Методическая разработка внеклассного занятия по творчеству Н.Рубцова Диво-дивное

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Районный конкурс методических материалов , посвящённых 80- летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова.











Номинация конкурса: Лучшая методическая разработка внеклассного занятия по творчеству Н.М. Рубцова.

Тема: Литературная выставка поэтического слова

« Диво дивное. Рубцов детям.»

Класс : 2 класс

Ф.И.О участника: Рыбина Татьяна Михайловна

Должность (предмет) : учитель начальных классов

Юридическое название Муниципальное бюджетное общеобразовательное образовательной учреждение «Коношская средняя школа» организации



















п.Коноша

2016 год

Сценарий внеклассного занятия по литературному чтению.

Литературная выставка поэтического слова.

«Диво дивное. Рубцов детям»

2 КЛАСС

Цели: Развитие эмоционального, личностного восприятия творчества Н.М. Рубцова

Задачи: Сформировать представление об авторе, развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение в стихотворной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений Н.М.Рубцова детям. Воспитывать чувства сострадания к братьям нашим меньшим, на примере стихотворений, познакомить обучающихся со средствами создания разнообразных образов животных, отношениями человека и животных.

Выставка «Братья наши меньшие» . Стихотворения: «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Медведь», «Про зайца», «Коза», «Жеребёнок», «После посещения зоопарка», «Старый конь», «Узнала», «Мальчик Вова», «Мальчик Лёва». Иллюстрации домашних и лесных животных и птиц.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.



Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

Н.М.Рубцов

Ход внеклассного занятия:

Вступительное слово учителя. Слайды 1-12 . 1. Жизнь и творчество поэта.

РУБЦОВ Николай Михайлович (1936 — 1971) — российский поэт. Родился 3 января 1936 года в посёлке Емецке Архангельской области в простой семье. Детство Рубцова пришлось на тяжёлое для страны время: ему было всего 5 лет, когда началась война. После ухода отца на фронт тяжело заболела и умерла мать .Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Там собрались способные ребята: некоторые писали стихи, а Николай ешё и рисовал, хорошо играл на гармони и балалайке. Думали, что он станет художником или музыкантом. Один из учителей детского дома вспоминал: «Доброты в нём было через край, доверчивости было ещё больше: простота, не знающая границ...» Человек благодарный, Рубцов до последних дней боготворил няню Шуру за ласку, за её заботливые руки, ведь детям в детдоме этого так не хватало. Коля считался одним из лучших учеников. Третий класс он закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал свое первое стихотворение. Так началась его творческая жизнь. После детдома Рубцов учился в Тотемском лесотехническом техникуме, потом уехал в Ленинград, где работал на заводе — грузил металл в копровом цехе. Через полгода будущего поэта призвали в армию, и он служил на эсминце Северного флота. Осенью 1959 г. Рубцов возвратился в Ленинград и устроился работать на Кировский завод. В сборнике, выпущенном литературным объединением при заводской газете «Кировец», впервые были напечатаны его стихи. В 1962 г. Рубцова без конкурса зачисляют на очное отделение Литературного института имени М. Горького. Здесь он пополняет своё образование, постоянно перечитывая стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, много пишет сам, любит декламировать, а также напевать под гитару или гармонику свои стихи. В 1963 году у Николая Рубцова и Генриетты Меньшиковой рождается дочь Елена. Почти все детские стихи он посвящает своей дочери, которую очень любил. Особенно Рубцов любил темы родины, природы. Он часто ходил в лес, потому, что не представлял жизни без шума сосен, без кукушки, без клюквы и морошки. Он прожил короткую жизнь (35 лет), трагически погиб. Стихи для него были самым главным, ради чего он жил, о чем мечтал. Его стихи о добре и зле, о радости и печали Рубцов жил недолго, он словно предвидел свою смерть: «Я умру в крещенские морозы» — и трагически погиб в январе 1971 г., в Вологде.



2. СТИХОТВОРЕНИЯ НИКОЛАЯ РУБЦОВА ДЛЯ ДЕТЕЙ про животных Слайды 13-14

Николай Михайлович Рубцов очень любил детей, писал для них маленькие трогательные стихи. Стихотворений, написанных для детей, у Рубцова немного – всего двенадцать. Они и сами невелики, и адресованы самым маленьким. Больше половины из них – стихи о животных: «Медведь», «Ласточка», «Воробей», «Про зайца», «Ворона», «Коза», «Жеребенок». Рубцов понимал, что такие стихотворения особенно близки детскому сознанию, хотя он мог и не знать, что не только в детской литературе, но и в русском детском внеигровом фольклоре животные занимают важное место. Малыши сочиняют стихотворения, песенки не для игры, а просто из потребности в прекрасном. Таковы песни «Заюшка», «Воробышек», «Коза» и др. Дети воспринимают мир всерьез, «взаправду», а потому одушевление животных для них – явление само собой разумеющееся. Они и обращаются к ним , как к людям: «Заяц белый, куда бегал?», «Коза, коза, где была?»Животные у Рубцова одушевлены, хотя человеческим голосом они не говорят. Один из исследователей творчества поэта, В. Белков, совершенно справедливо считая, что у Рубцова человек и “братья наши меньшие” равноправны, пишет: “Животные у Николая Рубцова имеют - и это самое важное - свой самостоятельный голос, не ущемляемый поэтом. Не часто встретишь такое в литературе, в том числе современной”. У поэта, мастера слова, нет необходимости спешить: для него главное - выбрать самые точные слова, чтобы нарисовать ими запомнившуюся картинку, вызвать у читателя определённые настроения и отношения, заставить его о чём-то задуматься.



1). Учитель: Как удаётся создать выразительные стихотворения, похожие на остановленные мгновения жизни? . Слайд 15-16

Ученик 1. «Ворона». Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны.

2) Беседа с учениками. Анализ стихотворения. Слайд 17 Переступает с лапы на лапу замёрзшая ворона. На амбаре висит громадный чёрный замок. Трижды повторённое слово «все» усиливает ощущение пустоты и одиночества. В конце стиха рисуется битва вороны с зимой за свою хрупкую жизнь. Поэт сочувствует птице, сопереживает всему живому: «Настоящее горе!», «Ведь ни зёрнышка нет...»

3).Учитель: Чем это стихотворение близко предыдущему? Слайд 18-19

Ученик 2.

«Воробей». Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему. гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему...

4). Учитель: Описание картины стиха. Слайд 20. Стихотворение тоже повествует о бедствующей в голодное время года птице. Воробей похож на пушистый шарик: нахохлился, распушил пёрышки, сидит неподвижно, «чуть живой». Однако это только видимость. Воробей караулит добычу. Поэт хочет, чтобы и мы были под стать маленькой мужественной птичке.

5). Учитель: Как могло возникнуть это стихотворение ? Слайд 21-22

Ученик 3:

«Ласточка». Ласточка носится с криком. Выпал птенец из гнезда. Дети окрестные мигом Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла, Вырыл могилку птенцу, Ласточка рядом летала, Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая, Под мезонином своим... Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?

6).Учитель: Опишем события стихотворения. Слайд 23

Ласточка в народной лирике является символом материнской любви и непрочности счастья – в стихотворении Рубцова тот же смысл. Дети в растерянности сбились в кружок вокруг погибшего желторотого птенца, а над ними чертит бесконечные круги плачущая ласточка. Поэт не прошёл равнодушно мимо. Жалея птицу, он называет её «родной» и слегка упрекает её, как человека, от этого птицу становится ещё жальче. Такое стихотворение, - отмечает критик И. Ростовцева, - несмотря на кажущуюся простоту, написать необычайно трудно. Ласточка, потерявшая птенца, вызывает такое же человечнейшее чувство сострадания, как и мать, потерявшая ребенка. Последние строки – это укоризна, а не назидание. Ни одной фальшивой ноты. Стихотворение, казалось бы, созданное без всяких художественных средств, - «высокохудожественное» (потому что высоконравственное)».

7). Учитель: Обратимся к стихам о животных. Слайд24-25 Что поразило поэта в увиденной сцене?

Ученик 4:

«Медведь». В медведя выстрелил лесник. Могучий зверь к сосне приник. Застряла дробь в мохнатом теле. Глаза медведя слёз полны: За что его убить хотели? Медведь не чувствовал вины! Домой отправился медведь, Чтоб горько дома пореветь.

8).Учитель Вы видели, как плачут животные? Слайд 26 Полные слёз глаза медведя кажутся несовместимыми с фигурой лесного великана. Раненый медведь переживает недоумение: «за что?» Ему больно и обидно. Обхватив лапой золотистый ствол сосны, он страдает. Драматизм ситуации смягчается юмором: медведь не убит, он отправился домой «пореветь».

9).Учитель: Почему стихотворение вызывает улыбку? Слайд 27-28

Ученик 5.

«Про зайца». Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шёл домой,- Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик.

И ещё, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под ёлкой О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая, Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого.

10). Учитель: Почему заяц вспоминает о Мазае? Слайд 29. Заяц, хорошо известный всем как трусишка, испугался доброго человека, который только подшутил над ним. Герой стиха относится к зайцу как к брату, поэтому «горестные» думы зайца о себе и воспоминания о некрасовском Мазае воспринимаются юмористически. Поэт весело смеётся вслед убегающему зайцу.

11).Учитель: Что пишет поэт в «Записной книжке»? Слайд 30-31.

Ученик 6:

«Коза». Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. -- Как не стыдно тебе, егоза? И коза опустила глаза. А когда разошёлся народ, Побежала опять в огород.

12). Учитель: Как «воспитывают» козу? Слайд 32. Характер у козы непоседливый, проказливый, неслучайно народ называет её «егозой». Она слушает упрёки и, наверное, дожёвывает капустный лист. Люди любят питомицу, поэтому, улыбаясь, наблюдают за ней, как за непослушным маленьким ребёнком. Это своеобразная игра равноправных членов семьи.

13).Учитель: Чем в этом стихе отличается от других роль автора? Слайд 33-34.

Ученик 7:

«Жеребёнок». Он увидал меня и замер, Смешной и добрый, как божок. Я повалил его на травку, На чистый солнечный лужок! И долго, долго, как попало, На животе, на голове, С восторгом, хохотом и ржаньем Мы кувыркались по траве.

14).Учитель: Каков автор? Слайд 35. Он не просто наблюдает за про исходящим со стороны, а вступает в весёлую игру. Эмоции человека и животного стоят в одном ряду: «хохот, ржанье». Шутливая потасовка, куча- мала говорит о настоящем «братстве» поэта и окружающих его животных, диких и домашних. Они так же трогательны, беззащитны, как и человек.

Ученик 8: Слайд36-37.

«Старый конь»

.Звени,звени легонечко,

Мой колокол, трезвонь,

Шагай, шагай тихонечко,

Мой добрый, старый конь!

И вдруг заржал он молодо,

Гордясь без похвалы,

Когда увидел вологду

Сквозь заволоку мглы.

15). Учитель: Стихотворение Николая Рубцова "Старый конь" написано в 1960 году. В это время поэту шел 25-й год. На первый взгляд в этом стихотворении автор тихо повествует о тяжелом пути, о том, что коню трудно. С одной стороны, да, нужно ехать быстрей и молодой конь справился бы с дорогой лучше, но конь стар и он уже не может передвигаться быстро. Кажется, что в этом и заключается смысл стихотворения. Но на самом деле мы видим в этом произведении как будто жизненный путь. И финальная сцена доказывает нам, что это не просто описание зимней дороги. Когда конь видит цель и понимает, что его долг выполнен, он на глазах молодеет.

3. Стихи Николая Рубцова про детей.

1) Учитель: Николаем Рубцовым написаны также пять стихотворений, главные герои которых – сами дети: «Мальчик Вова», «Мальчик Лева», «Узнала», «После посещения зоопарка», «Маленькие Лили». Каждое такое стихотворение – короткий эпизод из жизни ребенка, часто – настоящая маленькая драма:

Ученик 9: Слайд-38-39

«Мальчик Лёва»

Горько плакал мальчик Лева

Потому, что нету клева.

- Что с тобой? – спросили дома,

Напугавшись пуще грома.

Он ответил без улыбки:

- Не клюют сегодня рыбки…

Ученик 10: Слайд 40-41

«Мальчик Вова»

Подошла к нему корова

-Уходи!-сказал ей Вова.

А корова не уходит.

Вова слов уж не находит.

Не поймёт, что это значит,

На неё глядит и плачет…

2) Учитель: В этих рубцовских стихотворениях отсутствуют детальные описания и сравнения, поэт одним-двумя предложениями рассказывает о событии и передает состояние своего героя. Здесь также проявилось понимание рубцовым детской психологии, ведь для малышей характерно отсутствие потребности в «начале» и «конце», они сразу переходят к сути, к поразившему их образу, «схватывают» новое, необычное, самое яркое и запоминающееся. Типична для речи ребенка и вопросительная интонация, которую поэт искусно вводит в свои стихотворения:

Ученик 11: Слайд 42-43

« После посещения зоопарка.»

Ночь наступила. Заснули дома. Город уснувший Окутала тьма. Спать малыша Уложили в кровать. Только малыш и не думает спать. Мама не может понять ничего. Мама негромко спросила его : -- Что тебе, милый, Уснуть не даёт? -- Мама, а как Крокодил поёт?



3) Учитель: В детском игровом фольклоре часто используются повторения, характерна для маленьких детей и своеобразная звуковая игра парных слов, в которой важное место занимают ритм:

Тень, тень, потетень!

А дидили, дидили,

А где деду видели?

В стихотворении «Маленькие Лили» Рубцов в полной мере использует эти приемы:

Ученик 12:

«Маленькие Лили»

Две маленькие

Лили -

лилипуты

увидели на иве жёлтый прутик.

Его спросили Лили:

"Почему ты

не зеленеешь,

прутик-лилипутик?"



Пошли

за лейкой

маленькие Лили,

на шалости не тратя и минуты,

и так усердно,

как дожди не лили,

на прутик лили

Лили -

лилипуты.

4) Учитель: Рубцов понимал, что такие стихотворения особенно близки детскому сознанию, хотя он мог и не знать, что не только в детской литературе, но и в русском детском внеигровом фольклоре животные занимают важное место. Малыши сочиняют стихотворения, песенки не для игры, а просто из потребности в прекрасном. На стихи Николая Михайловича Рубцова написано очень много песен. Таковы песни «Заюшка», «Воробышек», «Коза» и др. Дети воспринимают мир всерьез, «взаправду», а потому одушевление животных для них – явление само собой разумеющееся. Они и обращаются к ним , как к людям: «Заяц белый, куда бегал?», «Коза, коза, где была?

Прослушайте детские песни на стихи Николая Рубцова.

«После посещения зоопарка.»

«Воробей.»

«Про зайца.»

4. Выставка творческих работ учащихся по произведениям Слайд45-49 Николая Михайловича Рубцова.



Вывод: Учитель:

Рубцов- мастер слова, который умеет создавать небольшие выразительные стихотворения. Встречи странствующего лирического героя Рубцова с животными далеко не случайны. Он одинаково нежен и добр и к ним, и к человеку, он любит и хранит «сей образ прекрасного мира», в котором жеребенок «смешной и добрый», ласточка «родная», заяц «бедный»; он переживает горе медведя, воробья, вороны как свое собственное, и в его словах слышится неподдельное удивление и восхищение природной гармонией, в которой нет зла в человеческом его понимании:

Итог. Рефлексия. Слайд 50 Какие из стихотворений литературной выставки понравились больше и почему? Можете ли посоветовать друзьям прочитать стихи Н.М. Рубцова из цикла «Диво дивное»? Почему?

Что мне дал это урок для жизни? Мне показалось важным…..