Районный отдел образования и спорта
Акмолинской области
Средняя школа № 1
Работу выполнили: Ломаева Мария
Чирик Татьяна
Тема работы: «Казахский национальный танец –
звенящая струна духовной культуры
народа»
Направление: исторические памятники, перспективно-
туристические маршруты.
Секция: этнокультуроведение
Руководитель проекта: Чирик О.В.
Есиль. 2010 год
Оглавление
АБСТРАКТ …………………………………………………………………3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4
Глава I. Из истории развития казахского народного танца. …………… 6
Этапы развития казахского народного танца ……… ………………… 6
1.2. Известные исполнители и ансамбли казахского народного
танца.……………………………………………………………………9
1.3. Развитие танцевального искусства городе Есиле …………………11
ГЛАВА II. Основные формы казахского народного танца
2.1. Особенности форм народной хореографии …………………………..12
Позиции рук и ног в казахском танце ………..……………………..15
2.3. Описание движений казахского народного танца ………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………17
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………. 18
Абстракт
Общая характеристика проекта:
информационный, иллюстративный, творческий и прикладной проект;
затрагивает историю, географию, искусство, следовательно межпредметный;
может быть использован в дальнейшем на уроках истории, географии, познании мира, на классных часах, кружках;
выполняется во внеурочное время на протяжении нескольких месяцев – долгосрочный.
Цель исследования:
проследить историю развития казахского народного танца;
- освоение танцевальных форм казахского народного танца.
Гипотеза работы: мы предположили, что изучение форм казахского
народного танца будет способствовать развитию хореографический
культуры.
Объектом исследования является становление казахского народного танца от зарождения до наших времен.
Предметом исследования является формирование форм казахского национального танца.
Метод проведения исследования:
изучение различных источников (литература);
обработка собранного материала.
- анкетирование и опрос учащихся
Время проведения исследования: 2008–2010 учебный год.
Этапы работы:
1. Определение формы и целей работы (январь 2008 год)
Сбор теоретических и иллюстративных материалов ((февраль 2005 г. – декабрь 2005 г.)
Разучивание танцевальных движений .)
Обработка материалов, выступление на творческом отчете
Участие в защите проекта в СШ № 1
Введение
Настоящая творческая работа посвящена изучению казахского народного танца.
Танцы —один из популярнейших видов художественного творчества. Танец является ярким, красочным творением поколений, эмоциональным, художественным, специфическим отображением многовековой многообразной жизни, воплощающий в себе творческую фантазию и глубину народных чувств.. Танец показывает быт казахского народа, его любовь к искусству.
В своей работе мы прослеживаем этапы развития казахского народного танца. Расскажем о наиболее известных исполнителях казахского народного танца. Дадим описание танцевальных движений , таких как «Шаш сыйпау», « Камыр илеу», «Толкын» и другие.
Актуальность исследования обусловлена тем, что танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений в танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этимической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Цель нашей работы узнать историю развития казахского народного танца; дать описание нескольких танцевальных движений казахского народного танца.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы решаются следующие задачи:
Изучить литературные источники, позволяющие проследить историю развития казахского народного танца.
изучить и освоить элементы казахского народного танца.
В целях изучения данной темы мы встречались с учителями истории, пения, хореографии, посетили детскую и городскую библиотеки нашего города, работали в городском архиве, использовали Интернет.
Глава I. Из истории развития казахского народного танца
“Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться”.
В.О.Ключевский
ТАНЕЦ - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник Танца разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались - это привело к возникновению искусства Танца, являющегося одним из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Танец. постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. Созданные талантливыми представителями народа, Танцы. получали распространение, совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая. выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. На этой основе стал формироваться проф. сценический танец.
1.1 Этапы развития казахского народного танца
Историю развития танца рассмотрим в общих рамках основных этапов этногенеза казахской нации, учитывая общепринятые исторические периоды.
Первый этап: VII-V вв. до н. э. — конец XV— начало XVI вв. н. э. Наиболее древними памятниками синкретического искусства и, в частности, танцевального творчества насельников степи являются петроглифы и наскальные изображения в горах Чулак и ущелье Тамгалы, раскрывающие танцевальное творчество и духовный мир предков казахов. Опираясь на наскальные изображения непосредственно и на их расшифровку крупнейшими учеными-археологами А. Окладниковым, А. Маргуланом, А. Бернштамом, К. Акишевым, Я. Шером, А. Максимовой и другими, представляется возможным проследить исторический путь становления казахской танцевальной культуры. (см. Приложение №1)
Ко второму этапу (конец XV - начало XVI вв. до середины XVIII в.) относятся следующие немногочисленные исторические факты. Известный этнограф-путешественник И. Георги при описании быта казахов XVIII века на первое место в обычаях праздничных дней ставит в числе прочих и народный танец: «будя же все благополучно, то веселятся несколько дней пированием, пляскою, песнями, рассказами, ездою взапуски, стрелянием в цель и прочее». Состязания в таких областях народной культуры, как айтысы, обрядово-массовые песни «жар-жар», игры «кокпар», «аркан тарту» и многие другие, развивали не только песенно-поэтическое искусство и эстетическое чувство, но и формировали нравственные идеалы казахского народа. В древности и в старину существовали и чисто танцевальные состязания, породившие танец «Утыс би» (танец-состязание).
Третий исторический период развития казахского народного танца - с середины XVIII — до начала XX вв. Это время явилось для казахского общества серьезным испытанием. В 1731 году Казахстан вошел в состав России; русские ученые, писатели, журналисты, путешественники изучают историю, географию, богатства недр, культуру и быт казахского народа. Среди оставленных разнообразных этнографических материалов встречаем не только упоминание о казахских народных танцах, но и описание их характера и специфики. Имеются зарисовки танцевальных фигур. Известные русские ученые Н. Кюнер, Н. Бичурин, генерал-губернатор Восточной Сибири С. Броневский описывают в своих трудах старинные казахские танцы. Ценным источником в изучении хореографии является иллюстрированный материал, которым снабжены некоторые работы. Восприятие танцевального искусства зрительное, поэтому рисунок с изображением танцующего человека дает очень важные сведения. Запечатленные движения танцующих позволяют воссоздать пластику танцев того времени.
Четвертый исторический этап — с начала XX века до 90-х гг. XX века открывает имена знаменитых народных танцоров, творчество которых носило многогранный характер. Они владели мастерством игры на различных музыкальных инструментах, виртуозно исполняли цирковые трюки, были комическими актерами, обладали техникой танцевальной пластики. К примеру, Кемпирбай Бутембаев (1834-1895), Берикбол Копенов (1861-1932) и другие были яркими народными исполнителями начала XX в., соединившие в своем творчестве различные виды музыкального и танцевального искусства. В этот исторический период у танцев уже появляются названия. Если раньше это были просто пляски, то с духовным развитием общества, культуры и искусства Казахстана рождаются более содержательные, тематические танцы, преследующие определенную цель, — в них появляется сюжетность. Например, известный комик Зарубай Кулсеитов исполнял комический танец «Коян би» (танец зайца), народный акын Шашубай Кошкарбаев вскакивал на коня и исполнял танец джигита на полном ходу, стоя на седле, затем спрыгивал на землю и плясал вокруг коня. В его исполнении, по описанию очевидцев, известен непревзойденный народный танец «Ор-теке» (танец козла-прыгуна), в котором органично взаимодействовали движения ног, пластика рук, перегибы корпуса и богатая мимика лица. В 1926 году в Кзыл-Орде открывается драматический театр, где впервые на профессиональной сцене исполняются казахские танцы. В 1931 г. на Всеказахстанском слете народных талантов демонстрировали свое мастерство такие народные исполнители, как Жалпакбас Оразгалиев, Гылым Аркенов, Искак Бижибаев. Они получили высокую оценку жюри.
Пятый этап - с 90-х годов XX века становится более эффективным периодом развития казахского народного танца в республике. Именно с 90-х годов танец начинает интенсивно развиваться.
С 90-х годов танец становится объектом более глубокого исследования со стороны специалистов-хореографов. Если раньше знатоки казахской хореографии отстаивали свою точку зрения о древнем существовании танца, то исследователей современности волнуют проблемы его развития в социальном, этнохудожественном, педагогическом аспектах. Эти факторы являются основополагающими для дальнейшего развития и изучения национальной хореографии на более высоком профессиональном уровне.
1.2 Известные исполнители и ансамбли казахского народного танца.
С начала XX века до 90-х гг танцевальное искусство развивается бурными темпами.
Особая роль в дальнейшем развитии казахского танца, обогащении новыми движениями, танцевальной пластикой принадлежит Шаре Жиенкуловой (1912-1991) (см Приложение № 2) - первой профессиональной танцовщице, создавшей более 40 танцев, некоторые из которых и по сей день являются своеобразными образцами национальной хореографии.
Большое значение на развитие хореографии оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность народного артиста, профессора Д. Абирова ( см Приложение № 3 ). Своеобразными композициями, раскрывающими богатство казахской национальной пластики, являются танцы «Алтынай» Е. Брусиловского, «Бес кыз» (пять девушек), «Балбраун» Курмангазы, «Утыс би» (танец-состязание) М. Тулебаева, «Кара жорга» (черный иноходец) и другие, вошедшие в репертуар профессиональных и самодеятельных коллективов республики.
Огромный вклад в развитие казахского танца как профессионального танцевального искусства внес выдающийся балетмейстер 3. Райбаев. Его творчество носит многогранный характер. Особую тонкость движений рук, темперамент движений, богатство танцевальной пластики, технику он передал в казахских танцах, «Праздничная сюита» (из оперы М. Тулебаева «Биржам и Сара»), «Девичий лирический танец» Н. Тлендиева, «Шолпы» (Еркембекова), «Салтанат би» и многих других. Неповторимый колорит танцевальной пластики несут в себе танцы «Акку», «Ынгайток», «Шернияз» в постановках балетмейстеров Б. Аюханова, М. Тлеубаева, Ж. Байдаралина. Творчество блистательной Г. Талпаковой тоже оставило яркое впечатление в сердцах зрителей и молодых исполнителей.
Своим неповторимым хореографическим языком балетмейстер О. Всеволодская-Голушкевич (см. Приложение № 4) создала более 20-ти танцевальных композиций. Ей принадлежит первое место в возрождении древних традиций танцевальной пластики в 80-е годы XX столетия. Для ее постановочных работ очень характерны глубина образов, идейное содержание танцев. В своих балетмейстерских работах воссоздает картины древнего быта, придавая своим танцам особый национальный колорит, неповторимость танцевальной лексики, оригинальность хореографического решения и истинную народность.
Очень интересны и разнообразны бытовые танцы («Кииз-басу» - процесс кошмоваляния, «Орнек би» — танец ткачихи, «Шалкыма» — танец на каблучках), ритуально-обрядовые («Баксы ойыны», «Айкосак» — пляски шаманов, «Жезтырнак» — пляска ведьмы, «Буын би» — танец суставов, «Жар-жар» — свадебный обряд), воинственно-охотничьи («Сайыс» — поединок, «Акат» — танец по мотивам древней мужской пластики, «Клыш-пен би» — танец с саблей), массовые («Алка-котан» — бок о бок, «Кербез би» — танец девушек) и др.
В республике были организованы Государственный ансамбль песни и танца (ныне ансамбль «Салтанат» (см приложение 5) эстрадно-танцевальный ансамбль «Гульдер» (см приложение 6), Государственный ансамбль народного танца «Алтынай», региональные танцевальные коллективы. Помимо их функционирует сеть учебных заведений, где казахский танец изучается как самостоятельный предмет.
Творчество ансамбля «Наз» Государственной филармонии (г. Астана), руководителями которого являются супруги Агимбаевы — яркий пример интенсивного развития казахского танца на профессиональной сцене. Ими создан самобытный коллектив, в котором успешно решены задачи сохранения национальных танцевальных традиций, одновременно казахский танец представлен в динамике высокого профессионального мастерства и общепринятой исполнительской техники.
Второе свое рождение переживает Государственный ансамбль народного танца «Алтынай» (г. Талдыкорган). Руководитель ансамбля Т. Клышбаев, великолепный исполнитель, упорно работает над восстановлением богатейшего репертуара, созданного в свое время выдающимися балетмейстерами и знатоками казахского танца.
Развитие танцевального искусства в городе Есиле.
Мы попытались проследить развитие танцевального искусства в городе Есиле. Работая в архиве с подшивками газет, мы нашли упоминание о танцевальном коллективе в 1968, 70 годах ( см. Приложение № 7).
С 1973 по 1995 год при Есильском Доме культуре танцевальный кружок вела Матанцева Лидия Георгиевна (см. приложение № 8 ). Многие ученики Лидии Георгиевны пошли по её стопам – это и Тамара Бык, Наталья Варицкая, Динара Каленова (см. приложение № 9 ), Анна Барсегян. Мы встречались с двумя воспитанницами Матанцевой Л.Г. – Мшанацкая Наталья (1987 году вела танцевальный кружок в Доме пионеров), Храмушина Галина Николаевна – вела хореографию в СШ №1).
В 2005 году в Есильский Дом культуры пришла Билял Гаухар Булатовна (см приложение №. 10 ) Она организовала ансамбль «Бибірайлым. Неоднократно ансамбль становился лауреатом областных конкурсов.
У Гаухар Булатовны уже есть последователи. Одна из её учениц ведет танцевальный кружок в Детском доме. Нурболова Аккерке и Сулейменова Алия постоянно помогали Билял Г. Б. в обучении младших школьников.
В 2009 году в ДК ведут хореографию выпускницу Кокшетауского колледжа Калиева Данагуль Маратовна ( см. Приложение 11 ) и Тукеленова Асель Байгужановна
Глава II. Основные формы казахского народного танца
ТАНЕЦ - вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник Танца разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались - это привело к возникновению искусства Танца, являющегося одним из древнейших проявлений народного творчества
2.1. Особенности форм народной хореографии
А) Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма является непременным условием.
Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец. Изучение и запись русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается именно с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное - со сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете. чем тщательней изучен предмет, тем глубже, правдивей и художественней получится произведение. Таков извечный закон искусства. Следовательно, необходимо как можно больше записывать, снимать и фотографировать танцы, особенно манеры их исполнения, зарисовывать костюмы и т.д. Другими словами, собрать факты, которые можно было бы систематизировать и положить в основу изучения русского народного танца. Для этого мы сделаем сравнительный анализ существующих форм танцевального казахского народного творчества.
Классифицируяказахский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки.
2.1 Позиции рук и ног в казахском народном танце.
В казахском народном танце есть позиции рук (см приложение 12 )
1. Подготовительная
2. Сәлем
3. Қус канаты
4. Қаз мойын
5. Кошкармүйыз
6. Кереге
7. Сәндену
8. Сырға
В народном танце используется:
6 позиций ног классического танца -, II, III, IV, V. V I. (см приложение 13)
2.2 Описание движений казахского народного танца
1. Движение «Толкын». Волна
Движение называется «толкын» (см приложение 14), т. е. волна, поскольку она имеет мягкий, волнообразный хапактер, перекатывается как волна, причем корпус направляется то правым, то левым плечом вперед.
Исходное положение ног: 1-я позиция, Корпус прямой, повернут левым плечом впе-юед, голова направлена к левому плечу. Левая рука поднята вверх, кисть отогнута ладонью вверх, пальцами вправо, правая рука поднята в сторону, кисть прямая, направлена ладонью вниз.
Музыкальный размер: 3/4. Движение занимает два такта. 1-й такт раз
Шаг правой ногой вперед на полупальцы.
Левая рука опускается во 2-ю позицию, правая рука поднимается! чуть выше 2-й позиции (см. рис. 1). и Левая нога плотно подставляется сзади к правой ноге на полупальцы. Левая рука опускается ниже 2-й позиции. Правая рука поднимается выше, между 2-й и 3-й позициями.
два Шаг правой ногой вперед на полупальцы.
Корпус выравнивается. Правая рука поднимается в 3-ю позицию, кисть направлена ладонью вправо. Левая рука отводится назад до уровня талии, как в 3-м положении.
три Широкий шаг левой ногой вперед на всю ступню, колено присогнуто. Правая нога остается позади, вытянутая в колене, носком касаясь пола. Корпус поворачивается правым плечом вперед и сильно наклоняется вперед—налево по направлению к левой ноге. Правая рука в 3-й позиции, кисть отгибается ладонью вверх, пальцами влево.
2-й такт
раз Исполнитель переносит тяжесть тела на полупальцы правой ноги, левая нога остается впереди, касаясь носком пола. Корпус выпрямляется. Правая рука остается в 3-й позиции. Левая рука поднимается влево до уровня 2-й позиции, кисть направлена ладонью вниз.
и. Левая рука плотно подставляется спереди к правой ноге на полупальцы.
два Широкий шаг правой ногой назад на полупальцы.
Левая рука проводится через 2-ю позицию вверх, кисть направлена ладонью вниз. Правая рука опускается в сторону во 2-ю позицию, кисть отогнута ладонью вправо.
три Широкий шаг левой ногой назад на всю ступню, колено сгибается. Правая нога остается впереди, вытянутая в колене, касаясь носком пола. Корпус поворачивается левым плечом вперед и отклоняется назад—направо, голова направлена к правому плечу. Левая рука поднимается до 3-й позиции, кисть отгибается ладонью вверх. Правая рука отводится назад (см. рис. 2).
2.3 Движение рук. «Шаш сыйпау» (приглаживание волос).
«Сыйпау» в переводе значит — гладить, приглаживать, «шаш» значит — волос. В движении ' исполнительница как бы зачерпывает руками воду из ручья, затем смачивает этой водой косы справа и слева. (см приложение 15)
Исходное положение: исполнительница стоит на одном колене в положении «тажим».
Музыкальный размер: 3/4.
раз Исполнительница протягивает обе руки вниз вправо, как бы зачерпывая сложенными ладонями воду (см. рис. 1).
и Исполнительница, разводя локти в стороны, подводит кисти обеих рук к правому виску, ладонями к себе и проводит обеими руками по воображаемой косе сверху вниз, при этом кисть правой руки касается воображаемой косы ладонью, кисть левой руки находится под косой, касаясь ее тыльной стороной (см. рис. 2).
два Исполнительница как бы забрасывает конец косы одной рукой на другую, обводя кисти рук одну вокруг другой, а именно: кисть правой руки проводится вниз ближе к корпусу, ладонью «к себе», одновременно кисть левой руки проводится вверх дальше от корпуса, ладонью «от себя». Затем кисть левой руки поворачивается ладонью «к себе» и проводится вниз, ближе к корпусу, кисть правой руки поворачивается ладонью «от себя» и проводится вверх, дальше от корпуса.
и Вращение кистей продолжается по тому же принципу, а именно:
а) кисть левой руки поднимается вверх, ладонью «от себя», кисть правой руки опускается ладонью «к себе»;
б) кисть правой руки поднимается, кисть левой руки опускается;
в)кисть левой руки поднимается, кисть правой руки опускается (см.рис.3)
три Правая рука более широким круговым движением отводится вправо во 2-ю позицию. Левая рука проводится правее, кисть слегка отгибается. Обе руки в положении № 2 фиксируют кисть ладонью «от себя», пальцами вверх.
и Пауза.
На следующий такт девушка зачерпывает воду слева перед собой, затем подводит руки к левому виску, правая рука ближе к голове, чем левая, и движении повторяется в другом направлении
Движение № 9. «Камыр илеу»— раскатывание теста.
Название происходит от слова «камыр» тесто и «илеу»—выделывать, замесить. Движение напоминает раскатывание теста для лапши. (см приложение 16)
Исходное положение: исполнительница
стоит на колене правой ноги лицом к зрителю.
Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает десять тактов музыки.
1-й такт Исполнительница, наклоняя корпус вперед, вытягивает руки перед собой I на уровне груди, кисти, прямые в запястьях, направлены ладонями вниз, пальцы соединены (см,, рис. 1).
2-й такт Корпус выпрямляется, руки от локтя I до кисти, оставаясь на уровне груди, Iподтягиваются к корпусу, причем локти отводятся назад, кисти с ладонями, обращенными вниз, прикасаются сбоку к талии (см. рис. 2).
3-й такт Руки от локтя сначала поднимаются I дугообразным движением вверх, кисти направлены тыльной стороной одна I к другой, затем раскрываются в стороны, кисти, прямые в запястьях, направляются ладонями вверх, пальцами в стороны (см. рис. 3).
4-й такт Корпус отклоняется назад. Руки из 2-й позиции поднимаются в 3-ю позицию, причем кисти исполняют вращательное движение над головой ладонями вверх
5-й такт Корпус выпрямляется. Руки, оттягивая локти к талии, опускаются в то же положение, как во 2-м такте.
6-й такт Корпус наклоняется вперед, руки протягиваются вперед, как в 1-м такте.
1-й такт Корпус выпрямляется, руки подтягиваются к талии, как во 2-м такте.
8.й такт Руки раскрываются в стороны, как б 3-м такте.
9-й такт Корпус отклоняется назад, руки поднимаются в 3-ю позицию, как в 4-м
такте. «
10-й Корпус выпрямляется. Руки остаются 7.
в 3-й позиции. Правая рука, повернув направляются ладонями вверх, пальцами в стороны
4-й такт Корпус отклоняется назад. Руки из 2-й позиции поднимаются в 3-ю позицию, причем кисти исполняют вращательное движение над головой ладонями вверх
5-й такт Корпус выпрямляется. Руки, оттягивая локти к талии, опускаются в то же положение, как во 2-м такте.
6-й такт Корпус наклоняется вперед, руки протягиваются вперед, как в 1-м такте.
1-й такт Корпус выпрямляется, руки подтягиваются к талии, как во 2-м такте.
8.й такт Руки раскрываются в стороны, как б 3-м такте.
9-й такт Корпус отклоняется назад, руки поднимаются в 3-ю позицию, как в 4-м такте.
10-й Корпус выпрямляется. Руки остаются 7.
в 3-й позиции. Правая рука, повернув
кисть ладонью вниз, ударяет по ладо-
ни левой руки, направленной вверх ни левой руки, направленной вверх.
Мы предложили для разучивания несколько красивых движений.
Предлагаем вам также описание нескольких танцев для разучивания с детьми 6-8 лет. (см приложение 17)
Заключение
Казахский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы изучали казахский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует много учебников, методических пособий и художественной литературы о казахском народном танце. Как нам кажется в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Казахский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всему Казахстану по изучению особенностей казахского народного танца.
В ходе нашей творческой работы мы познакомились с историей развития казахского народного танца. Научились выполнять движения танца, познакомились с интересными людьми.
Мы думаем, что наши исследования могут пригодиться учителям в проведении классных часов, также могут быть использованы на уроках истории, познании мира и др.
Список используемой литературы
1. Абиров Д., Исмаилов А. Казахские народные танцы Алма-Ата «Өнер» 1983 –
112 с.- год
2. Акишев К. А., КушаевГ. А. Указ, соч., Алматы, 1963, с. 279.
3. Всеволодская-Голушкевич О. В. Баксы ойыны. Алматы, «Рауан», 1996.
4.Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ч. 5. Пер. с немец. Антоновского. СПб., Изд.-во Миллера К. В., 1776- 1777.
6. Максимова А. Г. Наскальные изображения ущелья Тамгалы. Вестник АН КазССР, 1959, № 9, с. 109- 110.
7.«Первый концерт» Хлебороб Приишимья 1970г. 3 декабря
8. «Руками золотыми назовут» Хлебороб Приишимья 1960 г. 30 ноября
19