Внеурочная деятельность по музыке. Работа над выученным репертуаром.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Урок № 18

Тема: «Работа над выученным репертуаром»

Данное занятие разработано для школьного, так называемого школьного хора. Школьный хор – это коллектив, в котором поют все девочки и мальчики 2 класса. Конечно, это создаёт определённые трудности в работе хорового коллектива, но и в то же время позволяет каждому участнику хора пройти индивидуальный творческий путь. Овладение вокально-хоровыми навыками, преодоление индивидуальных «невозможностей», получение нового круга знаний даёт возможность юным певцам по-настоящему понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. Ощутить себя артистом, способным донести музыку до слушателя, эмоционально взволновать его, заставить сопереживать исполнителю – такую возможность каждому хористу дают выступления хора.

Обучающиеся:   школьный хор (2 класс)

Тема занятия:  «Работа над выученным репертуаром»

Форма проведения:  коллективная.

Тип занятия:  хоровая репетиция

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель занятия:

- всестороннее развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на музыку.

Задачи:

обучающая:

- добиваться правильногозвукообразования

- вырабатывать правильное певческое дыхание

- добиваться активной артикуляции и чёткой дикции

- дать понятие о разнообразности музыкальных образов и настроений

- научить эмоционально, исполнять произведения, используя различные приемы (сценическое движение)

развивающая:

- создать условия для развития эмоциональной сферы

- развить творческую фантазию, воображение

- активизировать слуховое восприятие

- развивать чувство ритма

воспитывающая:

- воспитвать эмоциональное отношение к исполняемому произведению

- формировать навык коллективногомузицирования

- расширять музыкальный кругозор

Методы обучения: 

- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации

голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

- наглядный (слуховой и зрительный)

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка

исполнения)

- индуктивный

Методические приёмы:

-творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации

-применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный  опрос

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения

сопоставление песен, различных по характеру

- вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала

- представление « в уме» первого звука уже на дыхании вокализация песен на слог и

сольфеджио

- образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным

мышлением  обучающихся

Оборудование для организации занятия:

- фортепиано

- компьютер и диапроектор

- видеофрагмент из кинофильма «Волга-Волга»

- фонограмма песни «Молодёжная» И. Дунаевского

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. РАСПЕВАНИЕ

1. выстраивание унисона (с закрытым ртом от «до» по полутонам наверх)

2. распевка Глинки (закр. ртом, «у», «у-о») – звукообразование, дыхание

3.по полутонам наверх - точное интонирование, формирование гласных, дыхание на опоре

4.по полутонам наверх (от d-mollдоa-moll) - широкий квинтовый ход, дыхание на опоре, звукообразование

5. распевка по гамме (сольфеджио по полутонам наверх, подвижно, легко) – дикция, дыхание

II. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ «Бояре» (разучивание 2 куплета)

  1. Показ знакомой мелодии с новым текстом (текст на доске, дети пропевают про себя)

Добиваться кантиленности звучания, правильного звукообразования с опорой на дыхание, распределения дыхания на всю фразу, активной артикуляции и чёткого произношения согласных звуков. В исполнительском плане – яркие акценты на каждую сильную долю «да бессонный бубен глухо бьёт», subitopiano на слова «И тебе сегодня» и последующим небольшим crescendo.

ПРИПЕВ

В припеве – закрепление каждой партии (пропеваниеacapella и с аккомпанементом),

Пропеваниедвухголосия медленно с ферматами на унисонах, добиваясь красоты ансамблевого звучания и чёткости произнесения гласных. Исполнение припева в темпе с аккомпанементом.

Исполнение второго куплета целиком по тексту в темпе.

Разучивание по голосам (сначала альты, потом сопрано) по фразам. При пропевании в умеренном темпе добиваться кантиленности звучания, точно выстроенных терций и унисонов (можно останавливаться на ферматах), активной артикуляции и дикционной чёткости. Не позволять громкого, форсированного звучания, добиваться полётности, лёгкости звучания на pianoиmezzo-piano. В припеве медленно пропеть сложные широкие мелодические ходы, выстроив все интервалы, а при повторении «Точно небо высока ты» большее внимание уделить партии альтов и их попаданию в унисон. На этом занятии в начале работы над песней все задания выполнять в спокойном, умеренном темпе, чтобы в быстром темпе не потерять певучесть мелодии.

IV. РАБОТА НАД СЦЕНИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЕМ В ПЕСНЕ «Рождественская песенка»

Эта песня плясового характера, с задорным традиционным припевом. На момент проведения занятия партитура произведения уже выучена хористами. Чтобы характер песни в исполнении на концерте был ещё ярче, чтобы придать исполнению живость, шуточность, ироничность в припев включаются простые движения, не мешающие вокальной работе.

Включение движений в исполнение требует большой слаженности, естественности и уверенности в исполнении, а, следовательно, продолжительных репетиций, начало которым положено на этом занятии.


V. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

По завершении хорового занятия подводится его итог, в котором необходимо отметить успешно выполненные задачи, оценить работу хористов в целом и отличить особенно постаравшихся, определить задачи на следующую репетицию. Успешность проведённой репетиции должен показать эмоциональный, радостный, приподнятый настрой хористов.

3