Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» на основе программы по внеурочной деятельности Т. М. Рагозиной.
Продолжительность учебного года для учащихся 2 классов составляет 35 учебных недель. Таким образом, календарно – тематическое планирование составляет 35часов.
Программа предназначена для обучающихся 2 классов МАОУ «Лицей №36»
Срок реализации – 1 год
Программа разработана на основе Стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Цели программы:
— развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
— формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско- технологических, коммуникативных;
— создание условий для овладения обучающимися различны- ми видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна;
— развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Форма организации внеурочной деятельности: кружок.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров.
Во 2 классе организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Занятия расширяют конструкторско- технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения — взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника.
Мастерские игротеки, флористики, изонити, декупажа, бумагопластики, дизайна, мягкой игрушки, волшебной паутинки знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.
Для организации творческой деятельности мастерских предлагаются примерные объекты, которые являются для детей ориентиром в работе. Все объекты имеет определенную конструкцию, однако ее подробности ребенку не видны, их ему следует выявить путем мысленного анализа, в ходе которого необходимо выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, сравнить между собой, найти сходство и различия. Кроме анализа, обучающиеся самостоятельно планируют трудовые операции, определяют материалы, подбирают оборудование. В этой деятельности будут задействованы основные познавательные процессы и приемы умственной деятельности ребенка такие, как целенаправленное восприятие и про- извольное внимание, анализ, синтез, сравнение, память и др.
В программе многие объекты имеют различные варианты, которые схожи в главном: имеют общую конструкцию, но при этом отличаются в чем-то менее существенном. Как правило, сравнительный анализ вариантов позволяет понять, что именно в конструкции объекта является главным, существенным, а что менее важным; что изменяется в изделии с изменением главных конструктивных частей; что изменяется с изменением деталей. Такой анализ способствует развитию вариативности и гибкости мышления обучающихся, формированию универсальных учебных действий.
Работа в мастерской может быть организована учителем по заданным условиям. При таком способе организации занятий объект работы отсутствует, вместо этого обучающимся предлагается перечень условий (требований), которым должен удовлет- ворять изготавливаемый предмет. Руководствуясь сформулированными условиями, дети самостоятельно продумывают, какие именно детали и в каком количестве им следует использовать, как их расположить и соединить между собой. В процессе организации творческой деятельности учитель может включать в работу задачи на изменение или дополнение образца в соответствии с определенными требованиями. Например, дан образец ребристого шара, следует на его основе разработать фигурку зайчика, птички или цыпленка. Подход к работе детей в мастерской дизайна будет иным. Ученики должны учитывать основные правила дизайна: для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне; в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид; каждая вещь должна соответствовать общей обстановке, характеру и облику своего хозяина. Подобный подход будет применим и целесообразен при выполнении каждого задания. Например, изготовление упаковки предполагает учет того, для чего именно она предназначена: упаковка должна сочетаться с подарком по форме, размеру, декору. Такая работа постепенно позволяет вырабатывать у обучающихся правильное отношение к вещам, стремление избегать ненужной вычурности и бессмысленных излишеств. А значит, формирует истинное понимание дизайнерских правил, хороший эстетический вкус. Предлагаемый программой перечень объектов для организации творческой деятельности может быть изменен с учетом региональных особенностей, национальных традиций, наличия природных (искусственных, синтетических) материалов.
Основные формы работы в творческих мастерских — групповые и коллективные. Результат работы — создание тематических композиций, игрового материала, украшений для новогодних праздников, динамических моделей, кукольного театра и т.д. Продолжительность: в течение учебного года 1 ч в неделю.
Календарно-тематическое планирование занятий
Литература в помощь учителю
Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю. Пановой. — М., 2009.
Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.
Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997.
Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. — М., 2011.
Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Ральф Крумбахер. — Ярославль, 2010.
Черныш И. Поделки из природных материалов. — М., 1999.
Черныш И. Удивительная бумага. — М., 1998.