Рабочая программа по ИЗО (4класс, УМК Перспектива)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic] Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (2009 г.), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной программы начального общего образования (2012г.), ООП ООО МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», авторской программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой УМК «Перспектива»,

Для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе начального общего образования в 4 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа в год (1 час в неделю).


Обоснование выбора программы обучения

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.


Место и роль учебного предмета в системе образования

Программа является составной частью изучения курса «Изобразительное искусство». Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учётом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся класса.

Цели и задачи:



    • обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;

    • содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

    • способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);

    • содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

    • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;

    • способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Основные задачи программы:

    • расширение художественно-эстетического кругозора;

    • воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства;

    • приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

    • освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

    • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

    • освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства;


Программа предусматривает ключевые компетенции и способы их формирования:


Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


Формы организации образовательного процесса: классно-урочная. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Технология обучения: обучение в сотрудничестве, личностно- ориентированная технология, здоровьесберегающие технологии, проектные методы обучения.

Основными механизмами формирования умений и навыков следует считать формы организации учебной работы на уроке: парная, групповая, индивидуальная работа.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности четвероклассников , такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

Требования к уровню подготовки учащихся в 4 классе:


В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник должен:

Знать / понимать:

доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;

основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);


уметь:

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.


Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 4 в класса и специфики классного коллектива.

У многих учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Учебник. 4 класс.


Содержание программы.


Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла художника.

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявлении приёмов городецкой живописи и других школ народного мастерства.

Образ птицы-света в творчестве городецких мастеров конца ХIХ-ХХ вв. Разнообразие композиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюжете- 2 женские фигуры, 2 птицы, 2 всадника на коне «у дерева».

Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Особенности приёмов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художественная ценность обыденных предметов из дерева, украшенных городецкой росписью.

Представление народа о красоте человека (внещней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета.

Жанр пейзажа. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просторов, стремительности продвижения облаков по небу.

Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду.

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

Жанр портрета. Средства художественной выразительности в групповом семейном портрете.

Книжная графика. Выразительные средства в создании художественного образа в иллюстрации к сказке.

Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

Роль цвета в произведениях изобразительного искусства, посвящённых подготовке к новогоднему празднику и встрече Нового года.

История авторской открытки. Конструкция современных новогодних открыток.

Образы природы и человека в живописи. Пейзажи разных географических широт. Художественные приёмы, которыми художники передают причудливость заснеженных деревьев и заиндевевших веток.

Жанр натюрморта. Старинные и современные предметы в жизни человека и искусстве.

Образ защитника Отечества. Герои Бородинского сражения в искусстве. Средства художественной выразительности, использованные художниками в произведениях для передачи черт отваги, мужества, стойкости воинов, их преданности Родине и верности своему воинскому долгу.

Злободневность тем лубка. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Природная стихия – вода, раскрытие её роли в жизни человека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его графического, цветового и композиционного решения.

Средства выразительности в передаче художниками весеннего состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России (колористическая гамма, состояние освещённости, уровень линии горизонта).

Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций.

Медальерное искусство.

Особенности орнаментов народов России и мира. Выразительные средства орнаментальной композиции (ритм, симметрия, цвет, фактура).


Формой промежуточной аттестации является тестирование.

Критерии оценивания:

Оценка "5"

  • учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.


Оценка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

  • гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.


Оценка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.


Оценка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания: основные вопросы и понятия

Характеристика учебной деятельности

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты


Дата проведения

личностные

предметные

метапредметные

план

факт

Восхитись вечно живым миром красоты (11 часов)


1

Целый мир от красоты.

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно

1

Восприятие произведений живописцев

А. Куинджи,

Л. Бродской,

З. Серебряковой, графика

М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в., запечатлевших красоту окружающего человека мира. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств

общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи.

Рассматривать произведения мастеров декоративно- прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное.

Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе.

Текущий


СР

-формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

-организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой.

Познавательные:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;


Регулятивные:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

6.09


2

Древо жизни – символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

1

Восприятие символических и реалистических изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина,

А. Саврасова и современного графика

А. Мунхалова, в гобелене

С. Гавина

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве.

Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы.

Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации.

Текущий

СР

-верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше);




3

Мой край родной. Моя земля.

Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет.

1

Восприятие произведений выдающихся художников XIX—XX вв.

Ф. Васильева,

И. Шишкина,

А. Саврасова,

И. Левитана,

Н. Ромадина,

И. Билибина и современного художника

А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах.

Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж.

Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева»

Текущий


Викторина

рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

- правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше);




4

Цветущее дерево – символ жизни.

Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.

1

Восприятие произведений народных и

современных мастеров городецкой росписи. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами.

Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.

Текущий

СР

-формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России.



5

Птица – символ света, счастья и добра.

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита.

1

Восприятие образа птицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX— XX вв. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёх частной композиции в городецкой росписи прялочного донца.

Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи.

Текущий


СР

Тест

-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России



6

Конь – символ солнца, плодородия и добра.

Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита.

1

Восприятие образов вороного коня и всадника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика

Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества.

Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.

Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка.

Текущий

СР

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;




7

Связь поколений в традициях Городца.

Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.

1

Восприятие произведений мастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции старейших мастеров городецкой росписи

И. Мазина,

Ф. Красноярова.

Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.

Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях.

Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй).

Текущий


Проект

-формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

-использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России



8

Знатна Русская земля мастерами и талантами..

1

Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского,

В. Васнецова,

В. Сурикова и современных художников

Г. Васько,

П. Павлова, запечатлевших в своих работах образы творческих людей.

Образ современника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.

Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота.

Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения.

Текущий


СР

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;




9

Вольный ветер – дыхание земли.

1

Восприятие пейзажей живописцев XIX— XX вв.

А. Куинджи,

Н. Крымова,

А. Ткачёва,

Э. Браговского,

Е. Винокурова и графика

В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба.

Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы.

Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.

Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром.

Текущий


СР

-верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше);



10

Движение – жизни течение.

1

Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки,

М. Сарьяна,

И. Глазунова,

Б. Домашникова, графики А. Пахомова,

В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха

Образы природы и человека в живописи.

Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду.

Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства.

Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при- роде или её ритмов и изменений.

Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении.

Текущий


Викторина

-Верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше)



11

Осенние метаморфозы.

1

Восприятие произведений живописцев С. Жуковского,

А. и С. Ткачёвых, графика И. Воробьёва и поэтического произведения, посвящённых разным состояниям осени. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа.

Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей.

Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа.

Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники.

Текущий


СР

-верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше)



Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 часов).

12

Родословное дерево – древо жизни, историческая память, связь поколений.

1

Восприятие произведений живописцев XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского,

И. Симонова,

Ю. Кугача, отобразивших в своём творчестве разные моменты из жизни семьи.


Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами. Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими.

Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной».

Текущий


Проект

-формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;


Регулятивные:

выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.


Познавательные:

построение рассуждений и

осуществления поиска необходимой информации при создании несложных

новогодних украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы); выделить и

выделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.


Коммуникативные:

- адекватно использовать речь для планирования своей деятельности;

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;



13

Двенадцать братьев друг за другом бродят…

1

Восприятие сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» и произведений живописца

К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского.

Уважительное отношение к своей родословной. Красота и гармония общения с людьми старшего поколения. Средства художественной выразительности в групповом семейном портрете.

Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду.

Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафт ном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей),

прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре.

Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».


Текущий

СР

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;




14

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди.

1

Восприятие произведений художников, создавших сказочные сюжеты: И. Билибина,

В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха гравюры XVI в.


Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства.

Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости от содержания выбранных сюжетов.

Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле.

Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора.


Текущий


СР

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;




15

Новогоднее настроение.

1

Восприятие произведений художников А. Ставровского,

П. Парухнова,

О. Богаевской, посвящённых празднованию Нового года.

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в сооветствии с поставленными задачами.

Эмоциональные возможности цвета.

Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах.

Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

Текущий


Тест

-формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

-верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше);



16

Твои новогодние поздравления.

1

Рождественские открытки разных лет.

Искусство вокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделирования в жизни человека.

История авторской открытки. Содержание и выразительные художественные средства новогодней открытки.

Рассматривать поздравительную открытку как

про изведение графического искусства малых форм.

Рассказывать об основных элементах и атрибутах

поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток.

Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму.

Текущий


Проект

-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;




17

Зимние фантазии.

1

Восприятие живописных произведений

А. Саврасова,

Э. Грабаря,

Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящённых зимней природе; стихотворений русских поэтов.. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт.

Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве.

Текущий


СР

-верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше);



18

Зимние картины.

1

Восприятие произведений изобразительного искусства современных художников

В. Калиничевой,

В. Курчевского, поэзии и музыки.

Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.

Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения. Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников.

Текущий


СР

-верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше);




19

Ожившие вещи.

1

Восприятие предметного мира в произведениях живописцев XX в. К. Петрова- Водкина,

П. Кончаловского, И. Машкова,

А. Васильева,

В. Эльконина и современных графиков

М. Андреева,

М. Ромадина.. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта.

Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю.

Текущий


Тест

- распознавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа;

-самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке.



20

Выразительность формы предметов.

1

Восприятие реалистических и декоративных натюрмортов профессиональных художников И. Машкова, Е. Романовой.

Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём

Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их. Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста.

Текущий


СР

-формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; -использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;




21

Русское поле. Бородино.

1

Восприятие произведений портретного и батального жанров в искусстве.

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета.

Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия батальный жанр.

Текущий


СР

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических композициях с учётом замысла;

-создавать средствами живописи образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;




22

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

1

Восприятие произведений художников В. Верещагина,

Ф. Рубо, посвящённых действующей армии и партизанскому движению в период войны 1812 г., и стихотворения

М. Лермонтова «Бородино». Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие

Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо.

Называть главных героев батальных композиций, их действия, детали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин.

Текущий


СР

Викторина

-самостоятельно выполнять эскиз; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета и насыщенности оттенков.

Познавательные:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;


Регулятивные:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.



23

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

1

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рассматривать произведения народного декоративно- прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Текущий


СР

-самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;



24,

25

Народная расписная картинка-лубок.

2

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России)

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Текущий


СР


Викторина

-понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа.



Восхитись созидательными силами природы и человека (9 часов).

26

Вода – живительная стихия.

1

Восприятие произведений живописцев XIX—XX вв. И. Айвазовского, П. Петровичева, Е. Востокова, графиков Т. Лящука, К. Пюсса, народного мастера В. Денисова из Холуя.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие.

Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых

отображена живительная сила природной стихии — воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате.

Текущий


СР

-формирование духовных и эстетических потребностей;

- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так  и других людей;

-самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции;

--учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

-применять основные средства художественной выразительности в рисунке

Познавательные:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;


Регулятивные:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.



27

Повернись к мирозданию.

Проект экологического плаката в технике

коллажа.

1

Восприятие произведений отечественных художников-плакатистов

Г. Серебрякова,

Н. Чарухина,

В. Говоркова. Искусство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

























Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката.

Рассматривать разные варианты композиций

плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов. Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж.

Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке.


Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью.

Текущий


Проект



-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;



28,

29

Русский мотив.

2

Восприятие произведений русских художников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Саврасова, Б. Домашникова,

их колорит в передаче примет весны.

Пейзажи родной природы. Продолжение

знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

Текущий


СР

-Верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции,

общее строение и цвет предметов;

-правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости

от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности

изображения ближних и дальних предметов (ближе – крупнее и ниже, дальше –

мельче и выше);




30

Всенародный праздник – День Победы.

1

Представления народа о красоте человека

(внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с

основами художественной грамоты:

композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.

Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о

героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы.

Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство.

Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину- победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества.

Текущий


Викторина

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;




31

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют».

1

Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.

Текущий


СР

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;




32

33

34

Орнаментальный образ в веках.

3

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах

природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно- прикладного искусства народов России).

Учиться поэтическому видению мира.


Рассматривать произведения мастеров народного и декоративно-прикладного искусства разных регионов России, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др.

Текущий


СР


Тест


викторина

-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;