Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области
"Утверждаю" Директор _____________Е.Б.Шипилова
Приказ №______
от "_____"___________2016 г.
"Согласовано"
Заместитель директора лицея по УВР________________ (ФИО)
_______________________
Рассмотрена на заседании кафедры/МО
Протокол №______
от "_____" ___________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 3 КЛАССЕ
(индивидуальное обучение)
Разработал: учитель начальных классов Сухопарина Евгения Викторовна
2016 -2017 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., №373), на основе:
- примерной программы по литературному чтению (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. – М.: «Просвещение» 2010г.)
- авторской программы В.Ю. Свиридовой по литературному чтению предметной линии развивающей системы Л.В.Занкова (Программа начального общего образования. / Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом "Фёдоров", 2011)
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе лицея. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного предмета.
Рабочая программа разработана на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся, и является составной частью целостной дидактической системы развивающего обучения Л.В.Занкова.
Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является:
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Более конкретная цель - воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в огромном мире литературы (у него сформировано «жанровое ожидание», имеется представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), знает и КАК читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.
Задачи программы обучения:
- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами восприятия (слушание, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Согласно учебному плану на изучение литературного чтения в третьем классе начальной школы отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели). Рабочая программа по индивидуальному обучению составлена на 68 часов (2 часа в неделю). Сокращение часов произошло за счет уплотнения учебного материала.
Для реализации Рабочей программы используется уче6но-методический комплект, включающий:
1.Учебник Литературное чтение. 3 класс. В.Ю.Свиридова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. Рекомендован Министерством образования и науки РФ
2. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. В.Ю.Свиридова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации
3. Самыкина С.В., Рабочие тетради по литературному чтению для 3 класса: в 2 частях.-Самара: Издательский дом «Федоров», 2015 г.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно – историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание точки зрения и уважение мнения собеседника.
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
- интерес к содержанию и форме художественных произведений;
- интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
- основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению;
- эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;
- чувство сопричастности своему народу;
- понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений;
- общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
- положительное отношение к уроку литературы;
- интереса к чтению; внутренней мотивации обращения к книге;
- первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
- способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;
- доброжелательность, доверие, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
- любовь к природе родного края;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
- чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
- понятия об ответственности человека за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;
- понимания своей семейной и этнической идентичности;
- любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
- чувства ответственности за мир природы;
-- умение оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
- первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
- понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу текста;
умение высказывать свою точку зрения; формирование представления о правилах и нормах поведения;
- освоение правил групповой работы.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
- выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;
- произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
- самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
- осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих;
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
- понимать важность планирования своей деятельности;
- выполнять учебные действия на основе алгоритма действий.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
- пересказывать текст по плану;
- структурировать знания при сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
- искать информацию, представлять найденную информацию;
- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
- знать разные виды словарей, справочников, энциклопедий;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков;
- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
- выполнять логические действия (анализ, сравнение);
- пользоваться словарными пояснениями учебника;
- понимать фактическое содержание текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
- пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
- понимать структуру построения рассуждения;
- воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
- проявлять инициативу в поиске дополнительной информации, ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.
- уметь выделить и сформулировать познавательную цель;
-- уметь структурировать знания;
- группировать и классифицировать тексты по разным основаниям;
воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
- выделять события, видеть их последовательность в произведении;
- выделять в тексте основные части.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в учебном диалоге;
- принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих,; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
- видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого;
- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
- устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результаты;
- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- уважать мнение собеседников;
- преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
- входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
- контролировать действия партнера6 оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять действия взаимоконтроля.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются:
формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, декламировать стихотворные произведения и выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей.
Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.
В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся.На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика. Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями.
Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста.
Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.
На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы.
В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению.
Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему. Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России).
Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты.
Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представление об антитезе. Пословицы других народов. Смысловые параллели при разном языковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положительный и негативный смысл пословиц и поговорок. Наблюдение за монологом и диалогом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Связь фольклора и литературы. Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости). Любимые народные сказки. Придумывание варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением. Сказка о животных. Этиологическая сказка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исторический и жизненный опыт народа в сказке. Откуда в сказке магия. Волшебные числа. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взглядов на мир и общество. Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки.
Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.
Авторская сказка. Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Авторские «объяснительные» сказки. Средства выражения авторского отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке). Общие мотивы в сказках разных народов.
Сказочная повесть.Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с рассказом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие
сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.
Рассказ. Развитие представлений о жанре рассказа. Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.
Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (определения), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, установление причинно-следственных связей в тексте, последовательности событий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Круг чтения третьего года обучения
Устное народное творчество Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».
Русские народные сказки и сказки разных народов «Яичко», «Петушок- золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*.
«Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.
Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы
Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Басни Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».
Классики русской литературы
А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин, С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой.
И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Собака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Тимур и его команда»*.
Современная русская и зарубежная литература
М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евтушенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер,
М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак,
П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Говорящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное колечко», «Прощание с летом», «Кот Ворюга», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев
«Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у дедушки»; В. Драгунский «Красный шарик
в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Козлов «Такое дерево», «Как поймать облако»;
И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,
В. Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*;
Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и
маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков
«Волшебник Изумрудного города»*.
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон_Томпсон «Уличный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник
страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*.
Японские трехстишия.
* Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Количество часов на изучение темы
Темы уроков
РАЗДЕЛ I. ВСТУПАЕМ В НЕИЗВЕДАННЫЙ МИР (9 ЧАСОВ)
1.
1
Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. Ю.П. Мориц «1 сентября». Что такое миф.
Отношения человека и природы в древности (по фрагментам карельских сказаний «Калевала», славянских мифов). Знакомство с мифологическими пространственными представлениями.
2.
1
Народная сказка «Яичко». Принцип кумулятивного построения – накопления героев и событий. С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с народной сказкой.
М.Я. Бородицкая «Убежало молоко».
Учимся сочинять сказки- цепочки.
3.
1
Образ Мирового дерева в фольклорных и живописных произведениях. Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы». Законы народной волшебной сказки. Числовая магия и магия слова, наличие волшебного помощника. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
4.
1
Числовая магия и магия слова, наличие волшебного помощника Мир волшебной сказки в живописи: В. Васнецов, И. Билибин.
5.
1
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Особенности положения героя в семье, особенности его внешности Числовая магия и магия слова, наличие волшебного помощника. Мир волшебной сказки в живописи: В. Васнецов, Т. Маврина.
6.
1
Духовное богатство народа, выраженное в фольклоре. Русская народная сказка «Хаврошечка». Обобщающий урок по сказкам. Сочинение сказки по законам народной волшебной сказки.
7.
1
Воспитание творческого отношения к миру. Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: Ф.И. Тютчев «Полдень», М. Врубель «Пан».
8.
1
Следы мифологических представлений в жизни. Современного человека. Юмористическое освещение темы колдовства в рассказе Н.Н. Носова «Шурик у дедушки».
9.
1
Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом». «Проверь себя».
РАЗДЕЛ II. В ЕДИНОЙ СЕМЬЕ ВСЕГО ЖИВОГО (11 ЧАСОВ)
10.
1
Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.
11.
1
Отражение древних представлений о мире и человеке в описании подвигов мифологического героя.
12.
1
Образ родины в поэзии: В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…», А.К. Толстой «Край ты мой…».
13.
1
Мифологические образы, характерные для славянского фольклора. Представление о пантеоне богов у древних славян. Легенда «Земля со дна океана».
14.
1
Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».(
15.
1
Образ ветра в литературе, живописи, музыке: А.Н. Майков «Колыбельная песня», М.В. Исаковский «Ветер», А.С. Пушкин «Ветер, ветер!Ты могуч…».(
16.
1
Знакомство со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой Царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками. Отличие от фольклорных сказок.
17.
1
Образы весны и зимы в стихотворении А.А. Фета «Глубь небес опять ясна…» Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». Работа с приемом олицетворения.
18.
1
Образ радости, единения с природой. Анализ авторской сказки С.Г. Козлова «Такое дерево». Необычное в обычном: анализ рассказа Г.Я. Снегирева «Чудесная лодка».
19.
1
Нравственные ценности, выраженные в стихотворных текстах. Олицетворение в стихотворениях А.А. Фета «Летний вечер тих и ясен…», Е.А. Евтушенко «Заря у клена на руках…». Поэтические открытия в авторской сказке С.Г. Козлова «Как поймать облако». Духовный мир героев сказок С.Г. Козлова.
20.
1
Эстетическая ценность поэтических открытий в хокку Басё, Кикаку, Исса, в стихотворении С.А. Есенина «С добрым утром!». «Проверь себя».
РАЗДЕЛ III. ОТКРЫВАЕМ МИР ЗАНОВО (10 ЧАСОВ)
21.
1
Ценность культурного наследия прошлого. Связь произведений устного народного творчества (загадка, закличка, считалка) с древними представлениями о мире и человеке.
22.
1
Пословицы о земле-матери. Времена года в древнегреческом мифе «Похищение Персефоны».
23.
1
Времена года в славянском сказании «Небесные великаны». Связь произведений устного народного творчества с древними представлениями о мире и человеке.
24.
1
Времена года в художественной литературе. Проникновенный образ природы в произведении К.Г. Паустовского «Прощание с летом».
25.
1
Точность поэтических образов А.С. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя…») и Ф.И. Тютчева («Чародейкою Зимою…»).
26.
1
Мифологические представления о животных в народной корякской сказке «Хитрая лиса».
27.
1
Нравственный смысл произведения Д.Н. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка». Особый почерк писателя. «Серая Шейка»: сказка или рассказ?
28.
1
М.Д. Яснов «Мы и птицы»,Э.Э. Мошковская «Зяблик согрелся», С.Я. Маршак «Воробьи по проводам…» (С. 145–147)
29.
1
Идейно – нравственная проблематика в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце». Творческий почерк писателя П.П. Бажова
30.
1
Поэтические образы малой родины: Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке…» и картина И. Левитана «Тихая обитель».
РАЗДЕЛ IV. ВРЕМЕНА, КОГДА ЗВЕРИ ГОВОРИЛИ (13 ЧАСОВ)
31.
1
«Объяснительные» (этиологические) сказки разных народов: «Почему звери друг от друга отличаются» (нанайская сказка). : «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бурундук» (нивхская сказка).
32.
1
Отношение к природе наших предков в «объяснительных» сказках. Стихотворение П.Н. Барто «Зимние гости».
33.
1
Авторские произведения, стилизованные под «объяснительные» сказки. Сказка Р. Киплинга «Отчего у верблюда горб».
34.
1
Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных. Урок-сказка Чудеса природы в авторских произведениях.Рассказ И.И. Акимушкина «Обезьяньи носы». Рассказ И.И. Акимушкина «Броненосцы», стихотворение Тима Собакина «Две коровы»
35.
1
Духовно- нравственные проблемы в тексте К.Г. Паустовского «Стальное колечко». Рассказ или сказка?
36.
1
Природа родного края в произведениях писателей, художников. – расширение читательского кругозора и знакомство детей с произведениями Г.А. Скребицкого, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского; – работа с картиной В. Бакшеева «Голубая весна».
37.
1
Природа родного края в произведениях писателей, художников. – расширение читательского кругозора и знакомство детей с произведениями Г.А. Скребицкого, В.В. Бианки, К.Г. Паустовского; – написание сочинений о приходе весны.
38.
1
Чудесные открытия, взгляд поэта и художника: Стихотворение И.А. Бунина «Родник» и картина В. Поленова «Заросший пруд». Урок-презентация. (С. 38; с. 180 Картинная галерея)
39.
1
Опыт ценностно-эстетического восприятия мира, воплощенный в рассказах Ю.И. Коваля («Тузик», «Висячий мостик», «Тучка и галки»).
40.
1
Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь».
41.
1
«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». «Особое зрение» искусства: стихотворение С.Я. Маршака «Ландыш». Работа по картине.
42.
1
«Особое зрение» искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться миру: стихотворение Н.Н. Матвеевой «Солнечный зайчик».
43.
1
Изображение пробуждающихся эстетических чувств: рассказ В.Ю. Драгунского «Красный шарик в синем небе». Наедине с книгой. Рассказы В.Ю. Драгунского
РАЗДЕЛ V. ВСМОТРИСЬ В МИР СВОЕЙ ДУШИ (8 ЧАСОВ)
44.
1
Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств. Игра с мифологическими мотивами в авторском творчестве. Н.Н. Матвеева «Девочка и пластилин» и картина В. Кандинского «Два овала».
45.
1
Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
46.
1
Воспитательное значение басни. И.А. Крылов «Лисица и Виноград».
47.
1
Басня – древний жанр словесности (по басням Эзопа «Ворон и лисица», «Лисица и виноград»). Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова
48.
1
Работа в хрестоматии с баснями Л.Н. Толстого, Эзопа, И.А. Крылова. Жизнь жанра басни во времени. Стихотворение С.В. Михалкова «Бараны».
49.
1
Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики». Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка- путешественница».
50.
1
Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина Лягушка-путешественница. Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»).
51.
1
Юмористическая природа рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга». Нравоучительный смысл рассказа К.Г. Паустовского «Кот Ворюга».
РАЗДЕЛ VI. ПЕРЕСОЗДАЕМ МИР В ТВОРЧЕСТВЕ (10 ЧАСОВ)
52.
1
Художественные особенности рассказов И.М. Пивоваровой «Плохие сны», В.В. Голявкина «Был не крайний случай».
53.
1
Возникновение искусства. Миф о силе Искусства («Орфей и Эвридика»).
54.
1
Восприятие мира художником. Работа с произведениями разных видов искусства: М.Я. Бородицкая «Художник»,А. Герасимов «После дождя».
55.
1
Чудеса поэтических и живописных образов:Ю.И. Коваль «Соловьи».
56.
1
«Что такое стихи?» (по стихотворению Б.В. Заходера). Особый взгляд поэтана мир (по стихотворениям К.Д. Бальмонта «Трудно фее», «Гномы»).
57.
1
Мотив «маленького» героя в народных и авторских произведениях.
58.
1
Знакомство с волшебной сказкой Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Испытания, которые проходит героиня сказки для обретения счастья. Сказочный мир Андерсена. Трепетная красота Сказочных героев.
59.
1
Знакомство с повестью- сказкой С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Характер главного героя и других персонажей повести- сказки С. Лагерлёф «Чудесное Путешествие Нильса с дикими гусями».
60.
1
Нравственная проблематика текста С. Лагерлёф. Как трудно стать человеком. Материалы хрестоматии или книги
61.
1
М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника».
РАЗДЕЛ VII. БЕЗ ТЕБЯ МИР НЕПОЛНЫЙ (7 ЧАСОВ)
62.
1
След грозных природных явлений в мифологических сказаниях. «Девкалион и Пирра». Нравственные уроки литературы. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
63.
1
Библейские сказания в пересказе Г.Я. Снегирева
64.
1
Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте И.С. Тургенева «Воробей».
65.
1
Повествование о взрослом поступке героя повестиН.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы». Активность добра. Повесть Н.Г. Гарина- Михайловского «Детство Темы».
66.
1
Рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься высказывание писателя». Добро в стихотворении Э.Э. Мошковской «Нужен он».
67.
1
Мир взрослых, мир детей (в рассказе В. Драгунского «Девочка на шаре»).
68.
1
Обобщение знаний за 3 класс.