|
Дидактический материал по русскому языку
Автор публикации: Михеева Е.Н.
Дата публикации: 2016-11-06
Краткое описание: ...
МБОУ «Октябрьская школа-гимназия»
Сборник
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе
Составитель: Михеева Е.Н. учитель начальных классов
Октябрьское 2016г
Уважаемые педагоги!
Русский язык является одним из самых трудных предметов для младших школьников. Для того, чтобы облегчить обучение русскому языку, нужно использовать разнообразные методы и приёмы обучения. Написание конспектов является одним из сложных дел в подготовке урока, часто разработанные конспекты включают только простые упражнения. Для того чтобы Ваши уроки были разнообразными по форме, интересными для детей, необходимо использовать разнообразные дидактические игры. С помощью их Вы заинтересуете детей к изучению любой темы. В сборнике Вы найдете дидактические игры, которые позволят учащимся задуматься о том, что русский язык не столь сложный и непонятный предмет для изучения. Удачи при проведении уроков!
1 класс.
«Морское путешествие» Цель: закрепить знания учащихся в изучение гласных и согласных букв и умении образовывать слияние. Буква путешествует по морю на кораблике, в кармашки которого вставляется изучаемая согласная буква. В море буква встречается острова, где живут гласные буквы. Причаливая к каждому островку, буквы образуют слияние, и дети дают названия островам. Например, острова: ма, мо, му. [pic] [pic] [pic]
[pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]
«Космическое путешествие»
Вместо острова будут планеты, а путешествовать буква будет на ракете или летающей тарелке. У детей богатая фантазия, они сами могут подсказать варианты подобных дидактических игр. [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic] [pic]
[pic]
«Звездопад»
Ясный месяц качал на облачке букву С. Яркие звездочки заслушались его колыбельную и начали потихоньку засыпать. И стали они падать вниз. Начался звездопад. Но если звезда долетит до земли, она сгорит. Пожалел месяц таких красивых звездочек и решил их ловить на облачке. Вот летит звездочка, месяц поймал ее и получилась слияние СИ. Месяц с криком СА снова забросил ее на небо. А вот летит звездочка У. Снова месяц поймал ее и пустил по небу: «СУ»! и.т.д. [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
«Слоговые часы»
Их можно использовать как при изучении новой буквы, так и для повторного чтения слогов с ранее изученными буквами. Игра проходит быстро и позволяет прочитать много слияний. На стрелке кармашек для буквы. [pic]
[pic] [pic] н [pic]
А
«Загадки Петрушки» Цель: закрепить знания о изученных звуках и умение называть слова с этим звуком.
Учитель читает письмо, которое пришло от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды - нынче их очень много. Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук [р] (рыжики, сыроежки, боровики), звуки [с] и [с] (сыроежки, маслята, лисички). Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук [к] (костяника, черника, земляника)»
«Сколько точек- столько звуков»
Цель: закрепление звуков и букв, умение называть слова по количеству звуков.
Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант.
«Кто в каком домике будет жить»
Цель: изучение слогов.
Игру можно проводить в форме соревнования команд. Педагог рисует на доске три домика – в них будут жить животные. В первом – те животные, названия которых состоят из одного слога, во втором – из двух, в третьем – из трех слогов. Каждое названное животное обозначается условным значком в соответствующем домике; дважды повторять названия животных нельзя. Выигрывает команда, предложившая больше других слов – названий животных.
«Спрячь в середину»
Цель: изучение мягкого знака в середине слова.
На доске написаны слова день, огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль, на конце которых стоит мягкий знак. Кто из вас первым спрячет его в середину слова? (Деньки, огоньки)
«Сложи имена»
Цель: закрепление знаний о правописании имен собственных.
Оборудование: конверты с набором слов для каждого игрока: Ва, Све, Ге, То, Пе, Ро, ,Са, ля, та, на, ня, мя, ба, ма, ша. Игроки составляют из слогов, находившихся в конвертах, имена детей. Слог, начинающийся с большой буквы, ставится в начале слова. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок составит из имеющихся у него слогов имена.
Цель: изучение буквосочетаний чу и щу.
Поднимитесь по этой лестнице, вписывая в слова недостающие буквы. Кто быстрее и правильнее выполнит задание тот победитель.
«Волшебный колодец»
Цель: закрепление буквосочетаний жи и ши.
Около волшебного колодца стоит два ведра. Одно ведро с буквой ы, другое с буквой и. Ваша задача - взять ведро с нужной буквой, тогда колодец откроется и угостит вас водичкой. Если вы не правильно подберете ведро, то колодец рассердится, и воды не даст. Какое же ведро надо взять, чтобы достать воды?
[pic]
Ш
л о
Ш
н а
Ж
р ы
Ш
т ь
Ж
р а ф Ж
з н ь
[pic]
[pic] [pic]
2 класс.
«Горшочки»
Каждому ребенку раздается по одному набору горшочков и одному набору крышечек. Выигрывает тот, кто первым закроет все горшочки. На горшочке написаны задания, а на крышечках ответы.
[pic] [pic] [pic]
[pic]
[pic] [pic]
«Думай быстро»
Цель: закрепление знаний о слоге и слове.
Ребята садятся в круг. Тот, кто первый начинает, называет слог и бросает мяч товарищу. Тот, кому прилетит мяч, должен назвать второй слог и бросить мяч товарищу. Последний называет слово, и первый слог нового слова и бросает мяч дальше.
«Руку поднимай»
Цель: закрепление знаний о разделительном мягком знаке.
Учитель произносит слова с мягким знаком. Задание детей - поднимать руку только тогда, когда мягкий знак в слове является разделительным.
«А её как зовут?»
Цель: закрепление слов с удвоенными согласными.
Имя девочки состоит из четырех букв: две гласные а и удвоенная согласная. Как зовут девочку? Так можно придумать и к другим словам к данному правилу.
«На свое место»
Цель: закрепление знаний о звонких и глухих согласных на конце слова.
К [pic] [pic] [pic] уда должен причалить каждый из парусников? Какие звуки обозначаются последними буквами этих слов? [pic]
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic]
[pic] [pic] [pic]
[pic] [pic] [pic]
[pic]
[pic] О В О Р А П
[pic] О Х В О С [pic] О Р Т А М «Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия.
Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Например: Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка) Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
Найди «лишнее слово» Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, закрепление правописаний непроверяемых гласных. Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах? "Запиши одним словом" Цель: закрепление понятия "имя существительное", развитие умения обобщать. В игре участвует весь класс. Учитель называет группы слов, предлагает заменить каждую группу одним словом и записать это слово в тетради. Выигрывает тот, кто правильно запишет все 10 слов. Материал для игры: 1) тополь, клен, береза, ель; 2) волк, лиса, заяц, медведь; 3) сорока, воробей, ворона, аист; 4) брусника, черника, земляника; 5) футболист, хоккеист, волейболист; 6) шкаф, парта, стол, стул; 7) молоко, хлеб, сахар, мясо; 8) костюм, пальто, кофта, платье; 9) ботинки, сапоги, валенки, туфли; 10) кукла, мяч, юла, барабан. "Образуй имя существительное" Цель: закрепление понятия "имя существительное". Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика прилагательные по 5 в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание. Материал для игры: храбрый – смелый – веселый – сильный – добрый – ленивый – гордый – болтливый – умный – мудрый – богатый – бедный – грубый – хвастливый – крепкий –
3 класс.
«Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
«Смекни!»
Цель: систематизация знаний о частях речи и частях слова.
Даны слова: корень, имя прилагательное, приставка, суффикс, глагол, предлог, окончание, имя существительное и.т.д. Распределите эти слова в два столбика: ЧАСТИ РЕЧИ ЧАСТИ СЛОВ
«Какие предложения?»
Цель: закрепление изучения раздела «Предложение».
Ведущий читает предложения, а участники игры должны определить, какой знак нужно поставить в конце предложения, и поднять карточку с этим знаком. У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? -Слон. -Откуда? -От верблюда. - Что вам надо? -Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. -А много ль прислать? -Да пудов этак пять или шесть: Больше ему не съесть, он у меня еще маленький.
«Собери предложение»
Цель: закрепление изучения раздела «Предложение».
Оборудование: конверт с карточками трех цветов со словами для трех предложений: слово, которое должно быть первым в предложении, написано с большой буквы, слово, которое должно быть последним, написано с точкой. По сигналу учителя ученики достают из конвертов карточки со словами и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто все сделал, поднимает руку. Учитель проверяет выполненные задания.
«Собери предложение»
Цель: закрепление раздела «Состав слова».
Игра проводиться между группами, состоящими из четырех человек. Каждой группе дается карточка, на ней написан корень слова. Задача каждого участника заключается в следующем: один человек приписывает суффикс, другой приставку, третий окончание, а четвертый придумывает предложение с этим словом. Выигрывает та команда, которая быстрее составит предложение.
«Подвижные слова»
Цель: систематизация знаний по теме «Предложение».
Оборудование: карточки со словами деформированного предложения. Класс делится на группы, по четыре человека в каждой. Все получают по карточке со словом, которую должны держать в правой руке. По команде ученики каждой группы встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках, получилось предложение. Выигрывает группа, которая первой построится, составив предложение.
«Сложные слова»
Цель: формирование логического мышления, логического словообразования.
Учитель читает слова, играющие образуют от них сложные слова. Кто первый догадался, поднимает руку. За правильный ответ вручаются жетоны. По окончании игры, подсчитываются жетоны, у кого больше всех, тот и победил.
Паровой, ходить- Звезды, летчик- Лед, колоть- Копать, земля-
Пешком, ходить- Сосать, пыль- Падать, листья- Ловить, рыба- Тушить, огонь-
4 класс.
«Заполните»
Цель: закрепление склонений имени существительного.
Если вы правильно заполните свободные клетки, то у вас получатся слова 3-его склонения. Можно раздать это задание каждому ученику на карточках, кто быстрее закончит тот и победил.
«Веселый – скучный»
Цель: изучение имя прилагательного, закрепление знаний о имени существительном.
Работа ведется у доски. Один человек записывает имя существительное. Другой - определяет признаки. Третий - записывает то же существительное, но с противоположным по смыслу прилагательным. Например: дуб-дуб высокий -дуб низкий.
«Образуй быстро»
Играют все дети по цепочке. Один называет имя существительное, другой быстро образует от него имя прилагательное. Главная задача назвать правильно и очень быстро, в течение 5секунд, если ребенок не смог назвать прилагательное, то он выбывает из игры.
«Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку) Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов: 1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей. Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.
«Почтальон» Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Учитель раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили. Задания: Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. Составить предложения, используя данные слова
"Угадай слово" Цель. Формирование понятия о роде имен существительных, умения узнавать род по окончанию. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны в 3 столбика существительные мужского рода, женского рода и среднего рода, в которых пропущены все буквы, кроме начальной и конечной. Каждый игрок должен угадать, какого рода это слово, вставить пропущенные буквы и сверху указать одной буквой род. Класс оценивает работу команд. Материал для игры: Возможные ответы: 1) палка, полка; масло, место; барон, батон и др.; 2) венок, возок; булка, банка; ведро, весло; 3) букет, билет; зерно, звено; мышка, миска.
"Кто быстрее?"
Цель: закрепление знания падежей.
В игре принимает участие весь класс. На доске дается текст стихотворения: Дорожка Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет. И если б зашел я Не знаю куда, Дорожку домой Отыскал бы всегда. На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои. Учитель предлагает детям определить падежи слова дорожка и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Преимущества: 1) предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями; 2) создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам; 3) создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности, памяти, внимания, речи, воображения; 4) способствует более качественному усвоению знаний; 5) на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость; 6) способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Используемая литература.
Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал «Начальная школа» № 11 2010г. Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2009 г. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 11, 2011 г. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал «Начальная школа» № 4, 2009 г.
|
|