводы: «Как у наших у ворот стоит озеро воды», «Во поле березка стояла». Считалки, заклички под музыку в движениях.
Тема № 21
«Путешествие в лесу». Дети представляют себя в лесу в различное время года и в разных вариантах: зимой – «снежинками», «елочками», осенью – «листочками», летом – «ягодками», «кузнечиками», «лягушками», весной – водят хороводы вокруг березки, «прыгают» через костер.
Тема № 22
Элементы музыкальной грамоты и передача их в движении. Определение характера музыки (спокойный, торжественный), структуры музыкального произведения, формы, типа и т.д. Игры: «Самолетики», «Плетень», «Рыбачек», «Лебеди», «Сороконожка», «Зеркало»
Тема № 23
Упражнения и этюды на развитие ориентации в пространстве. Положение в парах, свободное размещение в зале с возвратом в колонну. Построения из круга в шеренгу «Воротца», «Карусель», «Змейка». Движение в колонне. Перестроение в парах.
Тема № 24
Ритмическая разминка на развитие отдельных групп мышц: «Зверобика», «Танцевальная азбука». Напряжение и расслабление плечевого пояса: «Бокс», «Игра с мячом», «Поющие руки», «Пилка дров». Упражнения с использованием народных мелодий.
Тема № 25
Упражнения для развития мимики и пантомимики: «Просыпаемся, улыбаемся, умываемся, смотрим в бинокль, слушаем, грустим, плачем, стреляем» и т.д.
Тема № 26
Упражнения и игры, активизирующие внимание: «Задом наперед», «Кот и мыши», «Зеркало», «Игры с мячом», «Колобок», «Невод» и т.д.
Тема № 27
Несюжетные и сюжетные подвижные игры, игры с элементами спорта: «Совушки», «Горелки», «Паук», «Кот и воробьи», «Плетень», «Гуси вы, гуси», «Зайка», «Не зевай», «Кто первый» и т.д.
Тема № 28
Танцы-игры на развитие творческих способностей: «Веселые барабанщики», «Конники», «Неуклюжий медведь», «Цирковые лошади», «Лыжники», «Ковбои», «Разведчики», «Воробей-зазнайка», «Топ и хлоп», «Скакалка», «Да и нет», «Скакунец».
Тема № 29
«Встреча с любимыми героями мультфильмов». Движения в образах Чебурашки, Буратино, Винни-Пуха, Зайца, Волка, Кваки-Задаваки, Львенка и Черепахи, Кота Леопольда.
Тема № 30
«На птичьем дворе». Танцы: «Гуси-Гуси», «Вышла курочка хохлатка», «Веселые петушки». Игры: «Кот и воробьи», «Волк и гуси», «Утята».
Тема № 31
Куклы. Этюды: «Ванька-встанька», «Восточные куколки», «Оловянные солдатики», «Матрешки», «Тряпочные куколки».
Тема № 32
«В цирке», «Цирковые лошади», «Собачки считают», «Наездники», «Жонглеры», «Канатоходцы», «Спортсмены», «Хищники на арене».
Тема № 33
«Здравствуй, весна!» Танцы-этюды: «Подснежники», «Во поле березка стояла».
Хороводы-игры: «Стелю, стелю подушечку», «Про лисичку», «Совушка», «А я по лугу»,
«А мы просо сеяли».
Тема №34
Итоговое занятие. Концерт
Примерный план урока
===Вводная часть урока:
- приглашение учеников в зал и расстановка их по своим местам;
- приветствие (поклон);
- опрос учеников по ритмической части пройденного материала;
- слушание музыки и определение ее характера, темпа и размера; воспроизведение хлопками и притопыванием ритмического рисунка;
====Подготовительная часть урока:
- маршировка: бытовой и танцевальный шаг в различных темпах и ритмах, размер (4/4, 3/4, 2/4) – в ритме марша, в ритме вальса, в ритме польки, меняя темп и включая паузы (на один такт 4/4, на 3/4, на 2/4);
- правильное положение тела и его частей при маршировке;
- основные позиции ног, рук; позиции рук в парах; хлопки;
- виды шага, прыжки;
===Основная часть урока:
- основы актерского мастерства; игровые задания на передачу эмоциональных состояний;
- музыкально-ритмические игры, инсценировки; музыкально-танцевальные импровизации; игры-превращения;
- ритмические задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма и совершенствования ритмических навыков;
- танцевальные движения;
- построения и перестроения;
===Заключительная часть урока:
- поклон при полувыворотном положении ног (в умеренном темпе 2/4).
- выход из танцевального зала (марш)