Образ кота в русских сказках, пословицах, приметах.
[pic]
Кошка – удивительное животное, которое живёт рядом с человеком более пяти тысяч лет. Это гордое и независимое, но чуткое и отзывчивое на доброту существо. Именно поэтому кошка стала героем многих русских сказок, песенок, пословиц и поговорок.
[pic]
Например, Кот Котофеевич из русской народной сказки «Кот и Лиса».
[pic]
Сюжет сказки таков: жили-были дед да бабка, и был у них кот, старый правда, мышей уже не ловил, только место на печи занимал. Приказала бабка деду отнести кота в лес. Нечего делать деду, отнес он кота. Так бы и пропал Котофеевич в лесу, но тут его повстречала Лиса Патрикееевна. Кот назвался тигром и стал у Лисы жить. Вот и живут они вместе.
[pic]
Но захотели волк, медведь и заяц посмотреть на живого тигра по имени Кот Котофеевич. Пришли они с подарками под большой дуб и ждут Лису с Котом. А Котофеевич как увидел рыбу, набросился на нее и говорит: «Мяу-мяу!», а зверям слышится «Мало-мало!». Волк зашевелился в кустах, Кот подумал, что там мышь и прыгнул на волка. Медведь от страха залез на дерево, но и Котофеевич сиганул за ним, испугавшись волка в кустах. От такого грозного Кота Котофеевича звери еле ноги унесли.
А Лиса и Кот живут и радуются, что нашли друг друга.
[pic]
Не менее известны такие персонажи русских волшебных сказок, как Кот Баюн и Кот Ученый.
А.С. Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» упоминает Ученого Кота:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
[pic]
Кот Баюн — огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Обитает Кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.
[pic]
Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик» от глагола баять — «рассказывать, говорить», «баюкать, убаюкивать» в значении «усыплять».
Кот заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников. Того, кто засыпает, он убивает и съедает. Но тот, кто устоит перед его чарами и сможет добыть кота, тот найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Добыть кота – великий подвиг.
[pic]
Кот по древнему поверью связан с потусторонним миром, с миром снов и видений. Кот бережет малых деток и гонит прочь нечисть. Именно поэтому так много колыбельных песен о котах.
Вот одна из них, поэта Сергея Северного:
Ах ты котенька-коток!
Котя серенький хвосток,
Котя розовый носок,
Кот зелененький глазок -
Кот ты серый, Котонай!
Прыгни, котик, на шесток -
Там закрой ты свой глазок,
Спрячь ты розовый носок
Да свернись-ка ты в клубок...
Баю-баю почивай,
Кот ты серый, Котонай!
А вот русская народная колыбельная:
У кота ли, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Одеяльце хорошо,
У дитяти моего
Есть получше его.
У кота ли, у кота
Зановесочка чиста,
У мого ли у дитяти
Есть почище его,
Есть почище его
Да покраше его.
Русский народ, наблюдая за повадками и привычками кошек, сочинил множество примет.
Например: "Кошка умывается – гостей зазывает (намывает)", "Кошка на человеке тянется – к обнове", "Кота убить – семь лет ни в чем удачи не видать", "Кто кошек любит – будет жену любить", "Гордому кошка на грудь не вскочет".
[pic]
А еще почему-то в старину русские считали, что если кошка поест вареного гороху, то оглохнет.
При помощи кошек пытались предсказывать и погоду: "Кошка крепко спит – к теплу", "Кошка морду хоронит – к морозу или к ненастью", "Кошка скребет пол – на ветер, на метель", "Кошка стену дерет – к непогоде", "Кошка лежит брюхом вверх – к теплу", "Кошка моется, лижет лапу – к хорошей погоде", "Кошка лижет хвост, прячет голову – к ненастью".
[pic]
Еще в России с кошками связано много пословиц и поговорок: "Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе", "Стар кот, а масло любит", "Ложка не кошка, рта не оцарапает", "Не все коту масленица, будет и Великий Пост", "Рано пташка запела – как бы кошка не съела", «Кот за дверь, мыши в пляс» и другие.
[pic]
Кот – излюбленный персонаж басен. Доказательством тому может служить басня Сергея Михалкова «Кот и мыши»:
Кот Тимофей – открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
"Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался...
Уж ты меня, дружище, извини!"
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но... подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже!..
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
"Вот так, брат, и живем... – мурлыкал кот Василий, –
Обходимся, как видишь, без мышей!"
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!
[pic]
Итак, Кот, выступая в произведениях литературы как олицетворение уюта, тепла и покоя домашнего очага, как воплощение игривости, мудрости или коварства, заставляет нас задуматься о самих себе.
[pic]