Исследовательская работа по теме Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом 2 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)

город Радужный











Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом

(на примере русской народной сказки «Теремок»

и украинской народной сказки «Рукавичка»)




Автор:





Галимова Амина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

2 б класс


Руководитель

Черкашина Раиса Георгиевна,

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»

2013

Оглавление

Введение………………………………………………………………...........................................2-3

Глава I. Сказка как жанр литературы........................................................………………………...4

Глава II. Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»

2.1. …........................................................................................................................5-6

2.2. ………………..……………………………………………………...6-8

Заключение…………………………………………………………………………………………. 9 Библиографический список …………………………………………………………………….. 10









Введение

Во втором классе на уроках литературного чтения я узнала, что сказки возникли очень давно, когда люди и писать еще не умели. Сначала сказка создавалась каким-нибудь певцом или рассказчиком, имя которого никто не запомнил. Если это произведение неизвестного автора было удачным, оно запоминалось и передавалось из уст в уста. Так сказка стала произведением устного народного творчества. Каждый сказитель вносил в сказку что-то свое, так появились народные сказки.

Сказок очень много. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые, самые первые. С детства мне хорошо известна русская народная сказка «Теремок», которую много раз слышала от мамы. А вот бабушка, рассказывая эту же сказку, называла ее «Рукавичка».

Объект исследования: русская народная сказка «Теремок» в обработке М. Булатова и украинская народная сказка «Рукавичка», записанная в Борисполе близ Переяслава (Полтавщины).

Предмет исследования: художественный мир сказок.

Гипотеза исследования: в сказках разных народов формируется единая система ценностей.

Цель работы: исследовать художественный мир сказок «Теремок» и «Рукавичка».

Всё это определяет задачи исследования:

  • сравнить сюжеты сказок;

  • выявить общее начало в сказках;

  • определить, что изменяли в сказке разные сказители.

Актуальность исследования объясняется интересом младших школьников к сказкам как жанру художественной литературы, который в доступной форме раскрывает понятие «добро» и «зло».

Новизна исследования:

Организация и этапы исследования:

2012 год – анализ художественного мира сказок «Теремок» и «Рукавичка», изучение справочной литературы по данному вопросу;

2013 год - обобщение результатов исследования, оформление текста научной статьи.

При проведении данного исследования использовались следующие методы:

  • анализ содержания сказок «Теремок» и «Рукавичка»;

  • изучение справочной литературы;

  • систематизация материала.

Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературного чтения, и на классных часах с духовно-нравственным содержанием.

Глава I

Сказка как жанр литературы

У каждого народа издревле существует культура звучащего слова. Это народное творчество называется фольклором. Русский народ на протяжении веков также создавал бесценные памятники слова: былины, песни, частушки, загадки, пословицы, поговорки и сказки.

«Колобок», «Репка», «Теремок» - эти сказки рассказывали нам родители, когда мы были маленькими, и они стали первыми книжками, которые мы прочитали сами.

Подберём к слову «сказка» родственные слова. Сказка – сказывать – рассказывать. Теперь понятно, что сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном. А всякий ли интересный рассказ является сказкой? Конечно же, нет!

Народ сам в своих пословицах и поговорка отметил ещё одну особенность сказок. Мне не раз приходилось слышать или самой говорить тем, кто рассказывает о чём-то во что трудно поверить: «Не рассказывай сказки!», «Всё это – сказки!». Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней. «Сказка – сладка, а песня – быль», «Сказка ложь – а песня – правда». Это говорит о том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.

И в самом деле, разве можно поверить в то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу из проруби? Трудно представить себе в жизни и то, что в рукавичку залезли и мышка, и лягушка, и зайчик, и лиса, и волк. Так что же: сказки повествуют о том, чего не было? В таком случае, зачем они? А.С. Пушкин закончил свою знаменитую сказку «Сказка о Золотом Петушке» словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» Сказка учит нас быть добрыми, справедливыми, воспитывает стойкость, любовь к Родине.

Ещё одной важной чертой сказки является занимательность. С первых же слов сказка вводит нас в неповторимый мир, в котором всё удивляет: звери разговаривают, герои отправляются в далёкие путешествия, где их подстерегают опасности, люди понимают язык животных.

Значит можно сказать, что сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Анализ справочной литературы показал, что исследователи делят сказки на три группы:

- сказки о животных - «Лисица и волк», « Коза – дереза», «Теремок», героями которых являются животные.

- волшебные сказки - «Царевна – лягушка» люди, «Сивка-бурка», «Иван-Царевич и Серый Волк». Герои этих сказок люди и фантастические существа, речь в них идёт об удивительных приключениях, обязательно связанных с волшебством.

- бытовые сказки - «Каша из топора», «Барин и мужик», «Жена спорщица», герои которых становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.

Таким образом, сказки сопровождают нас с раннего детства. Нет таких людей, которые бы не любили сказки, потому что сказкой можно вылечить, успокоить, поднять настроение, научить понимать другого. Сказка нужна всем — и большим, и маленьким.


Глава II

Сравнительный анализ сказок с одинаковым сюжетом (на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской народной сказки «Рукавичка»

2.1.

Сказки «Теремок» и «Рукавичка» относятся к сказкам о животных. Герои - дикие животные, их количество разное: в сказке «Теремок» - 6 героев, а в «Рукавичке» -7 героев. В обеих сказках герои приходят к домику “по росту”. В обеих сказках есть мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. А в «Рукавичке» появляется новый персонаж - кабан.

Нужно отметить, что имена зверей имеют общую структуру, они «двойные». К названию животного авторы добавляют слово-прозвище часто в рифму. Все имена собственные в сказках можно разделить на три группы:

1) По внешнему виду: кабан-зубан, волчок-серый бочок, медведь-косолапый.

2) По повадкам:мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик; лягушка-квакушка; топтыга-медведь.

3) По месту обитания: мышка-норушка

Прозвища метко характеризуют повадки героев, их внешний вид. Кроме этого, нужно отметить, что и в русской, и в украинской народной сказке автор героев называет ласково, выражая свое отношение к ним: зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, и даже волчишка — братишка.

2.2.

Кроме общего начала в данных сказках авторы по-разному решают одну задачу: воспитать дружелюбие, гостеприимство.

Заглавия сказок отражают место действия: в одном случае это теремок, в другом - рукавичка. Животные, попадая в жилище, воспринимают его как родной дом, где можно укрыться, найти друзей «Вот они все в теремке живут, песни поют».

Художественное время также различно: в сказке «Теремок» действие происходит летом....., в сказке «Рукавичка» - зимой.

Жители в сказках ведут себя по разному. В сказке «Теремок» они гостеприимны. Зверей, которые к ним приходят, они приглашают войти в теремок. «Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка! А ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Иди ко мне жить!».

В сказке «Рукавичка» герои уступчивы. Приходящие просятся внутрь, и их охотно пускают. «Вот бежит зайчик, да и говорит - Кто, кто в рукавичке ?

- Мышка – поскребушка и лягушка - попрыгушка. А ты кто?

- Зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

- Иди».




Сюжет

Откуда же появился теремок? Ответ на этот вопрос я не нашла в сказке «Теремок» - «Cтоит в поле теремок.» А в сказке «Рукавичка» есть ответ: «Потерял дед рукавичку.»

А что стало с теремком в конце сказки? Концовка у сказок разная. В сказке «Рукавичка» она грустная. Теремок разрушен, герои сказки погибли. «Идёт охотник, видит: рукавичка шевелится. Он как стрельнет - вот сколько шкур-то!»

А в сказке «Теремок» она добрая . Теремок разрушен, но герои построили новый.

«Влез медведь на крышу.

Только уселся — трах! — раздавил теремок. .Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился .Еле–еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый-бочок – все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!»







З а к л ю ч е н и е.

В результате исследовательской работы я нашла подтверждение своему предположению. Конечно, главный смысл обеих сказок в том, что веселее держаться всем вместе, а одному быть трудно. Сказки учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
У сказки «Теремок» есть несколько вариантов.

Сравнив 2 варианта сказки, установила, что сюжет неодинаковый. Начинается повествование с появления теремка, затем приходят животные по росту, есть одинаковый повтор - вопрос: «Чей домок-теремок?» и перечисление обитателей. Заканчивается тем, что герои погибают или разбегаются.

Каждый автор пересказывал её по-своему и изменял:

1) название сказки и вид теремка: теремок, рукавичка;

2) количество героев;

3) прозвища у героев;

4) поступки героев (гостеприимство, уступчивость).

5) концовку сказки.

Я теперь знаю, что тексты фольклорной сказки обрабатывали (грамотно пересказали, записали, не изменяя сюжета, поступков и речи героев) великие педагоги и писатели .

Каждый автор по-своему пересказывал её. Так получилось несколько вариантов одной сказки.

В результате сделала следующий вывод:

добрая (по сюжету) сказка – «Теремок»;

грустная - «Рукавичка».



Практическая значимость работы.

Нашла ответ на вопрос, который меня интересовал.

Своими «открытиями» поделилась с одноклассниками, заинтересовала историей сказки. Ребята узнали об известной сказке «неизвестное».

ПЛАН ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ.

На уроках чтения я также узнала, что многие народные сказки стали источником литературных сказок (авторских). Например, «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-Горбунок» написаны на основе народных сказок.

В ходе исследования разных вариантов народной сказки «Теремок» я обнаружила, что и эта сказка стала основой для авторских сказок:

  • В.Бианки «Теремок»;

  • С.Маршак «Теремок»;

  • В.Сутеев «Под грибом»

Теперь я поставила перед собой цель: сравнить народную сказку «Теремок» и авторские, созданные на её основе.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить. Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывает нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

(Ю. Энтин)

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь. (Евгений Шварц)